КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование РR-деятельностн
Завершив исследовательскую и аналитическую деятельность, необходимо перейти к этапу планирования: «Информация, собранная на первом этапе, позволяет выделить общественные группы, которые должны быть охвачены программой, установить цели программы, выработать стратегии действий и коммуникаций, тактику программы...»" Главная задача этапа планирования — найти ответ на вопрос: «Что мы должны изменить, сделать или сказать с учетом того, что нам стало известно о ситуации?» Для этой цели необходимо принять стратегическое решение о том, что и в какой последовательности для этого нужно делать. То есть определить приоритетность целей по степени их важности для данной организации (по результатам проведения исследований и анализа ситуации) и в разработке стратегии и тактики достижения этих целей. Планирование позволяет увидеть ситуацию в целом. На этапе планирования: - формируется объединенная программа, при надлежащем исполнении которой общие усилия всех участников РR-действий приводят к достижению конкретных целей; - обеспечиваются согласованные действия менеджмента и всех участвующих в кампании подразделений организации; - создается возможность для их проактивной деятельности; - задается основное направление действий, не позволяющее отклониться от главного; - обеспечивается оперативность принятия решений как при подготовке, так и при проведении РR-программ, акций, кампаний. Основные функции планирования: функция контроля и самоконтроля, функция координации действий различных подразделений, Функция ресурсо- и бюджетосбережения, технологическая функция (перевод креативных решений, появившихся в рамках данной РR-программы, в технологии для последующего использования); «конкурентоанализирующая» и «конкурентоопределяющая» функции; функция создания возможности оценки результатов; функция учета условий (например, времени и места) проведения РR-действий. В целом этап планирования РR-деятельности является весьма «технологичным» по своему содержанию, его основные операции и методики достаточно отработанны. Многие конкретные техники и технологии, инструментарии и методики широко используются при планировании и организации любых видов деятельности (например, календарные планы, формы бюджетирования, сценарии проведения спецмероприятий). Однако при планировании РК-деятельности следует учитывать ряд существенных особенностей и характеристик организации и управления именно этим видом программ. 1. Тесная связь планирования РR-деятельности с целями и планированием всей деятельности организации. Типичной ошибкой работников РR-программ является неумение увидеть свою роль в более общих процессах, происходящих в организации. 2. Гибкость планирования. Существует выражение «план—ничто, планирование — все». В нем в концентрированном виде выражаются два важнейших требования, предъявляемых к планированию РК-деятельности: во-первых, должен быть составлен план, представляющий собой детальную, законченную, утвержденную форму проведения и организации данного мероприятия (он «является легитимным руководством к действию»); во-вторых, его составители должны обязательно учитывать изменчивость среды и ситуации, возможность появления новых, в том числе и внешних, не зависящих от организации, факторов. 3. Сочетание креативности и технологичности планирования. Не существует одинаковых РR-программ, творчество как при их реализации, так и при их планировании проявляется в использовании особенностей корпоративной культуры организации, в учете места, времени, характера и особенностей целевых групп, целей, стратегий я т. д. Однако существуют достаточно жесткие требования к формам ее проведения (например, четко сформулированные требования к РR-текстам, сценариям спецмероприятий), эти требования «откладываются» в виде устойчивых стереотипов в сознании целевых групп формируют определенные ожидания. Поэтому многие специалисты-практики сущность креатива в РК «скромно» определяют как «неизвестную комбинацию известных (ожидаемых) элементов». 4. Обязательность наличия запланированных оценок эффективности и их показателей по РR-деятельности в целом и по ее основным этапам в частности. 5. Значительная продолжительность, трудоемкость этапа, а также жесткие требования к квалификации специалистов, осуществляющих планирование кампании. Данная характеристика может быть проиллюстрирована на следующем примере: проведение того или иного спецмероприятия (например, выставки) требует одного, двух, трех дней; подготовка и планирование — недель и месяцев. В рамках этапа планирования могут быть выделены следующие фазы: формулировка целей, определение стратегии, определение тактик, Д. Вернет и С- Мориарти так определяют основные требования к формулировке целей: «Цели должны формулироваться в терминах, доступных пониманию и приемлемых для всех, кто будет заниматься их достижением. Они должны быть конкретны, ограничены, иметь срок действия, четко определять —на кого будет оказано действие и посредством чего». Сформулированные цели РК-деятельности позволяют перейти к разработке ее страте) ии. «В практике установления связей с общественностью, — указывает С. Катлип, — стратегией обычно называют общую концепцию, подход или реальный план профаммы, разработанный для достижения цели»; «стратегия устанавливает общий план действий»; «стратегическое планирование паблик рилейшнз включает принятое решение по программным целям и задачам, включая идентификацию ключевых общественных групп, установление политики или правил для выбора стратегии и определение собственно стратегии»". Тактическое планирование представляет собой отработку деталей, составляющих общий стратегический план, развитие ключевых идей (факторов) этапа планирования стратегии. Существует несколько видов тактического планирования. Календарное планирование. Целями данного вида планирования являются обеспечение последовательности, порядка и «состыкованности составляющих РR-деятельности, определение начала, завершения, продолжительности каждого из подэтапов(операций), соблюдение сроков их реализации. Помимо общего календарного плана могут создаваться календарные планы отдельных мероприятий, проводимых в рамках деятельности (например, спецмероприятий). Принято выделять несколько видов календарных планов. А. Собственно календарный план. Как правило, он составляется в форме таблицы и содержит следующие основные параметры- - собственно этапы (операции, фазы) РК-деятельности в их хронологической последовательности, причем обязательным условием начала следующего этапа является завершение предыдущего; - формы отчетности по этапу (например, по итогам исследовательского этапа такой формой может быть аналитической отчет, по итогам этапа планирования—концепция, стратегический план, после завершения всей программы — итоговый отчет) с указанием ответственных за выполнение этапа Иногда в данную форму включается графа «стоимость этапа» (в этом случае мы имеем комбинацию календарного и бюджетного планирования). Б. График Гантта. Сам график имеет форму латинской буквы L: по вертикали располагается список всех видов деятельности в хронологическом порядке, горизонталь графика представляет собой шкалу, на которой изображены временные промежутки, знаком «х» отмечаются начало и конец каждой операции. В. Блок-схемы, или РЕRТ-диаграммы. Более сложной формой календарного плана является построение блок-схемы, часто называемой «критическим участком», или РЕRТ («техника ревизии оценки программы»). Этот сложный, требующий больших трудозатрат и квалификации инструмент календарного планирования в наибольшей степени отвечает не столько отчетным, сколько содержательным требованиям таких сложных программ, как, например РR-кампании: он позволяет увидеть всю ее сложность, параллельность этапов; сопоставить их продолжительность. До составления блок-схемы целесообразно составить календарный план в его более простом варианте (например, в форме графика Гантта). По форме РЕRТ-диаграмма представляет собой пространственное (двухмерное) отражение соотношения этапов и акций РR-кампании, их последовательность и параллельность, начало и завершение, продолжительность. Главной особенностью данной модели является то, что она позволяет увидеть, что завершение одного этапа (например, начального) «вызывает к жизни» не один, а ряд последующих, которые, осуществляясь параллельно, в каких-то точках сходятся (например, на завершающей фазе кампании). Планы по работе с основными группами общественности. Подобное планирование целесообразно как в ходе регулярной РR-деятельности, так и в ходе отдельной РR-кампании. В плане указываются основные акции и формы коммуникаций с данной группой общественности, сроки осуществления этих акций, формы отчетности, ответственные (напомним, что выделение конкретных видов плана относительно условно, на практике они, как правило, комбинируются по двум, иногда и более признакам: в данном случае мы имеем комбинацию рассматриваемого вида плана с календарным планированием). Планы по работе с конкретной группой общественности затем сводятся в общие планы по работе с группами общественности, однако для каждой из основных групп сохраняется своя позиция. Медиапланирование. Медиаплан в РR значительно отличается от медиаплана рекламной деятельности: он содержит значительно меньше показателей. Но поскольку РR-деятельность часто имеет рекламное сопровождение, целесообразно использовать и основные рекламные показатели медиапланирования рекламы. Работа над медиапланом в РR начинается с составления медиа-листа и медиакарты. Медиалист представляет собой бланк специальной формы, в который заносятся перечень наиболее интересных для организации СМИ и их характеристика (тираж, аудитория, направленность, периодичность и т. д.). Подобные медиалисты должны иметься в РR-отделах, поскольку они организуют РR-деятельность со СМИ. В ряде организаций в медиалист добавляется так называемый черный список — перечень изданий, сотрудничество с которыми неприемлемо ни при каких условиях. Медиакарта (во многих организациях она называется «досье») составляется на одно СМИ и содержит конкретную и расширенную информацию о нем (материалы, публикуемые на каждой полосе, основные рубрики, разделы, политическая направленность, взаимоотношения с ним за предшествующий период, например: всего публикаций — 7, положительных— 4, нейтральных—2, негативных— 1; профили ведущих менеджеров и журналистов и т. д.). Медиакарты позволяют адресно направлять информацию конкретному лицу для предполагаемой публикации в конкретной рубрике, на конкретной полосе. После подготовки этапа в виде составления медиалиста и карты (отметим связь качества этих документов с ведущимся или неведущимся в организации мониторингом СМИ) переходят к составлению собственно медиаплана. К сожалению, в отличие от медиаплана рекламной деятельности, он значительно менее формализован и связан с эффективностью работы со СМИ, хотя такие показатели, как «достигаемая аудитория», «охват целевой группы», вполне могли бы найти в нем свое отражение. На практике же данный вид планов РК-активности представляет собой перечень предполагаемых публикаций в конкретных СМИ с указанием предполагаемых сроков, увязанных с группами целей основных этапов РК-деятельности. Например (применительно к комплексному мероприятию): 1-й этап РК-кампании: не менее 5 публикаций в изданиях (июнь — июль). 2-й этап РК-кампании: не менее 8 публикаций в данных изданиях (август). Существует принципиальное различие между медиапланом РК-деятельности и планом по работе со СМИ. Медиаплан представляет собой проектирование результативности всей предшествующей работы со СМИ. Специальный разговор необходим по поводу бюджета, подкрепляющего мероприятия медиаплана. Если в рекламе положительный ответ о наличии данного бюджета очевиден, то в РК ситуация далеко не так проста. Большинство РК-текстов, распространяемых через СМИ, являются бесплатными (в том смысле, что платой за них служит сама новость, предоставляемая организацией). Однако в рамках РК-деятельности используются также имиджевые статьи и интервью, и собственно рекламная поддержка, поэтому, если оплачиваемые или частично оплачиваемые материалы вероятны, стоит предусмотреть определенный бюджет для них. Говоря о составлении медиаплана, не стоит забывать о возможности и необходимости использования иных средств коммуникации, таких как прямая рассылка, слухи, личные коммуникации. Часть из них является достаточно четко планируемыми, другая часть слабее поддается планированию и управлению. Бюджетное (финансовое) планирование. Главная цель бюджетного планирования РК-деятельности—сделать ее наименее финансово рискованной, т. е. добиться наибольшей вероятности реализации промежуточных и главных целей с помощью вкладываемых средств. 1. Основные затратообразующие факторы РК-деятельности: - масштаб; - наличие или отсутствие опыта организации; - характеры и типы применяемых технологий; - вовлеченность «чужих» мощностей (в том числе рабочей силы); - широта спектра решаемых задач (например, ассортимент товаров или услуг, «продвигаемых» данным проектом); - возможность использования связей с поставщиками и заказчиками; - степень воздействия на определенное число представителей целевой группы (сильное, среднее, слабое, постоянное, единовременное). 2. Виды финансового планирования по характеру и объему затрат: -«удовлетворенческое» планирование (минимальные вложения, позволяющие добиться некоего, не самого лучшего результата); - «оптимизационное» планирование (направленное на минимизацию ресурсов, максимизацию эффективности, максимизацию пропорции отношения ресурсов к затратам); - аналитическое или стратегическое (направление на реализацию задач, характеризующихся в будущем неопределенностью, процесс планирования идеального будущего состояния). 3. Основные принципы подготовки бюджета РК-кампании: - все бюджетные расходы должны быть сгруппированы по целевым статьям-программам; — каждая целевая статья должна иметь ответственное лицо — исполнителя; - проект целевой статьи должен состоять из трех документов: анализ, финансовая информация (финансовый план), сопроводительные документы (копии контрактов, лицензий и т. д.). 4. Методы конкретизации объемов ассигнований на РК: - метод фиксированно выделенного процента; - метод соответствия затратам конкурентов; - метод максимальных расходов; - метод максимального дохода; - метод «цель-задания». С. Катлип к таким методам («контрольным факторам») добавляет следующие: - совокупный доход организации или имеющиеся фонды; - «неизбежность конкуренции»; - общая задача или цель; - прибыль или превышение доходов над расходами. - 5. Основные виды затрат на РК-кампанию: - затраты на предварительный анализ и исследование; - затраты на амортизацию; - затраты на организацию событий; - затраты на рекламную поддержку; - иные затраты. Возможно, более целесообразным является выделение двух основных составляющих бюджета: расходы на проект и расходы на оплату труда участников проекта (эта статья может отсутствовать если проведение РК-проекта вменяется в профессиональные обязанности РК.-отдела; ряд РК-агентств также не указывает эту статью, включая эти статьи расходов в расходы на проект). В целом бюджет (смета) РК-деятельности, как и ее календарный план,—это относительно самостоятельный документ, подписываемым и визируемым соответствующими руководителями и службами. Завершающая фаза планирования деятельности по связям с общественностью — составление ее единого плана, его согласование и одобрение. С момента подписания общего плана появляется возможность приступить к следующему этапу — этапу его реализации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |