КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение состояния. Соотношение категорий процесс состояние-свойство. Функции состояний
Тема 1. Психические состояния. Тестовые задания (третий уровень понимания материала) 1. «Вещь в себе» у Канта означает: 1) закрытую для других личность; 2) скрытый смысл вещи; 3) закон; 4) сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие: 1) с мышления; 2) со свободы воли; 3) с природы; 4) с общества.
3. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория: 1) мышление; 2) любовь; 3) самосознание нации; 4) долг.
4. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма: 1) философия экзистенциализма — это учение о высшем понимании мира; 2) философия экзистенциализма — это познание причин и принципов сущего; 3) экзистенциальная философия — это учение о том, как человеку жить; 4) экзистенциализм — это учение о человеческой свободе.
5. Назовите основную черту русской философии: 1) эмпиризм; 2) позитивизм; 3) нравственно-религиозный характер; 4) рационализм.
6. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал: 1) как обусловленный религией процесс; 2) как нечто неподвижное; 3) как процесс, определяемый государством; 4) как нечто фатальное.
7. В основу славянофильства легли принципы: 1) учение о народе как движущем факторе истории; 2) любовь к славянству; 3) опора на сельскую общину; 4) увлеченность языковой культурой.
8. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению: 1) славянофильство; 2) западничество; 3) позитивизм; 4) народничество.
9. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает: 1) учение о сущности единого общества; 2) единство природы и единство человека; 3) единство природы и общества; 4) единство Бога со всем миром.
10. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено: 1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога; 2) стремление к свободе; 3) Бог; 4) софия.
11. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как: 1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы; 2) сотворение добра; 3) непричинение зла другому; 4) середина между добром и злом.
12. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву: 1) в мессианизме; 2) в позитивизме; 3) в русском национальном характере; 4) в продолжении западнической политики Петра I.
Методические рекомендации по изучению темы. После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова "О психических состояниях человека" термин "психическое состояние" получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка: психология - это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений. При изучении темы необходимо обратить внимание на место и роль психических состояний в системе психических явлений, на взаимосвязь процессов, состояний и свойств. Выполненные практические задания запишите в конспект и сохраните его до экзамена.
Психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают положение среднее, третьи же наиболее стабильны). В определении психического состояния, предложенным В. Н. Мясищевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей "постоянной времени". Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности. Различают состояния, установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию. В фазе бодрствования в каждый момент функционируют одновременно несколько психических процессов (внимание, память, ощущения, эмоции и т. д.). Интенсивность их протекания меняются, но остаются одновременность и непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми переменными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Человек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, которое сменятся другими. В теоретической физике и биологии составные системы часто определяют как устойчивую совокупность значений параметров системы. Например, состояние газа характеризуется объемом, давлением и температурой; состояние масс воздуха - атмосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма - температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности.
Таблица 1. Сравнение психических процессов, состояний и свойств.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |