КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы гносеологии
Гносеологическую проблематику в античности поднял Гераклит. Его считают родоначальником стихийной диалектики. Образование мира (космоса) происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. Гераклит провозглашал: «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Он же подметил единство и борьбу противоположностей, говоря: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». На этой основе устанавливается гармония мира. Ксенофана считают скептиком. Он первым определил: ничего нельзя знать достоверно! «Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!» Невозможность познания движения и времени развивал в своих апориях Зенон. Апория – это отсутствие выхода, тупик, непреодолимая трудность. Среди них известны «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела», «Стадион». Апория «Дихотомия» состоит в следующем: предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен сначала пройти ее половину и так до бесконечности. Атомисты утверждали, что человек – это скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа – это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. В связи с этим, Демокрит развивал «теорию истечения». Согласно ей, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий – мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. В 5 в. до н.э. в Греции в классическом виде получила свое развитие демократия, когда большое значение имело ораторское искусство. В этих условиях стали выдвигаться софисты. Они обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Они настаивали на относительности всякой мысли и были в данном случае релятивистами. Ученик софистов, Сократ выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Поставив в центр своей философии знаменитое изречение: «Познай самого себя!», Сократ основополагающей способностью человека признал разум, мышление. Только разум может дать высшее знание. Но человек не может получить его в готовом виде, и Сократ разработал метод познания – майэвтика. Исходным началом метода является ирония. Сократ при помощи вопросов запутывал своего собеседника и побуждал у него сомнение в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю»), а затем приглашал его к рассуждению, выработке своей собственной позиции. Гносеология Платона связана с мифом «Пещера». Согласно ему, любой человек познает сущность идей неполно, как человек, закованный в цепи в пещере и имеющий возможность видеть только тени действительных событий, отражающихся на стене этой пещеры. В связи с этим Платон выделяет 4 ступени познания: 1. Знание, дающее простые образы. 2. Знание, соотносящее эти образы с чувственными предметами, которое дает веру в существование вещей.
чувственное знание,
3.
4. Ноэсис (познание, соединяющее мир идей и мир вещей в одно целое).
Гносеология Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений. Разум усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. В эллинистическо-римский период вопросы теории познания отошли на второй план. Эпикур считал, что познание начинается с ощущений, которые возможны благодаря истечению с тал атомов и их проникновению в душу человека. Разум не в состоянии привнести в ощущения что-либо от себя. Но человек, не в первый раз испытывая ощущения, способен их предвосхищать. Однако на этом пути возможны ложные мнения, которые рассеиваются, не получая подтверждений в ощущениях. Стоики продолжили развитие логики, считая ее способной оградить человека от заблуждений и обеспечить условия достижения истины. Скептики считали, что всякое познание недостоверно и высшей степени относительно. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. Относительны и условия познания, ведь люди различаются и по образованию, и по характерному для них чувственному и рациональному опыту.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |