КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактическая себестоимость – это сумма издержек (затрат), произведенных организацией в ходе выполнения производственного плана в сложившихся условиях производства
Целью учета фактической себестоимости являются своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством продукции по всей номенклатуре, выявление отклонений от ожидаемых значений, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 6.4. Пути снижения себестоимости продукции. Затраты, формирующие себестоимость, напрямую влияет на размер прибыли, получаемой предприятием. Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Снижение себестоимости и оптимизация ее структуры являются важными направлениями в деятельности каждого машиностроительного предприятия. В настоящее время, когда усиливается конкурентная борьба на внутреннем и внешних рынках сбыта, снижение себестоимости приобретает особенно большое значение. В связи с этим возрастает потребность в повышении качества внутрифирменного планирования, учета и изыскания резервов снижения себестоимости продукции. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими. Смысл такого деления состоит в следующем: ‒ технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда; ‒ организационные - предполагают наиболее оптимальное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы; ‒ экономические – воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач. Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две подгруппы – резервы, зависящие и не зависящие от предприятия. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.Факторы снижения себестоимости классифицируются на внешние и внутренние, объективные и субъективные. Факторы и пути снижения себестоимости. Важнейшие технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции в машиностроении, можно разделить на четыре группы: 1) факторы, определяемые техническим уровнем производства; 2) факторы, определяемые уровнем организации производства, труда и управления; 3) факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой продукции; 4) народно-хозяйственные и прочие факторы. Первая группа факторов учитывает влияние научно-технического прогресса на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсосберегающего оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствования конструкции и технических характеристик изготавливаемых изделий, применения новых, более эффективных видов сырья, материалов, топлива, энергии, лучшего их использования. Снижение норм расхода материалов и повышение производительности труда, достигаемые в результате технического прогресса, позволяют снизить себестоимость за счет уменьшения затрат на материалы и заработную плату с отчислениями от нее. Вторая группа факторов влияет на снижение себестоимости продукции за счет улучшения методов организации производства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокращения технологического цикла производства и реализации продукции, совершенствования управления производством, сокращения на этой основе расходов на управление и др. При оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты уменьшения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится улучшение использования основных производственных фондов, приводящее к снижению затрат на амортизацию. Третья группа факторов учитывает влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции на тех же производственных площадях и оборудовании приводит к снижению себестоимости продукции за счет уменьшения доли постоянных расходов. Четвертая группа факторов определяет влияние на себестоимость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. Факторы четвертой группы являются внешними по отношению к машиностроительному предприятию. Управление затратами с целью их снижения необходимо для получения максимально возможной прибыли при сложившемся уровне цен, улучшения финансового состояния предприятия, уменьшения риска банкротства и др. На предприятии должна быть разработана комплексная программа снижения затрат, учитывающая все факторы, влияющие на себестоимость, и отражающая пути ее снижения. Программа может включать в себя: а) мероприятия по обеспечению рационального использования сырья, материальных и энергетических ресурсов (внедрение безотходных и энергосберегающих технологий и прогрессивного ресурсосберегающего оборудования, совершенствование нормативной базы машиностроительного предприятия в области норм расходования ресурсов, использование новых материалов, комплексное использование материалов и отходов, повышение качества продукции, снижение процента брака и др.); б) мероприятия, связанные с улучшением использования основных средств (поддержание рациональной структуры основных средств, повышение качества технического обслуживания и ремонта основных средств, обеспечение рациональной загрузки имеющихся мощностей, внедрение более производительного технологического оборудования и др.); в) мероприятия, связанные с улучшением использования трудовых ресурсов (поддержание оптимальной структуры промышленно-производственного персонала, обеспечение роста его квалификации, применение прогрессивных систем и форм оплаты и стимулирования труда, обеспечение опережения темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста его оплаты, совершенствование нормативной базы в области норм затрат труда, улучшение условий труда, повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов и др.); г) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства, труда и управления (рациональное использование концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства, внедрение достижений НОТ, совершенствование организационной структуры управления предприятием, разработка системы учета и управления затратами по центрам затрат и доходов, внедрение систем управленческого учета на предприятии, внедрение интегрированных автоматизированных систем управления предприятием и др.). Реализации указанных мероприятий в комплексе позволяет добиться существенного снижения затрат и улучшения финансового положения предприятия. 6.4. Основы ценообразования Порядок и методы ценообразования. Для успешной реализации продукции предприятия необходима разработка грамотной ценовой политики. Под ценовой политикой понимают деятельность руководства предприятия по установлению, поддержанию и корректировке цен на производимые товары, направленную на достижение целей предприятия. Процесс ценообразования на предприятии начинается с постановки задачи (выбор цели) ценообразования. Как правило, выделяют три основные цели: ‒ обеспечение выживаемости; ‒ максимизация прибыли; ‒ удержание рынка. Обеспечение выживаемости (сбыта) и предотвращение банкротства — одна из главных целей предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Увеличение сбыта за счет занижения цен возможно в случае эластичного спроса по цене. Предприятие может идти на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. Цель, заключающаяся в максимизации прибыли, достигается за счет выбора таких цен, которые обеспечивают максимальное возмещение затрат и получение максимально возможной прибыли. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочном периоде. При достижении цели, состоящей в удержании рынка, предприятие стремится сохранить стабильное положение на рынке за счет умеренной рентабельности продукции, принятия комплекса мер для предотвращения уменьшения сбыта, в частности проведения эффективной рекламной кампании и поддержания высокого качества и конкурентоспособности продукции. В качестве целей ценовой политики также могут рассматриваться получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка, вытеснение конкурентов, ограничение потенциальной конкуренции, внедрение на рынке новой продукции (завоевание рынка) и др. Цель, заключающуюся в завоевании лидерства на рынке, обычно ставят перед собой крупные компании, обладающие существенными конкурентными преимуществами и имеющие репутацию производителей товаров высокого качества. Эти компании, как правило, имеют известные товарные знаки. Наличие у продукции известного товарного знака может обеспечить существенное повышение цены. Кроме того, высокие цены могут быть связаны с наличием у продукции принципиально новых функциональных возможностей или обеспечением высокого уровня послепродажного обслуживания. Выбор цели должен быть основан на оценке приоритетов деятельности предприятия, его положения на рынке и финансового состояния. Некоторые цели могут достигаться противоположными путями. Например, повышение прибыли может быть обеспечено за счет увеличения цены единицы продукции, но общий объем прибыли возрастает и при росте сбыта, вызванном снижением цен. Ценовая стратегия может изменяться в зависимости от этапа жизненного цикла изделия. Методы ценообразования. Существуют следующие методы ценообразования: ‒ основанные на затратном подходе; ‒ «целевого ценообразования»; ‒ с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичные товары и услуги; ‒ с ориентацией на ценностную значимость товара; ‒ метод установления цены на основе результатов закрытых торгов; ‒ параметрические методы. Основная идея методов, основанных на затратном подходе, заключается в суммировании издержек производства и определенной прибыли, которую планирует получить предприятие. Среди методов данной группы выделяются следующие: «полные издержки + прибыль», «усредненные (за ряд лет) издержки + прибыль», «стандартные (нормативные) затраты + прибыль». При использовании указанных методов прибыль определяется исходя из уровня рентабельности данного вида продукции, т. е. в процентах от суммы издержек. Широкое распространение методов этой группы обусловлено, во-первых, их простотой, а, во-вторых, тем, что у производителей гораздо больше информации об издержках, чем о спросе. Методы, основанные на затратном подходе, могут успешно применяться при наличии на предприятии отлаженной системы учета затрат и правильном выборе нормативов рентабельности. К недостаткам данных методов относятся отсутствие учета динамики спроса, влияния конкурентов и их ценовой политики. Применение данных методов наиболее целесообразно при монопольном положении предприятия на соответствующем рынке. При целевом ценообразовании прибыль не устанавливается в процентном отношении к издержкам производства, а определяется на основе анализа безубыточности отдельно для каждого вида продукции. К недостаткам методов данной группы также относится отсутствие учета спроса и специфики продукции. Методы ценообразования с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичную продукцию или услуги используются преимущественно на тех рынках, где продаются однородные товары. На рынках с высокой степенью конкуренции предприятие имеет ограниченную возможность влияния на цены и вынуждено устанавливать цены на уровне цен конкурентов. При этом основная задача состоит в управлении издержками на самом предприятии, чтобы при сложившемся на рынке уровне цен обеспечить максимально возможную прибыль. В настоящее время многие зарубежные компании (например, DuPont, Caterpillar) используют метод ценообразования с ориентацией на ценностную значимость товара. При использовании этого метода одним из основных факторов, влияющих на цену, является восприятие потребителем товара, имеющего для него определенную ценность. Цена должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Ценность товара для потребителя определяется его техническими характеристиками, дизайном, надежностью, долговечностью, удобством и экономичностью в эксплуатации, престижностью, уровнем послепродажного сервиса и т. п. Субъективная оценка потребителя заключается в том, что он определяет соотношение между ценностью определенного товара и его ценой и сравнивает данное соотношение с соответствующими соотношениями для аналогичных товаров конкурентов. Использование этого метода требует проведения тщательных маркетинговых исследований для получения информации о мнении потребителей о продукции данного типа. Метод установления цены на основе результатов закрытых торгов применяется в том случае, когда потребитель имеет возможность выбора поставщика необходимой ему продукции. Потенциальные поставщики назначают свои цены на закрытых торгах, и в конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот, кто предлагает наилучшие для потребителя условия контракта. В основе параметрических методов лежат установленные на основе анализа статистических данных зависимости между ценами и основными параметрами продукции. Параметрические методы, как правило, используются для товаров производственно-технического назначения, в особенности для технологического оборудования и транспортных средств. При использовании параметрических методов цена нового изделия определяется на основе корректировки цены базового изделия в данном параметрическом ряде. При корректировке учитывают новые потребительские параметры изделия. К параметрическим методам относятся метод удельной цены, метод корректирующих параметрических коэффициентов, ценовой метод баллов и метод средневзвешенного параметрического индекса. При использовании метода удельной цены цену изделия определяют как произведение удельной цены на значение основного параметра изделия (например, мощности) в соответствующих единицах измерения (например, кВт). При этом удельная цена представляет собой частное от деления цены базового изделия на значение такого же основного параметра базового изделия. Поскольку цена определяется на основе только одного параметра, данный метод можно применять для ориентировочных оценок и в том случае, когда имеется один главный параметр изделия. При использовании метода корректирующих параметрических коэффициентов цену нового изделия рассчитывают как произведение цены аналогичного изделия и корректирующих параметрических коэффициентов. Каждый корректирующий параметрический коэффициент определяют как отношение значений соответствующего параметра нового изделия и изделия-аналога с учетом степени влияния данного параметра на цену. При использовании ценового метода баллов выполняют следующие действия: ‒ на основе экспертных оценок отбирают существенные параметры нового и базового изделий; ‒ каждому выбранному параметру присваивают определенное количество баллов; ‒ суммируют баллы для нового и базового изделий; ‒ определяют соотношение сумм баллов для нового и базового изделий; ‒ рассчитывают цену нового изделия путем корректировки цены базового изделия с учетом указанного соотношения. Ценовой метод баллов целесообразно применять для установления цен на изделия, параметры которых не поддаются количественному соизмерению (например, дизайн, удобство и т.п.). Основным недостатком метода является субъективность при присвоении баллов. При использовании метода средневзвешенного параметрического индекса цену нового изделия рассчитывают как произведение цены аналогичного изделия и средневзвешенного параметрического индекса. Средневзвешенный параметрический индекс определяют по формуле где т — число оцениваемых параметров, Vt — коэффициент весомости /-го параметра, при этом сумма коэффициентов весомости равна 1; /)• и 1Ш( — значения /-го параметра соответственно для нового и аналогичного изделия. Основной недостаток данного метода заключается в субъективности присвоения весовых коэффициентов отдельным параметрам. На выбор метода ценообразования влияют следующие факторы: ‒ конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.); ‒ характер реализуемой продукции (степень ее новизны, взаимозаменяемость с другими товарами, уровень патентной защищенности и др.); ‒ положение предприятия в соответствующей отрасли (финансовое состояние, связи с другими производителями и др.). Виды цен и скидок. Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т. е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением. Рыночные цены – денежное выражение рыночной стоимости товаров (работ, услуг), складывающихся под влиянием спроса и предложения, отражающее затраты на производство и реализацию продукции, учитывающее качество и конкурентоспособность продукции. Цена рыночная – цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке. Цены сопоставимые – цены, приведенные по величине к условиям определенного периода, на определенную дату. Используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды, с тем чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией Цены могут быть классифицированы по ряду признаков (Рис.6.1. Система цен и тарифов). По характеру обслуживаемого хозяйственного оборота цены на продукцию разделяют: ‒ на отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию; ‒ розничные цены; ‒ тарифы на платные услуги, оказываемые населению и предприятиям; ‒ Рис. 6.3. Система цен и тарифов Отпускные (оптовые) цены на продукцию представляют собой цены, по которым закупается и реализуется продукция предприятий в порядке оптового оборота. Отпускная цена промышленности представляет собой сумму оптовой цены предприятия, акциза и НДС. В случае если предприятие-потребитель приобретает продукцию не у предприятия-изготовителя, а у снабженческо-сбытовой организации, отпускная цена промышленности включает в себя еще наценку снабженческо-сбытовой организации и НДС, образованный в этой организации (табл. 6.2). Таблица 6.2 Формирование и структура цены
Оптовая цена предприятия представляет собой сумму полной (коммерческой) себестоимости и прибыли, необходимой для финансирования ряда текущих расходов и развития предприятия. Оптовая цена предприятия используется для определения объема товарной и реализованной продукции, прибыли от реализации продукции, а также для учета и планирования производства, определения уровня затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции. А кцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливается правительством Российской Федерации. В машиностроении подакцизными товарами являются легковые автомобили. Акцизы рассчитываются, как правило, в процентах от оптовой цены предприятия. Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, взимаемый с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии производства и заканчивая продажей конечному потребителю. Данный налог оплачивается конечным потребителем товаров, работ и услуг и не затрагивает издержки и прибыль предприятий-производителей. Налог на добавленную стоимость рассчитывается в процентах от суммы оптовой цены и акциза для подакцизных товаров и в процентах от оптовой цены для остальных товаров. Наценки (оптово-сбытовые скидки) снабженческо-сбытовых организаций устанавливаются при реализации продукции с их участием. Наценки служат для возмещения издержек и формирования прибыли снабженческо-сбытовых организаций. На рынке машин и оборудования в роли таких организаций выступают дилерские компании. Издержки дилерских компаний, торгующих технологическим оборудованием, могут включать в себя затраты на аренду и содержание офисных помещений и склада, оплату труда персонала, транспортные расходы, затраты на рекламу и услуги связи и др. Отпускные цены дилеров представляют собой сумму отпускной цены предприятия, наценки дилера и НДС, образованного в дилерской компании. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению и предприятиям. Розничная цена представляет собой сумму отпускной цены промышленности, торговой надбавки (скидки) и НДС, образованного в торговой организации. Торговая надбавка (скидка) служит для возмещения издержек торговых организаций и формирования прибыли в этих организациях. Тарифы на платные услуги формируются как сумма затрат на оказание услуги (себестоимости услуги), прибыли и НДС. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на цены на экспортируемые товары и цены на импортируемые товары. На данные цены сильное влияние оказывают условия контрактов, цены на аналогичные товары на мировых рынках, экспортные и импортные таможенные пошлины. По степени регулируемости различают: ‒ свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения без какого-либо государственного влияния. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения ‒ договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. При заключении договора (контракта) продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства; ‒ регулируемые цены, формируемые также с учетом спроса и предложения, но под контролем государства. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара различают: ‒ цену «франко-склад поставщика»; ‒ цену «франко-станция отправления»; ‒ цену «франко-склад потребителя»; ‒ цену «франко-граница» и др. Система франкирования указывает на то, до какого пункта по пути движения товара от поставщика к потребителю поставщик возмещает транспортные расходы, которые соответствующим образом включаются в цену товара. Цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке оплачивает потребитель. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке оплачивает поставщик и они включены в цену. Цены с учетом условий поставки, обслуживания, гарантий, скидок и др. Специальные условия поставки продукции и ее оплаты (например, рассрочка платежа или полная предоплата) могут приводить как к повышению, так и к снижению цен. Ценовые скидки разделяются на оптовые, бонусные, комплектные, сезонные, функциональные, сконто и прочие. Оптовые скидки зависят от размера партии товара, при этом процент снижения цены определяется размером партии. Бонусные скидки представляют собой скидки для постоянных покупателей. Комплектные скидки используются при комплектном при обретении товара, например, при приобретении станка с полным комплектом оснастки или приобретении сельскохозяйственной машины с полным набором навесных орудий, при этом стоимость комплекта меньше суммы цен входящих в комплект изделий, приобретаемых по отдельности. Сезонные скидки применяются в период пониженного спроса на данную продукцию. Для машиностроительной продукции данные скидки используются достаточно редко. Функциональные скидки предоставляются тем покупателям, которые берут на себя договорные обязательства по выполнению работ и оказанию услуг, способствующих сбыту данной продукции. К таким работам и услугам относятся участие в рекламных акциях, мониторинг состояния приобретенного оборудования и предоставление данных мониторинга предприятию-производителю и др. Скидки сконто применяются при условии ускоренной оплаты товара.
Тема 7. Финансовая деятельность организации 7.1. Финансовый механизм и его элементы Финансы предприятия – это система денежных отношений фирмы, возникающих в процессе ее функционирования. Отличительной чертой этих отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат. Финансы предприятия выполняют следующие основные функции: - формирование денежных фондов (доходы); - использование денежных фондов (расходы); - финансовое планирование; - контрольную функцию; - стимулирующую функцию.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |