Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая типология отношения предпринимателей к конкуренции и партнерству




Отношение к конкурентам и деловым партнерам в зависимости от их гендерной принадлежности

Анализировалось содержание стереотипа делового партнера /конкурента с разной гендерной принадлежностью. Выявлено наличие в обеих группах стереотипов конкурентов – мужчин и женщин – в ситуации делового взаимодействия, которые по сравнению с образами деловых партнеров более четко определены и согласованны внутри групп.

При том, что в обеих гендерных группах стереотип конкурента положителен, предприниматели-мужчины считают, что у конкурентов-мужчин положительных качеств больше, чем у конкурентов-женщин. Однако, подтверждая значимость для предпринимателей-женщин и содержания отношений, и гендерной принадлежности других участников бизнеса, в представлениях респондентов-женщин у конкурентов-женщин положительные черты выражены сильнее, чем у конкурентов-мужчин и деловых партнеров-женщин (перевес оценок у женщин более чем в 2 раза: у мужчин max = 0,27, а у женщин max = 0,6).

Выявлено, что отношение респондентов-мужчин и респондентов-женщин к партнерам-мужчинам и партнерам-женщинам различается весьма существенно (р=0,009) – они характеризуются различным набором личностных черт.

По мнению мужчин, деловые партнеры – мужчины и женщины – характеризуются разными личностными чертами – не выявлено общих черт, которые указывали бы на сходство поведения мужчин и женщин в партнерских отношениях.

В группе респондентов-мужчин отношение к деловым партнерам – мужчинам и женщинам – амбивалентно, содержит как позитивные, так и негативные черты, но мужчины-партнеры оцениваются все-таки более позитивно (р=0,0003). Следует отметить, что в оценках деловых партнеров мужчины более критичны и категоричны, чем в оценках конкурентов, что проявляется в большем количестве негативных характеристик и в большей контрастности их.

Отношение предпринимателей-женщин к партнерам-мужчинам и партнерам-женщинам также дифференцированно, но это различие менее значимо (p>0,05). В целом, коэффициенты выраженности и амбивалентности в группе женщин указали на отсутствие эффекта стереотипизации отношения к деловым партнерам – мужчинам и женщинам, что свидетельствует о большем влиянии на оценку личностных черт деловых партнеров ситуативных факторов.

 

Различное соотношение оценок доверия в бизнесе, отношения к партнерам и к конкурентам, готовности к конкуренции определило 5 типов отношений предпринимателей к конкуренции и партнерству.

1. «Доверяющий предпринимателям, с позитивным отношением к мужчинам и женщинам в бизнесе» (32% респондентов). Присущ самый высокий уровень доверия к предпринимательским структурам и средний уровень доверия к госструктурам. Характеризуется успешным взаимодействием и позитивным отношением к деловому партнерству и конкуренции с представителями обеих гендерных групп, с несколько большим предпочтением партнерства в бизнесе с мужчинами. Выражено стремление к конкуренции, достаточно высока оценка своей конкурентоспособности, надежности партнеров по бизнесу, напряженности конкуренции. Отношение более свойственно предпринимателям в возрасте 31-35 лет, более – мужчинам, чем женщинам.

2. «Доверяющий в бизнесе, с позитивным отношением к деловым партнерам-мужчинам» (28% респондентов). Отношение к конкуренции в целом позитивно, вместе с тем собственная конкурентоспособность и уровень напряженности конкуренции в бизнесе оценивается на уровне среднем и ниже. Более доверяют предпринимательским организациям, чем государственным. Партнеры по бизнесу оцениваются как достаточно надежные, взаимодействие с представителями обеих гендерных групп – как вполне успешное. В деловом партнерстве явное предпочтение отдается предпринимателям-мужчинам, гораздо меньшее – предпринимателям-женщинам. Характеризуется негативным отношением к конкуренции с мужчинами и скорее безразличным отношением к конкуренции с женщинами. Свойственно предпринимателям в возрасте около 35 лет.

3. «Не доверяющий в бизнесе, с нейтральным отношением к гендерной принадлежности конкурентов и деловых партнеров» (23% респондентов). Характерен крайне низкий уровень доверия в бизнесе, избегание конкуренции, низкие оценки предпринимателями собственной конкурентоспособности и своих партнеров по бизнесу. В деловом взаимодействии каких-либо особых предпочтений в отношении характера взаимодействия (конкуренция или партнерство) или гендерной принадлежности других субъектов не имеют, отношение к конкурентам и деловым партнерам нейтральное – нет явного предпочтения взаимодействия ни с предпринимателями-мужчинами, ни с предпринимателями-женщинами. Свойственно предпринимателям 41-45 лет, более – женщинам, чем мужчинам.

4. «Умеренно доверяющий в бизнесе, с позитивным отношением к мужчинам и негативным отношением к женщинам в бизнесе» (14% респондентов). Наибольшее стремление к конкуренции и достаточно высокие оценки конкурентоспособности. Самая высокая оценка напряженности конкуренции в бизнесе, достаточно высокая надежность партнеров по бизнесу. Доверие в бизнесе выражено на среднем уровне, более высоко оно к предпринимательским организациям и менее – к государственным. Отношение к деловым партнерам и конкурентам в бизнесе характеризуется сильной контрастностью – явно позитивное отношение к мужчинам, как в конкурентном, так и в партнерском взаимодействии, и явно негативное отношение к женщинам, также в обоих видах взаимодействия. Успешное деловое взаимодействие складывается преимущественно в отношениях с предпринимателями-мужчинами, взаимодействие с женщинами в бизнесе оценивается гораздо менее успешным. Свойственно предпринимателям 41-45 лет.

5. «Не доверяющий в бизнесе, с негативным отношением к партнерам и конкурентам, мужчинам и женщинам в бизнесе» (3% респондентов). Преимущественно позитивное отношение к конкуренции, достаточно высокой оценкой своей конкурентоспособности в бизнесе, средняя напряженность конкуренции и самые высокие оценки надежности партнеров по бизнесу. Вместе с тем уровень доверия в бизнесе очень низкий – самый низкий в выборке как по отношению к предпринимательским организациям, так и по отношению к государственным. Выражено негативное отношение к взаимодействию с партнерами, еще более негативное – с конкурентами. Отношение к взаимодействию с мужчинами и женщинами в сфере бизнеса негативно в равной мере. Успешность взаимодействия с представителями своей и другой гендерной групп оценивается как низкая. Свойственно предпринимателям в возрасте 25-30 лет.

 

Каждый из обозначенных типов характеризует варианты реализации конкуренции и делового партнерства во взаимоотношениях представителей гендерных групп – предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин. Вместе с тем социально-психологическое содержание типов не замыкается на гендерных группах, так как схожие совокупности психологических отношений к деловому взаимодействию свойственны как мужчинам, так и женщинам (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Распределение типов отношения к конкуренции и деловому партнерству в группах предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин

 

Данные на рисунке показывают, что в отношении к конкуренции и партнерству среди предпринимателей-мужчин более других распространен тип 1 – «доверяющий предпринимателям, с позитивным отношением к мужчинам и женщинам в бизнесе», а среди предпринимателей-женщин более других распространен тип 3 – «не доверяющий в бизнесе, с нейтральным отношением к гендерной принадлежности конкурентов и деловых партнеров», психологическое содержание которых наиболее контрастно отличается по характеру доверия в бизнесе и стремлению к конкуренции.

Общие выводы по результатам исследования.

  1. Для предпринимателей-мужчин более характерно отношение к конкуренции как к соревнованию с другими предпринимателями за личные достижения, а для предпринимателей-женщин – как к конкуренции за экономические ресурсы. В деловом партнерстве предпринимателям-мужчинам в большей степени свойственно отношение к нему как к технико-экономическому партнерству, а предпринимателям-женщинам – как к личностноориентированному партнерству (с высокой интенсивностью межличностных контактов и значимостью личностных качеств делового партнера).
  2. Отношение предпринимателей-мужчин к деловому взаимодействию, по сравнению с отношением предпринимателей-женщин, характеризуется более высокими оценками надежности партнеров по бизнесу, более высокими оценками их роли в развитии бизнеса, более позитивным отношением к конкуренции и более высокими оценками своей конкурентоспособности.
  3. Более интенсивно изменения изучаемых отношений происходят у женщин. Они характеризуются повышением оценок надежности партнеров по бизнесу в обеих гендерных группах и уменьшением негативного отношения к конкуренции у предпринимателей-женщин, что нивелирует гендерные различия в отношении предпринимателей к конкуренции.
  4. Отношение предпринимателей к конкуренции и партнерству более зависит от гендерной принадлежности его участников, чем от его содержания – конкуренция или партнерство. Отношение предпринимателей-мужчин к деловому взаимодействию в большей степени определяется гендерной принадлежностью его участников, а отношение предпринимателей-женщин чаще определяется сочетанием двух факторов: гендерная принадлежность участников экономической деятельности и содержание взаимодействия.
  5. Предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины оценивают личностные качества других участников делового взаимодействия дифференцированно в зависимости от гендерной принадлежности объекта психологического отношения и от вида взаимодействия с ними – конкуренция или партнерство. Более позитивно предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины характеризуют конкурентов из своей гендерной группы, по сравнению с конкурентами из другой гендерной группы. В партнерских отношениях предприниматели-мужчины, в отличие от предпринимателей-женщин, более дифференцированно оценивают личные качества своих партнеров по бизнесу в зависимости от того, являются ли оцениваемые субъекты мужчинами или женщинами.

(ТИТОВА О.И. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К КОНКУРЕНЦИИ И ПАРТНЕРСТВУ)

 

 

Формирование и развитие профессионально важных качеств и предпринимательских способностей старшеклассников

1. Формирование и развитие профессионально важных качеств и предпринимательских способностей старшеклассников осуществляются в процессе освоения моделей будущей деятельности на основе активного социально-психологического обучения.

2. Предпочитаемый в процессе активного социально-психологического обучения группой способ информационного взаимодействия старшеклассников базируется на психологическом феномене, связанном с тем, что более привлекательная парадигма взаимодействия основана не на конкуренции, а на кооперации, то есть преобладает мотив сотрудничества, стремление к личностному росту.

3. Оптимальное ориентирование старшеклассников на востребованные профессии рынка труда происходит с использованием профориентационного курса, позволяющего осуществить комплексное многостороннее лонгитюд-ное изучение личности, при этом используется весь спектр психодиагностических методов и средств: наблюдение, анализ документов, анкетирование и интервьюирование, экспертное оценивание, обобщение независимых характеристик, тестирование и проективные техники, тренинги и профориентаци-онные игры, методы математикостатической обработки, объективизации и интерпретации данных, выработки адекватных решений профессионального самоопределения.

(Ваганова Н.В. Активное социально-психологическое обучение в формировании профессионального самосознания и предпринимательских способностей старшеклассников: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова Ярославль, 2003 - 25 с.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.