КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции состояний
1. Сигнальная функция. А) Играет роль внутреннего информатора – в обобщенной форме сигнализируют о степени благополучия актуального положения в среде. Состояния голода. Жажды и пр. А также ориентировочные состояния – любопытство, скука и пр. Б) Информируют о внешних воздействиях (внешняя сигнализация) 2. Сигнификативная функция (обозначающая). Участвуют в передаче информации другим людям и задействованы в процессе коммуникации 3. Оценочная функция. Участвуют в обобщенной субъективной смысловой оценке ситуации, то есть ее значения для субъекта. 4. Регулирующая функция - учет предшествующего, ориентировка в настоящем и предвидение будущего. Одной из форм регуляции является адаптация 5. Интегративная функция всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру.
Но состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции - дифференциации, регулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процессы преимущественно реализуют функцию отражения, состояния - функцию регулирования, а свойства личности, объединенные актуальным "я", - функцию высшего интегратора психической жизни человека. Классификация состояний Н. Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие: 1) Состояния личностные и ситуативные. Во первых, прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых - особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается. 2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения. 3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека. 4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней. 5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности. Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач. В ней отражены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак (положительные или отрицательные), длительность и др. Однако эта классификация имеет и некоторые существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. Это связано с тем, что использованы характеристики, большинство из которых может быть отнесено к психическим процессам. В результате возможно невольное смешивание отдельных понятий. Например, Н. Д. Левитов говорит о рассеянности как о психическом состоянии, но у нас есть более существенные основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.
На основе предложенного Н. Д. Левитовым определения, В. А. Ганзен с соавторами предпринял попытку систематизации состояний. 1. Систематизация психических состояний человека (классификации – виды состояний) (В.А.Ганзен) С целью установления объема и содержания основного понятия из отечественных психологических словарей были отобраны и подвергнуты анализу 187 слов-терминов, определяющих психические состояния человека. Критерием на принадлежности термина к понятию «Состояние», отличающем исследуемое явление от всех других и раскрывающим его сущность, послужило определение Н. Д. Левитова. Приведенный анализ позволил определить объем множества психических состояний человека (63 понятия), его содержание, а также показал, что это множество распадется на группы: 1) состояния, характеризующие аффективную сферу, 2) состояние характеризующие волевую сферу психической деятельности человека; 3) состояния сознания-внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: "напряжение - разрешение" для группы волевых состояний; "удовольствие - неудовольствие" для группы аффективных; "сон - активация" для группы состояний сознания-внимания. Группы аффективных и волевых состояний рассматриваются как стороны единой аффектно-волевой сферы психической деятельности человека. Такой взгляд вполне правомерен, поскольку аффективная и волевая стороны имеют общий корень - потребности человека. Например, С. Л. Рубинштейн пишет по этому поводу: "Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие - в потребностях; поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство" Психическое состояние содержит в себе, как правило, эмоциональные и волевые компоненты. Этот факт значительно затрудняет четкое разделение понятий и заставляет при детальной классификации учитывать доминирование того или иного компонента в структуре состояний. Опираясь на систему психологических понятий, мы получили следующую систему понятий, характеризующих психические состояния человека. Выделим группы аффективных и волевых состояний. В первой группе имеются две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая группа объединяет состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель. Вторая - состояния, сопровождающие проявление чувств людей, чаще всего в процессе общения. Состояния обеих групп делятся на ряд положительных и отрицательных. В группе волевых состояний также выделяются две подгруппы: праксические (от лат. praxis - дело, деятельность) и мотивационные. Первая - включает состояния человека на различных этапах трудовой деятельности: предрабочем, рабочем, послерабочем. Вторая - состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовной или материальной потребности. В ней выделяются: ряд органических состояний, биологических по своей природе, но имеющих выраженный психический аспект, и ряд ориентировочных состояний, сопровождающих познавательную деятельность человека. Состояния третьей общей группы (сознания-внимания) являются фоновыми, создают условия для всей психической деятельности человека. Однако среди психических состояний есть большое количество таких, степень доминирования одного компонента в которых установить достаточно сложно. В таких случаях система можно установить входящие в структуру состояния компоненты. Так, например, сложное состояние фрустрации имеет эмоциональный (неадекватный у различных типов личности) и волевой компоненты, причем второй может выступать как праксический (состояние при неудаче в работе), и как мотивационный (реакция на препятствие в удовлетворении потребности). Другое сложное состояние - стресс - может рассматриваться с различных сторон, но всегда остается сложным, включающем несколько компонентов. При понимании стресса по Г. Селье, как общего адаптационного синдрома это три различных состояния организма: тревоги, сопротивления и истощения. Согласно предложенной системе, все они суть различные виды волевых (праксических и мотивационных) компонентов. Если, присоединившись к Н. Д. Левитову, рассматривать состояние стресса в плане решения организмом и психикой трудных задач и считать, что по силе и качественным особенностям оно зависит от стрессора, то психические состояния при сильном страхе и переутомлении различны, хотя и в том, и в другом случае имеет место стресс. Согласно описываемой системе, состояние страха находится в группе отрицательных мотивационно-ориентировочных состояний, состояние при переутомлении – в группе отрицательных праксических состояний, т. е. в них преобладают именно эти компоненты.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |