Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия как движущие силы воспитательного процесса




По Б.Т.Лихачёву, движущие силы педагогического процесса — это противоречия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практикой формирования личности, с одной стороны, и новыми, усложняющимися, требованиями жизни к растущему человеку. Различают следующие противоречия:

а) внешние противоречия: социально-экономические, духовно-нравственные, культурные, бытовые;

б) внутренние противоречия, то есть собственно педагогические, отражающие диалектику самого педагогического процесса: это постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребёнка и его жизненными условиями.

По И.П.Подласому, движущие силы процесса воспитания — это также совокупность внешних и внутренних противоречий, например, противоречия между приобретаемыми знаниями, умениями и навыками и опытом поведения, с одной стороны, и новыми потребностями и возможностями и способами их удовлетворения, с другой стороны.

4. Признаки воспитания. Критерии воспитанности. В учебниках по педагогике разные авторы выделяют разный состав признаков воспитания. Нам представляется целесообразным выделить 4 основных:

1) целесообразность, то есть наличие (в качестве цели) образца как социально-культурного ориентира;

2) культуросообразность, то есть соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как высшим достижениям исторического развития человечества;

3) системность, то есть присутствие определённой системы организуемых влияний, их взаимозависимость;

4) креативность, то есть нацеленность на творческое, инновационное, нестандартное развитие личности.

В процессе воспитания большое значение имеют критерии воспитанности ребёнка. Воспитанность — это степень соответствия личностного развития ребёнка поставленной педагогами цели, где цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха (П.И.Пидкасистый). Если поведение ребёнка отвечает принципу Добра, если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину, если ребёнок воспринимает Красоту и созидает её, то мы вправе говорить о воспитанности ребёнка, позволяющей ему жить в контексте современной культуры. Среди показателей воспитанности, которые доступны наблюдению педагога, П.И.Пидкасистый называет следующие: внешний вид, мимический и пластический образ, речь и мышление, поведение и дисциплина, реакции на социальные явления, ответственность и активность, система отношений с окружающими людьми, качественность предметной деятельности, включая степень креативности, иделы. От себя добавим: степень свободы в деятельности, уровень подготовленности к самовоспитанию, а главное — духовность личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.