КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
Частные случаи нарушений у дошкльников вербализм, пассивность, демонстративностъ, «уход от деятельности». Дети, характеризующиеся вербализмом, обладают высоким уровнем развития активной речи и низким уровнем развития мышления. Уровень притязаний и самооценка таких детей достаточно высоки.Возможной причиной формирования вербализма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые, считая высокий уровень развития речи свидетельством высокого уровня развития интеллектуальной сферы, уделяют слишком много времени обучению ребенка умению гладко говорить. В работе с родителями важно разъяснить им особенности развития их детей, последствия такого типа развития. Тактика родителей должна включать неподкрепление таких разговоров, исключение умиления от них. Необходимо развивать коммуникативные умения детей, их интерес к сверстникам. У детей дошкольного возраста встречается демонстративность. Их главная цель — это привлечение внимания окружающих к собственной персоне. Демонстративность включает гипертрофированный эгоцентризм. Они любят находиться в центре внимания В общении с демонстративными детьми необходимо адекватно оценивать их успехи и неудачи. Можно включать ребенка в театрализованную деятельность для реализации их потребности демонстрации естественным образом. Пассивные дети часто не вызывают у взрослых нареканий, они тихи, незаметны, кажутся несколько заторможенными. Они не проявляют ярких эмоций, скорее вообще себя никак не проявляют. Если взрослый дает им поручение, они его выполняют, если их не трогать, они могут часами сидеть на одном месте, манипулируя одной и той же игрушкой. Несмотря на внешнюю холодность, таких детей обуревают разнообразные эмоции, но они держат их в себе, не дают им выхода. Задача взрослых — помочь ребенку выразить свои эмоции, дать им выход. Первый шаг установление доверительных отношений. Основное направление в работе с тихими детьми — обучение родителей навыкам конструктивного общения. В заключение необходимо сказать, что данные нарушения характерны для детей дошкольного возраста, развивающихся в рамках нормы. Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому «легко дышится» в ней. В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутвуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. В таком случае предметом коррекции становится непопулярность ребенка в группе сверстников, а основными направлениями психокоррекционной работы — переориентация недоброжелательного отношения к нему детей и выработка системы положительных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности. Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, отсутствии длительных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях. В таком случае предметом психокоррекционной работы выступает симптом малообщительности. Внимание психолога направляется на внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом работы будет использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на воспринимаемое. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки вступить в контакт. Нарушения в поведении дошкольника могут быть детерминированы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности, общения. При этом опасность представляет фиксированная роль не только «подчиненного», но и «руководителя». Предметом психокоррекции становится жесткая фиксированность этих ролей, основное направление — «расшатывание» или снятие симптома фиксации ролей, создание условий, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Предметом коррекционной работы могут стать и дефекты операциональной стороны игровой деятельности дошкольников: неразвитость игровых умений и навыков, невладение положительными способами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции при этом становится обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому, жизнерадостному настроению. Другое направление психологических воздействий — обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий, формирование умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Неадекватное поведение ребенка может быть вызвано искажениями в мотивационной сфере: отсутствием или невыраженностью игровых мотивов, симптомом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизировать очень осторожно, выявляя партнеров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию. Предметом коррекции мотивационной сферы станет и доминирование авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общительны. Но их стремление к игре мотивируется не столько желанием играть, сколько личностной установкой «быть первым, главным; не играть, а выигрывать. Для этого целесообразна тактика включения дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закрепления позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу Предметом психокоррекции может стать и «комплекс Золушки», который характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, безразличие к себе, небрежность внешнего облика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отрешенность. Стратегическим направлением коррекции будет включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Психолог должен обращать внимание на агрессивное поведение некоторых дошкольников, частые вспышки гнева, озлобленность, разрушительную направленность деятельности. В этом случае предметом коррекции становится симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционная работа должна проводиться в единстве с семьей дошкольника. Симптом антилидерства — еще один возможный предмет коррекционной деятельности. Ребенок-антилидер завоевывает авторитет сверстников не благодаря своим достоинствам, а по ряду других причин. Это может быть использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Ребенок-антилидер ведет себя шумно, гиперактивно, недоброжелательно и немиролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направлять на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребенком. Эффективным приемом коррекции поведения антилидера будет моделирование им совместной деятельности, где ему предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Важным направлением коррекции должно стать изменение социальных установок ребенка: необходимо научить его видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей; развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию. Симптом усталости также является предметом коррекционной работы. Он может появляться у всех детей как защитная реакция и выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Реальность отражается в его сознании искаженно. Единственное, чем ребенок может себе помочь, -это плач. Коррекция такого поведения ребенка однозначна: помочь ему успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. В дошкольном детстве наблюдается иногда отклоняющееся полоролевое поведение, т.е. такое поведение ребенка, в котором имеют место проявления, свойственные противоположному полу. Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опирается на следующие принципы: как можно более раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преимущества, которые обеспечивают его участие в активной деятельности, свойственной другим мальчикам; при необходимости разъяснение ребенку невозможности изменения пола.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |