Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Финансы предприятий и корпораций




Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по обслуживанию уже существующего государственного долга, его погашению, разработке условий привлечения и размещения новых займов, а также обеспечению выполнения интересов заемщика и кредиторов.

Бюджетная классификация. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм

Денежные фонды и средства бюджетов всех уровней формируются и используются в пределах показателей единой бюджетной классификации, то есть группировки доходов и расходов с присвоением им группировочных классификационных кодов. Это связано с соблюдением принципов построения бюджетной системы в целом и обеспечением функционального назначения бюджетов.

Бюджетная классификация является законодательно закрепленной группировкой доходов и расходов, источников покрытия дефицита бюджетов по однородным признакам, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Одновременно бюджетная классификация - это документ, позволяющий объединить все бюджеты в единый консолидированный бюджет.

Бюджетная классификация в соответствии с требованиями бюджетного законодательства включает в себя:

• Классификацию доходов бюджетов РФ.

• Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ.

• Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ. Расходы группируются по экономическому признаку как текущие и капитальные.

Классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ.

• Классификацию источников внешнего финансирования дефицита бюджета РФ.

• Классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетной системы. Группировка внутренних долговых обязательств осуществляется на всех уровнях бюджетной системы.

• Классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

• Ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ.

Группируются расходы, отражающие распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках других бюджетов - по статьям и видам расходов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по разделам и подразделам. Классификация видов расходов детализирует направления финансирования по целевым статьям; отраслевую классификацию расходов бюджетов.

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от организационно-территориального и государственного деления. Механизм межбюджетных отношений является основой межтерриториального перераспределения бюджетных средств (ресурсов).

Принципы межбюджетных отношений регламентированы в России Бюджетным кодексов РФ и другими законами. Основными принципами межбюджетных отношений всоответствии с Бюджетным кодексом РФ являются:

• разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ;

• равенство бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом;

• равенство местных бюджетов и бюджетов муниципальных образований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы - это определенные виды доходов, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства.

Регулирующие доходы - это доходы, которые поступают в виде налогов, сборов и отчислений от налогов и сборов, в виде процентных отчислений и т.п. (в целях балансирования доходов и расходов бюджетов), установленные в законодательном порядке. Деление доходов и расходов на закрепленные и регулирующие условно.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования являются:

дотация (предоставление бюджетом одного уровня бюджету другого уровня денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов);

трансферт (нормативно-долевая дотация);

субвенция (предоставление денежных средств бюджетом одного уровня бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов), в том числе обусловленная субвенция (то же, что и субсидия, но с указанием дополнительных условий предоставления средств);

субсидия (предоставление денежных средств одним бюджетом другому бюджету, юридическому лицу или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов и затрат);

бюджетная ссуда (предоставление бюджетом одного уровня бюджету другого уровня денежных средств на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года); и др.

Бюджетный процесс представляет собой совокупность действий общегосударственного органа управления в сфере бюджетных отношений, выражающийся в стадиях составления проекта бюджета (формировании), его представлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле за исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах: единства, универсальности, самостоятельности, полноты отражения и гласности, эффективности, достоверности, адресности и целевой направленности, специализации и др. Эти принципы лежат в основе бюджетных полномочий.

В соответствии с принципами построения бюджетной системы Российской Федерации формирование доходов и расходов бюджетов предполагает создание и использование денежных фондов. Классификация фондов производится в зависимости от направленности расходования имеющихся денежных средств.

Государственные бюджетные фонды предназначены для аккумулирования части денежных средств в составе бюджетной системы Российской Федерации, консолидации средств для финансирования отдельных государственных расходов в соответствии с требованиями законодательства. В настоящее время в состав бюджетной системы входят денежные фонды Министерств, ведомств, направлений и т.п. Значительная часть денежных средств этих фондов консолидируется в составе федерального бюджета и бюджетах субъектов Российской Федерации.

Часть денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций в Российской Федерации, сконцентрировано вне бюджетных средств государства в виде самостоятельных денежных фондов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выраженный социальный характер.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

 

2.3. Государственный кредит. Управление государственным долгом

Одним из методов аккумулирования денежных средств в доходной части бюджета государства и источником финансирования государственных расходов является государственный кредит (займы). Государственный кредит является совокупностью отношений, где одной из сторон выступает государство, а, кредиторами или заемщиками - выступают иные государства, организации и граждане. Основой таких отношений является, с одной стороны, изъятие свободных денежных отношений (их перераспределение) на условиях срочности, платности и возвратности и, с другой стороны, предоставление финансовой помощи или финансирование государственных расходов. Необходимость использования системы государственного кредита (займов) обусловлена неравномерностью развития экономики.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством, другими государствами, организациями и гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с целью достижения баланса между доходами и расходами государственного бюджета для выполнения государством своих функций и обязательств.

Признание на уровне государственной политики применения несбалансированного государственного бюджета в Российской Федерации привело к расширению использования государственного кредита. Однако не следует отождествлять такие понятия как «государственный кредит» и «государственный долг».

Государственный долг представляет собой величину меньшую, чем государственный кредит. Так, если государственный кредит включает в себя две части: кредит (заем) выданный и кредит (заем) полученный, то государственный долг включает в себя только кредит (заем) полученный. Кроме того, государственный долг включает в себя суммы задолженности субъектам хозяйствования и процентов по ней. Величина государственного кредита (займа) не учитывает суммы задолженности и процентов по ней, так как эти суммы не соответствуют требованиям, предъявляемым к кредиту и займам как таковым.

Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фонда государства на условиях срочности, платности и возвратности с учетом системы государственного регулирования задолженностью.

Всю совокупность государственных займов можно разделить на: внутренний и внешний государственные займы.

Под внутренним государственным займом понимается совокупность денежных отношений на финансовом рынке в пределах территории страны, связанных с формированием денежных фондов государства и финансированием государственных расходов в национальной валюте. Они представляют основную часть внутреннего государственного долга, определяющую финансовое состояние экономики. Прямой зависимости между величиной государственного долга и состоянием экономики нет.

Внешний государственный заем представляет собой совокупность денежных отношений на международных финансовых рынках и заимствование средств в иностранной валюте у иностранных субъектов хозяйствования.

При характеристике сущности государственного долга его классифицируют как капитальный ( основной) и текущий государственный долг.

Капитальный долг - это совокупность всех выпущенных и непогашенных на данный момент (на определенную дату) долговых обязательств государства (федерального правительства), включая и проценты по ним, подлежащие уплате.

Текущий долг - это сумма: расходов в текущем периоде, направленная на погашение государственного долга, срок оплаты которого не наступил; платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде; расходов на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитального долга, переходящего на будущее.

Процесс управления включает в себя такие методы, как: осуществление погашения действующих займов, эмиссию новых займов, рефинансирование задолженности, консолидацию, конверсию и унификацию займов, отсрочку и аннулирование старых долговых обязательств и т.п. Управление государственным долгом должно основываться на выполнении следующих принципов: единства, снижения рисков, оптимальности структуры, сохранении финансовой независимости. В частности, к основным задачам по сокращению государственного долга можно отнести: стабилизацию и подъем производства в традиционных секторах экономики, организацию эффективного государственного и финансового регулирования экономики, сокращение расходов бюджета на непроизводительные статьи и другие.

Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит представляет собой превышение расходной части государственного бюджета над доходной. К методам управления бюджетным дефицитом относятся:

• эмиссия денег и мероприятия по стабилизации национальной валюты;

• размещение внутренних займов, развитие финансового рынка;

• взаимные кредиты государств, государств и граждан;

• налоговая политика, бюджетная политика и мероприятия по контролю;

• сокращение расходов, рациональность финансирования, устранение многоканальности;

• методическое обеспечение планирования показателей, отражающих объемы дефицита, управления доходами и расходами государственного бюджета;

Существуют и другие методы, определяемые историческими, политическими и экономическими внутренними и внешними условиями.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте экономическую сущность бюджета как экономической категории,

2. Каковы функции бюджета и его роль в финансовой системе государства?

3. В чем заключается содержание консолидированного бюджета?

4. Охарактеризуйте основные признаки бюджетной классификации.

5. Дайте определения межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.

6. Какие основные методы бюджетного регулирования применяются в Российской Федерации?

7. Охарактеризуйте содержание трансфертов, субсидий и ссуд.

8. Дайте характеристику и раскройте содержание доходов федерального бюджета.

9. Охарактеризуйте структуру расходов федерального бюджета.

10. Дайте определение государственного кредита.

11. Дайте определение государственного долга.

12. Назовите принципы управления государственным долгом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.