Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.Личная гигиена




Значение правил личной гигиены для укрепления здоровья и повышения спортивной работоспособности.

Гигиенические основы режима труда, спортивной деятельности и отдыха. Рациональный суточный режим для лиц разного возраста с учетом биологиче­ских ритмов и суточных изменений психофизиологических функций, возраста, трудовой деятельности, бытовых условий, вида занятий физическими упражне­ниями и спортом, условий тренировки. Физические упражнения в суточном ре­жиме. Гигиенические требования ко сну. Сон и спортивная работоспособность. Профилактика бессонницы. Уход за телом. Гигиенические правила применения различных водных процедур. Профилактика гнойничковых заболеваний и эпидермофитии. Особенности ухода за телом для занимающихся различными ви­дами физических упражнений и спорта.

Особенности режима жизни инвалидов различных категорий (нозологи­ческих групп). Понятие охранительного режима, личная гигиена инвалидов.

Тема 6. Вредные привычки - разрушители здоровья

Вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков - разрушители здоровья и работоспособности. Социальное и биоло­гическое значение вредных привычек. Значение и роль физической культуры и спорта в профилактике и в борьбе с вредными привычками в современных ус­ловиях.

Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты курения. Отрицатель­ное воздействие курения на спортивную работоспособность. Средства и методы профилактики и борьбы с курением.

Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофи­зиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты зло­употребления алкоголем. Отрицательное воздействие алкоголя на спортивную работоспособность. Средства и меры профилактики и борьбы со злоупотребле­нием алкоголем.

Отрицательное воздействие наркотиков на психофизиологические функ­ции организма. Социально-гигиенические аспекты наркомании и токсикома­нии. Средства и методы профилактики и борьбы с наркоманией и токсикомани­ей.

Тема 7. Гигиена одежды и обуви

Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде (теплозащитные свойства, воздухопроницаемость, паропроницаемость, испа­ряемость, водоемкость, гигроскопичность и др.).

Использование различных видов одежды и обуви в зависимости от вида физических упражнений, условий тренировки и соревнований. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

Тема 8. Закаливание

Гигиеническое значение закаливания в современных условиях. Физиоло­гический механизм закаливания. Специфический и неспецифический эффект закаливания. Общие и местные закаливающие процедуры.

Основные принципы закаливания (систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль). Оценка эффективности закаливающих процедур.

Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения. Закаливающее воздействие занятий физическими уп­ражнениями и спортом на открытом воздухе.

Закаливание водой. Воздействие на организм водных процедур. Гигиени­ческая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур (обтирание, обливание, душ и др.). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка сильнодействующих водных процедур (растирание сне­гом, зимние купания). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка местных водных процедур (полоскание горла, обмывание стоп, хождение боси­ком по росе и др.).

Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий сол­нечной радиации на организм. Отрицательное влияние чрезмерного солнечного облучения на здоровье и работоспособность. Методика приема солнечных ванн. Дозировка солнечных ванн (минутный и калорийный способ). Гигиеническая характеристика искусственного ультрафиолетового облучения. Методика при­менения различных источников ультрафиолетовой радиации (ртутно-кварцевые, люминесцентные эритемные лампы).

Применение закаливающих процедур при различных видах занятий мас­совой физической культурой. Школы закаливания. Особенности применения закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом.

Особенности закаливания в зависимости от возраста, заболеваний у инва­лидов.

Тема 9. Гигиенические требования к условиям воздушной среды при занятиях физическими упражнениям и спортом

Гигиеническая характеристика основных факторов воздушной среды: фи­зические свойства, химический состав, механические примеси, микроорганиз­мы.

Физические свойства воздуха. Гигиеническое значение температуры воз­духа. Приборы и методы определения температуры воздуха. Нормы температу­ры воздуха при занятиях физкультурой и спортом.

Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Роза ветров и ее использование при выборе места для строительства спортивных со­оружений. Определение направления и скорости движения воздуха при спор­тивных занятиях и соревнованиях. Нормы скорости движения воздуха при за­нятиях физкультурой и спортом.

Гигиеническое значение нормального, пониженного и повышенного ат­мосферного давления. Изменения атмосферного давления воздуха и погодные условия. Влияние повышенного и пониженного давления воздуха на организм. Профилактика высотной (горной) болезни. Приборы и методы измерения атмо­сферного давления воздуха.

Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических свойств воздуха на организм. Определение охлаждающей способности воздуха.

Значение изменений метеорологических факторов при занятиях физкультурой и спортом.

Электрическое состояние воздушной среды. Гигиеническая характери­стика ионизации воздуха. Влияние различных ионов воздуха на организм. При­менение источников искусственного ионизированного воздуха в целях укреп­ления здоровья и повышения работоспособности. Гигиеническое значение ра­диоактивности воздушной среды. Источники радиоактивности. Меры профи­лактики загрязнения воздуха радиоактивными элементами.

Химические свойства воздуха. Гигиеническая характеристика химическо­го состава воздуха. Гигиеническое значение азота, кислорода и углекислоты (двуокиси углерода). Гигиеническая оценка воздушной среды в спортивных со­оружениях. Концентрация С02 как косвенный показатель загрязнения воздуха помещений. Гигиеническая характеристика СО2. Профилактика и первая по­мощь при отравлениях СО2.

Гигиеническая характеристика механических примесей. Гигиеническая характеристика запыленности воздуха. Способы профилактики и борьбы с за­пыленностью воздуха в местах занятий физическими упражнениями и спортом.

Бактериальное загрязнение воздуха. Гигиеническая оценка бактериаль­ных загрязнений воздуха и их эпидемиологическое значение. Способы профи­лактики и борьбы с бактериальной загрязненностью воздуха в спортивных со­оружениях.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране воздушной среды в Российской Федерации (планировочные, технические и санитарно-технические, организационные). Предупредительный и текущий санитарный надзор и систе­матический контроль за состоянием воздушной среды. Автоматизированная система мониторинга.

Погода, климат, акклиматизация. Гигиеническая характеристика влияния погодных условий на психофизиологические функции организма. Гигиениче­ская характеристика влияния различных климатических условий на организм. Климатические пояса РФ.

Акклиматизация как социально-биологический процесс. Гигиенические основы акклиматизации (адаптации) физкультурников и спортсменов к различ­ным погодным и климатическим условиям.

Тема 10. Гигиенические требования к условиям водной среды и поч­вы при занятиях физическими упражнениями и спортом

Гигиеническое значение физических, химических и бактериологических свойств питьевой воды. Гигиенические требования к питьевой воде. Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.

Гигиенические требования к источникам водоснабжения. Санитарно-гигиеническое обследование водоисточников.

Современные системы очистки и обеззараживания питьевой воды и воды плавательных бассейнов. Гигиеническая характеристика систем водоснабже­ния.

Гигиеническая характеристика почвы и ее эпидемиологическое значение. Основные мероприятия по профилактике загрязнений почвы спортивных со­оружений. Санитарный и радиологический контроль за почвой.

Тема 11. Гигиенические требования к размещению, планировке, ото­плению, вентиляции, освещению спортивных сооружений

Гигиенические требования к выбору места, экологическим условиям и ориентации зданий спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным материалам. Гигиенические требования к планировке спортив­ных сооружений.

Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений. Гигие­ническая характеристика естественного и искусственного освещения. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы осве­щенности открытых и крытых спортивных сооружений.

Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигие­ническая характеристика различных систем отопления. Нормативные показате­ли микроклиматических условий в различных спортивных сооружениях.

Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Гигие­ническая характеристика различных систем вентиляции в спортивных соору­жениях. Методы определения эффективности вентиляции. Нормативные пока­затели эффективности вентиляции в спортивных сооружениях.

Гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию и синтетическим напольным покрытиям, к цветовому оформлению и интерьеру.

Тема 12. Гигиенические требования к различным типам открытых и крытых спортивных сооружений

Социально-гигиенические требования к различным типам физкультурно-оздоровительных сооружений в городах и сельской местности.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям для за­нятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным спортом, греблей, плавани­ем.

Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям (спор­тивные залы, крытый каток, крытый плавательный бассейн).

Тема 13. Гигиенические требования к пище и питанию различных групп населения и спортсменов

Значение питания как важнейшего фактора сохранения и укрепления здо­ровья, повышения спортивной работоспособности. Гигиенические требования к пище и питанию в современных условиях.

Доброкачественность пищи.

Калорийность пищи. Регулируемые и нерегулируемые энерготраты. Ме­тоды определения суточного расхода энергии. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и

занятий физическими упражнениями и спортом. Контроль за калорийностью пищи.

Пищевые вещества. Гигиеническое значение белков. Потребность орга­низма в белках в зависимости от половых, возрастных, профессиональных осо­бенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание бел­ков в различных продуктах.

Гигиеническое значение жиров. Потребность в жирах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание жиров в различных продуктах.

Гигиеническое значение углеводов. Потребность в углеводах в зависимо­сти от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Содержание углеводов в различных продук­тах.

Гигиеническое значение витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов. Нормы витаминов в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особен­ностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание витами­нов в различных продуктах. Гигиенические требования к употреблению синте­тических витаминных препаратов.

Гигиеническое значение минеральных веществ. Потребность организма в минеральных элементах в зависимости от половых, возрастных, профессио­нальных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Со­держание минеральных веществ в различных продуктах.

Гигиеническое значение пищевых волокон и содержание их в различных продуктах.

Тема 14. Гигиеническая характеристика пищевых продуктов

Гигиеническая характеристика основных групп пищевых продуктов: мо­локо и молочные продукты, мясо, птица, яйца, рыба, хлеб, крупы, бобовые, картофель, овощи, фрукты и ягоды, пищевые жиры, кондитерские изделия и мед. Продукты повышенной биологической ценности.

Гигиеническая характеристика различных пищевых добавок и биокор­ректоров. Вредные пищевые добавки. Генетически модифицированные пище­вые продукты.

Тема 15. Пищевые рационы и режим питания

Гигиенические требования к составлению пищевых рационов физкуль­турников и спортсменов в зависимости от вида физических упражнений и спор­та, периода тренировки, климатических условий. Распорядок приема пищи при одно-, двух- и трехразовых тренировках в день. Питание во время соревнований и в восстановительном периоде.

Режим питания и усвояемость пищи. Режим питания при различных ви­дах деятельности и работе в различные смены (дневная, вечерняя, ночная).

Профилактика и коррекция избыточного веса (массы тела). Отрицатель­ное влияние избыточной массы тела и ожирения на состояние здоровья, рабо­тоспособность, психофизиологические функции. Буллемия и анорексия. Ос­новные причины возникновения избыточной массы тела и ожирения. Методы определения нормального и идеального веса (массы) тела.

Основные положения питания при профилактике и снижении избыточной массы тела: уменьшение количества и калорийности пищи, разгрузочные дни, многоразовое и регулярное питание, культура приема пищи, снижение аппети­та.

Болезни от неправильного питания. Спортивная диетология.

Профилактика пищевой аллергии у детей и взрослых. Исключение из пищевых рационов продуктов, содержащих аллергены. Общеукрепляющие ги­гиенические и оздоровительные мероприятия.

Особенности диетического питания при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Особенности питания инвалидов различных категорий.

Тема 16. Гигиена физического воспитания детей и подростков

Гигиена детей и подростков и ее задачи. Гигиеническая характеристика возрастных особенностей детей и подростков. Влияние внешней среды и соци­альных факторов на рост и развитие детей и подростков. Гигиенические аспек­ты акселерации детей и подростков. Биологический возраст детей и подрост­ков. Роль и значение гигиенических факторов на различных возрастных этапах.

Социально-гигиенические мероприятия по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения в РФ.

Гигиенические требования к учебно-педагогическому процессу в школе. Гигиенические требования к зданию школы, классной комнате и ее оборудова­нию. Гигиенические нормы двигательной активности. Гигиенические требова­ния к местам занятий физической культурой и спортом.

Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Ги­гиеническая характеристика и методика проведения утренней гимнастики, гим­настики до уроков, физкультминуток, уроков физического воспитания, прогу­лок, экскурсий, туристских походов. Использование естественных сил природы для закаливания организма детей и подростков. Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками.

Суточный режим школьников различного возраста. Особенности питания школьников.

Гигиеническая характеристика и методика использования различных средств и форм физического воспитания для детей и подростков с изменениями в состоянии здоровья и инвалидов с рождения.

Гигиенические принципы нормирования двигательной активности. При­чины и профилактика явлений гипо- и гиперкинезии у детей и подростков с от­клонениями в состоянии здоровья.

Тема 17. Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрас­те

Гигиеническая характеристика возрастных особенностей лиц среднего и пожилого возраста. Медицинские группы.

Особенности гигиенического обеспечения занятий физическими упраж­нениями лиц среднего и пожилого возраста (суточный режим, двигательная ак­тивность, питание, закаливание, восстановление).

Гигиеническая характеристика основных форм занятий физическими уп­ражнениями для лиц среднего и пожилого возраста (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, гимнастические упражнения, спортивные игры и др.).

Тема 18. Гигиенические основы массовой физической культуры на производстве

Гигиеническая характеристика основных форм производственной физи­ческой культуры: производственная гимнастика, послерабочее восстановление, меры профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, профессио­нально-прикладная физическая подготовка.

Гигиенические требования к организации и проведению различных форм производственной гимнастики: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физ­культурные минутки, микропаузы активного отдыха.

Гигиенические требования к местам проведения производственной гим­настики.

Гигиенические требования к организации и проведению восстановления после работы.

Гигиеническая характеристика основных форм физкультурно-оздоровительных средств для восстановления после работы (восстановительная гимнастика, упражнения на тренажерах, спортивные игры, гидропроцедуры, паровая и суховоздушная баня, восстановительное плавание, различные средст­ва психологической разгрузки, психорегулирующая тренировка, аппаратный массаж и др.).

Гигиенические требования к профессионально-прикладной физической подготовке трудящихся. Гигиеническая характеристика основных форм про­фессионально-прикладной физической подготовки с учетом профессиональ­ных, половых и возрастных особенностей трудящихся.

Тема 19. Гигиенические требования к проведению занятий физиче­скими упражнениями и спортом по месту жительства

Гигиенические требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства. Гигиеническая характери­стика различных форм занятий физическими упражнениями и спортом по месту жительства. Гигиенические требования к местам занятий физическими упраж­нениями и спортом по месту жительства.

Тема 20. Система гигиенического обеспечения подготовки спортсме­нов

Комплексное применение различных гигиенических факторов для опти­мизации подготовки спортсменов. Задачи, структура и условия функциониро­вания системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов.

Основные гигиенические требования к организации и проведению трени­ровочного процесса и соревнований. Оздоровительная направленность спор­тивной тренировки. Планирование тренировки с учетом влияния на спортсмена различных экологических факторов природы и социальной микросреды. Влия­ние различных биоритмов на работоспособность спортсмена (сезонные, не­дельные, суточные и др.).

Гигиенические требования к подготовке спортсменок.

Создание оптимальных социально-гигиенических условий микросреды для спортсменов (родители, друзья, товарищи, спортивный и учебный коллек­тив и др.). Психогигиена.

Гигиенические требования к выбору места проведения сбора, составле­нию суточного режима, бытовых условиям, организации питания и питьевого режима, выбору одежды и обуви, проведению восстановительных мероприя­тий.

Тема 21. Вспомогательные гигиенические средства, повышающие спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление

Основные положения применения гигиенических и оздоровительно-восстановительных средств, повышающих работоспособность и ускоряющих восстановительные процессы.

Гигиеническая характеристика и методика применения различных гидро­процедур (душ, контрастный душ, тепловые ванны, контрастные ванны, кисло­родные ванны, жемчужные ванны, восстановительное плавание).

Гигиеническая характеристика паровых и суховоздушных (сауна) бань. Методика выполнения различных банных процедур в целях гигиены, закалива­ния, восстановления. Особенности использования банных процедур при заня­тиях физическими упражнениями и спортом.

Гигиеническая характеристика тепловых камер.

Гигиеническая характеристика и методика использования при занятиях физическими упражнениями и спортом ультрафиолетовых облучений и аэро­ионизации.

Гигиеническая характеристика ландшафтных (географических) зон, по­вышающих эффективность активного отдыха, ускоряющих восстановительные процессы и стимулирующих работоспособность.

Современные технологии комплексного применения восстановительных средств в процессе физического воспитания и спортивной подготовки.

Тема 22. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в сложных условиях

Основные положения гигиенического обеспечения при подготовке спорт­сменов в сложных условиях (жаркий и холодный климат, горные условия, вре­менная адаптация). Рациональное построение тренировочного процесса, суточ­ный режим, особенности питания, одежда и обувь. Профилактика и первая по­мощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях и др.

Тема 23. Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов

Гигиенические требования к организации тренировочного процесса юных спортсменов.

Режим тренировок, учебы и отдыха. Суточный режим. Питание и питье­вой режим. Закаливание. Гигиенические требования.

Особенности питания юных спортсменов. Суточный режим юных спорт­сменов. Калорийность суточного рациона. Содержание пищевых веществ в су­точном рационе питания юных спортсменов.

Тема 24. Гигиеническое обеспечение подготовки в отдельных видах спорта

Легкая атлетика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание легкоатлетов. Гигиенические требо­вания к стадионам и легкоатлетическим манежам. Профилактика травм.

Плавание. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревно­ваний. Личная гигиена и питание пловцов. Гигиенические требования к крытым и открытым плавательным бассейнам.

Спортивные игры. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание спортсменов (игроков). Гигиениче­ские требования к игровым залам и площадкам. Профилактика травм.

Гимнастика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и со­ревнований. Личная гигиена и питание гимнастов. Гигиенические требования к гимнастическому залу. Профилактика травм.

Спортивная борьба. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание борцов. Гигиенические требования к местам занятий борьбой. Профилактика травм.

Бокс. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнова­ний. Личная гигиена и защитные приспособления. Особенности питания. Ги­гиенические требования к местам занятий боксом. Профилактика травм.

Тяжелая атлетика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена. Особенности питания тяжелоатлетов. Гигие­нические требования к местам занятий тяжелой атлетикой. Профилактика травм.

Конькобежный спорт. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм и обморожений.

Лыжный спорт. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требова­ния к организации, условиям и местам проведения занятий, нормированию на­грузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика обморожений и травм.

Тема 25. Гигиеническое обеспечение занятий наиболее популярными видами массовой физической культуры и спорта

Оздоровительная ходьба. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нормирова­нию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Оздоровительный бег. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нормирова­нию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Аэробика и фитнес-гимнастика. Гигиеническая характеристика. Гигие­нические требования к организации, условиям и местам проведения. Особенно­сти питания. Профилактика травм.

Бодибилдинг и армрестлинг. Гигиеническая характеристика. Гигиениче­ские требования к организации, условиям и местам поведения занятий, норми­рованию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Восточные единоборства. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нагрузкам, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Туризм. Гигиеническая характеристика туризма. Гигиенические требова­ния к проведению походов. Гигиенические требования к одежде, обуви и сна­ряжению туристов. Питание и питьевой режим туристов. Гигиенические требо­вания к режиму похода и личной гигиене туристов. Профилактика травм. Экоспорт. Гигиеническая характеристика и обеспечение.

 

 

2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

Тема 1. Исторические этапы гигиенической науки. Выдающиеся ученые общей и спортивной гигиены. Методы гигиенических исследований.

Тема 2. Задачи гигиены массовой физической культуры и спорта. Основ­ные направления развития научных исследований в области гигиены физиче­ской культуры и спорта.

Тема 3. Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов населения. Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.

Тема 4. Биологические факторы внешней среды. Профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной ра­боты. СПИД - опасное инфекционное заболевание.

Тема 5. Биологические ритмы и работоспособность. Физические упраж­нения в суточном режиме. Гигиенические требования ко сну. Профилактика бессонницы.

Тема 6. Социальное и биологическое значение вредных привычек. Соци­ально-гигиенические аспекты курения, алкоголизма, наркомании и токсикома­нии.

Тема 7. Гигиенические требования к материалам, из которых изготавли­ваются одежда и обувь. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

Тема 8. Применение закаливающих процедур при различных видах заня­тий массовой физической культурой. Школа закаливания. Особенности приме­нения закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом.

Тема 9. Гигиеническая характеристика механических примесей. Способы профилактики и борьбы с запыленностью воздуха в местах занятий физически­ми упражнениями и спортом. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране воздушной среды. Гигиеническая характеристика влияния различных климати­ческих условий на организм.

Гигиенические основы акклиматизации к различным погодным и клима­тическим условиям.

Тема 10. Гигиенические требования к источникам и системам водоснаб­жения. Минеральный состав воды и его физиологическое значение.

Тема 11. Гигиенические требования к планировке спортивных сооруже­ний, строительным материалам, к цветовому оформлению и интерьеру.

Тема 12. Гигиенические требования к различным типам спортивных со­оружений в городах и сельской местности.

Тема 13. Содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и минераль­ных веществ в различных продуктах. Гигиенические требования к употребле­нию синтетических витаминных препаратов.

Тема 14. Гигиеническая характеристика основных групп пищевых про­дуктов: молоко и молочные продукты, мясо, птица, яйца, рыба, хлеб, крупы, бобовые, картофель, овощи, фрукты и ягоды, кондитерские изделия и мед. Оп­ределение доброкачественности пищи.

Тема 15. Профилактика и коррекция избыточного веса. Методы опреде­ления нормального и идеального веса (массы) тела. Профилактика пищевой ал­лергии у детей и взрослых.

Тема 16. Социально-гигиенические мероприятия по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения РФ. Использование естественных сил при­роды для закаливания организма детей и подростков. Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками.

Тема 17. Особенности гигиенического обеспечения занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста. Гигиеническая характеристика основных форм занятий физическими упражнениями для лиц среднего и пожилого возраста.

Тема 18. Гигиеническая характеристика основных форм производствен­ной физической культурой. Гигиенические требования к профессионально-прикладной физической подготовке трудящихся.

Тема 19. Гигиеническая характеристика различных форм занятий физиче­скими упражнениями и спортом по месту жительства и гигиенические требова­ния к местам их проведения.

Тема 20. Гигиенические требования к организации и проведению трени­ровочного процесса, тренировочного сбора и соревнований. Создание опти­мальных социально-гигиенических условий микросреды для спортсменов.

Тема 21. Современные технологии комплексного применения восстано­вительных средств в процессе физического воспитания и спортивной подготов­ки.

Тема 22. Рациональное построение тренировочного процесса в сложных условиях. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях и др.

Тема 23. Гигиенические требования к организации тренировочного про­цесса юных спортсменов.

Тема 24. Гигиеническое обеспечение подготовки в избранном виде спор­та.

Тема 25. Гигиеническое обеспечение занятий наиболее популярными ви­дами массовой физической культуры и спорта.

 

3. Примерная тематика рефератов

 

1. Закаливание детей и подростков.

2. Особенности питания детей и подростков.

3. Гигиенические основы физического воспитания школьников.

4. Гигиенические требования к местам занятий физическими упражне­ниями и спортом детей и подростков (детский сад, школа).

5. Гигиенические основы подготовки юных спортсменов.

6. Особенности питания юных спортсменов.

7. Гигиенические требования к спортивной обуви, одежде и защитным приспособлениям.

8. Гигиенические основы суточного режима студента.

9. Профилактика и борьба с курением, алкогольными напитками и нарко­манией.

10. Гигиена половой жизни и профилактика СПИДа.

11. Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному про­цессу в школе.

12. Гигиенические восстановительные мероприятия в режиме дня.

13. Гигиенические особенности физического воспитания дошкольников.

14. Гигиенические требования к проведению производственной гимна­стики.

15. Гигиенические требования к проведению восстановления после рабо­ты.

16. Гигиенические требования к профессионально-прикладной физиче­ской подготовке.

17. Гигиенические требования к проведению физкультурно-оздоровитель­ных занятий по месту жительства.

18. Методика применения восстановительных гидропроцедур.

19. Гигиенические требования применения сауны в подготовке спортсме­нов.

20. Гигиенические особенности применения ландшафтных зон в подго­товке спортсменов.

21. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в жарком климате.

22. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в холодном климате.

23. Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в горных ус­ловиях.

24. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях вре­менной адаптации.

25. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в избранном ви­де спорта.

 

5. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Предмет и задачи общей гигиены и гигиены массовой физической культуры и спорта.

2. Исторические этапы гигиенической науки, выдающиеся ученые общей и спортивной гигиены.

3. Методы гигиенических исследований.

4. Структура здорового образа жизни и его элементы.

5. Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов населения.

6. Характеристика биологических факторов внешней среды.

7. Инфекционные заболевания и пути их распространения.

8. Источники инфекции. Механизмы передачи инфекции.

9. Восприимчивость и иммунитет.

10. Виды иммунитета.

11. Гигиена половой жизни и СПИДа.

12. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

13. Значение правил личной гигиены для различных контингентов насе­ления.

14. Правила ухода за телом, кожей, зубами, волосами. Профилактика эпи­дермофитии.

15. Гигиенические основы суточного режима.

16. Понятие охранительного режима. Особенности режима жизни инва­лидов различных категорий.

17. Вредные привычки. Профилактика и борьба с курением, алкоголем и наркотиками.

18. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде и обуви.

19. Гигиеническое значение закаливания. Основные принципы закалива­ния. Виды закаливания.

20. Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения.

21. Закаливание водой. Гигиеническая характеристика, методика и дози­ровка применения различных водных процедур.

22. Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечных лучей. Методика приема и дозировка солнечных ванн.

23. Особенности закаливания в зависимости от заболеваний у инвалидов.

24. Гигиеническое значение температуры воздуха. Правила и методы из­мерения температуры воздуха. Гигиенические нормы.

25. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Прибо­ры и методы определения относительной влажности. Гигиенические нормы.

26. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Гигиенические нормы.

27. Гигиеническая характеристика атмосферного давления и его влияние на организм человека. Методы и единицы измерения.

28. Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических
свойств воздуха. Методика исследования охлаждающей способности воздуха. Гигиенические нормы.

29. Электромагнитное состояние воздушной среды. Гигиеническая харак­теристика ионизации воздуха. Значение работ А.А.Минха.

30. Биологическое действие солнечной радиации. Гигиенические требо­вания к устройству соляриев. Оздоровительное значение солнечной радиации.

31. Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Опреде­ление концентрации СОг в воздухе. Гигиенические нормы.

32. Гигиеническая характеристика механических примесей. Запыленность воздуха. Гигиенические нормы.

33. Гигиеническое значение радиоактивности воздушной среды. Гигие­нические нормы естественного радиационного фона.

34. Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на орга­низм человека.

35. Гигиеническое и физиологическое значение питьевой воды.

36. Гигиенические требования к питьевой воде.

37. Органолептические (физические) свойства питьевой воды.

38. Гигиеническое значение минерального состава воды.

39. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.

40. Гигиеническая характеристика систем водоснабжения.

41. Методы очистки питьевой воды. Коагуляция - современный метод очистки воды.

42. Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.

43. Гигиеническая характеристика жесткости воды и её значение. Методы устранения повышенной жесткости.

44. Методы обеззараживания воды (физические и химические).

45. Хлорирование - как метод дезинфекции и профилактики желудочно-кишечных инфекций. Виды хлорирования.

46. Гигиеническая характеристика почвы и её эпидемиологическое значе­ние. Физико-гигиенические свойства почв.

47. Характеристика устройства и оборудования спортивных сооружений с точки зрения требований гигиены (ориентация, место расположения, строи­тельные материалы, окраска, роза ветров и др.).

48. Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.

49. Гигиеническая характеристика естественного и искусственного осве­щения. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы освещенности.

50. Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Ги­гиеническая характеристика различных систем отопления.

51. Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Ги­гиеническая характеристика различных систем вентиляции.

52. Методы определения эффективности работы вентиляции. Норматив­ные показатели.

53. Кондиционирование воздуха. Устройство и значение кондиционера.

54. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе.

55. Гигиенические требования к открытым и закрытым искусственным бассейнам.

56. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям, роль зеленых насаждений.

57. Гигиеническая характеристика шума. Методы борьбы с повышенным шумом в спортивной практике (мотоспорт, стрелковые тиры).

58. Гигиенические требования к пище и питанию. Роль питания в под­держании состояния здоровья, нормального развития организма, общей и спор­тивной работоспособности.

59. Составные элементы суточных энерготрат (регулируемые и нерегули­руемые энерготраты). Методы определения суточного расхода энергии.

60. Калорийность пищи. Нормы калорийности пищевых рационов с уче­том половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физиче­скими упражнениями и спортом.

61. Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках. Со­держание белков в различных продуктах.

62. Гигиеническое значение и нормы жиров в питании человека, зани­мающегося и не занимающегося физической культурой и спортом.

63. Гигиеническое значение и нормы углеводов в питании человека.

64. Гигиеническое значение витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

65. Роль и значение жирорастворимых витаминов для спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

66. Роль и значение водорастворимых витаминов. Гигиеническая харак­теристика наиболее важных витаминов (С, В1, В2, В6, В 12).

67. Гигиеническое значение и роль минеральных веществ в питании спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

68. Гигиеническая характеристика макро- и микроэлементов.

69. Гигиеническая характеристика мясомолочных продуктов, их значение в питании.

70. Гигиеническая характеристика крупяных продуктов, овощей и фрук­тов, их значение в питании.

71. Гигиеническое значение разнообразия в питании спортсменов.

72. Режим питания занимающихся и не занимающихся физической куль­турой и спортом.

73. Особенности питания при необходимости увеличения мышечной мас­сы и при сгонке веса.

74. Гигиенические критерии рационального питания. Формула сбаланси­рованного питания здоровых людей и спортсменов.

75. Особенности диетического питания при отклонениях в состоянии здо­ровья.

76. Особенности питания инвалидов различных категорий.

77. Продукты повышенной биологической ценности и специальные пита­тельные смеси. Их использование в физической культуре и спорте.

78. Гигиенические особенности физического воспитания и требования к различным формам физического воспитания детей и подростков.

79. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе.

80. Гигиенические особенности физического воспитания дошкольников.

81. Гигиенические особенности занятий физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте.

82. Гигиеническое значение и задачи профессиональной прикладной фи­зической подготовки.

83. Гигиенические требования при проведении производственной гимна­стики.

84. Гигиеническое обеспечение занятий физическими упражнениями по месту жительства.

85. Основные гигиенические требования к организации и проведению тренировочного процесса.

86. Биоритмы и работоспособность.

87. Гигиенические требования к спортивным сооружениям по избранному виду спорта и создание оптимальных социально-гигиенических условий мик­росреды.

88. Общая характеристика дополнительных гигиенических факторов, применяемых в спорте с целью улучшения восстановления и повышения рабо­тоспособности.

89. Гигиеническая характеристика и методика применения восстанови­тельных гидропроцедур.

90. Гигиеническое, лечебно-профилактическое и оздоровительное значе­ние паровых и суховоздушных (сауна) бань.

91. Гигиеническая характеристика и методика использования искусствен­ных источников ультрафиолетовых облучений и аэроионизации в спортивной практике.

92. Гигиенические требования к построению режима для тренирующегося спортсмена в условиях учебы (работы) и тренировочного сбора.

93. Особенности гигиенического обеспечения при занятиях физической культурой и спортом в условиях высокой и низкой температуры.

94. Гигиенические мероприятия при резком изменении времени (в связи с трансмеридиальными перелетами спортсменов).

95. Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов: особенности режима, личной гигиены, питания, закаливания и др.

96. Гигиенические особенности питания юных спортсменов.

97. Гигиеническая характеристика избранного вида спорта.

98. Гигиенические требования и основные принципы построения питания спортсменов в избранном виде спорта.

99. Гигиенические особенности питания на дистанции, перед и во время соревнований.

100. Гигиеническое обеспечение тренировочного сбора.

 

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№.№ п.п. Наименование тем Всего часов Аудиторные за­нятия (час), в том числе: Само­стоя­тельная работа (час)
            Лекции Семина­ры    
           
  Предмет и задачи гигиены     -  
  Гигиена физической культуры и спорта. Гигиена АФК     -  
  Роль физической культуры в формировании здорового об­раза жизни        
  Биологические факторы внеш­ней среды и профилактика за­болеваний        
  Личная гигиена   -    
  Вредные привычки - разруши­тели здоровья   -    
  Гигиена одежды и обуви   - -  
  Закаливание   -    
  Гигиенические требования к условиям воздушной среды при занятиях физическими упраж­нениями и спортом        
  Гигиенические требования к условиям водной среды и почвы при занятиях физическими уп­ражнениями и спортом        
  Гигиенические требования к размещению, планировке, ото­плению, вентиляции, освеще­нию спортивных сооружений        
  Гигиенические требования к различным типам открытых и крытых спортивных сооруже­ний        
  Гигиенические требования к пище и питанию различных групп населения и спортсменов        
  Гигиеническая характеристика пищевых продуктов   -    
  Пищевые рационы и режим пи­тания   -    
  Гигиена физического воспита­ния детей и подростков        
  Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрасте   - -  
  Гигиенические основы массо­вой физической культуры на производстве        
  Гигиенические требования к проведению занятий физиче­скими упражнениями и спортом по месту жительства        
  Система гигиенического обес­печения подготовки спортсме­нов        
  Вспомогательные гигиениче­ские средства, повышающие спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление        
  Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в сложных условиях        
  Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов        
  Гигиеническое обеспечение подготовки в отдельных видах спорта        
  Гигиеническое обеспечение за­нятий наиболее популярными видами массовой физической культуры и спорта        
  Итого:        

 

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

 

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Рекомендуемая литература (основная)

 

1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для институтов и тех­никумов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене: Пособие для ин­ститутов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1. Спортивная одежда. монография.М ФК 2006

2. Гигиена питания: Учебное пособие /Сост. Сорокина Н.И. - М.: РИО РГАФК, 1997.

3. Гигиена детей и подростков /Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Меди­цина, 1988.

4. Гигиена: Учебник для вузов /Под общ. ред. Г.И. Румянцева. - М., ГЭОТАР-МЕД, 2001.

5. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организ­ма. - М.: Медицина, 1989.

6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учебник. - М.: RITORICA: Флинта, 1999.

7. Кузин В.В., Лаптев А.П. Спортивный режим и повышение эффектив­ности тренировочного процесса (РГАФК) - М., 1999.

8. Кузнецов П.И. Основы гигиены физической культуры и спорта: Учеб­ное пособие. - Омск: Сиб. ГАФК, 1996.

9. Лаптев А.П., Панков В.А. Здоровый образ жизни: Учебное пособие (РГАФК) - М., 2001.

10. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991.

11. Лаптев А.П. Гигиена физкультурника. - М.: Знание, 1989.

12. Основы валеологии /Под общ. ред. В.П. Петленко. - В 3 кн.: - Киев: Олимпийская литература, 1998.

13. Петровский К.С., Ванхансен В.Д. Гигиена питания: Учебник. - М.: Ме­дицина, 1982.

14. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека: Курс лекций. - М.,1999.

15. Питание в системе подготовки спортсменов /Под ред. В.М. Смулянского, В.Д. Моногарова, М.М. Булатовой. - Киев: Олимпийская литература, 1996.

16. Полиевский С.А., Подливаев Б.А., Григорьева О.В. Регулирование массы тела в единоборствах и биологические активные добавки (БАД): Мето­дическое пособие. - М.: РИО РГАФК, 2002.

17. Полиевский С.А. Гигиена спортивной одежды и снаряжения. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

18. Полиевский С.А. Физкультура и профессия. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.