КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства обучения
План
1. Метод обучения – это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи. Метод указывает на способы упорядочной взаимосвязанной обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся и проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое повторение одних и тех же форм и способов работы для успешного решения циклично повторяющихся задач учебного процесса, например: «метод обучения устной речи» - реализуется в обучении устной речи по типовым образцам, по использованию транскрипционных знаков при чтении, в свободном изложении предлагаемого авторского образца и т.д. Иными словами, метод – это система технологических операций, обеспеспечивающая взаимодействие обучающей и обучаемой сторон и входящая в качестве компонента в технологию обучения и характеризующаяся определенными целями, содержанием и принципами обучения. Например, Ю.К. Бабанский выделяет следующие группы методов: - метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный и т.д.); - метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; - метод контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. За несколько веков существования методики как науки получили развитие и популярность следующие методы: ● переводные методы/грамматико-переводной и лексико- переводной/ (обучение иностранному языку на основе перевода текстов и на основе грамматического и лексического материала текста-образца и письменной речи); ● прямые и натуральные методы (обучение в первую очередь устной речи с ее фонетическими характеристиками и лексическим составом); ● смешанные методы; ● сознательно-сопоставительные методы (упор на сопоставление языковых явлений в родном и иностранном языках); ● современный метод преподавания, определяемый как «деятельностно-личностно-коммуникативный», основанный на обучении иноязычному общению в сотрудничестве, в совместной творческой деятельности при решении коммуникативных задач (метод проектов, обучение в сотрудничестве). Все методы обучения реализуются в методических приемах.
2. Методический прием – это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Например – называние предметов по картинкам, чтение вслух отдельных предложений или мини-текстов, составление монологического высказывания с помощью тематической ассоциограммы, ролевая игра – все это изолированные или сопряженные приемы в сферах обучения иноязычной речи, благодаря которым боле успешно достигается решение отдельно взятой методической задачи (в приведенных примерах – это обучение устной монологической речи).
3. Принцип обучения – исходное положение, призванное определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку все принципы связанны с целями, содержанием, методами, приемами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости. Принципы обучения рассматриваются в двух планах: в теоретическом, т.е. исследовательском, что помогает проникать в суть каждого из них; и в практическом – для использования их в качестве правил, требований, рекомендаций при осуществлении обучения. В педагогике и дидактике под принципами подразумеваются такие нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достигать запланированных целей обучения и воспитания. Различают принципы: 1. Организации педагогического процесса: - принцип гуманистической направленности; - принцип связи с жизнью и производственной практикой; - принцип научности; - принцип наглядности; - принцип обучения и воспитания детей в коллективе т.д. 2. Принципы руководства деятельностью воспитанников: - принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; - сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе; - уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательности к нему; - учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - доступности и посильности; - сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения и т.д. В методике, учитывая специфику предмета «Иностранный язык» выделяют: 1. Общие принципы обучения: - принцип коммуникативной (речевой) направленности обучения иностранному языку. В отличие от большинства предметов школьного образовательного цикла, целью которых является передача учителем и усвоение учащимися суммы знаний об изучаемом предмете, целевая установка при обучении иностранного языка – добиться практического овладения иностранным языком, т.е. формировать и развивать практические умения и навыки пользования иностранным языком как средством общения в пределах тематики, ограниченной школьной программой. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика) не является основным объектом и главной целью учебного процесса, а является лишь этапом, который завершается использованием данного материала в иноязычной речи; - учет родного языка. При изучении нового для учащихся иностранного языка (особенно на начальном этапе обучения) опираясь на родной язык, сопоставляя языковые явления можно добиться ясного понимания соответствующих структур и значений в иностранном языке. В дальнейшем следует использовать беспереводные средства, но в особых случаях при изучении сложного грамматического материала, например: порядок слов в сложноподчиненных предложениях, временные формы пассива, выражение модальности необходимо аппелировать к родному языку, которым учащиеся хорошо владеют практически и теоретически; - принцип доминирующей роли упражнения во всех сферах овладения иностранным языком. Понятие «упражнение» включает в себя специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной или ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера. Любое объяснение нового языкового материала нужно завершать упражнением, которое показывало бы, как изучаемое явление иностранного языка функционирует в речи, как оно используется в решении определенной коммуникативной задачи, например при чтении в результате выполнения специальных речевых упражнений достигается извлечение актуальной информации. 2. Частные методические принципы: - принцип обучения иностранному языку на речевых образцах (моделях). В основе этого принципа – обучение ИЯ на основе наиболее употребительных речевых образцах, структур, моделей речевого материала, типовых предложений, овладение которыми дает возможность учащимся осуществлять устную коммуникацию и распознавать данный образец при чтении; - принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой; - принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (РД); - принцип интенсивности начальной стадии обучения иностранному языку; - принцип аппроксимации. При оценке параметров РД учащихся учитель имеет полное право игнорировать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта, т.е. не препятствуют пониманию речевого сообщения.
Средства обучения – различные материальные средства, призванные помочь учителю в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Классификация средств обучения 1) по роли в учебно-воспитательном процессе – основные и вспомогательные; 2) по адресату – для учителя и для учащихся; 3) по каналу связи – слуховые (звуковые), зрительные, зрительно-слуховые; 4) по использованию техники – технические и нетехнические. 1. По роли в учебно-воспитательном процессе Основные средства обучения – учебно-методический комплект (УМК) со всеми компонентами – учебник ИЯ, книга для учителя, книга для чтения, рабочая тетрадь и естественная (чаще всего – искусственно созданная на уроке) языковая среда. Вспомогательные средства обучения – наглядные пособия, ТСО, книги для чтения, справочники, словари, журналы. В совокупности и те и другие помогают успешно и за разное время достичь поставленных целей обучения и дают возможность создать иллюзию приобщения к языковой среде! 2. По адресату: ● для учителя – основные СО: программа по ИЯ, книга для учителя, комплекты картинок; - вспомогательные СО: методическая и дидактическая литература, журнал «ИЯШ», литература по ИЯ и на ИЯ, аудио и видео-носители. ● для учащихся - основные СО: учебник ИЯ, книга для чтения, грамматический справочник, словари, комплекты картинок; - вспомогательные: - книжки для чтения, не входящие в УМК, пособия.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |