КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место воспитания в целостной структуре педагогического процесса
Воспитание как педагогическое понятие и педагогическое явление. Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Согласно «Закону об образовании» РФ «образование» является базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». В этом процессе констатируется достижение гражданином установленных уровней образования, которое в международной практике обозначается словом «education”. Тем не менее термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения (прежде всего — как педагогический процесс формирования личности) и может употребляться как синоним термину «образование» (Л.П.Крившенко). «Воспитание» в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы — т.е. всё духовное наследие человечества. Передачей опыта занимаются не только педагоги, но и семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка, поэтому широкое понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации. В узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, говорят о «физическом воспитании», «нравственном воспитании» как составных частях целостного воспитательного процесса (И.П.Подласый). Исходное значение слова «воспитание» - «вос-питание, вскармливание» в его широком духовном культурном значении. Историко-педагогический экскурс свидетельствует, что воспитание прошло значительный путь от житейско-обыденной повседневности, здравого смысла и педагогического невежества к науке, педагогической антропологии. Сегодня мы теоретически осмысливаем и практически осуществляем воспитание как помощь ребёнку в процессе его вхождения в контекст современной культуры, усвоение культурного наследия и развитие собственной индивидуальности. Заметим, что в православной педагогике воспитание понимается как путь спасения души для жизни вечной. Понятие «воспитание» заключает в себе целый спектр педагогических терминов, среди которых особо отметим четыре: становление, формирование, самовоспитание и перевоспитание личности. Становление личности — некоторое условное достижение ребёнком такого уровня развития, когда он способен самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой, осознавать себя и свои отношения с миром, производить ценностный выбор (Н.Е.Щуркова). Формирование личности — это процесс изменения личности в ходе её взаимодействия с реальной действительностью; появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение её внешних проявлений; это отклик на воспитание (Н.Е.Щуркова). Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (Г.М.Коджаспирова). «Самовоспитание» подчёркивает, что вчерашний воспитанник теперь сам соотносит социально-культурный образец с собственным поведением. Он сегодня эмансипировался от взрослых и своё «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия (Н.Е.Щуркова). Перевоспитание — система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника, имеющего нравственные и правовые отклонения, с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам. Перевоспитание организуется как процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка (РПЭ, т.2, с.135). К.Д.Ушинский писал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С.Макаренко, работавший с детьми тяжёлой судьбы и серьёзных социальных отклонений, утверждал, что любого ребёнка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Некоторые современные педагоги считают, что «перевоспитание» - термин далёкого педагогического прошлого, переживающий период своего угасания, поскольку противоречит гуманизму и общечеловеческой культуре, провозглашающей права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Однако мы убеждены, что сегодня рано расставаться с феноменом «перевоспитания» в силу значительного роста отклоняющегося поведения молодёжи.
2. Особенности воспитания с точки зрения культуры, антропологических наук и профессионально-педагогической деятельности. С точки зрения культуры, воспитание — это и элемент человеческой культуры, и сам процесс усвоения культуры. С точки зрения философии, воспитание — процесс взаимодействия одного поколения с другим, передача эстафеты. С точки зрения психологии, воспитание — процесс целенаправленного развития способностей человека, помогающих ему взаимодействовать с миром. С точки зрения социальной, воспитание — это подготовка подрастающих поколений к жизни в обществе через государственные структуры, контролируемые обществом. С точки зрения биологии, воспитание — это филогенез в онтогенезе, отличные от животных. С точки зрения профессионально-педагогической, воспитание — целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Воспитательная деятельность опирается на научную картину мира и духовно-нравственные ценности. Центральными понятиями воспитательной деятельности педагога являются понятия: личность, среда, деятельность, отношения. Педагогу необходимо иметь чёткое представление о структуре личности. Структура личности (по Д.А.Леонтьеву) включает 4 группы компонентов: внешняя оболочка личности (темперамент, характер, способности); внутренний мир личности, или её ценностно-смысловая сфера (ценности, жизненные смыслы, идеалы и цели, мотивы, критерии оценки); формы, способы самореализации личности (свобода — несвобода, духовность — бездуховность, ответственность — посторонность, креативность — репродукция); Я-концепция, самосознание личности (уровни Я: Я-реальное, Я-идеальное, Я-глазами других; грани Я: физическая, психологическая, интеллектуальная, духовная, нравственная, эстетическая, трудовая, социальная). В процессе воспитания педагог должен учитывать влияние средовых факторов, а также чётко представлять себе место и роль воспитания в процессе социализации ребёнка. Факторы окружающей среды, влияющие на становление личности, - это сама природа и факторы социализации (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы). Среда становится фактором развития личности только при условии активного взаимодействия с ней. Деятельность — активная форма отношения субъекта к объекту; активность личности по преобразованию окружающего мира и самого себя. Виды деятельности: игра, труд, учение имеют предметный результат, а общение может его не иметь. Отношения. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми в группах и коллективах, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействия и взаимного влияния в процессе совместной жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |