Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы исторического развития философии




Генезис философии

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности.

Методы философских исследований

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что входит в структуру мировоззрения?

2. С чем связана глубина отражения существующей действительности?

3. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

 

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все методы могут быть разделены на следующие основные группы: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские).

Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, т. е. здесь пойдет речь о становлении философского знания.

Философские проблемы — это постоянный поиск того, что представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется по отношению человека к миру и какими переживаниями и заботами живо мысль.

Таким образом, в процессе становления и развития философии се проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса фил осе которые более подробно будем рассматривать во 2, 3,.и 4 модули

1. Индийская философия, китайская философия, античная философия — это этап становления древней философии. Для; этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам века, этики, общественного устройства. Философия становиться антропоцентричной (греч. anthropos — человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота (подробнее см.: 2.1 античная философия).

2. Религиозно-христианской философии средних веков (V-XV характерна теоцентричность (греч. theos — Бог) — природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой оси ценностей является Бог, а главной ценностью — спасение Д В период средневековья с распространением и утверждение христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия» (подробнее см.: 3.2. Философия средних веков).

3. В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира (подробнее см.: 3.3. Философия эпохи Возрождения).

4. Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.

Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени — человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в. (подробнее см.: 3.4. Философия Нового времени).

5. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).

6. Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия.

Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.

7. Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль XX-XXI вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией (подробнее см.: Модуль 7. Философская антропология: проблема человека).

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли»1.

Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой.

Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в XXI в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 14164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.