КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторинговые операции
- это переуступка поставщиком долговых требований КБ-ку или факторинговой компании, осуществляющей эти операции. Факторинговые операции являются разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Коммерческий кредит – это товарный кредит. 1988г. – «Конвенция о международном факторинге». Операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум 2 из 4 признаков: 1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; 2) ведение БУ поставщика, прежде всего в части реализации; 3) инкассирование его задолженности; 4) страхование поставщика от кредитного риска. В России факторинговые операции лицензируются. Ими, как правило, занимаются КБ или их дочерние фирмы. Факторинг может быть открытый (конвенциональный) и закрытый (конфиденциальный). При открытом факторинге – дебитор уведомляется об участии банка в сделке, а при закрытом факторинге – не уведомляется. Факторинг с правом регресса – клиент несёт ответственность за гашение долговых обязательств кредиторам. Факторинг без права регресса – кредитный риск полностью ложится на банк. Факторинг позволяет управлять своей ликвидностью, пополнять оборотные средства. Для банка преимущество в том, что факторинг – это более доходная операция, чем кредит. Договор факторинга содержит: 1) условия совершения операции; 2) предельные суммы по операциям факторинга и порядок оплаты требований к банку; 3) размер и порядок определения комиссионного вознаграждения; 4) условия расторжения факторингового договора; 5) ответственность КБ и ответственность клиента. Предельная сумма по операциям факторинга устанавливается 3-мя методами или их комбинациями: Þ определение возобновляемых лимитов кредитования; Þ определение лимита по отдельным сделкам, также по отдельным дебиторам; Þ определение ежемесячных лимитов отгрузки. Стоимость факторингового вознаграждения включает в себя: - оплату за обслуживание (% от суммы долговых требований, обычно 2-3%); - плату за предоставленный кредит, определяемый за период от зачисления банком средств клиенту за переданные долговые требования и датой поступления средств от дебитора. % - ты за кредит обычно выше средних рыночных ставок; - может быть комиссионное вознаграждение. Частным вариантом факторинга является форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортёра векселей, акцептованных экспортёром. 3) Аккредитив - это денежный документ, которым один банк поручает другому банку провести за счет депонированных для этой цели средств оплату материальных ценностей и услуг или выплатить наличные деньги. Аккредитивы могут быть: - денежные; - документарные; - отзывные; - безотзывные; - подтвержденные; - неподтвержденные. Безотзывной аккредитив - это твердое обязательство банка-эмитента произвести платежи либо акцептовать или купить переводные векселя, выставленные бенефициаром при предоставлении банку коммерческих документов, предусмотренных условиями аккредитива. Отзывной аккредитив - предполагает, что покупатель имеет право отозвать аккредитив в течение срока его выставления. Безотзывной неподтвержденный аккредитив - предполагает, что банк продавца лишь информирует его об открытии аккредитива, но не подтверждает его, т.е. не выдает гарантию оплаты. Ответственность по аккредитиву несет банк покупателя. Безотзывной подтвержденный аккредитив - предполагает, что банк покупателя переводит депонированную сумму в банк продавца, который подтверждает аккредитив и гарантирует его оплату. Аккредитивы, как правило, все срочные (в уведомлении есть срок). Банк проверяет достоверность документов об отгрузке. Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом своему отделению или другому банку, содержащий поручение о выплате денег предъявителю в течение определенного срока при соблюдении указанных в аккредитиве условий. Документарный аккредитив - это аккредитив, используемый в расчетах между продавцом и покупателем во внутреннем или международном торговом обороте (может быть почтовым, телеграфным, электронным). Переводной аккредитив - используется, если продавец не производит все элементы продаваемого товара, а приобретает их у субпоставщиков. При переводе аккредитива могут быть изменены сумма, сроки и требуемые документы, но в пределах суммы и срока исходного аккредитива. Аккредитив "back-to-back", используемый преимущественно в США, предполагает выставление продавцом собственного аккредитива против аккредитива покупателя, при этом покупатель может быть не осведомлен об открытии аккредитива "back-to-back". Разовый аккредитив - это разовое обязательство банка произвести по поручению и за счет клиента платежи определенному лицу на определенных условиях в пределах депонированной суммы. Револьверный аккредитив - это аккредитив, автоматически возобновляемый на ранее оговоренных условиях после использования первоначальной суммы. Используется при длительной поставке серии товаров. 4. Прочие операции и услуги: - трастовые операции; - операции, связанные с расчётно-кассовым обслуживанием клиента; - агентские операции; - выдача поручительств и гарантий; - операции с драгметаллами; - консультационные операции; - прочие операции. Доверительные (трастовые) операции – осуществляются банком по поручению клиента на правах доверенного лица и, как правило, связаны с управлением имуществом и иной собственностью доверителя. Цели осуществления КБ-ми трастовых операций: 1. Получение дополнительного дохода (комиссионные); 2. Получение контроля за крупными пакетами акций предприятий и крупными суммами денежных средств. 3. Для преодоления ограничений в инвестиционной деятельности. Три основные категории трастовых услуг для физических лиц: 1. Управление наследством; 2. Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой; 3. Агентские услуги. Управление наследством по доверенности частных лиц предполагает выполнение банком –ряда обязанностей, основные из которых заключаются в том, чтобы в соответствии с письменным завещанием или по распоряжению суда собрать и обезопасить активы наследства, уплатить административные расходы, долги и налоги, распределить имущество между наследниками и оказать личные услуги членам семьи. Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой предполагает передачу имущества (активов) банку, который будет им владеть и распоряжаться в интересах доверителя. При этом банк может хранить, инвестировать, распоряжаться основной суммой и доходами в соответствии с условиями соглашения. Агентские услуги выполняют трастовые отделы банков и включают в себя управление собственностью, сохранение и распоряжение активами, юридическое обслуживание, обслуживание выпусков ценных бумаг. Банк может осуществлять временное управление компанией в случае ее санации (финансовое оздоровление). Объем доверительных операций и получаемые банком в связи с этим доходы должны быть соотнесены с расходами КБ на осуществление трастовых операций. Прочие услуги КБ достаточно разнообразны и включают в себя широкий спектр от консультаций и аналитических обзоров до разработки ТЭО и бизнес-планов. Конкретный перечень прочих фин. услуг будет рассмотрен нами на примере конкретного КБ. Тема №24: КБ И СИСТЕМА БАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ.
Денежный оборот - это совокупность платежей, которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами. Основные принципы организации денежного оборота: · Все организации обязаны хранить денежные средства на банковских счетах. Остатки наличных средств в кассе должны быть в пределах установленного лимита. · Денежные расчеты между предприятиями производятся преимущественно путем безналичных перечислений. Лимит оплаты наличными деньгами на 1 сделку - 10000 рублей. · Платежи осуществляются банками в соответствии с документацией определенного образца, предоставляемой клиентами. Система банковских расчетов основана на системе банковских счетов клиентов и расчетно-денежной документации. В соответствии с правовым статусом клиента банк открывает следующие счета: Расчетный счет - это основной счет предприятия, используемый во всех видах операций. Текущий счет - открывается клиентам, не имеющим право иметь расчетный счет (филиалы, представительства, территориально удаленные подразделения). По нему могут проводиться практически все операции. Бюджетные счета - открываются в банках для учета операций по кассовому исполнению бюджетов различных уровней. Подразделяются на: - доходные счета; - расходные счета; - текущие счета местных бюджетов и внебюджетных фондов. Ссудные счета - открываются клиенту банка, которому предоставлен кредит. Подразделяются на: - простой; - специальный; - контокоррентный. Депозитные счета - открываются клиенту для хранения его средств в течение определенного времени. Коммерческие банки открывают корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ. Кроме того банки открывают корсчета в других банковских учреждениях для достижения следующих целей: § Более эффективное расчетное обслуживание клиентов; § Обслуживание межбанковских операций, займов и операций с ценными бумагами; § Обслуживание собственной административно-хозяйственной деятельности. Корсчета бывают: Лоро - открывается другим банком в нашем банке (для нас это пассив). Ностро - открывается нами в другом банке (для нас это актив). Безналичные расчеты реализуются через следующие расчетные документы: 5. платежное поручение; 6. платежное требование-поручение; 7. чеки; 8. аккредитив. Безналичные операции подразделяются: - товарные (встречное движение стоимости); - нетоварные (сделка носит финансовый характер – ссуда); - по способу платежа:
Виды платежа: - полный платеж; - платежи частичными суммами; - платежи по сальдо взаимных требований. Основные принципы безналичного расчета: 5. Банк распоряжается средствами клиента с его счета только по приказу клиента. 6. Формы расчета клиент выбирает самостоятельно. 7. Взаимоотношения банка и клиента определяются договором (банк отвечает за своевременность). 8. Очередность платежей по счетам клиента определяется им самостоятельно с учетом действующего законодательства. Платежное поручение – требование владельца счета к банку произвести безналичный платеж в определенной сумме с определенным основанием по указанным реквизитам; используется при любых расчетных операциях клиента. Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю произвести платеж по договору на основании предоставленных расчетных и отгрузочных документов(требуется дополнительный акцепт). Расчеты чеками – владелец счета дает письменное распоряжение плательщику(банку, выписавшему чеки) произвести платеж чекодержателю. Аккредитив - именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму. Все расчеты между предприятиями делятся на 4 группы: 5. Между предприятиями, имеющими счета в одном банке. 6. Расчеты между прпедприятиями, имеющими счета в банках, обслуживающихся в одном РКЦ. 7. Расчеты между предприятиями, имеющими счета в разных городах. 8. Международные расчеты. Расчеты отличаются между собой по срокам, документообороту. Клиринг - система организации безналичных платежей между банками посредством зачета взаимных требований и перечисления остатка (может использоваться внутридневной овердрафт). Типовой перечень документов, требуемых КБ-ом, необходимых для открытия р/сч: - Заявление; - Устав; - учредительный договор; - свидетельство о регистрации; - справка из налоговой инспекции на открытие счёта; - справка о постановке на учёт в ПФ, ФМС, ФСС, ФЗ; - приказ о назначении директора и главного бухгалтера; - карточка образцов подписей (нотариально заверенная).
Тема №25: КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КБ.
Кассовые активы – совокупность денежных и приравненных к ним средств в активе банка. Для приёма, выдачи и хранения денег и других ценностей в учреждениях банков создаются операционные кассы: - приходные; - расходные; - приходно-расходные; - вечерние; - разменные; - кассы по пересчёту денежных средств; - кассы по продаже чеков. Кассовые узлы имеют характ-ки, определённые ЦБ. Контроль за выполнением требований осуществляет местный отдел ЦБ. Кассы создаются с целью: - обеспечивать чёткое обслуживание предприятий и граждан наличными денежными средствами; - организовывать надлежащее хранение денежных средств; - предупреждать хищение и злоупотребление денежными средствами. Приём денежных средств осуществляется следующим образом: - клиент заполняет объявление на взнос наличных денег; - получает квитанцию о приёме денежных средств при передаче денег; - кассир заполняет приходно-кассовый ордер, на котором учитываются деньги. В случае инкассации деньги упаковываются в сумку вместе с препроводительной ведомостью и сумка пломбируется. Инкассатор получает накладную и расписывается в ведомости, которая остаётся у сдатчика. В случае, если деньги поступают по окончании операционного дня, они приходуются в вечернюю кассу, которая работает только в режиме прихода. Все остальные кассы работают в течение операционного дня. В конце операционного дня старший кассир сверяет все приходные и расходные операции, проводит их учёт и выводит сальдовые остатки на следующий день. При расходных операциях кассир обязан: § проверить наличие подписей должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия; § сличить их с образцами; § проверить сумму цифрами и прописью; § удостоверить личность получателя; § сопоставить № контрольной марки или талона с № чека; § приклеить марку к талону; § подписать расходный документ и выдать деньги. Кассир несёт полную материальную ответственность. Для КБ и организаций устанавливается лимит остатка кассы. Для КБ устанавливается минимальный размер остатка кассы (он идёт вычетом из суммы обязательных резервов). Для установления лимита учитываются следующие требования: - обеспечение своевременного удовлетворения потребности клиентов в наличных деньгах; - соблюдение объёма кассовых оборотов в банковских учреждениях; - обеспечение необходимых условий перевода денежных средств между банком и РКЦ Кассовый оборот – оборот наличных денег, поступающих в кассы банка и их расходование. Прогноз кассового оборота состоит из 3 частей: - приходный оборот; - расходный оборот; - эмиссионный результат. Для предприятий банк устанавливает лимит остатка кассы. Для предприятий, не имеющих задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с банком расходовать деньги из выручки. При проверке соблюдения кассовой дисциплины контролируется: - ведение кассовой книги и оформление приходных кассовых документов; - полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке; - целевое использование наличных денег, полученных в банке; - расходование наличных денег из кассы; - соблюдение лимита остатка кассы; - соблюдение лимита расчёта наличными деньгами между юридическими лицами (стандартно – 10000 руб.). Тема №26: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ. Под инвестициями с точки зрения активных операций КБ-ов понимаются долгосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги предприятий и госучреждений. Отличия кредитов от инвестиций как активных операций КБ: 1) Кредиты предполагают использование заёмщиком денежных средств в течение относительно небольшого времени с возвратом в установленный срок с установленным процентом. Срок инвестиционного вложения и доходность не фиксированы. 2) При кредитовании инициатором сделки выступает заёмщик, при инвестиционном вложении – это банк. 3) При кредитовании возникают прямые взаимоотношения «банк-заёмщик». При осуществлении инвестиционной сделки взаимоотношения банка и должника, как правило, опосредованы через рынок ценных бумаг. Основные факторы, определяющие инвестиционную деятельность КБ: доходность и ликвидность. Доходность инвестиционной деятельности КБ зависит от следующих факторов: Ø общие макроэкономические тенденции; Ø наличие отлаженной инфраструктуры финансового рынка (РКЦ, биржи, клиринговые палаты, компьютерная связь и т.д.); Ø наличие проработанной нормативной базы; Ø наличие в обращении достаточного количества ценных бумаг разных эмитентов, включая государство, субъектов федерации и т.д.; Ø наличие высококвалифицированных специалистов. Доходность отдельных видов и классов ценных бумаг зависит от следующих факторов: q учётная ставка ЦБ; q динамика и колебание валютных курсов; q процентные ставки по кредитам и депозитам. Инвестиционные средства в ликвидной форме ценных бумаг – это активы банка, которые должны обеспечить его ликвидность. Противоречие между ликвидностью и доходностью определяет инвестиционный риск. С одной стороне, банк заинтересован в более высоком доходе на инвестиционные средства, что предполагает увеличение срока вложения и уменьшение его ликвидности. С другой стороны, банк заинтересован в поддержании своей ликвидности, что предполагает менее длительный срок вложения и меньшую доходность. Золотое правило инвестиций: доход от вложения в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода. При осуществлении инвестиционной деятельности выделяются следующие риски: Кредитный риск – связан с уменьшением финансовых возможностей эмитента ценных бумаг. Рыночный риск – обусловлен возможностью непредвиденных изменений на рынке ценных бумаг и в целом в экономике. Ценность отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов инвестиционных вложений может быть частично утрачена, что приводит к возможности больших потерь при их продаже. Риск – вероятность неблагоприятного события. Основной способ регулирования риска инвестиционных вложений - диверсификация вложений. Как правило, банк письменно оговаривает инвестиционную политику - это деятельность КБ в лице их руководителей, соизмеримая со степенью риска, основанная на нормативных актах и направленная на проведение активных операций с ценными бумагами с целью обеспечения доходности и ликвидности банковских средств в целом. Инвестиционная политика определяет инвестиционную стратегию банка, которая разделяется на 2 типа: - пассивная стратегия; - агрессивная стратегия – направлена на максимальное использование благоприятных возможностей рынка. 2 метода пассивной стратегии: - метод лестницы – равномерное распределение инвестиций между выпусками ценных бумаг разной срочности; - метод штанги – концентрация инвестиций в ценные бумаги полярной срочности. Агрессивной политики придерживаются крупные банки, имеющие большой процент ценных бумаг данной категории и стремятся к максимизации дохода. Использование агрессивной стратегии требует наличия значительных финансовых средств, квалифицированной аналитической службы и доступа к оперативной финансовой информации. К числу методов агрессивной стратегии относятся: - метод «манипуляция кривой доходности»; - операция «своп» (SWOP) с ценными бумагами. Манипуляции кривой доходности направлены на то, чтобы использовать в интересах банках будущее изменение рыночной ставки процента. Операции «своп» заключаются в обмене одних ценных бумаг на другие в ожидании изменения их курсовой стоимости. Операции «своп» основаны на появлении на рынке недооценённых или переоценённых ценных бумаг. Тема №27: БАНКОВСКИЕ РИСКИ.
В практике банковской деятельности выделяются следующие виды рисков: - кредитный риск; - риск несбалансированной ликвидности; - риск изменения процентных ставок; - валютный риск; - страховой риск; Кредитный риск – риск неплатежа по банковской ссуде. Он делится на: - риск злоупотреблений (наиболее распространён); - риск по иностранным кредитам; - риск по внутренним кредитам и ценным бумагам. Рисковый случай – когда риск реализуется. Рисковое событие – создаются предпосылки для реализации риска. 50% банкротств банков СЩА приходится на реализацию рисков злоупотреблений. Как правило, это выдача директорами «дружеских» кредитов друзьям, родственникам, деловым партнёрам без необходимого обеспечения. Риск по иностранным кредитам был реализован в России с точки зрения иностранных банков в 1998 году. Типы рисков несбалансированной ликвидности: 1) Активы банка находятся в чрезмерно ликвидной форме, что обуславливает их низкую доходность (взяли кредит и положили в сейф). 2) Активы банка находятся в менее ликвидной форме, чем обязательства банка. Вследствие чего невозможна быстрая конверсия финансовых ресурсов в наличную форму для расчётов по обязательствам (взяли кредит, разместили в долгосрочный кредит на 1 год, возврат кредита – через полгода). С точки зрения риска несбалансированной ликвидности выделяются: Внутренняя ликвидность – обеспечиваемая теми активами, в которые банк разместил свои средства. Внешняя ликвидность – обеспечиваемая политикой банка по вторичной трансформации одних активов в другие. Риску изменения процентных ставок особенно подвержены долгосрочные активы банка и активы с фиксированной ставкой дохода. Особенно рискованна для банков ситуация резкого уменьшения процентных ставок в течение длительного времени: активы становятся менее доходными быстрее, чем удаётся увеличить процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц в силу инерционности ожиданий клиентов. Валютный риск – риск неблагоприятного изменения курса валют, в которых номинированы те или иные активы банка. Страховой риск подразделяется на: - риск по гарантийным операциям банка; - риск по форвардным и фьючерсным сделкам. Форвардная сделка – обязательна к исполнению. Фьючерсная сделка – необязательна к исполнению.
Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или уменьшению риска в системе экономических отношений. Учет риска включает в себя три основные позиции: - выявление последствий деятельности банка и иных экономических субъектов в ситуации риска; - умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности; - разработка и осуществление превентивных мер, нейтрализующих или компенсирующих возможные негативные последствия предпринимаемых действий. Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы: 1. Выявление и сопоставление в альтернативных вариантах риска, допущение риска в пределах социально приемлимого уровня. 2. Разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска. 3. Создание ситуационных планов. 4. Подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации избранной альтернативы. 5. Учет психологического восприятия рискованных решений и программ. Следует учитывать неоднородную оценку людьми фактического риска, на что влияет расхождение между объективно существующей величиной риска (статистика) и ее субъективным восприятием (степень доступности информации по данному вопросу и методы подачи информации, а также отсрочка возможных отрицательных последствий). Процесс управления риском разбивается на 7 этапов: 1.) Определение цели. (Например, эта цель может включать поддержание стабильной и прибыльной работы банка, достижение определенного места на некоторых сегментах банковских услуг и др.). 2.) Выяснение риска. (Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом). 3.) Оценка риска. (Определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба). 4.) Выбор методов управления риском: - упразднение – попытка упразднения риска (не курить, не летать на самолете, не выдавать кредит, не выпускать продукцию, использование которой может быть небезопасным и т.д.); - предотвращение потерь и контроль – исключение случайностей и контроль за ограничениями риска (например, хеджирование, мониторинг исполнения кредитного договора и сделок заемщика, для исполнения которых он кредитовался); - страхование; - поглощение - признание ущерба риска без распределения его посредством страхования (во-первых, самострахование, во-вторых, достаточно малые риски (падение метеорита), либо катастрофические события (ядерная война). 5.) Применение выбранного метода. 6.) Оценка результатов. (Вопросы обратной связи, точной информации, качественной оценки и отлаженности управления риском как процесса). 7.) Внесение необходимых управленческих корректив. (Возобновление процесса с первого этапа).
Тема №28: БАЛАНС КБ. Баланс КБ – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. Отличия от обычного баланса: 1) Он составляется на каждый день. 2) План счетов КБ в большей степени унифицирован, чем план счетов предприятий и организаций. 3) Баланс КБ более детализирован. Основные принципы составления баланса: - операции группируются по экономически однородным признакам; - актив формируется с понижающейся ликвидностью; - пассив формируется с увеличиващейся степенью ликвидности. Счета подразделяются: · балансовые (активные, пассивные, активно-пассивные); · внебалансовые. Баланс КБ характеризуется низким удельным весом материальных статей и высоким удельным весом привлечённых средств. При группировке статей баланса с учётом степени ликвидности выделяются активы: § кассовые активы (наличность, средства на корсчетах, резервы в ЦБ – 10%); § вложения в гос. ценные бумаги; § кредиты, выданные юридическим и физическим лицам, вложения в ценные бумаги; § капиталовложения; § просроченная и сомнительная дебиторская задолженность. Группировка статей баланса с точки зрения экономической сущности: § операции с клиентурой; § межбанковские операции; § прочие банковские операции, включая инвестиционную деятельность и другие виды услуг. Для анализа деятельности КБ используются следующие бухгалтерские документы: § баланс КБ; § отчёт о прибылях и убытках; § внебалансовый отчёт; § отчёт об изменениях собственных средств банка; § пояснительная записка по тем или иным аспектам БУ. В отчёте о прибылях и убытках в доходной части выделяются: · доходы от операционной деятельности КБ; · проценты по ссудам; · доходы от эмиссий; · доходы от побочной деятельности банка. В отчёте о прибылях и убытках в расходной части выделяются: · проценты по депозитам; · расходы по вознаграждениям и комиссиям; · потери по выданным ссудам и авансам; · расходы в связи с обесценением ценных бумаг; · общие и прочие расходыю После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка. Отчёт об изменениях собственных средств банка включает в себя: - изменение уставного капитала банка; - нераспределённая прибыль; - законная переоценка основных средств. Внебалансовый отчёт отражает операции по внебалансовым счетам. Пояснительные записки комментируют неясные аспекты БУ. Принципы составления баланса КБ и отражения в нём текущей деятельности банка: Ø непрерывность деятельности; Ø постоянство правил БУ; Ø осторожность (активы и пассивы должны быть отражены в отчётах разумно с достаточной степенью осторожности и в соответствии с данными о текущих доходах и всех известных расходах и обязательствах); Ø наращивание доходов и расходов (внутри года доходы и расходы отражаются накопительным итогом); Ø раздельное отражение активов и пассивов (активно-пассивный счёт отражается и по активу и по пассиву); Ø незыблемость входящего баланса; Ø приоритет содержания над формой; Ø существенность (в балансе и отчётности должна отражаться вся информация, полезная для руководителей и внешних пользователей при принятии управленческих решений); Ø открытость; Ø консолидация (КБ обязан составлять консолидированный баланс, включающий в себя балансы филиалов и учитывающий особенности структуры). Балансовые счета бывают: - 1 порядка; - 2 порядка. Все счета делятся на разделы: 1) Балансовые счета (по разделам): § капиталы и фонды; § денежные средства и драгметаллы; § межбанковские операции; § операции с эмитентами; § операции с ценными бумагами; § средства и имущество; § результаты деятельности; 2) Счета доверительного управления. 3) Внебалансовые счета (по разделам): § неоплаченный уставный капитал кредитной организации; § ценные бумаги; § расчётные операции и документы; § кредитные и лизинговые операции; § задолженность, выписанная и вынесенная за баланс; § источники финансирования кап. вложений; § срочные операции; § счета «депо». Критерии, виды и методы анализа банковского баланса: Объект анализа – вся деятельность банка. Субъект анализа - либо сам КБ, либо сторонние экономические субъекты (внешний анализ). Исходя из периодичности проведения анализа, выделяется: - ежедневный; - ежемесячный; - ежеквартальный; - ежегодный. Исходя из целей и характера анализа, выделяется: - предварительный анализ; - оперативный анализ; - итоговый анализ; - перспективный анализ. Функциональный анализ – исследование специализаций и эффективности работы банка с выделением функциональных областей и направлений работ. Структурный анализ – производится по видам банковских операций и включает в себя определение состава и удельного веса активных и пассивных операций, а также доходов и расходов. Для выделения взаимосвязей между разными группами и разделами баланса используется метод расчёта аналитических коэффициентов: Коэффициенты определения ликвидности: 1) (кассовые активы и гос. ценные бумаги) / (депозиты) 2) (выданные кредиты) / (депозиты) Выделяется группа коэффициентов, соотносящих собственные средства с различными статьями активов и пассивов. Выделяются коэффициенты, определяющие удельный вес тех или иных статей актива или пассива баланса к валюте баланса. Выделяются коэффициенты, отражающие соотношения различных статей актива и пассива между собой. При различных целях анализа применяется различный набор расчитываемых коэффициентов. Операционно-стоимостной анализ в банке заключается в определении рентабельности отдельных банковских операций по видам деятельности и центрам ответственности. Специфика операционно-стоимостного и функционально-стоимостного анализа в банке – отдельный комментарий. Все виды расходов учитываются в разрезе центров ответственности и относятся на разные виды активных банковских операций: 1) прямые расходы (з/п. учётно-операционных работников, амортизация используемой офисной техники и недвижимого имущества, канцелярские расходы) 2) косвенные расходы (общехозяйственные расходы, разносимые пропорционально з/п центров ответственности, либо пропорционально затрачиваемому рабочему времени) Операционно-стоимостной анализ позволяет определить стандартную стоимость различных банковских операций. Выработанные таким образом стоимостные нормы позволяют производить анализ различных вариантов банковской политики.
Тема №29: ЛИКВИДНОСТЬ КБ. Ликвидность – возможность превращения активных статей баланса в деньги для оплаты обязательств по пассивам. Исторически споры о том, каким образом банк должен поддерживать ликвидность тесным образом пересекались со спорами о роли и функциях банков в рыночной экономике. На протяжении XX века сформировались следующие два основных направления теории ликвидности: 1) актив банка должен определяться характером пассивных операций; 2) ликвидность банка определяется не столько возможностью истребования долгов, сколько возможностью перемещения активных статей баланса в пользу других банков. Факторы и изменения, которые влияют на ликвидность: - программно-целевые события (экономическая политика государства, etc); - случайные события (забастовки, форс-мажор, военные конфликты, неординарные действия политиков, etc); - сезонные изменения; - циклические изменения (обусловлены подъёмом, либо спадом деловой активности предпринимателей); - долговременные колебания (охватывают несколько экономических циклов и являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережении, инфляционных процессах, демографии, научно-техническом прогрессе, etc). Степень ликвидности КБ является функцией больших чисел и зависит от большого количества факторов. На динамику изменения ликвидности КБ воздействуют 3 основных фактора: 1) приобретение или утрата средств в связи с увеличением или уменьшением вкладов; 2) приобретение или утрата средств в связи с ростом или сокращением кредитов и инвестиций; 3) увеличение или уменьшение величины обязательных резервов вследствие роста или сокращения вкладов. Теория управления банковской ликвидностью: Существует 2 подхода к банковской ликвидности: 1) структура активов банка должна точно соответствовать структуре его пассивов; 2) второй подход основывается на реальном несоответствии структуры активов и пассивов баланса и подразделяется на: - теорию управления активами; - теорию управления пассивами; Теория управления активами основывается на 3-х основных утверждениях: - КБ может сохранить свою ликвидность, если его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые заёмщиком; - КБ может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим инвесторам за наличные деньги; - ликвидность КБ можно планировать, если в основу графика платежей погашения кредитов положить будущие расходы заёмщика. Следовательно, на банковскую ликвидность можно влиять, изменяя структуру средств погашения кредитов или инвестиций. По степени снижения уровня ликвидности активов: - первичные резервы; - вторичные резервы. С одной стороны, задача банка – минимизировать активы, не приносящие доход; с другой – обеспечить достаточный уровень ликвидности. С этой точки зрения наиболее опасны резкие скачки конъюнктуры и резкий отзыв депозитов, особенно постоянных депозитов. Минимальный размер кассовой наличности и резервов на счетах в РКЦ ЦБ РФ регулируется нормативными документами. Теория управления пассивами: основывается на суждениях: - КБ может решать проблему ликвидности путём привлечения денежных средств на рынке; - КБ может обеспечить себе ликвидность, используя управляемые пассивы, то есть привлекая денежные средства в нужной сумме в нужное время (пример Þ перевод почти всех вкладов в Сбербанк в сентябре-октябре 1998 года); Управляя активами и пассивами, КБ вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платёжеспособностью – показателями, которые соответствуют их целям и содержанию их деятельности. Основные депозиты – депозиты, осуществляемые основной (базовой) клиентурой банка, а также постоянная часть сберегательных вкладов населения. Основные критерии оценки ликвидности банка:
Тема №30: Бюджетный процесс в коммерческом банке. Бюджетный процесс КБ – это совокупность норм, процедур и правил, регламентирующих планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль исполнения, подведение итогов и их утверждение и анализ финансовых планов в КБ. Выделяются три основных формы финансовых планов: · Бюджет движения денежных средств; · Бюджет доходов и расходов; · Бюджет балансового листа.
Все формы финансовых планов осуществляются в единой системе показателей, в основу которой ложатся счета баланса КБ. Финансовые планы составляются дифференцировано по подразделениям, являющимися центрами финансовой ответственности, а также раскрываются по отдельным направлениям деятельности. Периодичность составления бюджета КБ – 5 лет, 1 год, квартал, месяц. Этапы бюджетного процесса КБ I. Процедура составления бюджета На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами. II. Исполнение бюджета При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.
При наличии отклонения от плановых цифр необходимо: Ø на основе фактического анализа определить их причины; Ø оценить значимость отклонений; Ø принять решения по поводу этих отклонений. Варианты решений: ¨ В случае положительных отклонений – корреляция планов или ничего не делать (если это не тенденция, а случайность); ¨ В случае негативных отклонений – устранить внутренние причины или изменить плановые показатели или ничего (если случайность). III. Подведение итогов Составляются план-фактные отчеты и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.
Бюджетный процесс длится: o примерно 1/2 года до принятия бюджета (подготовка); o 1 год исполнения; o примерно 3 месяца после исполнения (подведение итогов).
Тема №31: Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция.
Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).
Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями: 1. Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы. 2. Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.
Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы. Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы. Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.
Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации. Это включает в себя: ¨ выявление и оценку собственных сильных и слабых сторон, ключевых компетенций способностей по удовлетворению определенных потребностей клиентов; ¨ выявление и максимально четкое описание потенциальных клиентов, нуждающихся в удовлетворении потребностей, в отношении которых КБ компетентен; ¨ разработка проектов банковских продуктов; ¨ продвижение банковских продуктов и завершение позиционирования: выбор информационных каналов, построение внутренней организационной структуры (в составе буфера), обеспечение и поддержка постоянных отношений с клиентами (качественное выполнение стандартных операций, т.е. работа ядра), мониторинг потребностей клиента и своевременная реакция на них, а также поддержка постоянных коммуникаций). ¨ анализ результатов и коррекция маркетинговой политики КБ.
Тема №32: банки в составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности.
Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды: 1. КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект; 2. КБ как элемент аффелированной группы; 3. КБ как элемент финансово-промышленной группы.
КБ как элемент аффелированной группы. Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%). Специфика работы КБ: û стратегия и тактика КБ корректируется на стратегию и тактику других участников аффелированной группы; û банк выступает в качестве ядра финансовых потоков аффелированной группы; û возникает ситуация упрощения процедур использования банковских продуктов.
КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ): Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка). Специфика работы КБ: û миссия и стратегия КБ формируется в соответствие с миссией и стратегией всей ФПГ; û КБ является центром финансовых потоков, инвестиций и в целом бюджетного процесса ФПГ; û КБ в своей деятельности смещает акценты на обслуживание членов ФПГ и их интересы; û при осуществлении кредитных операций с членами ФПГ активно используются доверительные кредиты и бланковые векселя; û характер отношений срочности, платности и возвратности частично заменяется отношениями участия в общем бизнесе ФПГ.
КБ в ФПГ может иметь две основные роли: - структурообразующий элемент (ядро холдинга); - в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).
«Плюсы» участия КБ в ФПГ: ª снижение доли и значения банковских рисков; ª собственный капитал ФПГ и возможность отвечать по обязательствам превышает банковский капитал, что повышает возможности банка; ª банк работает в ситуации большей определенности и имеет стабильную маркетинговую политику.
«Минусы» участия КБ в ФПГ: — реализация предпринимательских рисков ФПГ автоматически влияет на состояние банка; — рост специализации банка и его ориентация на внутренние проблемы ФПГ снижает его рыночные возможности; — более низкие темпы роста КБ по отношению к росту самой ФПГ.
Тема №33. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела • Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы • Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты • Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |