Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответсвенность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования




Право собственности на природные ресурсы

В субъективном смысле – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Объекты правы собственности на природные ресурсы

*Какие природные ресурсы являются объектами ЭП - это Земля, недра, леса, атмосферный воздух, растительный мир, особо охраняемые природные территории.

В современной юридической науке не решен вопрос о пользовании растительного мира вне лесов. Спорен вопрос об атмосферном воздухе. Исключается возможность владения им.

*Субъекты права собственности на природные ресурсы – физические и ю л., РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

 

Право частной собственности на природные ресурсы

Согласно ст. 9 КРФ природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Ст. 40 – в собственности граждан и юл могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы – искусственные, не связанные с другими). Ст. 20 Лесного кодекса – в частной собственности может находиться древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке. Вплоть до принятия Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в их пожизненно наследуемом владении, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного либо личного строительства, сохраняются за гражданами.

Собственник земельного участка вправе: передавать по наследству; использовать; продать; подарить; обменять; передать в аренду; …+ гл.17 ГК.

Государственная собственность - к исключительному ведению РФ относятся – природные ресурсы территории вод, континентального шельфа, экономической зоны РФ, особо охраняемые природные территории. Недра в пределах РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы. Водные объекты – поверхностные водные объекты, подземные воды, внутренние морские воды, территориальное море РФ,

Леса – государственная собственность.

 

Ответственность за экологические правонарушения — это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вы­званные совершением экологического правонарушения.

Эколого-правовая ответ­ственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается спе­циально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиня­ющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жиз­ни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противо­правности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью чело­века и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юриди­ческие лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понима­ется возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законода­тельства в области охраны окружающей среды устанавливает: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключа­ется в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдель­ных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисципли­нарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисцип­лине (ст. 192 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государ­ственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудо­вых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привле­чения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юри­дической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за со­вершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения пре­дусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружа­ющей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологи­ческих проступков; которые можно разделить на три группы:

• невыполнение экологических требований;

• нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объек­тов;

• причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов. К первой группе экологических проступков относятся:

• несоблюдение экологических требований при планировании, технико-эко­номическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строи­тельстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприя­тий, сооружений или иных объектов,(ст. 8.1);

• несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требова­ний при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);,

• нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

• нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

Ко второй группе экологических проступков относятся нарушения:

• требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

• требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

• правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

• порядка предоставления в пользование и режима использования земель­ных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных

объектов (ст. 8.12). К третьей группе экологических проступков относятся:

• порча земли (ст. 8.6);

· Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев,

кустарников или лиан (ст. 8.28);

• уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29)

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; •

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иност­ранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

 

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в огра­ничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, преду­смотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений, предусмотренных Уголовным кодек­сом РФ, подразделяются На три группы:

• специальные;

• смежные;

• дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти со­ставы признаются в силу их узкой направленности, т. е. объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при произ­водстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загряз­нение вод — ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей, содержащихся и в других главах Уголовного кодекса Российской Федерации (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атом­ной энергетики—ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоя­тельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с зем­лей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (на­пример, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286;

служебный подлог — ст. 292 и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений преду­сматривает следующие виды наказаний:

1) штраф;

2) обязательные работы;

3) исправительные работы;

4) конфискация имущества;

5) лишение права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью;

6) ограничение свободы;

7) арест;

8) лишение свободы на определенный срок.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с 16-лет­него возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обя­занности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здо­ровью человека вред. —

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязан­ность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истоще­ния, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комп­лексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной дея­тельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъек­том хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной дея­тельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном по­рядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при - их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законода­тельства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридиче­ских и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и иму­ществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружа­ющей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

 

 

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда меж­дународных организаций. В зависимости от характера и на­правлений деятельности, целей и задач их можно дифферен­цировать по нескольким группам:
охрана окружающей природной среды, решение проблем Зем­ли (ЮНЕП, МСОП);
комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
специальные природоохранительные мероприятия (охрана ди­кой природы, рыбных запасов, международных озер, рек, бе­зопасность ядерных источников энергии при координирующей роли МАГАТЭ и т. п.).
Зашита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН призвана оказывать содействие разрешению международных проблем в области экономической, социаль­ной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни насе­ления, соблюдения прав человека. ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосударственного сотрудниче­ства в сфере охраны природы:
участие в международных конвенциях;
подписание соглашений о проведении природоохранных меро­приятий и реализации различных проектов;
проведение международных конференций по актуальным эко­логическим проблемам;
разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.
15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕЦ). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, со­стоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-учас­тниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.
Совет управляющих определяет основные направления деятельно­сти ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:
здоровье человека, санитария окружающей среды;
охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
океаны;
охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
энергия;
образование, профессиональная подготовка;
торговля, экономика, технология.
В 1948 году был образован Международный союз охраны приро­ды и природных ресурсов (МСОП) - неправительственная меж­государственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительс­твенные организации.
Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотруд­ничества государств, национальных и международных организа­ций, а также граждан в целях:
реализации региональных программ охраны природной среды;
сохранения естественных экосистем, растительного и животно­го мира;
сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
организации заповедников, резерватов, национальных природ­ных парков;
• экологического просвещения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья
человека применительно к проблемам его взаимодействия с ок­ружающей средой. Направления деятельности ВОЗ: санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;
анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды;
санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, ана­лиз ее качества. ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения гра­ждан, участвует в реализации международных программ по улуч­шению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимо­действует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударствен­ными структурами.
Специализированная организация ООН в области сельского хозяй­ства и продовольствия ФАО была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологиче­ские проблемы в области сельского хозяйства и мировых про­довольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование природных ресурсов, ох­рана и использование земель, животного мира, лесов, биоло­гических ресурсов Мирового океана.
ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись междуна­родные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО
участвует в подготовке международных и региональных экологиче­ских программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая органи­зация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздействия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.
В рамках системы ГСМОС осуществляются следующие программы:
мониторинга состояния атмосферы;
трансграничного загрязнения воздуха;
здоровья человека;
мирового океана;
возобновляемых ресурсов суши.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.