КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Удовлетворенность предпринимателей
Субъективные оценки своего материального благосостояния и динамики его изменения являются существенными социально-психологическими характеристиками, непосредственно связанными с уровнем деловой активности предпринимателя и динамикой его изменения. Материальное положение своей семьи как ближайшей социальной группы выступает в качестве существенной характеристики внешних, социально-экономических условий деловой активности субъекта. Ориентация предпринимателя на материальное положение своей семьи, ожидание его улучшения и поддержки со стороны членов семьи являются существенным социально-психологическим фактором деловой активности субъекта. С другой стороны, улучшение своего материального благосостояния является не только одной из основных целей предпринимательской деятельности, но и одним из основных критериев оценки ее успешности, удовлетворенности ее результатами. Существует взаимосвязь между мотивационными особенностями предпринимателей и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Для высокоудовлетворенных предпринимателей характерно преобладание мотивации материальной обеспеченности над мотивом независимости, для низкоудовлетворенных предпринимателей - соотношение обратное, что, предположительно, связано с более высокой ценностью свободы для низкоудовлетворенных предпринимателей. (Позняков)
1. Социально-психологическими характеристиками высокоудовлетворенных предпринимателей являются: - преобладание мотивации материальной обеспеченности, - большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, - высокие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, - высокая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, положительная оценка перспективности бизнеса, активно-положительное отношение к полезности своей деятельности для общества - деловой стиль общения с наемными работниками. 2. Социально-психологическими характеристиками низкоудовлетворенных предпринимателей являются: - преобладание мотивации независимости, самостоятельности в работе, - меньшая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, - низкие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, - заниженные оценки собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, перспективности бизнеса, - низкая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, более безразличное отношение к полезности своей деятельности для общества, - дружеско-деловой стиль общения с наемными работниками. 3. Отличительными социально-психологическими характеристиками предпринимателей, связанными с их экономическим статусом собственника, в сравнении с социально-психологическими характеристиками наемных руководителей, являются - более высокая удовлетворенность деятельностью, - большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, - более высокие оценки степени самореализации и нужности своей деятельности людям, - более негативная оценка влияния экономической политики государства на успешность предпринимательства.
Гендерные аспекты предпринимательства (Титова) Исследования гендерных аспектов позволяют характеризовать предпринимательство как сферу, в которой преобладают маскулинные модели деловой активности, определяющие эффективность этой экономической деятельности в российских условиях (С.А. Автономова, Л.В. Бабаева, Е.Ю. Мещеркина, А.Е. Чирикова), как сферу, деятельность женщин в которой обладает спецификой в построении деловых отношений и адаптации (О.М. Здравомыслова, Л.В. Корель, А.Б. Купрейченко, Г.В. Турецкая и др.).
Исследование гендерных различий в социальной психологии может быть реализовано через сравнительное изучение: - психологических характеристик субъектов с различным уровнем маскулинности и фемининности (уровень личности); - ролевого взаимодействия мужчин и женщин в совместной деятельности (уровень межличностных отношений); - отношений в совместной жизнедеятельности или социальном взаимодействии мужчин и женщин как представителей больших социально-демографических групп (уровень межгрупповых отношений).
Деловое взаимодействие в предпринимательской деятельности может быть охарактеризовано тем, какие процессы – интеграции или дифференциации – определяют экономическую деятельность предпринимателя, и тем, ориентация на экономические ресурсы или на взаимоотношения свойственна ему в организации бизнеса. Это позволяет выделить виды конкуренции и партнерства в предпринимательской деятельности: конкуренция за экономические ресурсы, конкуренция-соревнование за личные достижения, технико-экономическое партнерство и личностноориентированное партнерство. Ведущим фактором, опосредующим взаимодействие предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин в экономической сфере, выступает отношение к условиям предпринимательской деятельности, в том числе к другим субъектам в сфере бизнеса. Это отношение проявляется в субъективных представлениях и оценках сторон делового взаимодействия; оно может быть обозначено как «отношение к деловому взаимодействию», частным случаем которого выступает «отношение к конкуренции и партнерству».
В результате было получено, что ориентация на взаимоотношения, социальные ресурсы в характеристике конкуренции (акцент на личностных особенностях конкурентов, сравнение своих достижений с достижениями других предпринимателей и т.д.) у респондентов-женщин наблюдалась в 34% случаев, а у респондентов-мужчин – в 51% случаев. Характеристики отношения к конкуренции как к соревнованию с другими предпринимателями за личные достижения встречаются в группе мужчин гораздо чаще, чем характеристики отношения к конкуренции за экономические ресурсы (25 %; р = 0,01). В оценках респондентов-женщин характеристики конкуренции за экономические ресурсы (51%) встречаются чаще по сравнению с характеристиками конкуренции-соревнования за личные достижения (р=0,058), см. рис. 1.
Рис. 1. Сравнительная характеристика отношения предпринимателей из разных гендерных групп к видам конкуренции и делового партнерства
Партнерские отношения, в которых предпосылками успешности называются личностные особенности деловых партнеров, т.е. выражена ориентация на отношения с другими предпринимателями, обозначенные как личностноориентированное партнерство, чаще фигурировали в определениях респондентов-женщин (62%), подчеркивающих важность для эффективной экономической деятельности взаимопонимания, доверия, честности между партнерами. Такое отношение к деловому партнерству в группе мужчин выявлено в 39% случаев, а в большей мере им свойственно отношение к партнерству как к источнику новых ресурсов, как к условию расширения бизнеса и преумножения вложенных средств (53%; р=0,018), т.е. деловое партнерство, ориентированное на распоряжение материальными и техническими ресурсами и обозначенное нами как технико-экономическое партнерство. В ходе изучения отношения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции и партнерству выявлено, что предприниматели-мужчины более высоко оценивают надежность своих деловых партнеров (р=0,007), чем предприниматели-женщины, оценки которых более разнородны. Отметим, что низко надежность деловых партнеров оценена теми женщинами, в предпринимательстве которых частыми партнерами по бизнесу являются также женщины, по поводу чего указывалось, что женщины чаще нарушают договоренности и на них меньше следует полагаться в деле. Анализ оценок надежности деловых партнеров показал изменения в партнерских отношениях предпринимателей в сравнении с 1997 годом. Надежность партнеров по бизнесу и предприниматели-мужчины, и предприниматели-женщины оценили в 2001 году выше, чем в 1997 году; при этом мужчины, как и ранее, считают своих деловых партнеров более надежными, чем женщины, но различия во мнениях мужчин и женщин стали более значимыми (р=0,005). Сравнение отношения к конкуренции предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин выявило, что среднегрупповые различия в отношении предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции не выражены – это отношение стало почти одинаковым. В группе мужчин, по сравнению с 1997 годом, снизилось число людей, которым нравится соревноваться, но появилось больше предпринимателей с неопределенным отношением. Наиболее значимые изменения психологических отношений связаны с уменьшением доли женщин, негативно относящихся к конкуренции (с 1/3 до 1/6), и, соответственно, гораздо более выраженным в группе женщин стало предпочтение конкуренции. Все это вместе сделало групповые различия отношения к конкуренции, имевшиеся в 1997 году, незначимыми. Сравнение оценок конкурентоспособности предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин показало: мужчины значимо выше оценивают свою конкурентоспособность, чем женщины. Тенденция изменений связана с ростом оценок субъективной конкурентоспособности и сохранением на прежнем уровне относительных групповых различий. В целом, распределение оценок психологических отношений женщин в 2001 году приблизилось к распределению оценок мужчин в 1997 году, что, на наш взгляд, отражает процессы социализации женщин-предпринимателей в «мужском мире бизнеса».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |