Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение умственной работоспособности по Зейгарник




Чаще всего нарушение умственной работоспособности наблюдается у следующих больных: эпилепсия и сосудистые заболевания ГМ.

В ходе трудовой экспертизы вышеперечесленных больных обнаружены некоторые факторы, которые снижали общую работоспособность этих больных, а именно:

· сужение объёма внимания

· невозможность одновременного учёта нескольких воздействий окружающей среды.

При этом больные сохраняли в основном навыки и умения, необходимые для однократных умственных операций. Этот факт и послужил тому, чтобы исследовать их умственную работоспособность.

Приобретённые в прошлой жизнедеятельности больные навыки, их интеллект остаётся часто сохранным, но, тем не менее, больные не в состоянии выполнить умственные операции, задания, требующие длительных и устойчивых усилий. При выполнении методик «10 слов» кривая запоминания носит ломаный характер. И при выполнении счёта по Крепелину носит ломаный характер кривая допущенных ошибок. При выполнении методики Шульте больным требовалось больше времени для завершения всех 5 таблиц, длительность поискового действия также увеличивалась. Из этого следует, что уровень психических процессов этих больных носил прерывистый характер, наблюдалась неустойчивость динамики психических процессов, что, по мнению учёных, было связано с колебанием коркового тонуса. Это приводит к одной из форм нарушения интеллектуальной деятельности, которая характеризуется непоследовательностью суждений – один из показателей нарушения работоспособности. Непоследовательность суждений заключается в неустойчивость уровня выполнения задания. Сам уровень обобщения в основном не был снижен, так как больные правильно усваивали инструкцию, хорошо анализировали и синтезировали материал, правильно понимали переносный смысл пословиц и поговорок, но характер суждений этих больных был неустойчивым. Выполняя задания, больные, в процессе выполнения не могли удерживать правильный способ действия в течение длительного времени. Правильные способы выполнения заданий чередовались с ошибочными. Так больные при выполнении методики классификации предметов демонстрировали решение ситуационного характера где необходимо было применять обобщение. Например, правильно выделяя группу растений, тут же отделяли цветок, к которому присоединяли жука (жука всегда можно увидеть на этих цветах). На замечания экспериментатора убирали жука из группы растений и присоединяли к группе животных. У других больных ошибочные действия вызывались их забывчивостью. Выполняя методику «Классификация предметов» организовывали сразу 2 группы животных, при замечании они эти группы присоединяли, объясняя ошибку забывчивостью. Часто правильное выполнение задания прерывалось неожиданными колебаниями со стороны эмоциональной сферы больного.

Колебаниями умственной работоспособности в итоге приводили к неправильному выполнению задач и к ложным суждениям.

Ошибки мышления данного контингента больных возникали потому, что отдельные правильные суждения не доводились до конца, обрывались, отдельные этапы забывались. И как следствие, не формировалась цепь рассуждений. Перечисленные нарушения не говорят о том, что у больных нарушена система понятий. Просто у этих больных нарушения носят динамичный характер: больные правильно намечают ход суждения и действуют в рамках программы, но, к сожалению, не в состоянии прочно удержать её. Важно отметить, что колебания умственно работоспособности выявлялись не при всех экспериментальных заданиях, они могли не проявляться при выполнении достаточно сложных, но одноактных заданий и проявляться при выполнении многоактных или многозвеньевых задач, требующих учёта и удержания нескольких признаков. Если степень заболевания выражена недостаточно ярко, то описанная непоследовательность суждений поддаётся корректировке. Особенно ярко колебания уровня работоспособности видны при выполнении методик простые и сложные аналогии, где необходимо длительно удерживать направленность мысли, постоянно дифференцировать правильные и неправильные связи.

Нарушение уровня умственной работоспособности – это очень серьёзный симптомокомплекс, на который обращается внимание при трудовой экспертизе этих больных. Поскольку именно колебания умственной работоспособности приводит к тому, что одни и те же больные то кажутся неполноценными, то производят впечатление людей, действия которых лишены целенаправленности. Такие колебания умственной работоспособности страшны тем, что они приводят к быстрому нарастанию истощения психических процессов больных. У здоровых людей тоже может быть истощение психических процессов и утомление, последствий болезни. Но истощаемость у здоровых людей проявляется в том, что они выполняют задания медленно, но правильно. А истощаемость психически больных людей характеризуется тем, что у них изменено само качество выполнения умственных операций. У некоторых больных колебания умственной работоспособности могут возникнуть в следствие тенденции к чрезмерному опосредованию. Поэтому повышенное стремление опосредовать и корректировать свои действия затрудняли выполнение умственной деятельности, придавали ей характер прерывистости.

 

30.10.13.

Патопсихолог нацелен на изучение личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.