Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с тревожными и застенчивыми детьми

Эффективность помощи психолога определяет­ся правильным вычленением причин той или иной проблемы. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реа­гируют на какие-либо изменения в их жизни, ис­пытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные пробле­мы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет по­требности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они по­слушны и выполняют просьбу знакомоговзросло­го. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчи­вость очевидно начинает мешать им и самому ре­бенку: он боится всего, что ему незнакомо, отка­зывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют раз­витие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к дру­гому, попросить игрушку, договориться о совмест­ной игре.;

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застен­чивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контак­тов, достижению успехов в личностной и профес­сиональной сфере.

Застенчивые дети оценивают себя достаточно высо­ко. Проблема в том, что они склонны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особен­ность застенчивых детей: каждое свое действие ре­бенок проверяет через мнение других, его внима­ние сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспиты­вающихся в неполных семьях одинокими матеря­ми. Повышенная тревожность таких мам Тревожность входит в симптомокомплекс за­стенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, прово­цируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требова­ний, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ре­бенок находится в постоянном ожидании неприят­ностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога непосредственно с застенчи­выми детьми должна вестись в нескольких направ­лениях:

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

— развитие доверия к другим;

— корректирование страхов;

— снятие телесного напряжения;

— развитие умения выражать свои эмоции;

— развитие навыков коллективной работы;

— развитие навыков самоконтроля.

такта, развитии доверительных отношений. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать ин­дивидуальную работу в кабинете.

В этот период целесообразно использовать про­ективные методики, включающие беседы по рисун­кам. Также в индивидуальной работе можно ис­пользовать элементы психотерапии, куклотерапии. Создание ситуаций успеха бу­дет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, ска­зав об этом вслух. Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослым.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлече­ние ассистента из сверстников, который характе­ризуется высокой коммуникабельностью и добро­желательностью и сумеет вовлечь застенчивого ре­бенка в игру, в совместную деятельность.

Особое внимание нужно уделять консультиро­ванию родителей и педагогов

В непосредственной работе с детьми можно ис­пользовать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являю­щихся травмирующими для застенчивого ребенка
(публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

в) подвижные игры для развития коммуника­тивных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сказкотерапии, ху­дожественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

1. ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коррекция агрессивности | Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.