КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карьера и Стресс в жизни человека
Карьера — это индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняемой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека. Преодолевая жизненные невзгоды, продвигаясь по служебной лестнице, воспитывая детей и т.д., человек постоянно подвергается стрессу, находясь при этом на определенном этапе своей карьеры. Поэтому карьера и стресс неразрывно связаны между собой. О ходе развития карьеры можно судить по уровню объективного успеха (заработная плата, завоеванная репутация, должностное положение) в начале карьеры и уровню психологического успеха (самоуважение тесно связано с самооценкой человека). Позиции карьеры - это специфичные индивидуальные факторы, которые связаны с работой человека: место работы, степень взаимосвязи между работой и другими аспектами жизни человека и т.п. Индивидуальное отождествление — это уникальный процесс, посредством которого человек оценивает свое место в обществе. Отождествление с карьерой не обязательно связано с работой: карьера жены, карьера матери, производственная карьера. Приспособляемость карьеры — это готовность и способность человека изменить род занятий и/или рабочую обстановку для того, чтобы утвердить собственные стандарты развития карьеры. Уровень приспособляемости карьеры имеет очень важное значение для всех, кто стремится к продвижению по служебной лестнице, сохранить свое положение в организации. Существуют четыре основных этапа карьеры, которые приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека: • этап изучения: с момента рождения и до 20 с небольшим лет. Происходит формирование жизненных ценностей, позиций и убеждений. Сделан предварительный организационный выбор и выбор карьеры, вида обучения; • этап начальных шагов: между 17 и 22 годами жизни человек вступает в переходный период - повторяющиеся времена кризиса, глубокого внутреннего конфликта. В течение этих периодов работа, семья, другие элементы жизни человека подвергаются существенным изменениям. С 17 до 33 лет определение своих стремлений, целей и замыслов, начало формирования представления о профессии и определение своего круга общения. Потребность в стабильности и хороших отношениях с другими людьми. Критический переходный период (30лет) - правильно ли был сделан выбор, всего ли достиг?; • этап становления (30—45 лет),когда челов6ек активно делает карьеру. При этом стремится упрочить свое положение в обществе и добиться улучшения в различных сферах своей жизни, что определяет потребность в независимости и одобрении тех людей, которых он любит и уважает.Одни замедляют свое продвижение по служебной лестнице, другие —опережают своих сверстников и занимают более ответственные посты, человек становится полноправным, авторитетным членом организации. Между 35 и 45 годами возникает критический переходный период - э то кризис «середины жизни» или «середины карьеры», когда подвергаются сомнению те центры (семья, друзья, карьера), вокруг которых вращается жизнь человека; • поздние шаги карьеры (после 45 лет) - обучение других, работник - ведущий, опытный специалист. Если ход карьеры замедлился, то человек находится между средним и верхним уровнем карьерной лестницы. Сверстники, молодые люди начнут обходить его, занимая более высокие посты - ухудшающаяся карьера. Основные задачи человека на этапе поздних шагов карьеры - сделать решающий выбор относительно того, как будет в дальнейшем строиться его жизнь. К концу данного этапа человек должен подготовить свой уход из организации. Формирование и ход развития карьеры требуют от человека значительных физических и моральных усилий, что очень часто способствует возникновению стресса. Особенно опасными с точки зрения возникновения стрессовых ситуаций являются переходные периоды между этапами карьеры. Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, однако в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы: - внешние факторы (вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы); - факторы, зависящие от организации (характер выполняемой работы, нечеткое распределение ролей, отношения в коллективе, организационная - для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей, стиль управления - методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием); - факторы, зависящие от самого работника (личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников). Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены: • опыт работы - чем дольше работают, тем лучше адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе; • восприятие ситуации так, как “хочет”, а не как есть; • поддержка коллег, друзей и родственников (теория мотивации Мак-Клелланда имеет ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении); • активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня; • степень агрессивности. Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы: • физиологические (повышение кровяного давления, возникновение хронической головной боли и т.д.); • психологические (чувство неудовлетворенности, проявляющееся в напряженности, тоске, раздражительности и пр., в результате нечетко установленных трудовых обязанностей и ответственности за их выполнение, а также однообразие в работе); • поведенческие (снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы). Впервые термин burnout (профессиональное выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. В соответствии со взглядами К. Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя: - эмоциональное истощение; - деперсонализация; - редукция персональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе. Управление стрессом на уровне организацииможет осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям: • подбор и расстановка кадров; • постановка конкретных и выполнимых задач; • проектирование работ; • взаимодействие и групповое принятие решений; • программы оздоровления работников. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются умение правильно распределять свое время, занятия спортом и физическими упражнениями, овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации. Многое зависит от работника в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса (налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе), при этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфликтом.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |