Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карьера и Стресс в жизни человека

Карьера — это индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняемой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека. Преодолевая жизненные невзгоды, продвигаясь по служебной лестнице, воспитывая детей и т.д., человек постоянно подвергается стрессу, находясь при этом на определенном этапе своей карьеры. Поэтому карьера и стресс нераз­рывно связаны между собой.

О ходе развития карьеры можно судить по уровню объективного успеха (заработная плата, завоеванная репутация, должностное положение) в начале карьеры и уровню психологического успеха (самоуважение тесно свя­зано с самооценкой человека).

Позиции карьеры - это специфичные индивидуальные факторы, которые связаны с работой человека: место работы, степень взаимосвязи между рабо­той и другими аспектами жизни человека и т.п.

Индивидуальное отождествление — это уникальный процесс, по­средством которого человек оценивает свое место в обществе. Отождествление с карьерой не обязательно связано с работой: карьера жены, карьера матери, производственная карьера.

Приспособляемость карьеры — это готовность и способность чело­века изменить род занятий и/или рабочую обстановку для того, чтобы утвердить собственные стандарты развития карьеры. Уровень приспо­собляемости карьеры имеет очень важное значение для всех, кто стремится к продвижению по служебной лест­нице, сохранить свое поло­жение в организации.

Существуют четыре основных этапа карьеры, которые приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека:

• этап изучения: с момента рождения и до 20 с небольшим лет. Происходит фор­мирование жизненных ценностей, позиций и убеждений. Сделан пред­варительный организационный выбор и выбор карьеры, вида обучения;

• этап начальных шагов: между 17 и 22 годами жизни человек вступает в переходный период - повторяющие­ся времена кризиса, глубокого внутреннего конфликта. В течение этих периодов работа, семья, другие элементы жизни человека под­вергаются существенным изменениям. С 17 до 33 лет определение своих стремле­ний, целей и замыслов, начало формирования представления о профес­сии и определение своего круга общения. Потребность в стабиль­ности и хороших отношениях с другими людьми. Критический переходный период (30лет) - правильно ли был сделан вы­бор, всего ли достиг?;

• этап становления (30—45 лет),когда челов6ек активно делает карьеру. При этом стремится упро­чить свое положение в обществе и добиться улучшения в различных сфе­рах своей жизни, что определяет потребность в незави­симости и одобрении тех людей, которых он любит и уважает.Одни замедляют свое продвижение по служебной лестнице, другие —опережают своих сверстников и занимают более ответственные посты, человек становится полноправным, автори­тетным членом организации. Между 35 и 45 годами возникает критический переходный период - э то кризис «середины жизни» или «середины карьеры», когда подвергаются сомнению те центры (семья, друзья, карьера), вокруг которых вращается жизнь человека;

• поздние шаги карьеры (после 45 лет) - обуче­ние других, работник - веду­щий, опытный специалист. Если ход карьеры замедлился, то чело­век находится между средним и верхним уровнем карьерной лестницы. Сверстники, молодые люди начнут обхо­дить его, занимая более высокие посты - ухудшающаяся карьера. Основные задачи человека на этапе поздних шагов карьеры - сделать решающий выбор относительно того, как будет в дальнейшем строиться его жизнь. К концу данного этапа человек должен подготовить свой уход из организации.

Формирование и ход развития карьеры требуют от человека значи­тельных физических и моральных усилий, что очень часто способству­ет возникновению стресса. Особенно опасными с точки зрения воз­никновения стрессовых ситуаций являются переходные периоды меж­ду этапами карьеры.

Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, однако в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его ре­зультаты.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

- внешние факторы (вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы);

- факторы, зависящие от организации (характер выполняемой работы, нечеткое распределение ролей, отношения в коллективе, организационная - для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей, стиль управления - методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием);

- факторы, зависящие от самого работника (личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников).

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

• опыт работы - чем дольше работают, тем луч­ше адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте;

• восприятие ситуации так, как “хочет”, а не как есть;

• поддержка коллег, друзей и родственников (теория моти­вации Мак-Клелланда имеет ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении);

• активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучше­ния способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня;

• степень агрессивности.

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

• физиологические (повышение кровяно­го давления, возникновение хронической головной боли и т.д.);

• психологические (чувство неудовлетво­ренности, проявляющееся в на­пряженности, тоске, раздражительности и пр., в результате нечетко установленных трудовых обязанностей и ответствен­ности за их выполнение, а также однообразие в работе);

• поведенческие (снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные по­казатели работы).

Впервые термин burnout (профессиональное выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.

В соответствии со взглядами К. Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

- эмоциональное истощение;

- деперсонализация;

- редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Управление стрессом на уровне организацииможет осущест­вляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

подбор и расстановка кадров;

постановка конкретных и выполнимых задач;

проектирование работ;

взаимодействие и групповое принятие решений;

программы оздоровления работников.

Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Наиболее распространенными рекомен­дациями относительно предупреждения стресса являются умение правильно распределять свое время, занятия спортом и физическими упражнениями, овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и дру­гими методами релаксации. Многое зависит от работника в плане создания бла­гоприятных социальных факторов, способствующих предупреж­дению стресса (налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброже­лательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе), при этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфликтом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационная культура. Организационная культура оказывает существенное влияние на эффективность работы организации | Национальная культура и особенности поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.