Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление акта расследования пищевого отравления

Акт расследования пищевого отравления состоит из пяти частей.

1. Паспортная часть:указывают, кем проведено расследование (фами­лия,инициалы, должность), совместно с кем, в присутствии кого, дата составления акта.

2. Констатационная часть: в которой приводятся:

а) подробное описание начала заболевания, его дата, число поступив­ших больных на протяжении первых 3-4 ч. и затем в последующие часы и дни; указывают, не было ли аналогичных заболеваний в предшествовавшие дни.Описывают подробную клиническую картину у заболевших, тяжесть за­болеваний, предварительный диагноз.Отмечают общее число употребляемых в пищу подозреваемых продуктов, число пострадавших (фамилия, имя, от­чество, пол, возраст), число госпитализированных, умерших (тоже пои­менно, с указанием тех же данных).Излагают все обстоятельства, связан­ные с возникновением пищевого отравления;

б) указывают, какие материалы взяты от заболевших (промывные воды, рвотные, каловые массы, кровь и пр.), от каких больных и куда направле­ны для лабораторного исследования;

в) указывают место потребления пищи или приобретение пищевого про­дукта:описывают подробно меню за последние 48 ч. до появления симпто­мов отравления, а также меню не пострадавших, но питавшихся одновре­менно с пострадавшими в той же столовой, буфете и т.д., через сколько времени после приема пищи появились признаки заболевания.Записывают мнение о продукте, вызвавшем пищевое отравление, причину патогенности и токсичности продукта, собственные доводы.Приводят оценку заболевшими органолептических свойств пищевого продукта, послужившего причиной пищевого отравления, количество съеденого продукта и др.Вносят данные о месте изготовления и времени получения данного продукта, наличии сертификатов, ветеринарного удостоверения, накладных, пути его движе­ния, санитарную характеристику продукта в момент расследования;

г) дают краткое описание санитарного состояния предприятия пищевой промышленности или предприятия общественного питания, изготовившего продукт, подробно описывают технологический процесс, санитарные усло­вия изготовления этого продукта, условия хранения, реализации, транс­портировки, хранения сырья (подробный акт санитарного обследования предприятия прилагается отдельно).Указывают, какие продукты и куда направлены на лабораторное исследование;

д) приводят данные химического и бактериологического лабораторного исследования, а также результаты
головного мозга детей оптимально возбудима утром и этот уровень сохраняется до полудня. Затем возбудимость постепенно снижается до минимального уровня к моменту сна, а процесс торможения соответственно нарастает. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отво­дя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Обязатель­ные занятия в школьных учреждениях и занятия в школе следует проводить в утренние часы, а для приготовления уроков выделить время с 16 до 18 ч., если учащиеся занимаются во 2 - ю смену, то для приготовления уро­ков рекомендуются только утренние часы, занятия в школе должны закан- чиваться не позже 18.30. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей дея­тельностью. Изложенные принципы суточного режима сохраняет значение и в отно­шении конкретных видов деятельности отдыха, которые по содержанию, по построению и организации должны соответствовать возрастным анато-физи­ологическим особенностям и возможностям детей и подростков. Такая организация суточного режима будет способствовать успешному обучению и воспитанию детей, правильному их физическому и умственному развитию. 5. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе С гигиенических позиций оптимальным является обучение, обеспечи­вающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении бла­гоприятной динамики работоспособности и функционирования организма учащегося. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьни­ков развивается утомление, а иногда и переутомление. Профилактика переутомления включает в себя ряд мероприятий соци­ально-гигиенического характера. Анализ причинно-следственных связей позволяет выделить три группы факторов, способствующих переутомлению школьников: 1) неправильная организация труда и учебного процесса в целом; 2) несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; 3) игнорирование гигиенических тре­бований к режиму и условиям обучения. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физио­логических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность организма во время учебной деятель­ности закономерно изменяется. В начале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работо- способности или утомления). В периоде снижения работоспособности выде­ляются три зоны: неполной комплексации, конечного порыва и прогрессив­ного падения. Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособ­ность достигла наиболее высокого уровня. В это время рекомендуется из­лагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планировать­ся наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия и др. По­явление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании пе­риода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказываться на состоянии здоровья школьника. Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ регламентируют недельную учебно-трудовую нагрузку для учащихся разных школ. На основании этих правил периодически утверждают учебные планы начальных, средних общеобразовательных школ, в которых предус­матривается суммарный недельный объем учебных нагрузок. Обязательное число учебных часов в неделю в 1-х классах - 20, во 2-х - 22, в 3-4 - 24, в 5-8 - 30 и в 9-11-х - 31 ч. Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным пред­метам с помощью факультативных занятий, предусматривается дополнитель­но в 7-9 классах 2 ч. и 10-11 классах 4 ч. в неделю сверх типового учебного плана. Врачу при изучении учебно-воспитательного процесса в школе следу­ет провести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки. Для этого необходимо взять недельное расписание, суммировать числа уроков за неделю по классам и сопоставить с нормой. Превышение фактической нагрузки иногда происходит за счет произвольного, вопреки учебным пла­нам, завышения требований к знаниям учащихся. Ответственность за это грубейшее нарушение несет директор школы. В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная про­должительность урока равна 45 мин. Если для учащихся средних и тем бо­лее младших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших классах она предельна. Научными исследованиями убедительно до­казано, что для учащихся 1-х классов 45 мин. продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжитель- ность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин., на последних 10-15 мин. урока у них резко падает работоспособ­ность и нарушается нейродинамика коры большого мозга. Для учащихся 1-х классов гигиенисты предлагают проводить комбини­рованный урок, т.е. последние 10 мин. дети находятся в классе, но учи­тель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражне­ний). Во всех случаях учитель начальных классов на уроках обязан прово­дить физкультминуты для повышения умственной


 
 
- для большинства пищевых отравлений - острым коротким течением заболевания; - связью заболевания с потреблеием какого-либо одного пищевого продукта или блюда; - территориальной ограниченностью заболевания, местом потребления или приобретения продукта; - прекращением возникновения нового случая заболевания после изъ­ятия виновного продукта; - отсутствием передачи причинного фактора пищевого отравления от больного человека здоровому. Целью санитарно-эпидемиологического расследования пищевого отрав­ления являются выяснение причин и обстоятельств его возникновения, разработка и проведение в жизнь рациональных целесообразных мер по ликвидации и профилактике отравлений аналогичного характера. В основу классификации пищевых отравлений, утвержденной МЗ СССР 30.06.81, положены два принципа: этиологический и патогенетический. По этиологическому принципу пищевые отравления делятся на 3 груп­пы: - микробные; - немикробные; - неустановленной этиологии. Пищевые отравления микробной этиологии по патогенетическому прин­ципу делятся на 3 группы: - токсикоинфекции; - токсикозы (микробные и микотоксикозы); - отравления смешанной этиологии. Пищевые отравления немикробной этиологии делятся на 3 группы: - отравления ядовитыми растениями и тканями животных; - отравления растениями и тканями животных, ядовитыми при опреде­ленных условиях; - отравления химическими веществами. Все случаи заболеваний с диагнозом "пищевое отравление" должны обязательно расследоваться и регистрироваться в специальных журналах отделения гигиены питания Центра гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ). Основным ответственным лицом при расследовании, независимо от состава комиссии, является санитарный врач по гигиене питания или главный врач ЦГЭ. Проводится санитарно-эпидемиологическое расследование по общепри­нятой методике. Таблица 1 Алгоритм расследования вспышки пищевого отравления специалистами санитарно-эпидемиологической службы
  Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пи­щевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку  
1 этап Подтверждение предвари тельного эпидемиологи­ческого диагноза пище­вого отравления и вы­яснение его характера Связь с медработником (определение числа пострадавших и госпитализиро­ванных, время и обстоятельства воз­никновения вспышки. Отобранный ма­териал для исследования)  
Уточнение клиники заболеваний и "ви­новного продукта" (опрос заболевших)  
2 этап Установление причины пищевого отравления Сбор и лабораторное исследование мате­риала: остатки подозреваемой пищи; рвотные массы, промывные воды, кал и моча пострадавших; кровь для получения гемокультуры и для постановки в серо­логических реакций;слизь из зева и носа выделения гнойничковых поражений кожи; соскобы и смывы с инвентаря, оборудо­вания, тары, рук персонала; питьевая вода с графинов, питьевых бачков, ре­зервуаров и т.д.,при летальных исходах содержимое желудка, кишечника, парен­химатозных органов и др.  
    этап Расшифровка механизма приобретения продуктов, (кулинарным изделием) патогенных и токсических свойств Отравление|Источник инфекции | микробной --------------------------| природы |Пути и факторы передачи | |микроорганизмов | --------------------------| |Условия,способствовавшие | |размножению и токсинообра| |зованию микроорганизмов в| |продукте | --------------------------| |Условия,обеспечившие сох-| |ранность микроорганизмов | |и токсинов в продуктах в | |процессе обработки | ------------------------------------| Отравление|Этиологическая связь | немикроб- |"виновного" продукта с | ной приро-|возникшим заболеванием | ды | |
 
работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения. Сдвоенные уроки запрещаются во всех классах, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов и сводятся к следующему: в процессе занятий должны создаваться микро­паузы; учебная нагрузка постепенно увеличивается, должна достигать максимума к середине и затем снижаться к концу урока. Данным требованиям отвечает стандартная схема, при которой урок условно делится на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть отводится для организационных мероприятий и опроса, ос­новная - для изложения нового материала, а заключительная - для трени­ровочного воспроизводства. Структуру урока школьный врач может выявить во время хронометражных наблюдений. Очень важен контроль за продолжительностью перемен в школе. Уста­вом средней общеобразовательной школы для учащихся всех классов уста­новлена 10-мин. продолжительность перемены между уроками. Большая пе­ремена (после второго урока) длиться 30 мин. Вместо одной большой пе­ремены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Для учащихся (особенно начальных классов) на одной из больших перемен организуются подвижные игры. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе отводятся к обязательному учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и не­дели. Сочетание видов деятельности в режиме учебного дня могут быть очень разнообразными. Для рационального составления школьного расписания гигиенисты предлагают учитывать трудность предметов и преобладание статистическо­го или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и при правильной организации они снимают возникшее на предшествующих за­нятиях утомление. В качестве одного из возможных способов оценки утомления можно использовать ранговую шкалу трудностей. Согласно ее математика, иност­ранный язык имеют 11 баллов, физика, химия - 9, история - 8, литерату­ра - 7, география - 6 и т.д. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми и третьими уроками (а не первыми или последними), т.е. давать их в пери­од наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется соче­тание двух или трех трудных уроков подряд (например: физика, математи­ка, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рациональное чередование предметов естественно- математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечи­вает высокую работоспособность как в течение учебного дня, так и в те­чение всей недели. Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Например, в 6 "А" классе сумма баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели будут следующей: 36,38,47,40,35,32. Эти цифровые данные изображаются графически. Школь­ное расписание оценивается как "нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределе­нии нагрузки в недельном цикле. Несколько слов относительно организации 5-дневной работы школы. Гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокра­щении объема общей недельной нагрузки, т. е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, 2-днев­ный перерыв в занятиях нарушает динамический стереотип учащихся - уд­линяется период врабатывания в начале недели. В связи с этим первый учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики,которая способствует сокращению врабатывания и повы­шению работоспособности учащихся на уроках. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность проблемы охраны здоровья детей и подростков возрас­тает с каждым годом, так как с 1986 г. в Беларуси наблюдается снижение рождаемости, а с 1989 г. - увеличение смертности населения, вследствие чего с 1993 происходит уменьшение численности населения.С 1992 г.отме­чается увеличение детской смертность. Особенностью современной патоло­гии детского возраста является учащение случаев перехода острых форм в рецидивирующие и хронические. Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболе­вания, а более 50% дошкольников - те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многофакторный характер: нарушение режима дня и учебная нагрузка, не­достаточная или избыточная двигательная активность, неадекватное пита­ние и др. Поэтому знания принципов организации медицинского контроля за развитием ребенка, гигиенических основ режима дня и учебно-воспита­тельного процесса, физиолого-гигиенических аспектов оздоровления детей и подростков в условиях экологического неблагополучия необходимо вам в решении вопросов охраны здоровья в социальном отношении наиболее зна­чимой, а в биологическом - наиболее ранимой части населения. ВВЕДЕНИЕ Развитие военной науки и техники ставит много новых проблем по ее обслуживанию. Даже в мирные дни, когда оружие не применяется, в ряде случаев встает вопрос защиты военнослужащих от вредных и опасных фак­торов своего же оружия. Решением таких вопросов занимаются многие службы, в том числе и медицинская, а в последнее время введено понятие об обитаемости объектов боевой техники. Обитаемость - комплекс физи­ческих, химических, биологических и


 
 
Предполагается, что уже в начале 21 века производство химических веществ в мире возрастет примерно в два раза. А уже сегодня в банке данных имеются сведения о почти 8 млн. различных химических соединений. ПЕСТИЦИДЫ. Это собирательное название химических средств защиты растений от вредных микроорганизмов, растений и животных. Пестициды (Пц), объединены в 450 химических соединений. В РБ применяется более 130 Пц. Пц способны кумулироваться в окружающей среде и передаваться по звеньям пищевых цепочек. Отдаленные эффекты, вызываемые Пц: - канцерогенный эффект; - гонадотоксическое действие (поврежде­ние железистых структур гонад у лиц обоего пола), как следствие происходит нарушение репродуктивной функции; - тератогенное и эм­бриотоксическое действие. ТЯЖЁЛЫЕ МЕТАЛЛЫ. Загрязнение окружающей среды металлами, как пра­вило, велико вблизи крупных производственных комплексов, особенно при наличии химических производств. Примером такой территории является Но­вополоцкий промышленный район. На относительно небольшой территории сосредоточены крупные производственные комплексы на базе нефтепровода "Дружба". В данном регионе происходит интенсивное накопление металлов: никеля, кобальта, ванадия, марганца, титана, свинца, меди и др. Обна­ружены локальные участки, где концентрация металлов в почве превышает их среднее содержание в земной коре на порядок. Несбалансированное со­держание микроэлементов в ландшафте способно вызывать различные забо­левания у людей. Так, никель способствует появлению раковых новообра­зований; кобальт увеличивает количество эритроцитов (полицитемия), вы­зывает воспаление слизистой оболочки носа; медь - цирроз печени; ти­тан и цирконий действуют на систему верхних дыхательных путей и могут снижать количество гемоглобина; ртуть - на ЦНС. ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ 1. Тормозится процесс почвообразования. 2. Резко снижается урожайность, снижаются потребительские качества растений. 3. Ослабляется самоочищение почвы, т.е. способность разлагать загряз­нители до усвояемых живыми организмами и вовлекаемых в круговорот веществ. В такой почве дольше сохраняются патогенные микроорганизмы. 4. Накопление загрязнителей в растениях и дальнейшее попадание в орга­низм человека по пищевым цепочкам. Накопление в растениях опреде­ляется 2-мя факторами: а) скоростью перехода в растение. Зависит от вида растения, физ-хим. свойств загрязнителя, его концентрации в почве, физ-хим состава почвы. б) скоростью распада в растении. Обычно в 3-5 раз медленнее, чем разложение загрязнителя в почве. Республика Беларусь занимает площадь 207,6 тыс. км.кв., средняя плотность населения равна 49 человек на 1 км.кв., что является относи­тельно низким показателем по европейским стандартам. Примерно 67 % на­селения проживает в городах. Климат республики - мягкий континен­тальный. Беларусь располагает значительными запасами калийных и камен­ных солей, торфа, цементного сырья, формовочных и стекольных песков, тугоплавких глин, нефти, доломита, гранита, песчано-гравийной смеси, строительных материалов, минеральных вод. Республика специализировалась на трудоемких видах промышленной деятельности, включая машиностроение, текстильную промышленность, де­ревообработку, производство мясомолочной продукции. Кроме того Бела­русь стала значительным производителем минеральных удобрений, основ­ной химической и нефтехимической продукции. В республике сложилась неблагоприятная экологическая и санитар­но-гигиеническая ситуация. К её развитию привели накопившиеся за деся­тилетия отрицательные явления в окружающей среде, укоренившийся потре­бительский подход к использованию природных ресурсов, ведомственные интересы при размещении производственных мощностей, авария на ЧАЭС. Высокая концентрация промышленно-производственного потенциала привела к тому, что на долю 11 из 210 городов (Минск, областные цен­тры, Бобруйск, Орша, Пинск, Барановичи, Борисов) приходится 70 % про­мышленной продукции, 65 % промышленно-производственного потенциала, 62 % городского и 39 % всего населения республики. Поэтому в ряде городов и районов республики сформировались слож­ные специфические комплексы экологических проблем: 1. Зона влияния аварии на ЧАЭС с радиоактивным заражением мес­тности; 2. Район Солигорского промышленного узла; 3. Города с высоким уровнем концентрации промышленности, загряз­няющей окружающую среду; 4. Район Полесской низменности; 5. Районы озер Нарочь, Освейское, Червоное и Браславских озер; 6. Места расположения крупных животноводческих комплексов. ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БЕЗВРЕДНОСТИ ПИТАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ: Вспомогательные материалы по теме Пищевые отравления - это острые (реже хронические) неконтагиозные заболевания, возникающие в результате употребления пищи, массивно об­семененной или содержащей токсичные вещества микробной или немикробной природы. Пищевые отравления характеризуются целым рядом общих признаков: - как правило, острым, внезапным началом заболевания; - одномоментностью начала заболевания;
психологических факторов, воздейс­твующих на организм человека и его деятельность в процессе взаимодейс­твия с техникой. ГИГИЕНА ТРУДА В АРТИЛЛЕРИИ И РАКЕТНЫХ ВОЙСКАХ Условия труда в артиллерии делятся на на две группы: при подго­товке к стрельбе и во время стрельбы. Подготовка к стрельбе (передви­жение, развертывание оружия, оборудование позиций - рытье окопов, траншей) выполняется всеми членами расчета независимо от их профессио­нального предназначения. Уже на данном этапе у личного состава может быть переутомление, так как энерготраты высокие, оказывает влияние и та боевая обстановка, в которой военнослужащие действуют. Расчет артиллерийской установки в зависимости от ее типа включает командира оружия, наводчика, заряжающего, помощника заряжающего. Во время стрельбы на членов расчета оказывает действие дульная ударная волна, газопламенная струя, интенсивный и импульсный шум, пороховые газы и другие факторы. Дульная ударная волна представляет собой воздушную ударную волну. ЕЕ действие проявляется в виде механического удара, под влиянием кото­рого происходит сжатие ткани организма. Давление в полостях организма мгновенно увеличивается в 2 - 2,5 раза, наибольшему сжатию подвергают­ся органы, которые содержат воздух. Возле каждой артиллерийской систе­мы существуют зоны повреждения: смертельная, тяжелых механических пов­реждений, баротравм и безопасная. При стрельбе требуются определенные меры предосторожности, так как расчет находиться в зоне баротравм. Достаточно одного выстрела для разрыва барабанной перепонки (баротрав­ма при 12-14 килопаскалей, а на рабочих местах давление превышает в 3 раза). Следовательно, необходимы средства индивидуальной защиты органа слуха, они входят в комплект каждой системы. Если стрельба производит­ся без этих средств или темп ее настолько высокий, что расчет не успе­вает укрываться в окопах, могут произойти необратимые изменения не только среднего, но и внутреннего уха. Условия действия дульной ударной волны зависят от наличия отража­ющих поверхностей, плотности подстилающей поверхности грунта, инженер­ного оборудования позиций, угла стрельбы (наихудшие условия при мини­мальных горизонтальных углах), характера заряда (осколочно-фугас­ные, кумулятивные и др.). Импульсный шум представляет собой продолжение воздушной волны, когда ее скорость достигает скорости звука и образуется на расстоянии 15-20 м от орудия. Следует отметить, что с увеличением расстояния ин­тенсивность шума снижается незначительно: если на удалении от орудия в в 20 м она составляет 170 дБА, то на расстоянии 30 м - 167 дБА, 40 м - 163 дБА. Особую опасность шум представляет в случаях, когда стрельба ведется из закрытых помещений, в том числе и на военных кораблях. Действие газопламенной струи особенно актуально для реактивной артиллерии. При выстрелах образуются пороховые газы, в состав которых входят окись углерода, окислы азота и другие продукты порохового заря­да, которые неблагоприятно воздействуют на организм в обычных услови­ях, а тем более в безветренную погоду или в закрытых помещениях вследствие высокой концентрации. Профилактические мероприятия можно разделить на 2 группы: осу­ществление действенного предупредительного и текущего санитарного над­зора. Предупредительный санитарный надзор включает: - участие медицинской службы в сопровождении образцов вооружения на этапах разработки, проектирования систем и на испытаниях; - разработка научно обоснованных гигиенических нормативов для всех систем; - участие медицинской службы в профессиональном отборе военнослу­жащих; - участие медицинской службы в разработке средств индивидуальной защиты. Мероприятия по текущему санитарному надзору предлагают контроль за использованием средств индивидуальной защиты, качеством тренировок расчетов, соблюдением правил техники безопасности и состоянием здо­ровья личного состава. Как уже указывалось, по способу сообщения поступательного движе­ния снаряда артиллерия подразделяется на ствольную и реактивную. 2. ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БРОНЕТАНКОВЫХ И МОТОСТРЕЛКОВЫХ ВОЙСКАХ В настоящее время бронетанковые войска являются главной ударной силой сухопутных войск. Наш танк Т-34 признан лучшей боевой машиной времени Великой Отечественной войны и естественно, что дальнейшая мо­дернизация шла на его базе. Условия труда, влияние различных факторов на организм членов экипажа танков идентичны и для другого вида броне­танковой техники - боевых машин пехоты, так что обитаемость этих объ­ектов правомерно рассматривать на примере танка. В танке имеется 3 основных отделения: 1) отделение управления, где находится механик-водитель; 2) боевое отделение, где размещаются остальные 3 члена экипажа - командир танка, наводчик и заряжающий; 3) моторно-трансмиссионный отсек, который приводит в действие боевую ма­шину. Особенности службы в бронетанковых войсках связаны прежде всего с конструкцией обитаемого отсека, в котором располагаются члены экипажа - малые габариты рабочих мест. В танке Т-34 на 4 члена экипажа прихо­дится около 4 м3 пространства. В настоящее время в связи с совершенс­твованием средств борьбы с танками и сам танк стараются сделать менее уязвимым за счет уменьшения его размеров и приближения его к поверх­ности земли. Естественно, это сказывается и на внутреннем объеме: на тех же 4 членов экипажа сейчас приходится максимум 3,2 м3 пространства. В современных танках усилена броневая защита, что сделало танк менее уязвимым, а в случае применения ядерного оружия броня снижает уровень радиации в 10 раз. В танке, как вы знаете, есть чему гореть и хорошо горит, в том числе и одежда танкистов, пропитанная горюче-смазочными


 
 
удобрения, соединения тяжёлых металлов, радионуклиды, пестициды, кормовые добавки, аф­лотоксины, пищевые добавки. 5. Ксенобиотики и заболеваемость населения. Детоксикация ксено­биотиков, механизм детоксикации. Предотвращение поступления вред­ных химических веществ в продукты питания как гигиеническая проб­лема. 6. Экологическое состояние воздушного бассейна в крупных городах, водных ресурсов, почвенного покрова в РБ и заболеваемость населе­ния. 7. Экологическое состояние продуктов питания. Контаминанты про­дуктов и связь с заболеваемостью населения. 8. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды. Государс­твенная система охранных мероприятий. Гарантии прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Вспомогательные материалы по теме: ЛИТОСФЕРА ЛИТОСФЕРА - верхняя твердая оболочка Земли (кора). Живые организмы можно встретить до 2-3 км вглубь - это литобиосфера. ПОЧВА - это поверхностный слой земной коры, сформированный под действием климата и живых организмов (растительных и животных) и возделываемый человеком. Это один из важнейших природных ресур­сов. Основные типы почв в РБ: - дерново-подзолистые (63.5%); - болотные (14.3%) а также различные их сочетания. Состав почвы (П) неоднороден. Самый верхний горизонт (слой) поч­вы - гумусовый. Гумус (Г) - органическое вещество сложного состава: (включает гуминовые кислоты, лигнин, клетчатку). Г образуется при био­логическом разложении (трансформации) растительных и животных остат­ков, продуктов жизнедеятельности организмов. Функции гумуса: - обеспечивает растения микро- и макро- элементами; - консервирует влагу в почве; - связывает тяжелые металлы; - нейтрализует многие токсические вещества природного и антропо­генного происхождения. С физико-химической точки зрения П - гетерогенная коллоидно-дис­персная система. Ее основой являются почвенные коллоиды, которых больше в черноземах и торфяниках и меньше в песчаных П. ПОЧВЕННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ КОМПЛЕКС (ППК)- совокупность коллоидов П, способных к обменным реакциям с катионами и анионами из почвенного раствора, т.е. сначала идет процесс сорбции катионов до полного насы­щения коллоидных частиц, а затем, если катионов очень много, идут ка­тионообменные процессы. Природный избыток или недостаток химического элемента в почве на­зывают ЕСТЕСТВЕННОЙ БИОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ПРОВИНЦИЕЙ. Наличие провинции обычно приводит к появлению специфичных для данной местности заболева­ний, которые носят название эндемических (зоб, кариес, флюороз, молиб­деновая подагра, уровская болезнь и др.). Наиболее характерным примером для нашей республики является био­геохимическая провинция по йоду. Дерново-подзолистые П, наиболее ха- рактерные для РБ, бедны I. Торфяные и болотные П содержат достаточно много I, однако он в них прочно связан органическими компонентами и плохо переходит в растения. Кроме того в наших почвах мало Zn, Co, Sе и Cu, которые являются кофакторами ферментов, участвующих в синтезе тиреоидных гормонов (+ антропогенное влияние). В местах загрязнения П экзогенными веществами возникает ИСКУССТВЕННАЯ ГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ, которая характеризуется повы­шенной заболеваемостью и числом ВПР,а также нарушением психо-физиоло- гического развития детей. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ 1 Сельское хозяйство: - пестициды, удобрения, другие агрохимикаты; - сточные воды и твердые отбросы животноводства. 2 Промышленность, энергетика, транспорт: - промышленные сточные воды; - газо-пылевые выбросы в атмосферу; - твердые отходы. 3 Бытовая деятельность: - хоз-бытовые сточные воды; - твердые бытовые отбросы. Охрана почвы существенно отличается от охраны воздуха и воды, т.к.: - П - малоподвижная среда; - медленнее идет процесс миграции загрязнителей; - хорошо накапливаются ксенобиотики; - выражено косвенное действие на человека. Сегодня особое внимание уделяется изучению действия экологически опасных факторов химической природы. При этом должны учитываться осо­бенности их кинетики, метаболизма, биотрансформации, кумуляции и кон­центрации; движение по пищевым цепям; перенос и переходы из одной сре­ды в другую; возможности превращений во вторичные загрязнители; влия­ние на различные организмы, входящие в экосистемы.
материалами, поэтому введена новая система пожаротушения, основанная на том, что внутри танка моментально создается бескислородная среда. Несомненно, пожар ликвидируется, но и жизнь без кислорода невозможна, поэтому каж­дый член экипажа имеет изолирующий противогаз ИП-46. Этот же противо­газ предназначен и для обеспечения членов экипажа при подводном вожде- нии танков, так как современные танки могут преодолевать водные прег­рады глубиной до 5 метров. Во время движения корпус танка под влиянием неровностей почвы со­вершает ряд колебаний в виде толчков и сотрясений, носящих аритмичный характер. Воздействие колебаний сопровождается мышечными сокращениями, что вызывает утомление. Шум в танке обусловлен работой двигателя и перемещением гусениц, и достигает высокого уровня (до 130 дБ) при стрельбе. Интенсивный шум вызывает утомление и затрудняет слуховую связь между членами экипажа. Кроме того, шум действует не изолированно, а в сочетании с вибрацией (в чистом виде вибрация существует, когда танк стоит при рабочем дви­гателе). Температурный режим в танке зачастую самый неблагоприятный и за­висит от погодных и климатических условий. В жаркое время года, осо­бенно в южных районах страны температура в танке может повышаться до 40-500С. Повышение температуры обусловлено нагревом брони, теплоотда­чей от работающего двигателя и теплоотдачей от организма каждого из членов экипажа в ограниченном пространстве, хотя последняя в таких си­туациях путем излучения и проведения тепла затруднена и возможна глав­ным образом за счет испарения пота. В этих условиях может наступить перегревание организма, а потеря танкистом за рабочий день до 8-12 л жидкости с потом ставит вопрос о питьевом режиме. В зимнее время температура в танке обычно отличается от наружной на 2-30С. Экипаж к тому же находится в пространстве с малыми геометри­ческими размерами в вынужденном положении при ограничении двигательной активности, что сопровождается застоем крови в нижних конечностях, вследствие чего возможны переохлаждение и отморожения. С целью профи­лактики на зимний период времени выдается утепленная одежда и шерстя­ные подшлемники. Кроме того, для обогрева обитаемого отсека использу­ется тепло выхлопных газов. На марше через каждые 2 часа устраивается привал с обязательным выходом из танка. Для борьбы с гиподинамией спе­циальных упражнений нет, а рекомендуют бег 10 кругов вокруг танка в одну и столько же - в другую сторону. На остановках дается горячее питье в виде чая или кофе из термосов. Во время стоянок отрывается окоп, на верх которого ставится танк. Внутри окопа оборудуются нары для личного состава, в центре - небольшая полевая печка с отводом дыма за пределы окопа. Сверху танк покрывается брезентом, который имеется специально для укрытия каждого танка. В таком помещении температура воздуха даже в зимнее время не бывает отрицательной. Каких-либо специальных радикальных мер борьбы с шумом, толчками и сотрясениями не предложено. Для защиты личного состава от ушибов, особенно головы, традиционно используется обычный шлем танкиста, кото­рый предотвращает травматизм и одновременно является средством связи между отдельными членами экипажа. В то же время этот шлем служит ис­точником гнойничковых заболеваний, преимущественно в области головы и шеи. Дело в том, что высокая запыленность, контакт с горюче-смазочными материалами, высокая температура воздуха с последующим обильным пото­отделением способствуют этому. Шлем танкиста по табелю рассчитан на 4 года срок службы - 2 года, то есть 2 человека пользуются одним шлемом. Отдавать его в химчистку или стирку нельзя, так как в нем заложены коммуникации, которые не вынимаются. Поэтому медицинской службе необ­ходимо следить за выдачей подшлемников в зимнее время и легких хлопча­тобумажных вкладышей в летний период. Шлем конструктивно создан так, что плотно прилегает к шее, и малейший поворот головы вызывает трение между шлемом и шеей, а если там имеется фурункул - шлем невозможно одеть, но без него нельзя вести боевую машину. Запыленность в танке зависит от климатических и погодных условий и места в движущейся колоне. Если это одиночная или головная машина - запыленность меньше, последующие же машины находятся в таком облаке пыли (запыленность достигает 1000 мг/м3), что вследствие ухудшения ви­димости бывают случаи наезда, когда не соблюдается дистанция. Высокая запыленность обуславливает травматизм глаз, гнойничковые заболевания кожи, ларингиты, трахеиты. Освещенность внутри танка не должна резко отличаться от освещен­ности снаружи. В противном случае, если разница достигает 50-100 лк, глаза быстро устают вследствие быстро меняющейся световой обстановки, так как необходимо периодически следить за показаниями приборов и осу­ществлять постоянный контроль за внешними условиями. Исходя из этого, в ночное время освещенность внутри танка должна быть не выше 5-7 лк, днем не менее 50 лк. На организм членов экипажа танков и боевых машин пехоты действуют выхлопные газы, содержащие продукты неполного сгорания и большое коли­чество окиси углерода и окислов азота, обладающих потенцирующим эффек­том. Для снижения их концентрации танки оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, которая должна работать таким образом, чтобы преобладал приток, а не вытяжка. Незначительное избыточное давление внутри танка создает барьер для проникновения пороховых газов из канала ствола и препятствует аспирации загрязненного воздуха извне, минуя фильтро-вен­тиляционные системы, что особенно важно в случае применения оружия массового поражения. Кроме того, для профилактики загрязнения воздуха внутри танка пороховыми газами существует инжектор (расширение на стволе пушки), который способствует дополнительному подсасыванию из канала ствола пороховых газов. Для работы бронетанковой техники используется большое количество технических жидкостей (трихлорэтилен, дихлорэтан, этиленгликоль, мно­гокомпонентные гидравлические и тормозные жидкости), содержащих в сво­ем составе спирты. У военнослужащих высокий контакт с горюче-смазочны­ми материалами, Многие компоненты могут поступать в организм ингаляци­онным, пероральным путем и всасываясь через кожу вследствие жирораст­воримости. В обязанности медицинской службы входят разъяснительная ра­бота по профилактике отравлений спиртоподобными жидкостями, правильно­му


 
 
факторами среды. Индикаторами могут быть не только целос­тные организмы или их системы, но и их наиболее чувствительные струк­туры, на основе которых созданы биосенсоры. Они основаны на экологи­чески безопасных природных компонентах. ТЕМА 3: Экологические и медицинские последствия загрязнения литосферы. Медицинская экология. Состояние окружающей среды и здоровье населения Актуальность: В результате деятельности человека окружающая среда пос­тоянно загрязняется. Это не просто внесение ксенобиотиков, но и свя­занное с ним нарушение круговорота веществ в экосистемах, ведущее к их разрушению. В биосфере чаще всего содержится не одно, а несколько вредных химических веществ, поэтому влияние загрязнителей является комплексным. Сюда же следует прибавить такой вредный фактор, как воз­действие ионизирующих излучений. При комбинированном действии ксено­биотиков и ионизирующего излучения наблюдаются сдвиги в функцио­нальном состоянии организма. Наиболее распространенным типом неблагоп­риятного влияния факторов окружающей среды является хроническое неспе­цифическое действие на организм. Самое главное - ксенобиотики включаются в экологические пищевые цепочки. С каждым звеном пищевой цепочки количество их увеличивается на один, два порядка. В конце цепочки концентрация химиката в организ- ме может быть увеличена в сотни тысяч раз по сравнению с содержанием его во внешней среде. Помимо глобальных экологических проблем (разрушение озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ, явление "парниково- го эффекта", кислотные дожди и туманы, загрязнение радионуклидами тер­ритории РБ) существуют и специфические, региональные, нередко очень сложные и острые. Цель: Познакомиться со строением почвы, ее составом, особенностями почв Республики Беларусь. Дать характеристику антропогенных источни- ков загрязнения почвы; рассмотреть экологические последствия загрязне- ния литосферы. Показать наличие связи между характером и степенью заг­рязнения литосферы и заболеваемостью населения. Рассмотреть биологические и экологические проблемы питания; поня­тие о контаминантах пищевых продуктов (пестициды, удобрения, соли тя­желых металлов, канцерогенные вещества, микотоксины). Показать сущес­твование взаимосвязи между содержанием контаминантов в продуктах пита­ния и заболеваемостью населения, особенно детского. Ознакомиться с нормативно-правовыми основами охраны окружающей среды, действующими на территории Республики Беларусь; продемонстриро­вать современные подходы к правовой оценке действий физических и юри­дических лиц по соблюдению природоохранного законодательства. Задачи: Определение реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с пищей. Показать взаимосвязь между содержанием контами­нантов в продуктах питания и заболеваемостью. Определить содержание некоторых контаминантов (в частности, нит­ратов) в продуктах питания. Продемонстрировать современные подходы к анализу качества окружающей среды; значение мониторинга в жизни совре­менного общества. Провести экогигиеническое исследование объектов, находящихся на территории г.Гомеля и Гомельской области, оформить результаты иссле­довкния. Объём самостоятельной работы студентов Дополнить таблицу "Вредные вещества и их воздействие на орга­низм", показывающую взаимосвязь между загрязнителями, присутствующими в окружающей среде, и болезнями. Показать наличие связи между характером и степенью загрязнения окружающей среды и заболеваемостью населения. Провести экогигиеническое исследование объектов, находящихся на территории г.Гомеля и Гомельской области, оформить результаты иссле­дования, дать рекомендации по улучшению экологической обстановки на данном объекте. Выполнение рефератов на темы: - Экологические и медицинские проблемы загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. - Канцерогенные вещества в окружающей среде. - Оценка риска для потомства в связи с воздействием химических ве­ществ в период беременности. - Экологические проблемы производства чистых пищевых продуктов. - Использование пищевых добавок в продуктах питания. - Контаминанты пищевых продуктов. - Детоксикация ксенобиотиков в организме. - Влияние химического состава питьевой воды на здоровье человека. - Влияние на организм человека различных компонентов парфюмерно­косметических средств. - Эндемические заболевания. - Курение: индивидуальная форма загрязнения воздуха. Вопросы к занятию 1. Общая характеристика почв. Понятие о почвенном поглощающем комплексе, гумусе. 2. Особенности почв Республики Беларусь. 3. Биогеохимические провинции. Понятие об эндемических заболева­ниях (зоб, кариес, флюороз, молибденовая подагра, уровская бо­лезнь и др.). 4. Биологические и экологические проблемы питания. Основные кон­таминанты пищевых продуктов: минеральные
хранению загрязненной ветоши (только в закрытых бачках), предупреж­дение гнойничковых заболеваний кожи использованием мазей и паст. Подводное вождение танка связано с опасностью возникновения ба­ротравмы легких и кессонновой болезни. Наблюдается это преимущественно в аварийных ситуациях, когда танк во время движения по дну водоема ос­танавливается и необходимо его покинуть. Крышку командирского люка открыть невозможно, так как давление воды высокое (несколько сот кг), поэтому, чтобы выравнять давление, танк необходимо затопить. Иногда затопление, особенно с элементами па­ники, производится быстро, после чего открывается крышка люка и тан­кист, как пробка, вылетает из-под воды на поверхность. Вследствие быстрого снижения давления до нормального может развиться кессонная болезнь. Поэтому при обеспечении подводного вождения танков необходимо сопровождение подвижной барокамеры, в которую помещается танкист в случае возникновения кессонных расстройств для компрессии с последую­щей ступенчатой декомпрессией. Питание танкистов при размещении в стационарных и лагерных усло­виях обычное, но так как предъявляются высокие требования к зрению, при составлении меню-раскладки и оценке питания особое внимание обра­щается на достаточность в рационе витамина А. Если намечается вождение танков, то перед этим обычно не дают жидкую пищу, так как толчки и сотрясения не только не способствуют усвоению, а способствуют ее из­вержению. Во время совершения маршей при невозможности обеспечения 3-разовым питанием необходимо как минумум 2-разовое питание горячей пищей (завтрак и ужин); в обед на стоянке выдается сухой паек, отлича­ющийся о обычного сухого пайка мотострелковой части тем, что в его состав должны входить сыр, колбаса, сало, консервы мясные и обязатель­но горячее питье, если речь идет о зимнем времени. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВОЙСК Современные боевые действия отличаются высокой маневренностью. Войска могут передвигаться железнодорожным, автомобильным, авиацион­ным, водным транспортом, в пешем строю в различных географических и климатических условиях, в любой сезон года и время суток. В связи с высокой маневренностью возрастает значение медицинского обеспечения. При перевозке войск железнодорожным транспортом медицинское обес­печение направлено на профилактику инфекционных заболеваний, а сани­тарно-гигиенические мероприятия включают: - контроль за санитарным состоянием вагонов (должны быть вымыты, продезинфицированы, оборудованы нарами, печами, светом, водой); - контроль за питанием, водоснабжением, уборкой, соблюдение пра­вил личной гигиены во время движения; - санитарно- просветительная работа среди военнослужащих об опас­ности употребления неизвестных продуктов и воды; - медицинскую разведку районов ожидания (сбора). Через каждые 6 суток следования на станциях должна производиться санитарная обработка личного состава. При перевозке автомобильным транспортом военнослужащие испытывают длительное статическое напряжение, воздействие шума, толчков, сотрясе­ний, неблагоприятных метеофакторов, пыли и выхлопных газов впереди идущего транспорта. С целью профилактики должно быть предусмотрено оборудование машин седеньями, тентами, остановки с разминкой через несколько часов движения и соблюдение дистанции в 20-50 м между от­дельными машинами для уменьшения концентрации во вдыхаемом воздухе пы­ли и компонентов выхлопных газов. Передвижение пешим порядком (марш) предъявляет к военнослужащим такие же требования, как и при выполнении тяжелой физической работы. В летний период в жаркое время дня возможно перегревание организма с яв­лениями теплового удара, поэтому для маршей рекомендуется, если позво- ляет боевая обстановка, выбирать нежаркое время и по возможности осво­бождать личный состав от носимого груза. Периодическая смена военнос­лужащих в середине колонны, своевременные привалы, обеспечение доста­точным количеством воды - основные профилактические мероприятия. При марше в зимнее время возможны переохлаждение и отморожения, с целью профилактики которых необходимо соблюдение гигиенических правил ношения обуви и обмундирования и обеспечение военнослужащих горячей пищей и чаем. Особенности медицинского обеспечения ночного марша - выявление солдат с расстройством сумеречного зрения, марша в горных условиях - профилактика горной болезни и снежной офтальмии. ГИГИЕНА ТРУДА В РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ВОЙСКАХ Первая радиолокационная станция (РЛС) была создана у нас и испы­тана под Ленинградом в 1934 году. Она могла обнаружить летящий самолет на расстоянии нескольких десятков километров. В настоящее время мощ­ность РЛС возросла во много раз. В радиоприемниках используется метровый диапазон радиоволн (длин­ные, средние, короткие), который не обладает каким-либо биологическим действием, благодаря чему радиоприемниками мы пользуемся без всякой защиты. Что же касается радиолокации (обнаружение цели, наведение на нее управляемых снарядов), то здесь применяются миллиметровый, санти­метровый и дециметровый диапазоны радиоволн, обладающие большой биоло­гической активностью. Но длина волны находится в обратной зависимости от частоты, этот диапазон в частотах составляет 3.108- 3.1011 гц и на­зывается сверхвысокочастотным - СВЧ. Биологическое действие и поражаю­щий эффект зависят от глубины проникновения, мощности дозы и от вида ткани, на которую падает поток СВЧ. Глубина проникновения зависит от длины волны и составляет 1/10 ее. ГЛУБИНА ПРОНИКНОВЕНИЯ ПОЛЯ СВЧ В ОРГАНИЗМ


 
 
Природные источники: - космическая пыль; - грозовые разряды; - извержение вулканов; - выветривание пород; - пыльные бури; - продукты жизнедеят-ти организмов. Антропогенные источники: - промышленные выбросы; - выхлопные газы транспорта; - сжигание топлива; - с/х (использование удобрений, - радиоактивное загрязнение; ядохимикатов). Наибольшее значение в загрязнении атмосферы имеют: оксиды углеро­да, азота, серы, летучие органические соединения (ЛОС), соединения тя­желых металлов, промышленная пыль, сажа, радиактивные вещества. ГИДРОСФЕРА Гидросферой называют совокупность всех вод Земли: материковых (поверхностных, почвенных, глубинных), океанических и атмосферных. Вода занимает почти 3/4 земной поверхности,составляя моря и океа­ны. Запасы ее - около 1,4 млрд.куб.км. Из всего огромного запаса воды около 98% составляет соленая морская вода, а пресной воды - всего нем­ногим более 2% всего мирового запаса, и то около 70% пресной воды зак­лючено в ледниках и недоступно человеку. ИСТОЧНИКАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ГИДРОСФЕРЫ являются: 1. Атмосферные воды. Например, 1 дождевая капля весом 50 мг, па­дая с высоты 1 км, омывает 16 л воздуха. Значит, различные загрязняю­щие вещества будут легко вымываться из воздуха. Примером этого служит вымывание радиоактивных веществ из атмосферы, приведшее к пятнистому загрязнению территории нашей республики после аварии на ЧАЭС. Многие газообразные соединения, растворяясь в атмосферной влаге, формируют кислотные осадки, которые нарушают экологическое равновесие наземных и водных экосистем. 2. Зарегулирование стока рек путем гидростроительства ведет к за­медлению течения (водохранилища). Медленные участки реки хуже самоочи­щаются, т.к. количество растворенного кислорода, необходимого для про­цессов аэробного разложения органических загрязнителей, снижается. При насыщении воды биогенными элементами (эвтрофикации) начинается массо­вое развитие фитопланктона, особо сине-зеленых водорослей, являющихся источником опасных токсинов. 3. Городские сточные воды, включающие бытовые и коммунальные сто­ки, содержат массу органических веществ, детергентов (моющих средств), микроорганизмов, в т.ч. патогенных. Особенно опасны стоки инфекцион­ных отделений больниц, если они не очищены и необеззаражены. 4. Сельское хозяйство: сточные воды ферм, птичников, использова­ние минеральных и органических удобрений, пестицидов. 5. Промышленные сточные воды. Со сточными водами в водоемы сбра­сывается огромное количество химических соединений: - нефтепродукты; - соединения тяжелых металлов; - ядовитые соединения; - пестициды; - моющие средства; - ароматические углеводороды; - нитрозосоединения; - радиоактивные вещества. Недостаток в воде фтора (менее 0,5 мг/л) ведёт к кариесу. По ка­риесу эндемичны: Беларусь, Хабаровск, Сочи, Каунас, Архангельск. Избы­ток фтора приводит к флюорозу (Тверь, Тамбов, район Юго-Восточной Азии). Подтверждается прямая корреляция между содержанием меди, кадмия, нитратов и уровнем ССЗ. Использование очень жесткой воды (2 - 2,5 г/л) оказывает отрицательное влияние на развитие плода, вызывает патологию выделительной системы, заболевания ЖКТ. Очень часто минеральный состав воды обусловлен антропогенной дея­тельностью человека. Высокие концентрации нитратов встречаются в питьевой воде, как следствие загрязнения азотными удобрениями. Азотсо­держащие соединения в воде способны превращаться в канцерогенные нит­розамины, тем самым способствуя возникновению онкозаболеваний ЖКТ. Обеззараживание питьевой воды хлором служит источником образова­ния в водопроводе диоксинов - полихлорированных дибензо-п-диоксинов и полихлорированных дибензофуранов - самых сильных токсических соедине­ний для теплокровных организмов. Нефть и нефтепродукты покрывают поверхность воды пленкой, что на­рушает процессы фотосинтеза и выделения О2 фитопланктоном, нарушается водный обмен и газообмен между атмосферой и гидросферой. Тяжелые металлы, ядовитые соединения, углеводороды подавляют жиз­недеятельность водных организмов, нарушая тем самым процессы самоочи­щения водоёма или вызывают вымирание целых групп организмов. Первой страной, ощутившей отрицательное влияние химического заг­рязнения природной среды, стала Япония. В этой стране свыше 80% терри­тории испытывает на себе непосредственное влияние промышленного произ­водства. Характерны примеры с "болезнью Минамата" (интоксикация ртутью) и "болезнью Итай - итай" (отравление кадмием), возникшие в ре­зультате сбросов сточных вод промышленных предприятий. Контакт человека с гидросферой проходит тремя путями: 1. Через дыхательные пути; 2. Через желудочно-кишечный тракт; 3. Через кожные покровы. БИОИНДИКАЦИЯ - метод оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем. БИОИНДИКАТОРЫ - орга­низмы или их сообщества, жизненные функции которых тесно связаны с оп­ределенными
Диапазон | Длина волны | Глубина проникновения миллиметровый 1 - 10 мм 0,1 - 1,0 мм сантиметровый 1 - 10 см 0,1 - 1,0 см дециметровый 1 - 10 дм 0,1 - 1,0 = 1,0 - 10,0 см Следовательно, радиоволны миллиметрового диапазона захватывают лишь поверхностный слой кожи, сантиметровые проникают и в подкожный слой, а дециметровые будут оказывать влияние и на глубоко расположен­ные от поверхности ткани и органы, в том числе и жизненно важные. Мощность поглощенной дозы находится а прямой зависимости от про­должительности воздействия и частоты: чем больше частота, тем больше и мощность. Наиболее поражаемыми органами и тканями при действии поля СВЧ бу­дут те, которые содержат большое количество воды и она не так часто меняется. Такими критическими органами является глаз, на основании ко­торого устанавливаются критические дозы облучения. Различают 2 типа биологического воздействия волн СВЧ - диапазона на организм: так называемое термическое и нетермическое действие. Не­термическое действие проявляется радиоволновой болезнью, характеризую­щейся астено-вегетативным синдромом и нестойкими изменениями перифери­ческой крови вначале, в дальнейшем может привести к резким колебаниям сосудистого тонуса и диэнцефальному синдрому. Термическое, или тепловое действие СВЧ - излучения заключается в том, что поток электромагнитных колебаний, падая на ткани, трансформи­руется в тепло, вследствие чего температура выше 410С наступает гибель (поэтому и медицинские термометры имеют градуировку только до 420С). При остром воздействии возможен мгновенный тепловой эффект вплоть до закипания тканевой жидкости организма. Если поставить под облучатель руку, то воздействие небольшой энергии вызывает ощущение нагревания, при более продолжительной экспозиции можно можно получить такой ожог, как при неосторожном прикосновении к нагретой металлической поверхнос­ти. При тепловом действии страдают в основном органы, которые содер­жат много воды, к примеру - печень. Определенное количество жидкости всегда содержится в желудке, при облучении области желудка происходит нагрев содержимого, вследствие чего возрастает агрессивность желудоч­ного сока, его разъедающая, переваривающая способность по отношению к собственной стенке, иногда возникают перфорации. Аналогичным образом действует СВЧ - излучения и на мочевой пузырь, когда нагрев мочи может привести к его перфорации. Следует отметить, Что СВЧ - излучения действует губительно и на половые клетки. Это обстоятельство необходимо напоминать молодым лю­дям, заканчивающим радиотехнические училища и академии связи, где тех­ника безопасности преподается, но иногда неоправданное легкомыслие приводит к неосторожному обращению с генераторами СВЧ, что может за­кончиться весьма неблагоприятно. К другим факторам, которые оказывают отрицательное влияние на ор­ганизм работающих на радиолокационных станциях, относиться высокая напряженность и большая ответственность умственного труда, неблагопри­ятный режим и отдыха (система боевых дежурств) и далекие от комфортных микроклиматические условия - зимой холодно, а летом жарко, ибо сама кабина металлическая. Однако основным, определяющим негативным факто­ром в радиотехнических войсках является СВЧ - излучения. Защита от СВЧ - излучения осуществляется коллективными индивиду­альными средствами защиты, в основу которых положены 3 принципа: расс­тоянием, экраном и временем. В отношении защиты расстоянием, то чем оно больше, тем меньше из­лучение и тем меньше опасность быть пораженным. Интенсивность электро­магнитных колебаний СВЧ убывает обратно пропорционально квадрату расс­тояния, то есть принцип защиты общий для всех видов электромагнитных излучений. Абсолютным экраном для волн СВЧ - диапазона является металл вне зависимости от его толщины. Обычная алюминиевая фольга является надеж­ным экраном, но естественно, что для экранирования она не использует­ся, так как исходят из механической прочности. Очень широко для экра­нирования применяется металлическая сетка, при этом в зависимости от длины волны выбирают и размеры ячеек: чем короче длина волны, тем бо­лее густой должна быть сетка. Ткань тафта (имеет вплетение алюминиевой проволоки) неплохо защищает от СВЧ - поля, правда, не от всех диапазо­ном. Защита личного состава радиолакационных станций осуществляется с помощью косткмов, которые шьются из специальной ткани, каждое хлопча­тобумажное волокно которой сопровождается тонкой металлической прово­локой. В процессе изготовления этой ткани на фабрике образуется сетка, ткань по внешнему виду ничем не отличается от обычной и только при внимательном рассмотрении или под увеличением можно обнаружить метал- лическую сетку. Глаза защищают обычными очками автомобильного типа, поскольку стекло пропускает СВЧ - излучения, его поверхность покрыва­ется тонкой металлической пленкой из золота или двуокиси олова. Принцип защиты временем предусматривает прямую зависимость полу­ченной дозы от времени облучения. Интенсивность излучения выражается в плотности потока мощности (ППМ), то есть величиной мощности, приходя­щейся на 1 см2. Допустимые величины интенсивности облучения дифферен­цированы с учетом времени воздействия. Как свидетельствуют данные приведенной таблицы, в течение всего рабочего дня можно работать при 10 мквч/см2, с увеличением ППМ время работы сокращается. Зона безопасности для гражданского населения соот­ветсвует 1 мквч/см2, военные городки можно располагать в зоне воздейс­твия мощностью 10 мквч/см2. Антенну радиолокационных станций следует размещать на холмах вы­сотой не менее 6 м, что создает большое "мертвое" пространство от ос-


 
 
10. Круговорот воды в биосфере, движущие силы. Связь гидросферы с состоянием литосфер
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод гигиенического анализа меню-раскладки | Допустимое суммарное время воздействия локальной вибрации за смену в зависимости от величины превышения ПДУ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.