Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные пособия: общая характеристика, пособия по временной нетрудоспособности и по безработице

Техника безопасности

 

Используемые в производстве фурановых смол фурфурол, фурфуриловый спирт и ацетон являются токсичными веществами, особенно фурфурол, который раздра­жает слизистые оболочки, возбуждает нервную систему и при длительном вдыхании вызывает общие нервные расстройства. Наиболее пожаро- и взрывоопасным среди них является ацетон.Фурановые смолы в неотвержденном состоянии — вязкие жидкости или твердые вещества — при попадании на кожу могут вызвать дерматиты. В отвержденном состо­янии — это инертные вещества, но их не применяют для изготовления изделий, со­прикасающихся с кожей человека.

Работа с фурфуролом, фуриловым спиртом и ацетоном производится только в хорошо вентилируемых помещениях при обязательном использовании защитных средств (очки, резиновые перчатки, противогазы). При попадании на кожу поражен­ный участок промывают струей воды. Смолы снимаются марлевым или ватным там­поном, смоченным спиртом, после чего промывают водой с мылом и смазывают вазе­лином. Лучше всего перед работой на руки наносить специальные защитные кремы.

Для тушения горящих мономеров и смол следует применять только распыленную воду, воздушно-механическую пену, химическую пену.

(Лекция – 8 часов)

Вопросы:

1. Понятие и виды пособий

2. Классификация пособий и методы определения их размеров

3. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности

4. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия

5. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выдачу пособий по временной нетрудоспособности

6. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления

7. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления

Понятие пособий и их виды. В нашей стране пособия зародились вместе с пенсиями в недрах государственного социального страхования, введенного для наемных работников (вторая половина 20-х годов XX в.). Постепенно система пособий охватила другие категории граждан, для их выплаты стали привлекаться средства не только государственного социального страхования, но и государственного бюджета, централизованного фонда социального обеспечения колхозников.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособие по безработице, ряд компенсационных выплат. В то же время отдельные пособия перестали существовать как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. К ним относятся, в частности, пособия многодетным и одиноким матерям.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат, исчезновение старых их видов обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения и во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется ныне на основании Федеральных законов, законов субъектов федерации. Это соответствует Конституции РФ, согласно которой социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности: в данном случае применяются пока акты советского периода.

Социальное пособие, как и пенсия, является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальное пособие и пенсия различаются главным образом по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождения ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, что уже неоднократно подчеркивалось, подчас единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Некоторые основания для обеспечения граждан соответствующими пособиями предусмотрены Конституцией РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей (п. 1 ст. 39), под защитой государства находится материнство (ч. 1 ст. 38), каждый имеет право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37). В то же время в Конституции указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение,..и в иных случаях, установленных законом» (п. 1 ст. 39). Такие случаи — рождение ребенка, смерть члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице и др.

С учетом сказанного можно дать следующее определение. Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

2. Классификация пособий и методы определения их размеров. Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления.

Одним из них является классификация социальных пособий по их целевому назначению. В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых — оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств. К числу первых относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице, а к числу вторых — пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка.

Другим критерием классификации социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц. Единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; их размеры определяются в твердой сумме и выплачиваются они единовременно. Иногда выделяют периодические пособия; они устанавливаются на определенный период — период временной нетрудоспособности и т.д.

Вполне правомерна классификация социальных пособий и по ряду иных критериев. В зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия, различают, например, пособия, выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований. В зависимости от контингента граждан - получателей пособий различают, к примеру, пособия для всех и пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения. Так, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, а такое же пособие гражданам, проходящим военную и некоторую другую службу, за счет бюджетных ассигнований; пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка — пособия для всех, а пособие по беременности и родам — для женщин, работающих по найму и проходящих определенную службу (военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.).

Для учебных целей представляется целесообразной классификация пособий по смешанным критериям; по видам пособий и их целевому предназначению и значимости. По первому критерию выделяются пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице, а по второму - пособия, иные денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством. В таком порядке мы их и рассмотрим.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам. Первое правило касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Второе правило предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия, и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20% либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Помимо социальных пособий граждане получают различные компенсационные выплаты, некоторые из них предназначены детям и семьям с детьми.

Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. До 1 января 2001 г. в качестве социального стандарта использовался размер минимальной заработной платы. Он тогда был ниже прожиточного минимума, подсчитанного по самым низким оценкам, более чем в 10 раз, и превратился в своеобразный расчетный показатель, снижающий реальный уровень социальных выплат. Потребительская ценность пособий и компенсационных выплат, исчисляемых на основе законсервированного и крайне низкого минимального размера оплаты труда, в условиях постоянного роста цен на товары и услуги постоянно снижалась. Кроме того, соизмерение их размеров с этим социальным стандартом явилось тормозом для повышения самой минимальной оплаты труда, в связи с чем было принято решение о переориентации при определении размера социальных выплат с данного социального стандарта на другой.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно, исходя из величины прожиточной) минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Пособие по временной нетрудоспособности

3. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора, и в связи с этим подлежат обязательному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, члены старательских артелей, члены различных кооперативов, осужденные к лишению свободы, привлекаемые к оплачиваемому труду. Пособие выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием. На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75%) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.

Особенности в обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности отдельных категорий граждан предусмотрены Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В части суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда, выплата производится за счет средств работодателей.

Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата указанным выше лицам осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актам о пособиях о пособиях по обязательному социальному страхованию.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. также предусматривает, что работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования страховые взнос на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ для соответствующих категорий плательщиков. В таких случаях выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования.

Иные условия закон предусматривает для адвокатов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, которые вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования по тарифу в размере 3,5% налоговой базы. Право на получение пособия по обязательному социальному страхованию эти лица приобретают т при условии уплаты ими страховых взносов в течение шести месяцев.

Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие по временной нетрудоспособности безработным рассматривается особо, вместе с пособием по безработице.

Пособие по временной нетрудоспособности —первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале XX в.

В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохрилась практически без изменений и в Российской Федерации после расчленения СССР. Условия назначения данного пособия, определение его размеров, порядок выплаты регулируются Постановлением Совета Министров СССР и и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. Им утверждены Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. В его развитие Президиум ВЦСПС 12 ноября 1984 г. утвердил Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, нормы которого с последующими изменениями и дополнениями применяются до настоящего времени и, очевидно, будут действовать до принятия соответствующего российского закона.

Право на получение пособия имеют все граждане, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы, включая и время испытания. Периодом работы считается все то время, в течение которого работник состоит в трудовом правоотношении, — с первого дня фактического начала работы и по день увольнения включительно. Днем увольнения признается последний день работы, за который начислена заработная плата. В порядке исключения из общего правила пособие выдается, когда нетрудоспособность наступила до начала работы или после увольнения, в следующих случаях.

При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы, но в пути к месту работы пособие выдается: если работник за время следования к месту работы имел право на заработную плату, суточные или оплату расходов по переезду; если работник направлен на работу в установленном порядке после окончания начального, среднего или высшего профессионального учебного заведения, аспирантуры или клинической ординатуры. В указанных случаях пособие выдается с того дня, с которого работник должен был приступить к работе.

При наступлении временной нетрудоспособности после увольнения пособие выдается, если: нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения; увольнение обусловлено уважительными причинами и временная нетрудоспособность продолжалась свыше календарного месяца. К числу уважительных причин относится и увольнение по собственному желанию, например в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи, в связи с переездом в другую местность, болезнью самого работника, зачислением его в учебное заведение и т.д. Причина увольнения по собственному желанию признается всегда уважительной у инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащихся — 18) лет.

Право на пособие предоставлено также бывшим военнослужащим, проходившим службу по призыву, заболевшим в течение месячного срока после увольнения с военной службы.

Установлен ли срок обращения за пособием? Да, действующие правила предусматривают, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков. При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано в исключительных случаях исполнительными органами Фонда социального страхования РФ.

Пособие не выдается: при умышленном причинении вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей (ранее выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке); при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением; при временной нетрудоспособности вследствие травм, полученных при совершении преступления; за время принудительного лечения по определению суда (кроме психически больных); за время нахождения под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы.

Наряду с рассмотренными случаями, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается, законодательство предусматривает ряд обстоятельств, при которых работник лишается пособия.

Пособия лишаются работники, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности; нарушающие режим, установленный для них врачом; не являющиеся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в БМСЭ. Во всех названных случаях работники лишаются пособия с того дня, когда ими было допущено соответствующее нарушение, и на срок, устанавливаемый органом, назначающим и выплачивающим пособие.

2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности. В России сложилась развитая система обеспечения работающих пособием по временной нетрудоспособности — предусмотрены пять оснований для этого: болезнь (травма); санаторно-курортное лечение; уход за больным членом семьи; карантин; протезирование.

Пособие по болезни (травме) выдается, как правило, с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления учреждением медико-социальной экспертизы инвалидности, даже если в это время работник уволен.

В России не установлен, следовательно, так называемый «выжидательный» срок, когда пособие не выдается за несколько первых дней временной нетрудоспособности, обычно за 1—3 дня, а иногда и более (до 6 дней). Выжидательный срок характерен для многих стран со сравнительно высокой оплатой труда. Невыплата пособия за небольшой срок в этих странах существенно не отражается на жизненном уровне заболевшего и его семьи.

Однако в некоторых случаях пособие выдается у нас не за весь период временной нетрудоспособности. При наступлении временной нетрудоспособности в результате бытовой травмы пособие выдается, начиная лишь с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам. Законодательство не дает понятия бытовой травмы. На практике к ней относится повреждение здоровья в результате несчастного случая, происшедшего при иных обстоятельствах, чем те, при которых повреждение здоровья считается трудовым увечьем.

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие операции по искусственному прерыванию беременности пособие выдается за первые три дня временной нетрудоспособности. Начиная с четвертого дня выплата пособия продлевается, если операция произведена по медицинским показаниям или произошел самопроизвольный аборт, а также всем женщинам, среднемесячный заработок которых за два предшествующих календарных месяца не превысил установленного федеральным законом минимального размера. Всем остальным женщинам выплата пособия возобновляется, начиная лишь с одиннадцатого дня временной нетрудоспособности в связи с данной операцией.

Временным и сезонным работникам, нетрудоспособность которых наступила не вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается не более чем за 75 календарных дней.

Пособие работающим инвалидам, кроме случаев, когда временная нетрудоспособность наступила у них вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Если причина нетрудоспособности — трудовое увечье либо профессиональное заболевание, то пособие выдается на общих основаниях — до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности.

Иные правила установлены для работающих инвалидов, если их временная нетрудоспособность наступила в связи с заболеванием туберкулезом.

Пособие выдается им до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом, но не дольше 10 месяцев подряд и не более 12 месяцев в общей сложности в течение двух календарных лет. Данное правило применяется при выплате пособия инвалидам, которые признаны таковыми не в связи с заболеванием туберкулезом. Инвалидам вследствие заболевания туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности при обострении этого заболевания выдается, как и другим работающим инвалидам, не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в общей сложности в календарном году.

Трудовым законодательством предусмотрено предоставление ежегодных отпусков, дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, кратковременных отпусков без сохранения заработной платы. Как решается вопрос о выплате пособия по временной нетрудоспособности, если работник заболел в период этих отпусков? При наступлении временной нетрудоспособности в период пребывания в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни болезни, а отпуск подлежит продлению или перенесению на другое время. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если временная нетрудоспособность продолжается и после окончания такого отпуска, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе. Так же решается вопрос о выплате пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период учебного отпуска.

Пособие при санаторно-курортном (амбулаторно-курортном) лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования. Таким образом, необходимы два условия одновременно: недостаточность отпуска работника дни пребывания его в санатории и предоставление ему путевки бесплатно либо со скидкой за счет средств социального страхования. При этом к периоду пребывания в санатории прибавляется также время, необходимое для проезда к нему и возвращения обратно.

Исключение из данного правила предусмотрено для работников, больных туберкулезом (при лечении в туберкулезном санатории), для работающих инвалидов Отечественной войны I и II групп и других инвалидов 1 и 11 групп, приравненных в отношении льгот к инвалидам войны. При недостаточности основного и дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно пособие им выдается независимо от того, за чей счет выдана путевка на санаторно-курортное лечение.

Пособие при санаторно-курортном лечении выдается за весь срок санаторно-курортного (амбулаторно-курортного) лечения (срок путевки, курсовки) с прибавлением времени на проезд в санаторий и обратно, но за вычетом ежегодного отпуска работника. Пособие выдается за вычетом отпусков и в том случае, если они использованы до отъезда в санаторий. В этом случае работодатель предоставляет работнику на недостающие дни отпуск без сохранения заработной платы.

При направлении в соответствующий санаторий на долечивание непосредственно из стационарного лечебного учреждения после перенесенного острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, оперативного вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и аневризмы сердца, а также балонной ангиопластики коронарных сосудов, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и после удаления желчного пузыря пособие выдается за все время пребывания в санатории без учета полагающихся работнику основного и дополнительного отпусков, т.е. как при лечении в стационаре лечебного учреждения.

Ныне срок ежегодного отпуска работника составляет как минимум 28 календарных дней. Этого времени обычно вполне достаточно для лечения в санатории и проезда в санаторий и обратно. В связи с этим данное правило применяется сравнительно редко. К тому же и путевки теперь выдаются не так уж часто, поскольку ассигнования на санаторно-курортное лечение за последние годы значительно сократились.

Пособие по временной нетрудоспособности за время отпуска для ухода за заболевшим членом семьи выдается, если отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего и если при наличии показаний невозможно поместить его в больницу, а среди членов семьи нет другого лица, которое может ухаживать за больным (домашняя работница не считается членом семьи). В случае заболевания ребенка в возрасте до двух лет пособие выдается матери независимо от того, имеется ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком.

Как правило, пособие выдается не более чем за три календарных дня. Продление срока сверх трех календарных дней допускается в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более чем до 7 календарных дней в общей сложности. Данное правило установлено при выплате пособия по уходу за взрослым членам семьи и детьми старше 15 лет.

Иные сроки выплаты пособия установлены при уходе за больными детьми в возрасте до 15 лет: при уходе за ребенком в возрасте до 7 лет пособие выдается за весь период; при уходе за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет пособие выдается не более чем за 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется уход в течение большего срока. Эти сроки выплаты пособия касаются осуществления ухода за ребенком как при амбулаторном его лечении, так и при лечении ребенка в больничном учреждении, если один из родителей ребенка или иной член семьи (по усмотрению родителей) находится в интересах лечения ребенка вместе с ним в таком учреждении.

В некоторых случаях допускается выплата пособия за весь период пребывания вместе с ребенком в стационаре (по уходу за ребенком, инфицированным вирусом иммунодефицита, страдающим тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами), а также за период ухода за здоровым ребенком в возрасте до трех лет или ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет (в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход).

Одному из родителей (бабушке, дедушке, опекуну, попечителю), пребывающему в стационаре вместе с больным ребенком в возрасте до 18 лет, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на его родителей в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, пособие по временной нетрудоспособности выдается за все время болезни ребенка (включая время пребывания с ним в санаторно-курортном учреждении).

Пособие не выдается для ухода за хроническими больными в период ремиссии, в периоды ежегодного отпуска и отпуска без сохранения заработной платы; отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.

Пособие при карантине. Карантину подлежат граждане, имевшие контакт с больными инфекционными болезнями, опасными для окружающих. Сроки изоляции лиц, соприкасавшихся с такими больными, определен Минздравом. Пособие выдается, если работник отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его. Выплачивается оно за весь период отстранения от работы. Карантин может быть наложен при тех же условиях на ребенка, посещающего детское учреждение, на детское учреждение, которое он посещает, и вызвать необходимость ухода за ним одного из работающих членов его семьи. Пособие в таких случаях выдается в связи с уходом за ребенком в возрасте до 7 лет за весь период карантина. Это особый случай выдачи пособия при карантине, но с учетом необходимости ухода за ребенком.

Пособие при протезировании выдается при помещении в стационар протезно-ортопедического предприятия. Выплачивается оно за все время нахождения в стационаре и за время проезда в стационар и обратно.

Как отмечалось, в России продолжают еще действовать некоторые нормативные правовые акты о пособиях по социальному страхованию, принятые в СССР. При этом объявлено, что разрабатывается проекта федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти. Проект этого закона принят в первом чтении, но дальнейшее его рассмотрение приостановлено. Однако Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» реализуется одна из идей данного проекта — выплаты за первые дни временной нетрудоспособности пособия не за счет средств социального страхования, а за счет средств работодателя. В данном законе предусмотрено, что в 2005 г. до принятия этого закона пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за счет средств работодателя, а с третьего дня — за счет Фонда социального страхования РФ. Значит, в 2005 г. пособие подразделяется на две части в зависимости от источника для его выплаты. Сохранится ли такое правило в последующие годы? Ответ на данный вопрос даст закон, который предстоит принять. Вероятно, указанное временное правило станет постоянной нормой, учитывая общую тенденцию к сокращению расходов на социальное страхование (тарифы страховых взносов снижены с 5,4 до 4%, а с 2005 г.—до 3,8%). Будут ли работодатели выплачивать пособие за первые два дня временной нетрудоспособности? Не исключается, что они попытаются избежать дополнительных расходов, снижающих их доход. Но пока наши руководители предприятий денежные выплаты делают не скупясь, если это позволяет кредитно-финансовая политика правительства.

3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия. Размеры пособий по временной нетрудоспособности определяются во всех случаях, когда это возможно, в процентном отношении к заработку.

В размере 100% заработка пособия выдаются:

1) при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или

профессионального заболевания;

2) при временной нетрудоспособности вследствие военной травмы;

3) инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним (т.е. инвалидам вследствие военной травмы);

4) гражданам, имеющим длительный непрерывный трудовой стаж — во-

семь и более лет;

5) гражданам, имеющим на иждивении трех и более детей, не достигших

16 лет.

Содержание детей родителями предполагается, оно не требует доказательств, причем право на получение пособия в размере 100% заработка имеют оба родителя ребенка, а также любой другой член семьи, на иждивении которого находятся дети (например, дедушка или бабушка). Данное правило не распространяется на тех граждан, содержащих трех или более детей, непрерывный стаж которых не сохранился в течение последних восьми лет в связи с их увольнением по основаниям, связанным с виновным поведением работника. К ним относятся те основания, по которым законодательство о труде предоставляет работодателю возможность уволить работника по своей инициативе в связи с его противоправным виновным поведением.

В размере полного заработка пособие выдается и в ряде других случаев (работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне; гражданам, у которых возникло поствакцинальное осложнение; гражданам, занятым на работах с химическим оружием, и др.).

Таким образом, право работника на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка зависит от целого ряда обстоятельств. К их числу законодатель относит такие, как причину наступления временной нетрудоспособности либо инвалидности, длительность непрерывного трудового стажа (его продолжительность всегда определяется ко времени наступления соответствующего случая временной нетрудоспособности, занятость на определенных работах, семейное положение работника.

В размере 80% заработка пособие выда ется гражданам, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет, а 60% заработка — непрерывный трудовой стаж до 5 лет. В таких размерах пособие выдается, если работник не имеет права на получение пособия в более высоком размере.

В целом можно сделать вывод, что размеры пособий по временной нетрудоспособности в России достаточно высоки (в среднем более 90% заработка), они превосходят размеры таких пособий по отношению к заработку, установленные во многих развитых странах. Одним словом, советские нормативы. В западных странах пособие в размере полного заработка, как правило, вообще не выдается, в некоторых из них оно составляет 2/3 заработка и повышается лишь при длительной нетрудоспособности. Особенность российских правил заключается в том, что размеры пособий определяются с учетом продолжительности непрерывного стажа, что ставит застрахованных от риска временной потери трудоспособности в неравное положение, в том числе молодых наемных работников по сравнению со старшими.

По особым правилам определяется, исходя из заработка, размер пособия по уходу за заболевшим ребенком и в некоторых других случаях. При амбулаторном лечении ребенка (независимо от его возраста) за первые 7 дней болезни, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих по призыву — за первые 10 дней, размер пособия определяется на общих основаниях, т.е. с учетом длительности непрерывного трудового стажа. Начиная соответственно с восьмого и одиннадцатого дня размер пособия составит 50% заработка, независимо от продолжительности непрерывного стажа работника. Данное ограничение не распространяется на случаи ухода за ребенком в период пребывания с ним в стационаре. В этих случаях размер пособия устанавливается на общих основаниях.

Как отмечалось, право на пособие предоставлено при определенных условиях тем гражданам, временная нетрудоспособность которых наступила после увольнения с работы, а также после увольнения с военной службы по призыву. Первым из них пособие устанавливается в размере 60% заработка, кроме заболевших туберкулезом, которым размер пособия определяется на общих основаниях, вторым — в размере минимальной заработной платы, установленной на федеральном уровне.

В законодательстве о пособиях предусмотрен минимальный размер пособия, который соотносится с минимальным размером заработной платы: во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может быть ниже 90% минимальной оплаты труда. В связи с явным многократным занижением уровня минимальной оплаты труда, приведшим к утрате им своего основного целевого назначения — обеспечить хотя бы прожиточный минимум работающему члену общества, потерял свое целевое назначение и минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются по общим правилам из фактического заработка. В прошлом, до 18 марта 2000 г., фактический заработок учитывался в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада или двойной тарифной ставки (повременной — для получающих повременную оплату и сдельной — для получающих сдельную оплату труда), кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания. Затем действовало правило, установленное Указом Президента от 15 марта 2000 г.: пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из фактического заработка и не могло превышать за полный календарный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11700 руб. При этом максимальный размер пособия в местностях и районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов. Этот размер сохранен и на 2003,2004 гг. Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 12480 руб. (прежняя сумма повышена на 6,66%). Столь мизерное повышение предельного размера пособия трудно объяснить, учитывая, что уровень оплаты труда за истекшие годы возрос значительно в большей степени, а темпы инфляции за эти годы составили более 50%.

В принципе в заработок, принимаемый для исчисления пособия, как страховой пенсии, должны включаться все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы. Однако эта, казалось бы, азбучная истина в в полной мере не соблюдается. В заработок, на который начисляются страховые взносы, практически включаются все виды вознаграждения за работу по найму и иную работу, выполняя которую, работник подлежит обязательному социальному страхованию, без какого-либо его ограничения. Включаются, в частности, оплата за работу по совместительству, за сверхурочную работу и т.д.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» установлен на 2004 г. новый порядок исчисления среднего заработка для определения пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

На основании Закона Правительство РФ утвердило соответствующее Положение, а Минтрудсоцразвития РФ — Разъяснение. Поскольку исчисление среднего заработка осуществляется ныне иначе, чем прежде, приведу основное содержание этого разъяснения. Изложенный порядок исчисления среднего заработка определен, как отмечалось, на 2004 г., он однако продлен и на 2005 г. Новые правила подсчета среднего заработка значительно отличаются от действовавших ранее и существенно ограничивают, как правило, уровень такого заработка, а в итоге и сумму пособия.

Частью первой статьи 8 Закона установлено, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисление среднего заработка работника осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 139 ТК.

В связи с этим указанные пособия исчисляются из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением, с учетом положений ст.8 закона и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными актами об обязательном социальном страховании.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования РФ. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.

В соответствии с абзацем первым п. 3 Положения и ч. 1 ст. 8 Закона расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

При определении периода фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал по ряду причин (они указаны в разъяснении).

В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал, и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством РФ: при направлении в служебные командировки; при переводе на нижеоплачиваемую работу.

В случае, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.

Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением ем нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три и более месяцев, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном п. 4, 5, 6 и 7 Положения.

Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном в п. 8 Положения. Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном пунктом 13 Положения. При расчете среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в порядке, установленном пунктом 14 Положения.

Дальнейший порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в соответствии со статьей 8 Закона по общим правилам с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам п. 15 и 16 Положения не применяются,

Статьей 19 Закона установлено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года. В связи с этим по страховым случаям, наступившим до 1 января 2004 года, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по ранее действовавшим правилам.

На основе среднедневного заработка в зависимости от размера полагающегося работнику пособия исчисляется дневное пособие. Это может быть 100, 80 или 60% заработка. Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в период нетрудоспособности.

4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. По поручению Правительства РФ Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ 19 октября 1994 г утверждена Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Ныне установлена новая форма листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности — единственный документ, на основании которого назначается и выдается пособие по временной нетрудоспособности во всех случаях — при болезни (травме), санаторно-курортном лечении, необходимости ухода за больным членом семьи и т.д.

Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, имеющие соответствующую лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (в отдельных случаях выдача листков нетрудоспособности может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием — по решению местного органа управления здравоохранения). Право их выдачи предоставлено также врачам туберкулезных санаториев, некоторых клиник и центров реабилитации.

Листки нетрудоспособности выдаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента, после личного осмотра пациента и утверждаются записью в медицинской документации, обосновывающей временное освобождение от работы. Гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листки нетрудоспособности выдаются и продлеваются с разрешения администрации лечебно-профилактического учреждения, с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства.

Правила выдачи листка нетрудоспособности в различных случаях временного освобождения от работы практически совпадают с теми правилами, которые установлены для назначения и выплаты соответствующих пособий по временной нетрудоспособности.

При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единовременно, как правило, на срок до 10 дней и вправе продлить его до 30 календарных дней. Дальнейшее продление осуществляется врачебной комиссией лечебного учреждения (до 10, а в отдельных случаях до 12 месяцев, с периодичностью продления не реже чем через 30 дней). Листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, выдача его за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом, не допускается. В исключительных случаях он может быть выдан за прошедший период по решению врачебной комиссии.

При выписке из стационара листок нетрудоспособности выдается на весь период пребывания в нем (иногородним с учетом дней на проезд к месту жительства) и при продолжении нетрудоспособности может быть продлен еще до 10 дней.

Листки нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, при уходе за больным членом семьи и в других случаях выдаются (продлеваются в те же сроки, в течение которых выплачивается пособие.

Листок нетрудоспособности предъявляется работодателю в день выхода да на работу по окончании временной нетрудоспособности. Работодатель же назначает и выплачивает пособие. Выплата пособия производится в те же сроки, в которые выдается заработная плата. Ко времени очередной выплаты заработной платы листок нетрудоспособности может быть предъявлен к оплате и в том случае, когда нетрудоспособность еще продолжается.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет страхователь в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию, проверяют право на пособие, обоснованность лишения пособия. Однако, в отличие от прошлого, комиссия (уполномоченный) не пользуется властными полномочиями, ее решения носят, таким образом, рекомендательный характер.

Суммы пособий, излишне выплаченные, могут быть удержаны с получателя в том случае, если переплата произошла в результате счетной (арифметической) ошибки или вследствие злоупотребления со стороны получателя (подлога, подчистки в документах и т.п.). Удержания производятся при последующих выплатах пособий или из заработной платы. При каждой из этих последующих выплат удерживается не более 20% суммы, причитающейся работнику при данной выплате. Удержание производится через расчетную часть организации на основании решения руководителя. Такое решение может быть вынесено в отношении переплат вследствие счетной ошибки не позже трех месяцев со дня назначения пособия, а в отношении переплат в результате злоупотреблений — без ограничения срока. Если работник уже не работает в данной организации, то излишне выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке.

Из пособий по временной нетрудоспособности могут производиться также удержания по решению судов о взыскании алиментов и о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца. Никакие другие удержания из пособий не допускаются.

Пособие по безработице

Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице. Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах 20 века. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. в связи с подготовкой государственного переворота с ликвидацией Советской власти. Наряду с рядом других мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась и существует капиталистическая система общественных отношений.

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, — Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. С тех пор он неоднократно изменялся и дополнялся.

Выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, названа в законе первой среди гарантий социальной поддержки безработных.

К числу других гарантий социальной поддержки безработных отнесено включение в общий страховой стаж периодов, в течение которых гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не прерывают трудового стажа.

Право на получение пособия по безработице, в том числе и в периоды временной нетрудоспособности, при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т.е. имеющие статус (правовое положение) безработных.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, которая начисляется с первого дня обучения. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня представления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).

Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, включая граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников и получивших пенсию по предложению органов службы занятости на период до наступления полного возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях либо досрочно, а также пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органом службы занятости, для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• лица, представившие документы с заведомо ложными сведениями об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

• граждане, которые считаются занятыми.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным.

2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления. Продолжительность выплаты пособия. Пособие по безработице по общему правилу устанавливается гражданам с первого дня признания безработными. Причем решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников и признанным безработным, но не трудоустроенным в течение периода, за который за ними сохранялась заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении этого периода.

С февраля 2003 г. правила обеспечения граждан пособием по безработице существенно изменились. Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Однако из этого правила теперь предусмотрены исключения для многих граждан: ищущих работу впервые; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года); уволенных из организаций по собственному желанию без уважительных причин; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Период выплаты пособия для них не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев, а общий период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия, имеют обычно право на повторное получение пособия. Общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Мужчинам, не достигшим 60 лет, и женщинам, не достигшим 55 лет, имеющим страховой стаж не менее соответственно 25 и 20 лет, а также необходимый стаж на определенных видах работ, дающий им право на досрочную пенсию по старости, период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Порядок определения размеров пособия по безработице и стипендии гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, различный. Они либо исчисляются из заработка, либо устанавливаются в определенном процентном отношении к величине прожиточного минимума в данном регионе, либо (после 1 января 2005 г.) назначаются в твердом минимальном размере.

По общему правилу пособие по безработице и стипендия исчисляются из заработка тем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые были уволены из организации по любому основанию (Кроме случаев увольнения по собственному желанию без уважительных причин и за нарушение трудовой дисциплины либо иные виновные действия работника) и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы или обучения, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели, с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

К числу уважительных причин увольнения по собственному желанию относятся следующие: переезд на новое место жительства в другую местность; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за инвалидами 1 группы или больными членами семьи; нарушение работодателем коллективного или трудового договора; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); увольнение женщин, имеющих детей до 14 лет.

Тем гражданам, которые хотя и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель в течение 12 ме

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монофурфурилиденацетон | Лекция № 34-35
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.