Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10 Центральные банки, их функции и основы денежно-кредитной политики




Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.

Банк – финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и платежами.

Но предприятие в России всегда ассоциировалось с заводом, сферой производства, создающей материальный продукт. Поэтому обращение к банковской «конторке» как предприятию вызывало отторжение. Это не мешало, однако, другим звеньям экономики не носить данного «титула», и в тоже время относиться к сфере материального производства. По-видимому, дело не в самом слове, под «предприятием» понимается – дело, деятельность безотносительно того, каким видом деятельности занимается тот или иной субъект.

Поэтому, банк – это предприятие. Но банк – это действительно не фабрика, не завод, не строительная организация. В отличие, к примеру, от промышленных предприятий деятельность банка сосредоточена не в сфере производства, а в сфере обращения, обмена. Банк – это посредник между товаропроизводителями, скорее продавец, чем производитель.

Основным продуктом банка в сфере услуг является не производство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймы денежные средства не просто должны совершать круговращение в хозяйстве заемщика, но и возвратиться с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.

Банк работает в основном на чужих деньгах, аккумулируемых на началах возвратности. Предприятие осуществляет свою деятельность преимущественно на собственных ресурсах.

Банк отличается от промышленного предприятия и характером своего эмитирования. Он не только выпускает акции и другие ценные бумаги, но и совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов.

В банке работает особый персонал – преимущественно служащие, а не рабочие, люди занятые не физическим трудом, а денежными операциями, обработкой цифр и информации, экономическим анализом, организацией учета и расчетов между предприятиями.

Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Банк как бы «покупает» ресурсы, «продает» их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет своих «продавцов», хранилища, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости.

Торговое предприятие в свою очередь похоже на банк, оно может, как и банк, выдать значительные суммы денежного кредита (продажа товара в кредит). В свою очередь торговля может работать не на своих, а заемных капиталах.

Фундаментальное отличие банка от торгового предприятия заключено в основе банка. Под основой банка понимается его главное качество – кредитное дело; то, что в массе других видов деятельности исторически закрепилось за банком как основополагающее занятие в масштабах, потребовавших особой организации.

В этих условиях банк предстает перед нами не как торговое, а как особое, специфическое предприятие, так как:

- при торговле имеет место встречное движение стоимости, в то время как в кредите одностороннее ее движение (ссужаемая стоимость передается заемщику, который возвращает суду только по истечении определенного срока);

- при торговле собственность на товар переходит от продавца к покупателю; в кредите этого не происходит, ссужаемая стоимость переходит к заемщику только во временное владение;

- в торговой сделке продается то, что принадлежит владельцу, в кредите это происходит не всегда (например, банк в большей части передает то, что ему не принадлежит, он торгует чужими деньгами);

- при торговле продавец получает от покупателя цену товара; при кредите кредитор получает не только сумму предоставленной ссуды, но и ссудный процент.

При всей условности понятие «банк как предприятие» имеет право на существование, так как в большей степени характеризует производительный характер его деятельности.

Современный финансово-экономический кризис, имевший истоки на ипотечном рынке США, в условиях тесной взаимосвязи всех сегментов мирового финансового рынка, быстро распространился на национальные финансовые рынки, в том числе и российский. Кризис привел к нарушению нормального функционирования основных сегментов финансового рынка (фондового, кредитного, валютного страхового), а затем дестабилизировал экономику.

Чрезмерные заимствования на мировом рынке увеличивали подверженность российского банковского сектора внешним шокам и вели к накоплению валютного риска российскими компаниями и банками. Широкое использование кратко- и среднесрочных заимствований для финансирования долгосрочных инвестиций обусловило накопление риска ликвидности и процентного риска у российских заемщиков. В условиях «дешевых» денег на мировом финансовом рынке подобная тактика позволяла увеличивать рентабельность операций.

В России одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков, привело к обострению ситуации в финансовой системе страны. Инвесторы начали покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО, обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных бумагах. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.

Реализация накопленных рисков вызвала многочисленные банкротства как в финансовом, так и в нефинансовом секторе. За 2008-2009гг. были отозваны лицензии более чем у 80 банков. Однако структурообразующие компании и банки не понесли существенных потерь благодаря устойчивой капитальной базе, сравнительно консервативной финансовой стратегии и оперативным антикризисным мерам государственных органов.

Ограниченные возможности фондирования, сравнительно небольшое расширение денежной массы в январе-сентябре 2008г. привели, несмотря на оказанную финансовую поддержку банковскому сектору со стороны государства, к нарастанию напряженности с ликвидностью, падению межбанковского доверия и повышению процентных ставок на кредитном рынке.

Ослабление доверия населения к российской банковской системе, проводимая девальвация рубля (реальный эффективный курс рубля в 2009г. снизился на 4%) снизили привлекательность финансовых инструментов, выраженных в национальной валюте. В результате в период сентябрь 2008г. – январь 2009г. наблюдается массовый отток (20%) средств населения с рублевых банковских вкладов. Повышение суммы возмещения по застрахованным вкладам в российских банках позволили замедлить отток вкладов из банков.

Общее сокращение ресурсной базы кредитных организаций, связанное с оттоком средств вкладчиков, привело к усилению конкуренции между банками на российском рынке депозитов.

Как уже отмечалось, сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые нашли свое отражение в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии со Стратегией целью развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе является создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.

Целевыми ориентирами являются:

· повышение уровня банковского кредитования экономики с 40 процентов валового внутреннего продукта в 2007 году до
70 - 75 процентов валового внутреннего продукта в 2015 году и
80 - 85 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году;

· повышение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал с 9,4 процента в 2007 году до
20 - 25 процентов в 2020 году, в том числе благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании;

· повышение относительного уровня капитализации российских компаний до 150 - 200 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году;

· повышение отношения стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту с 3,8 процента в 2007 году до 22 - 25 процентов в 2020 году;

· повышение отношения собранных страховых премий к валовому внутреннему продукту с 2,4 процента в 2007 году до 7 - 9 процентов в 2020 году.

Современная российская банковская система - это важнейшая сфера национальной экономики. Ее роль обусловлена тем, что она реализует в государстве систему платежей и расчетов: наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Коммерческие банки, в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения стабильного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику самым результативным образом.

Тема 9. Банковская система, ее элементы и виды банков (4 часа)

Банковская система используется для решения текущих и стратегических задач:

- обеспечение экономического роста;

- регулирование инфляции;

- регулирование платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является, наряду с концентрацией банков, их достаточно широкая специализация (центральные (эмиссионные), инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.). Отсюда возникает конкурентная борьба за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы. Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. Конкуренция усиливает стремление к объединению банков. Крупные финансовые операции – размещение государственных займов, организация крупных акционерных обществ – все чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а в рамках соглашения между несколькими ведущими банками. Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков.

Существует открытая и скрытая формы концентрации банков.

Открытая – увеличение банковских ресурсов и поглощение их крупными и слияния крупных в крупнейшие.

Скрытая – это фактическое превращение банков, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, в дочерние компании более крупных, скупающих пакеты их акций, или использование ресурсов мелких банков в активных операциях крупных.

Современный банковский сектор в России, сформированный в основном за последние полтора десятилетия - период рыночных преобразовании, функционирует на рыночных принципах, обеспечивает предоставление экономике базового комплекса услуг, а также выступает главным элементом финансового посредничества. Коммерческие основы деятельности кредитных организаций и двухуровневая структура (I уровень - Центральный банк Российской Федерации: II уровень - кредитные организации) - фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а широкий функциональный спектр, обеспечивающий универсализацию банковского бизнеса, - ее характерная особенность. В настоящий момент банковский сектор в России развивается более быстрыми темпами, он ближе других секторов экономики к общепризнанным международным подходам, касающимся организации рыночных отношений. В большинстве стран банковский сектор, выполняя функции финансового посредничества, является одним из секторов экономики, в наибольшей мере подверженных государственному регулированию. В Российской Федерации организацией банковского регулирования и надзора занимается Банк России.

Основы современной системы банковского регулирования и надзора заложены в первой половине 1990 годов Банком России. Принятые в 1995 - 1996 годах изменения в законодательстве, регулирующие банковскую деятельность, существенно укрепили правовые основы банковского регулирования и надзора. Поправки к федеральным законам, регулирующим деятельность кредитных организаций, принятые в 2001 - 2002 годах, создали для этого дополнительные возможности.

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Источники банковского законодательства представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права.

Иерархическая система источников банковского законодательства может быть представлена следующим образом:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы: Гражданский Кодекс РФ (часть 1 и 2; Закон РФ «О центральном банке РФ (Банке России); Закон РФ «О банках и банковской деятельности РФ».

- подзаконные нормативные акты;

- другие источники права.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые позволяют говорить о конституционно-правовых основах банковского права. Прежде всего, к таким положениям можно отнести общие положения о единообразии и уровне правового регулирования, свободе экономической деятельности, защите собственности, конкуренции и т.п., которые распространяются и на банковскую деятельность. Наряду с этим в Конституции РФ содержатся положения, относящиеся к собственно банковской сфере – нормы о Центральном банке РФ.

Регулирование банковской деятельности, согласно Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации. Среди законов, регулирующих банковскую деятельность, можно выделить законодательство общего характера и специальное банковское законодательство.

К законодательству общего характера, которое применяется и в сфере банковской деятельности, следует отнести:

- Гражданский кодекс РФ, установивший общие правила о сделках, договорах, ответственности и т.п., которые применяются, и в сфере банковской деятельности. Кроме того, ГК содержит нормы, специально созданные для регулирования отношений в банковской сфере, такие как правила о банковском счете, вкладе, кредитно-расчетных правоотношениях, займе, кредите, обеспечении и исполнении обязательств;

- законодательство о юридических лицах (в частности, Законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью), которые применяются, в том числе и к кредитным организациям с учетом специальных норм, установленных специально для кредитных организаций;

- законодательство о рынке ценных бумаг;

- законодательство о валютном регулировании и контроле;

- антимонопольное законодательство и др.

Наличие, как общего, так и специального законодательства, регулирующего банковскую деятельность, ставит вопрос о соотношении общих и специальных правовых норм в данной сфере. По общему правилу норма специального характера превалирует над нормами общего характера. Проблема возникает при решении вопроса о том, какой именно характер – общий или специальный – имеет конкретная норма. Согласно одному подходу, нормы, содержащиеся в специальных банковских законах, имеют специальный характер и потому должны превалировать над нормами общего характера, содержащимися в других законах. Согласно другому – характер нормы (общий или специальный) должен определяться не ее местонахождением (то есть содержится она в общем или специальном законе), а ее содержанием. При таком подходе некоторые нормы специальных банковских законов приобретут общий характер, а нормы, содержащиеся в законодательстве общего характера, специальный. Так, например, обстоит дело с вопросом о соотношении норм, регулирующих проценты по договору банковского вклада.

Приведем основные Федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность:

- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России.

- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1 (с изменениями и дополнениями) определяет понятия кредитной организации (банка, небанковских кредитных организаций), банковской системы Российской Федерации, перечень банковских операций и сделок; устанавливает основы создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций в Российской Федерации.

- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №:40-ФЗ (с изменениями и дополнениями) устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, весьма многочисленны и относятся к самым различным вопросам данного вида предпринимательской деятельности. Особое место принадлежит нормативным актам Банка России. Право на издание нормативных актов предоставлено Банку России статьей 4 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». По общему правилу нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России.

К иным источника банковского права отнести, прежде всего, торговые обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике. Среди таковых можно выделить торговые обыкновения, относящиеся к банковским сделкам и систематизированные Международной торговой палатой. В их числе Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, по инкассо, по договорным гарантиям, для гарантий по первому требованию.

В качестве примера обычая, применяемого в банковской практике, можно рассматривать установление расчетов с использованием банковских карт в качестве одной из форм безналичных расчетов. Данная форма расчетов прямо не предусмотрена законодательством и фактически существовала до принятия банковских правил (нормативных актов Банка России) по данному вопросу.

Банковская система является самоорганизующейся системой и выступает как управляемая система. Будучи открытой, функционирующей в условиях неопределенности (отсутствие детерминированности, высокие риски), банковская система - это элемент системы более высокого порядка - финансово-кредитной системы, которая образует финансовый сектор экономики в целом.

Для согласованного развития экономики необходимо, чтобы между финансовым и реальным ее секторами соблюдалась рациональная пропорция: развитие финансового сектора должно соответствовать и подкрепляться развитием реального сектора.

Тесно взаимодействуя с внешней средой и выступая одновременно как подсистема более общих образований - экономической и финансово-кредитной систем страны, - банковская система функционирует в рамках общей стратегии развития народного хозяйства, общего законодательства и соблюдения единых юридических норм. Особенно важными для экономики страны являются кредитные потоки, направляющиеся из банковской системы в реальный сектор. Современная эволюционная теория определяет их как своеобразный процесс «создания покупательной силы из ничего», а функцию «создания денег банками» для нужд экономики - как краеугольную функцию [1]. Однако российский промышленный сектор в 1995-1997 годах не мог рассматриваться как потенциальный партнер банковской системы по кредитованию производства. Даже при стабильной экономике (характеризующейся относительно низкими кредитными ставками процента) сложившийся в промышленном секторе уровень рентабельности неудовлетворителен и не позволяет считать этот сектор платежеспособным заемщиком.

Ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395 гласит: «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:

- двухуровневая система

- универсальность деловых банков

- коммерческая направленность деятельности банков

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций Центрального банка и всех остальных банков. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентные ставки, темпы инфляции и т.п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, то есть имеют право осуществлять все обусловленные законодательством и банковскими лицензиями операции: как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем этот принцип таит в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсируя низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других. Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый конфликт интересов между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в Российской Федерации является получение прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации, например кооперативные банки, которые не преследуют цели получения прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, также не ставящие своей главной целью получение прибыли.

Теперь приведем несколько принципиальных выводов о выполнении банками двух комплексных экономических функций.

Первая функция - обеспечение хозяйствующих субъектов денежными средствами, необходимыми для: а) осуществления текущих расчетов и платежей по различного рода обязательствам (включая налоговые); б) развития экономики (здесь ключевую роль играют денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или пакетов акций и других ценных бумаг).

Сфера, в которой действуют банки и иные кредитные организации, - это сфера нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, где вырабатываются свои особые услуги. Банки производят уникальную продукцию, а именно: такие многообразные финансовые технологии обслуживания клиентов, решения их проблем, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования.

Вторая функция банков состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).

Возвращаясь к первой функции, следует подчеркнуть: выполняя ее, коммерческие банки выступают как финансовые посредники. В данном своем качестве они:

- во-первых, концентрируют у себя часть финансовых (денежных) средств большинства участников хозяйственного оборота, объединяя принадлежащие предприятиям, организациям и физическим лицам разрозненные суммы в общие денежные фонды, способные образовать весьма серьезный экономический ресурс; с этой точки зрения аккумулирование банками временно свободных денег юридических лиц и населения - не функция (цель, задача), а единственно доступный для коммерческих банков способ ее выполнения;

- во-вторых, - банки опосредуют расчеты и платежи по большинству хозяйственных сделок, заключаемых между субъектами экономики;

- в-третьих, - проводят налоговые и иные обязательные платежи своих клиентов за их счет (стараясь, прежде всего, эти платежи оптимизировать);

- в-четвертых, - обеспечивают сохранность и даже приращение сумм, доверенных им клиентами;

- в-пятых, - переводят наличные деньги в безналичные (и наоборот), своевременно снабжают клиентов необходимой наличностью;

- в-шестых, - управляют на доверительных началах деньгами и иным имуществом клиентов в их (или указанных ими лиц) интересах;

- в-седьмых, - проводят валютообменные операции;

- в-восьмых, - оказывая клиентам вышеперечисленные услуги, проводят в жизнь денежно-кредитную политику Центрального Банка (а потому и экономическую политику государства): способствуют стабилизации в стране денежного обращения, формируют денежное предложение, в том числе предложение ресурсов для инвестиций;

-в-девятых, - направляют собираемые средства в наиболее перспективные отрасли экономики, задействуя различные формы кредитования конкурентоспособных заемщиков;

в-десятых, - вкладывают в нормативно регламентируемых пределах часть собственных средств в уставные капиталы некредитных организаций в целях совместного с ними хозяйствования.

 

 

Рисунок 9.1 - Сущность кредитной системы государства

 

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных учреждений, которая во многом определяется уровнем развития производственных отношений, преобладающей формой собственности и той экономической ситуацией, в которой находится страна.

Роль и значение кредитной системы определяется ее способностью мобилизовывать свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения, превращать их в ссудный капитал и в последующем передавать в различных формах кредита заемщикам. Кроме того, кредитная система в значительной степени способствует увеличению объемов международной торговли, одновременно создавая условия для развития производства.

В развивающихся странах преобладает двухуровневая банковская система:.

Кредитная система РФ включает: Центральный Банк России; кредитные организации; филиалы и представительства иностранных банков.

На становление и развитие кредитной системы основное влияние оказывает государство, регулируя при этом деятельность финансово-кредитных учреждений с помощью Центрального банка, применяющего специально-выработанные формы политики

Общая структура банковской системы включает следующие организации:

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Банк России в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций:

- расчетные

- депозитно-кредитные

- небанковские кредитные организации инкассации

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Среди коммерческих банков необходимо выделить специализи­рованные, деятельность которых имеет относительно узкопрофильный характер. К таким банкам относятся инвестиционные сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и другие.

Инвестиционные банки — специальные кредитные институты, мобилизующие долгосрочный ссудный капитал и представляющие его заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска и размещения облигаций и других видов заемных обязательств. Помимо осуществления посреднических функций между заемщиками и инвесторами инвестиционные банки выступают в роли гарантов эмиссий ценных бумаг и организаторов их рынка, что позволят им покупать и продавать крупные пакеты акций и облигаций за свой счет, а также предоставлять кредиты для приоб­ретения ценных бумаг.

К инвестиционным банкам примыкают инвестиционные компании, которые аккумулируют денежные ресурсы частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и помещают их в акции и облигации предприятий, как в своей стране, так и за рубежом. Занимая промежуточное положение между заемщиками и инвесторами, они в противоположность инвестиционным банкам полностью выражают интересы инвесторов. Основной их целью является получение не столько процента, сколько прибыли на вложенный капитал. В отличие от холдинг-компаний они не контролируют деятельность корпораций.

Сберегательные учреждения (сберегательные банки и кассы) разновидность кредитных учреждений, специализирующихся на привлечении денежных сбережений и временно свободных средств населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты.

При этом использование привлеченных ресурсов регламентируется законодательством страны и направляется на обеспечение интересов вкладчиков. Они являются также учреждениями по обеспечению безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, кредитования потребительских нужд граждан. Сберегательные банки ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать чековые книжки, предоставлять частные ссуды. Функционируют в форме сберегательных касс, ссудно-сберегательных ассоциаций, взаимно-сберегательных банков, кредитных союзов.

Сберегательные банки участвуют в размещении и реализации государственных ценных бумаг, в том числе в их покупке у владельцев за счет привлекаемых ресурсов. Они действуют в пределах конкретных территорий, под контролем местных органов власти и под их гарантии. Сберегательные банки воздерживаются от вложения средств в рискованные кредитные операции. В России широкая сеть таких учреждений имеет тенденцию к укрупнению за счет объединения мелких банков и касс, превращению их в коммерческие банки универсального типа.

В таком виде они являются центром сосредоточения денежных ресурсов и важнейшим средством накопления денежных масс государством, направляемых на решение важных народнохозяйственных задач. В большинстве государств мира Сберегательные банки — это учреждения, в которых аккумулируется внутренняя задолженность населению, так называемый государственный долг.

Ипотечные банки — кредитные учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества — земли и строений. Ресурсами ипотечных банков являются собственные ипотечные облигации. Ссуды используются для строительства жилых домов и других сооружений, расширения производственных мощностей предприятий. За предоставленную ссуду взимается процент. В случае неуплаты задолженности в срок недвижимость переходит либо к другому собственнику, либо в собственность банка. Постепенно ипотечные банки переходят к страховым компаниям, коммерческим и сберегательным банкам и правительственным кредитным учреждениям.

Особое место занимают внешнеторговые, или экспортно-импортные банки, которые призваны осуществлять кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов. Основная их задача заключается в поощрении экспорта в целях стимулирования экономического роста. Они гарантируют и учитывают векселя по экспортным кредитам, предоставленным частными банками, участвуют вместе с ними в среднесрочном и долгосрочном кредитовании экспорта машин и оборудования.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на три группы:

- банки, основанные на частной собственности

- банки с государственным участием

- банки с участием иностранного капитала

В группе частных банков можно выделить банки, контролируемые одним собственником или группой связанных между собой собственников, и банки с диверсифицированной структурой собственности. Для первой подгруппы характерны устойчиво высокая доля в кредитном портфеле крупных кредитов, приходящихся на одного заемщика, и предоставление значительной части кредитов заемщикам, связанным с банком-кредитором. Банки второй подгруппы ориентированы на обслуживание широких групп рыночных клиентов, имеют диверсифицированную структуру услуг и ведут активную маркетинговую политику. В зависимости от размера частные банки подразделяются на крупные, средние и малые.

Банки с государственным участием – это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами.

Банк России в настоящее время владеет контрольным пакетом акций крупнейшего российского банка – Сберегательного банка РФ (Сбербанка России). РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанка).

В 18 кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным организациям. К числу этих кредитных организаций относятся Банк внешней торговли РФ (Внешторгбанк России). Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшим банком, контролируемым исполнительными органами субъекта РФ, является банк Москвы. Группа банков с государственным участием занимает заметную долю банковского рынка, в нее входят два самых крупных банка страны: Сбербанк России и ВТБ.

Сбербанк России занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности: капиталу, банковским активам, вложениями в государственные ценные бумаги и др. На его долю приходится около 18% совокупного капитала российских банков и почти 30% всех банковских активов, более 70% вложений российских банков в государственные ценные бумаги и 20% предоставленных межбанковских кредитов.

По количеству филиалов сравним с крупнейшими банками Европы. Сбербанк России доминирует на рынке вкладов населения, несмотря на постепенное снижение, его доля в общем объеме привлекаемых банковским сектором депозитов и других средств физических лиц составляет 50%. Сбербанк России является универсальным и по кругу клиентуры, и по характеру выполняемых операций.

ВТБ был создан в 1990 г. и в настоящее время входит в число ведущих банков страны. Он занимает второе место после Сбербанка России по сумме активов и собственных средств. Доля ВТБ в совокупном капитале банка составляет 6%, в совокупных активах банковской системы также 6%. Этот второй по величине российский банк позиционируется как ведущий банк России по обслуживанию внешнеторговых расчетов. Он участвует в финансовом обеспечении зарубежной деятельности крупных российских корпораций. К традиционному для ВТБ обслуживанию государства и крупных корпоративных клиентов добавились обслуживание блока розницы (ВТБ24) и осуществление инвестиционно-банковской деятельности на базе VTB Bank Europe (Лондон).

В России, банки с государственным участием выполняют стабилизирующую роль, обеспечивая поддержания доверия к банковской системе и кредитование реального сектора хозяйствования в условиях неопределенности и высоких финансовых рисков.

Банки с иностранным участием – это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам – юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. банки, контролируемый пакет акций которых принадлежит нерезидентам.

Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки привносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. В связи с этим приток солидного иностранного капитала рассматривается Банком России и Правительством РФ в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны, способствующего формированию конкурентного рынка банковских услуг.

Банковская группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решение, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

Банковский холдинг – это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не предоставляющее собой кредитную организацию (головная организация) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным требованиям.

Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, устанавливаемые ЦБР.

 

   

 

 

 

             
                     
                       
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

 

                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

Рисунок 9.2 - Структура кредитной системы государства

 

 

Центральные банки возникли с развитием кредитной системы отдельных государств и необходимостью выделения нескольких или одного банка, осуществляющего эмиссию банкнот.

Впоследствии операции по выпуску банкнот были закреплены за одним банком, который стал называться эмиссионным. Эмиссионные банки – банкиры государства. Они выполняют важную роль по эмиссионно-кассовому исполнению государственного бюджета, а также обслуживанию госкредита – размещая облигации госзаймов, государственные краткосрочные облигации, казначейские обязательства на денежном рынке.

Сначала практически все банки были частными, но развитие капиталистического производства потребовало государственного регулирования экономики с помощью денежно-кредитной политики, которую стали выполнять центральные банки. В настоящее время в зависимости от формы собственности на капитал центральные банки могут быть представлены следующей формой организации.

 

 

Рисунок 10.1 - Формы организации центральных банков

 

Независимо от формы собственности центральные банки являются юридически самостоятельными и подотчетны законодательному органу. Самостоятельность центрального банка определяется законом о центральном банке и связана с необходимость разграничения государственных финансов от банковских ресурсов.

К критериям независимости центральных банков можно отнести:

- степень участия государства в капитале центрального банка и распределения прибыли;

- процедуру назначения (выбора) руководства банка;

- степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

- права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

- правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев — оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и направлена на сглаживание циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т.д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т.д.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного оборота вызвана "чисто" денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

· квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

· введение, потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

· ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;

· лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

· определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Для плановой административно-командной экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой, определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

Основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, являются:

· установление минимальных резервных требований;

· определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного — под залог ценных бумаг — кредита);

· операции на открытом рынке.

Наиболее распространенным инструментом воздействия на денежную массу коммерческих банков выступает политика ми­нимальных обязательных резервов, под которыми понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (храни­мая) в центральном банке. Норму отчисления регулирует центральный банк, что дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов.

 

 

 

 


Рисунок 10.2 -Формы политики центральных банков

 

В условиях раз­вития безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, то есть, увеличиваться или сокращаться в оп­ределенных размерах. Используемый экономистами показатель депозитного мультипликатора отражает масштаб предельно допустимого увеличения величины банковских депозитов при росте избыточных резервов на один рубль.

Величина мультипликатора определяется как

Депозитный мультипликатор = 1 / г,

где г — норма обязательных резервов. (10.1.)

Например, коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 тыс. руб. в безналичной форме. При условии, что норма обязатель­ных резервов равна 0, он может представить экономике кредиты на сумму 100 тыс. руб., что единовременно увеличит денежную массу, и в соответствии с формулой количества денег в обраще­нии (при прочих равных условиях) и объем ВНП. Если учесть, что все выданные средства пойдут в банки, которые также выда­дут кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределяемую величину. Для ограничения данного процесса и контроля ЦБ вводит норму обязательных резер­вов, например, в сумме 20%. В этом случае первый банк сможет выдать кредитов уже не 100 тыс. руб., а только 80, что уменьшит темпы увеличения ВНП. А поскольку действует не один банк, а множество, то возникает процесс мультипликации. Второй банк, получив денежные сред­ства, представляет 20% в центральный банк, и у него остается сумма меньшая, чем ранее. Третий банк получает, еще меньше и отдает соответственно еще меньше. В результате денежная масса увеличится лишь в пять раз, то есть составит 500 тыс. руб. Следовательно, увеличивая или уменьшая норму обязательных резервов, ЦБ может регулиро­вать объем денежной массы в стране в ту или иную сторону, при­чем в достаточно крупных размерах. Максимальная величина кредитной эмиссии ( увеличения банком денежноймассы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды)определяется как произведение избыточных резервов на депозитный мультипликатор.

Политика открытого рынка предполагает покупку-продажу госу­дарственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения денежной массы в экономике. При спаде экономики ЦБ заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков, что повысит предложение денег на рынке. Путем установления определенной доходности (или условий) ЦБ старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Ком­мерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить креди­тование реального сектора, что приводит к увеличению предло­жения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (процент). В результате банк может разместить большее количе­ство денежных средств в виде кредитов, что непосредственно ска­зывается на росте ВНП. Во время подъема экономики для неко­торого ее сдерживания ЦБ, наоборот, проводит продажу государственных ценных бумаг, сокращая свободные денежные средства коммерческих банков и сни­жая предложение кредитов. Это повышает процентную ставку, уменьшает объем инвестиций и как следствие — объем ВНП.

Третьим методом денежно-кредитной политики ЦБ является учетная политика, согласно которой при изменении ставки учетного процента (ставки рефинансирова­ния) коммерческие банки уменьшают или увеличивают объем учитываемых векселей, что сказывается на денежной массе. Учетная политика (правильнее —политика) заклю­чается в том, что ЦБ переучитывает коммерче­ские векселя коммерческих банков.

При необходимости увели­чения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) ЦБ устанавливает для банков благоприятные ус­ловия учета векселей: они получают большую сумму денег, которая направляется в экономику либо при помощи коммерческих векселей предприятий, либо путем выда­чи кредита. Предложение кредитов возрастает, что уменьшает его цену, и, следовательно, способствует увеличению инвестиций и ВНП.

В условиях «перегрева» экономики ЦБ изменяет условия переучета векселей в противоположную сто­рону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, а значит, снижается размер кредитной массы, что по­вышает ставку процента, уменьшает инвестиции и ВНП.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".

Основными целями деятельности Банка России являются:

- укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам;

-обеспечение стабильности банковской системы России;

-обеспечение эффект




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.239 сек.