Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства общения

Приемы повышения эффективности общения

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.

Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение к партнеру.

Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я – ваш друг». А друг – это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем собеседника. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение.

Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

 

Если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. Посмотрите внимательно, разве мало вокруг таких людей?

 

Выделяют вербальные, невербальные и паралингвистические средства общения. Вербальные – это речь в ее разных формах. Невербальные – это телодвижения, внешность, мимика, жесты. Паралингвистические или голосовые сигналы – это тон и высота голоса, интонации, громкость, тембр речи, использование пауз, четкость дикции, акцент.

Большинство людей полагают, что слова играют решающую роль в процессе межличностного общения. Между тем на нас гораздо большее воздействие оказывает то, как кто-либо выглядит и ведет себя, чем что он (она) говорит. Согласно данным профессора А.Маграбяна, на 55% впечатление, которое мы производим, определяется тем, что люди видят, на 38% - тем, как мы говорим и только на 7% - тем, что мы говорим. Язык слов сочетается с языком поз, мимики, пауз и интонаций.

В 1871 г. Ч.Дарвин высказал предположение, что определенные лицевые экспрессии являются врожденными. Это подтверждается современными исследованиями. Представители различных национальностей, испытывая определенные эмоции, такие как страх, отвращение, удивление, гнев, радость, печаль и др., проявляют одинаковые лицевые экспрессии.

Способностью «считывать» невербальные сигналы обладают все люди.

Это происходит в доли секунды на подсознательном уровне. Часто то, что человек хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение лица. Несоответствие невербального поведения и произносимых слов настораживает собеседника. В отличие от речи мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы. Знающий язык жестов и поз «читает» собеседника, получая дополнительную информацию.

У разных народов значение большинства жестов и выражений лица совпадает. Однако у представителей различных культур могут возникнуть трудности при общении, так как одни и те же жесты имеют не одинаковое значение. Например, в США сведенные в кружок указательный и большой пальцы означают, что все в порядке. Японец при виде этого жеста подумает, что речь идет о деньгах, а житель Мальты – что кто-то навеселе.

 

Позы и жесты

Жесты используются человеком для передачи информации. Определенные движения головы показывают согласие или отрицание, рук – приветствие или прощание.

Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между людьми. Когда собеседник наклоняется к нам во время беседы, эта поза говорит о внимании. Обычно легко говорить с теми, кто принимает непринужденную позу. Если ваш собеседник симпатизирует вам, то он стоит рядом или сидит к вам вполоборота, может быть, положив ногу на ногу, причем, та нога, которая ближе к вам, окажется снизу. Если собеседник сидя, закидывает ногу на ногу в противоположном от вас направлении, это является сигналом эмоционального отступления.

Женщины, разговаривая, склоняются в сторону приятного им собеседника. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы избегают этой позы. Арабы наклоняют голову вперед.

Скрещенные на груди руки и скрещенные ноги демонстрируют неприятие другого человека или сообщаемой им информации, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, доверие. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Кивание головой во время разговора не всегда означает согласие, оно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать. Кивки головой действуют на человека одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Человек производит впечатление уверенного в себе, когда смотрит и держится прямо. Походка человека, то, как он двигается, сидит отражает самооценку человека, его состояние.

Открытость выражают развернутые навстречу собеседнику руки, ладони открыты вперед. Другой характерный жест, показывающий ваше дружелюбие и готовность к сотрудничеству - расстегнутый пиджак, куртка. Когда люди сидит, расстегнув пиджаки, не скрещивая рук и ног, наклонившись к партнеру, это говорит о том, что они интересны друг другу.

В состоянии тревоги, неуверенности людям свойственны следующие жесты самоподдержки: поглаживания самого себя, стремление «обнять» себя руками или обгрызание ногтей, конца авторучки. Когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара, или отдергивается, как от ожога. Этот жест маскируется тем, что рука кладется на заднюю часть шеи или поглаживает ее. Женщины обычно сочетают этот жест с поправлением прически.

Когда человек рукой прикрывает рот либо почесывает нос - это жест сомнения либо неуверенности в себе. Поставленные на стол локти, образующие пирамиду, вершина которой – кисти рук – прикрывает рот, показывают, что ваш собеседник скрывает свои намерения.

Обычный жест самоконтроля – это руки, сведенные за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными эмоциями – скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стили общения. Общение складывается из отдельных действий или поступков его участников, поэтому их личностные особенности оказывают влияние на весь процесс | Невербальные проявления аффилиации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.