Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод гигиенического анализа меню-раскладки

Можно рекомендовать следующий объем выборки меню-раскладки: для характеристики питания в целом за предшествующий год -не менее, чем за 72-80 дней; для характеристики питания по сезонам - за 20 - 30 дней каждого сезона (зимне-весеннего и летне-осеннего). Чтобы избежать слу­чайных дней и полнее оценить разнообразие рационов по дням, желательно подвергнуть анализу меню-раскладки за несколько дней подряд (7 дней в каждом месяце) или через равные промежутки времени (через 1-2 дня).

Ценность обследования значительно повышается, если статистическая обработка меню-раскладки сопровождается химическим исследованием раци­она. Методика отбора проб готовых блюд и методы исследования химичес­кого состава и энергоценности рациона изложены в многочисленных руко­водствах по гигиене питания.

Важное значение для гигиенической оценки и коррекции фактическо­го питания имеет исследование суточных энергозатрат организма. Сущест­вует ряд методов определения общих энергозатрат: прямой, непрямой нергометрии и его разновидности (респираторной энергометрии, хроно-

метражно-табличный, алиментарной энергометрии). Методами прямой и рес­пираторной энергометрии пользуются редко, так как для их применения требуется сложная аппаратура. Хронометражно-табличный метод прост, об­щедоступен, однако недостаточно достоверен.

психофизиологических функций, наиболее связанных с учебной деятель­ностью. Большинство детей, не обладающих достаточной функциональной го­товностью к школе, не справляются с требованиями учебной программы и школьного распорядка. Неготовность детей к школе неблагоприятно отра­жается на их работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья. Так, по данным Института гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков, более 50% детей, признанных при поступлении в шко- лу не обладают "школьной" зрелостью, за время обучения в первом классе ухудшили состояние здоровья как за счет функциональных отклонений, так и за счет ухудшения течения или возникновения новых хронических забо­леваний. Поэтому возникает необходимость тщательной своевременной диагнос­тики степени готовности каждого ребенка перед поступлением в школу. Такая диагностика опирается на результаты разностороннего медицинского исследования и специального исследования, определяющего уровень разви­тия "школьно-необходимых" функций. Все дети, которым по достижении декретированного возраста предс­тоит поступление в школу, в сентябре-октябре года, предшествующего поступлению, проходят первое углубленное обследование. Углубленный ме­дицинский осмотр (плановая диспансеризация) проводиться в детском саду или детской поликлинике педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки вра­чом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводить­ся психофизиологическое обследование всех детей. Результаты первого углубленного медицинского и психофизиологического обследования детей заносят в медицинскую карту развития ребенка. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комп­лекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), назначается комплекс упражнений по их коррекции. Лечебные и оз­доровительные мероприятия осуществляются врачами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-ло­гопедом. Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) могут производиться воспитателя­ми детского сада или родителями. Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролирует выполнение назначенных мероприятий. Повторный медицинский осмотр детей, включающий психофизиологичес­кое обследование, проводится в апреле-мае теми же специалистами, что и при первом обследовании. При проведении повторного обследования выносится окончательное решение о готовности ребенка к школе. Не готовым к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологичес­ком развитии и не достигшие школьной зрелости. Заключение о готовности к школе заносится в медицинскую карту развития ребенка. Имеются меди­цинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста (Приложение N 1). Под школьной зрелостью понимают такой уровень развития ряда физи­ологических систем или даже отдельных функций, который обеспечивает выполнение учениками всех предъявленных школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития. Исследование у детей показателей ряда функций в сопоставлении с успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью, учебной активностью и динамикой состояния здоровья в первом классе позволило отобрать пси­хофизиологические критерии, по которым косвенно можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению в школе. МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ 1. Уровень биологического развития. 2. Состояние здоровья в момент осмотра. 3. Острая заболеваемость за предшествующий год. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ (ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ) 1. Результаты выполнения теста Керна-Ирасека. 2. Качество звукопроизношения. 3. Мотометрический тест. 4. Гигиенические основы режима дня и учебновоспитательного процесса В понятие суточный режим входит длительность, организация и расп­ределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, ор­ганизации и построения определенным гигиеническим принципам. Каковы же эти принципы гигиенического суточного режима? 1. Строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, пос­тепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. "Все знают,-писал Н.П.Павлов,-как экстренные раздражения задержи­вают и расстраивают хорошо налаженную обычную деятельность и как пута- ет ее, затрудняет изменение раз установленного порядка движений, дейс­твий и целого уклада жизни". Очень чувствительны к таким изменениям дети, и чем они младше, тем болезненнее их реакции. 2. Деятельность (ее характер и длительность) должна быть посиль­ной и не превышать предел работоспособности клеток коры большого мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной систе­мы. Поэтому все виды деятельности и отдыха особенностей организма. Т.о. сформулированный выше гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.


 
 
патоморфологического исследования трупного материала. 3. Заключительная часть-выводы.Дают обоснования, подтверждающее факт пищевого отравления:указывают какой продукт явился причиной пищевого отравления, этиологию (микроорганизмы, яд.и т.д.), источник причины, способствовавшей вспышке и др. 4. Профилактические мероприятия:а)оперативные, проведенные на объек- те; б)перспективные с целью предупреждения подобных заболеваний в дальнейшем. 5. Санкции санитарного надзора:по отношению к предприятию и виновным лицам, способствовавшим возникновению вспышки. Таблица 2 Схема опроса для выяснения общего продукта при групповом Материалы для контроля за усвоением темы Студенты разбирают случай пищевого отравления (по данным анамнеза, клиники и лабораторных исследований), устанавливают диагноз, выявляют виновный продукт и предлагают конкретные меры профилактики. Пример задачи и её решения Методические указания к практическим занятиям по гигиене питания для студентов лечебно-профилактического факультета. Гражданка Д.30.12.98 г. купила в шашлычной купаты, приготовленные из говядины и свинины, зашприцованные в посоленные свинные кишки, ко­торые доставлены с мясокомбината в бочках. 31.12.82 г. купаты в поджа­ренном виде употребляли все члены семьи. Кроме того, 1,2 и 3 января 1983 г семья Д. из четырех человек употребляла в пищу салат мясной с зеленым горошком, икру лососевую зернистую, горбушу соленую, консенви­рованные огурцы. Оставшаяся часть купат хранилась в течение 4 дней на балконе. 4.01.83. г. в пищу не употребляли. 5.01.83. г. утром граждан­ка Д. не могла встать с постели из-за сильной мышечной слабости в но­гах. Вскоре речь стала нечеткой, "смазанной", появились двоение в гла­зах, боли в животе, однократная рвота пищей. Врач "Скорой помощи" пос­тавил диагноз "рассеянный склероз", больная была доставлена в больни­цу. В больнице состояние больной ухудшилось, появились бульбарные симптомы (диплопия, нистагм, зизартрия, мозжечковая атаксия, отечность языка, сухость во рту, снижение глоточного симптома, повышение давле­ния ликвора при люмбальной пункции). 6.01.83 г. больная умерла. Для бактериологического исследования государственной санитарной службой отобраны пробы следующих продуктов: 1) из домашнего очага - горбуша соленая, икра лососевая, купаты (остатки); 2) из торговой сети - икра лососевая зернистая, консервы "горбуша в томатном соусе"; 3) из предприятия общественного питания (шашлычной) - кишки свинные соленые, соль из бочки. При лабораторном исследовании свинных кишок обнаружены споровые палочки, по морфологии сходные с Сl. botulinum, но не содержащие боту­линистического токсина. Патогенной и условно-патогенной микрофлоры из остальных продуктов не выделено. В процессе экспертизы возникли следу­ющие вопросы. 1. Какое пищевое отравление можно заподозрить на основании данных клиники и лабораторных исследований? 2. Какие дополнительные лабораторные исследования необходимо про­вести для уточнения диагноза? 3. Какую помощь необходимо было оказать пострадавшей? 4. Какие обстоятельства способствовали возникновению заболевания? Необходимо дать следующее заключение. 1. На основании выраженной клинической картины заболевания, дан­ных эпидемиологического расследования и бактериологического анализа, подтвердившего наличие в свинных кишках Сl. botulinum, а также учиты­вая то обстоятельство, что пострадавшая употребляла купаты с истекшим сроком реализации, следует считать заболевание гражданки Д. пищевой интоксикацией, вызванной возбудителем ботулизма. 2. Для точного уточнения диагноза следовало поставить биологичес­кую пробу на мышах с остатками купат, а после смерти больной - с труп­ным материалом. Лабораторией особо опасных инфекций в трупном материа­ле при помощи биологической пробы обнаружен токсин Сl.botulinum типа В. 3. Основное терапевтическое мероприятие, резко снижающее леталь­ность при ботулизме, заключается в возможно раннем введении полива­лентной антиботулинистической сыворотки, содержащей антитоксины типов А,В,С,Е (лечебная доза - 5000 МЕ). При отсутствии эффекта через 5 ч сыворотку необходимо ввести повторно. 4. Длительное хранение купат способствовало прорастанию спор, размножению культуры Сl. botulinum и накоплению токсина в этом продук­те. Споры Сl. botulinum очень устойчивы к действию температурного фак­тора, поэтому не погибли в процессе кратковременной термической обра­ботки (жарения), в то же время ботулинистический токсин устойчив к действию холода и, накопившись в продукте, не инактивировался за время хранения купат на балконе. РАЗДЕЛ: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ТЕМА N 10: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ПИТАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ: Пища играет важную роль в формировании здоровья. Адекватное сбалансированное питание обусловливает нормальный рост и развитие организма, адаптацию и физическую работоспособность. Поэтому контроль за питанием населения рассматривается как одна из важных задач врачей-специалистов санитарно-эпидемиологических уч­реждений. Контроль за питанием включает исследование фактического питания и статуса питания - состояния здоровья в связи с характером питания. Ра­циональное питание - это своевременное и оптимальное удовлетворение потребностей организма в питательных веществах и энергии. Изучение фактического питания организованных коллективов прово­дится с целью определения соответствия химического состава и энергети­ческой ценности рационов установленным нормативом питания и физиологи­ческой потребности в
Под бюджетом времени понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в шесть основных компонен­тов режима - сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору, приемы пищи и личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстанов­ление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток ко­ры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Так, в период новорожденности длительность сна составляет около 16 1/2 ч. Такая врожденная потребность во сне объясняется тем, что даже незначи­тельные по силе внимания раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вы­зывая охранительное торможение. Поэтому сон - основное физиологическое состояние ребенка этого возраста. В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно, со второго месяца устанавливается суточный режим сна: ночной (10-11) ч. и дневной (6-6,5) ч. В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, уменьшение общей су­точной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов днев­ного сна: с четырех до одного. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,532 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. Однако следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попа­дают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учеников 1-го класса дневного сна как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школь­ному. К 17-18 годам длительность сна приближается к нормам взрослого человека (8-8,5) ч. В осенне-зимний период потребность во сне у подростков повышает­ся, он должен длиться не менее 9 ч. Учебные занятия постепенно заменяют все более значительную часть бюджетного времени. В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят харак­тер игры, очень непродолжительными (не более 10 мин) проводятся с на­чало индивидуально, а затем по подгруппам. Возможность усложнить про­цесс обучения появляется в дошкольном возрасте, когда повышается рабо­тоспособность и выносливость центральной нервной системы детей, усили­вается процесс внутреннего торможения. В режиме предусматриваются бо­лее продолжительные занятия (20-30) мин, направленные на развитие ре­чи, устный счет, т.е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, пос­кольку в этом возрасте особенно важна потребность в движении и расс­матривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечи­вающую нормальное развитие организма. Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование регулирующей функции коры большого мозга. Морфологически наиболее зрелая нервная система приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и совершенствовании второй сигнальной системы. Все это опре­деляет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для успешного освоения предусмотренных учебными программами знаний. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка (15-16) лет позволяет приступить к профессиональному обуче­нию, формированию сложных рабочих динамических стереотипов. Закономер­но увеличивающиеся функциональные возможности растущего организма все же по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. Этим обусловлена необходимость постоянного увеличения умственных и фи­зических нагрузок как по характеру, так и по длительности. Данное тре­бование - одно из обязательных условий рационального учебного режима. Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе и домашних занятий (самоподготовка). Длительность каждого урока и пере­мены регламентированы Уставом средней общеобразовательной школы и оди- наковы для всех возрастов. Поэтому общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков. Исследования работоспособ­ности учащихся в процессе занятий выявили прямую зависимость ее дина­мики от возраста и числа уроков в день. В начальных классах выраженное снижение работоспособности учащихся наблюдается после 2 ч. занятий, в старших классах и средних ОТУ - после 6-7 ч, Длительность приготовления уроков регламентируется Уставом сред­ней общеобразовательной школы и составляет в зависимости от возраста 1-4 ч. Однако следует подчеркнуть, что 4 ч. - максимальная величина. Оптимальная длительность - от 45 мин. до 3 ч. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для игровой деятельности, приемов пищи, утреннего и вечернего туалета. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5 - 5 ч., у школьников отдых по собственному выбору 1,5 - 2 ч. Соблюдение нормы суммарной длительности основных компонентов бюд­жета времени, хотя и является обязательным условием правильно органи­зованного режима, не решает полностью проблемы профилактики переутом­ления. Не менее важны рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование, т.е. построение (структура) ре­жима. В процессе реализации этого принципа следует исходить из: а) учета биологических ритмов, свойственных организму ребенка и подрост­ка; б) рационального чередования деятельности; в) использования меха­низма повышения работоспособности клеток коры через систему подкорко­вых образований. Суточный биологический ритм проявляется в колебаниях - периодах улучшения и ухудшения функционального состояния организма. В дневное время функциональные исследования Н.И.Красногорского показали, что ко­ра больших полушарий


 
 
Отравление|Этиологическая связь | немикроб- |"виновного" продукта с | ной приро-|возникшим заболеванием | ды | |
  - - ---- этап ---- ------------------------ Разработка мероприятий по ликвидации пищевого отравления ------------------------ ------------------------------------- Обезвреживание опасных в эпидемичес-| ком отношении продуктов (снятие с | реализации или установление порядка | реализации "виновного продукта") | ------------------------------------- Изоляция источника возбудителя | инфекции (отстранение от работы или | перевод на другую работу) | ------------------------------------- Прерывание путей обсеменения пищевых| продуктов возбудителями пищевых от- | равлений (временное или постоянное | запрещение эксплуатации обекта,его | ремонт,проведение дезинфекции) | ------------------------------------- Предупреждение размножения микро- | организмов и токсикообразования | (температурные условия и сроки | хранения скоропортящихся продук- | тов,гигиена технологического про- | цесса изготовления, обработки и | | реализации продуктов и кулинарных | изделий) | -------------------------------------
    этап Составление акта расследования Паспортная часть | ------------------------------------- Констатационная часть | ------------------------------------- Заключительная часть | ------------------------------------- Профилактические мероприятия | (оперативные, перспективные) | ------------------------------------- Санкции санитарного надзора |

Лабораторные исследования проводятся в соответствии с "Инструкци­ей о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследова­ний в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых от­равлениях".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции. 1. Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений | Составление акта расследования пищевого отравления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.