Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хеджирование

 

Обычно фьючерсные сделки используют для хеджирования, т. е. для страхования финансовых рисков от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар.

Хеджирование в данном случае - это компенсационные действия, которые употребляет покупатель или продавец реального товара для предотвращения возможных потерь в будущем от непредусмотренного изменения цен на протяжении срока поставки товара.

Операции хеджирования являются основными операциями на биржах, в которых участвуют продавцы (производители) или покупатели (потребители) реального товара.

Хеджирование подразумевает покупку или продажу фьючерсных контрактов с целью избежать убытков от колебания цен на рынках физических (реальных) товаров.

 

Фирма - покупатель реального товара на срок на дату заключения соглашения, одновременно дает поручения брокеру купить на бирже фьючерсные контракты на дату поставки товара. После приема товара осуществляется обратная продажа фьючерсных контрактов.

В случае, если покупатель от изменения цен теряет разность в цене как покупатель реального товара, то, хеджируя соглашение путем купли фьючерсных контрактов и продажи этих контрактов на дату поставки, покупатель возвращает утраченную разность в цене.

Поэтому покупатель реального товара компенсирует потери от неблагоприятного изменения цен, осуществляя хеджирование продажей контрактов на бирже, a продавец реального товара - хеджирование куплей.

Каждая доверенность брокеру сопровождается выплатой ему вознаграждения, но оно значительно меньше, чем возможные незастрахованные потери от изменения цен на реальный товар.

 

Основное лицо, заинтересованное в этих операциях - хеджер – является обычно производителем (продавц ом) или потребителем (покупателем) того или иного биржевого товара.

Сделки, имеющие целью поставки реального товара от производителя к потребителю, заключаются, как правило, вне биржи. Однако цена сделки будет определяться биржевыми котировками того или иного товара. Наряду с заключением сделки на поставку реального товара хеджеры используют биржу для того, чтобы избежать риски от изменения цен путем купли-продажи фьючерсных ситуаций, которая складывается на рынке того или иного товара.

 

В зависимости от соотношения цен на товар с немедленной поставкой и на товар с поставкой в будущем различают две ситуации на рынке:

Первая ситуация

· контанго – цены по сделкам на срок превышают цену на наличный товар, а котировки дальних позиций выше котировок ближних. Иногда контанго называют разницу в ценах.

Контанго – это нормальная ситуация для рынка покупателя, т.е. тогда, когда предложения на наличный, имеющийся на рынке реальный товар превышают спрос. Если рынок стабилен, инфляция отсутствует, то размер контанго соответствует примерно расходам, связанным с хранением товара на складе.

Вторая ситуация

· бэкуордейшн – цены на наличный товар выше, чем цены на будущий товар, а цены на товар с ближайшими сроками поставки выше цен дальних позиций.

Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда сокращается предложение наличного товара (например, забастовки, неурожаи, нарушение транспортных коммуникаций и т.п.), а покупателям необходим товар немедленно, и они готовы заплатить больше, чтобы получить товар с немедленной отгрузкой.

Хеджирование продажей применяют также торговые посредники-перекупщики.

Например, торговая фирма регулярно покупает большие количества сезонного товара (зерно, какао-бобы, каучук и т.п.) у производителей (фермеров, крестьян, на бирже реального товара и т.п.). Закупка идет обычно в сравнительно короткий срок. Затем товар хранится на складах, откуда он продается потребителям. Не прибегая к хеджированию, можно понести убытки, так как цены на товар, хранящийся на складах, могут снизиться.

Чтобы избежать этого, фирма-перекупщик одновременно с закупкой товара продает товар на фьючерсной бирже. Откупая (ликвидируя) фьючерсы на бирже одновременно с перепродажей реального товара, перекупщик компенсирует уменьшение цены за счет прибыли от фьючерсов либо увеличением цены за счет от продажи реального товара.

Наряду с производителями реального товара или торговыми посредниками-перекупщиками, которые страхуются от снижения цены, хеджерами на бирже являются также потребители реального товара, переработчики, которые страхуются от повышения цены.

Суть данной операции состоит в том, что фирма, продавая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, желая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно совершает на срочной бирже обратную опера­цию, т. е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. После сдачи (или приемки) товара по сделке с реальным товаром осуществляется продажа или выкуп фьючерсных контрактов.

Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она вы­игрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот.

Поэтому покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец р еального товара — хед­жирование покупкой.

 

- Таким образом, хеджирование контрактов на бирже как инструмент страхования быстро развивается и часто превышает биржевое обращение реального товара; например, на Лондонской бирже цветных металлов такие соглашения превысили половину всего обращения биржи.

Использование хеджирования, кроме страхования покупателей от повышения цен, снижает затраты обращения, разрешая образовывать рациональные запасы товаров, особенно это касается сезонных товаров; продавцам и производителям товаров хеджирование разрешает продавать товары, компенсируя потери от снижения цен на период отсрочки строка поставки.

Итак, фьючерсная биржа - наиболее современная форма товарной биржи, где торговля ведется фьючерсными контрактами на поставку разных товаров в будущем. Фьючерсная биржа выполняет:

- работы по снижению риска влияния неблагоприятных колебаний цен на обращение капитала;

- работы по уменьшению размера резервного капитала, который нужен на случай неблагоприятной конъюнктуры;

- работы по ускорению возвращения в денежной форме авансированного капитала;

работы по удешевлению кредитования торговли и снижению расходов обращения.

 

Отличия торговли на фьючерсной бирже с биржей реального товара.

Торговлю на фьючерсной бирже по сравнению с биржей реального товара отличают:

а) преимущественно фиктивный характер соглашений (лишь 1-2% соглашений завершаются поставкой товара, а остаток - выплатой разности в ценах);

б) косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование (страхование), а не через поставку товара;

в) унификация условий контракта;

г) обезличенность соглашений и заменимость контрагента по ним. Соглашения заключаются между конкретными брокером-продавцом и брокером-покупателем, но регистрируются как заключенные между ними и расчетной палатой, которая является гарантом выполнения обязательств. Нет необходимости каждый раз определять платежеспособность контрагентов, что ускоряет обращение на бирже;

д) соглашения заключаются как на товар, так и на валюту, индексы акций, процентные ставки и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спекулятивные операции | Техника проведения аукционов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.