КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика профессионального состава кадровых служб
Конспект лекции Тема 10. Структура и функции служб по управлению человеческими ресурсами Аннотация В данной Теме раскрывается значение кадровых служб на предприятии, а также основные характеристики системы управления персоналом. Факторы конкурентоспособности и размещение кадровых подразделений. Система управления персоналом (СУП), как и сам персонал, оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия. Можно выделить три группы факторов конкурентоспособности, связанные с персоналом и СУП: 1. Организационная и социальная структура управления предприятием. Её основные характеристики: · гибкость-скорость реагирования на желания заказчиков и действия конкурентов; · комплексность- учет внешних и внутренних факторов воздействия на фирму при формировании структур; · качество управления и исполнения функций управления; 2. Уровень технических решений, прогрессивность технологий. Его основные характеристики: · качество продукции и услуг; · темпы обновления и сроки разработки продукции; · разработка и использование современных технологий, в том числе информационных. 3. Производительность. Её основные характеристики: · научная организация труда на рабочем месте (нормирование, стимулирование и пр.); · необходимое количество товаров для выхода на рынок. Выделяют ряд типовых вариантов размещения кадровых подразделений в организационных структурах. 1. Подчинение кадровых служб руководителю по администрированию. 2. Структурное подчинение кадровой службы всем функциональным руководителям организаций. Данный тип широко распространен в российской системе управления. 3. Структурная подчиненность кадровой службы высшему руководству. Данная схема используется для поднятия роли и статуса кадровых служб. 4. Организационное включение службы по управлению персоналом в руководство организацией. В различных странах существует определенное соотношение между численностью работников и менеджеров по персоналу: · Япония: на 100 служащих приходится 2,7 менеджера по персоналу; · США: на 100 служащих приходится 1 менеджер по персоналу; · Германия: на 130-150 служащих приходится 1,5-1,8 менеджера по персоналу; · Италия: на 130 служащих приходится 1,5 менеджера по персоналу; · Россия: управленцы по персоналу составляют не более 0,5% от всего кадрового состава, при этом они, как правило, не являются квалифицированными. Структура профессионального состава кадровой службы может быть представлена следующими специалистами: 1. менеджер по персоналу (специалист, в том числе владеющий различными аспектами социально-психологического воздействия на людей); 2. менеджер по персоналу с юридическим образованием (решает вопросы межличностных и трудовых отношений, разрешает конфликты); 3. специалисты-психологи; 4. специалисты по тестам; 5. менеджеры, отвечающие за подготовку и обучение кадров; 6. архивариусы, ведущие делопроизводство; 7. специалисты по внешним связям: · осуществляют контакты с агентствами по подбору персонала (в штата/по договору); · поддерживают контакты с предприятиями по контрактации («аренде») персонала (нанимают работников для выполнения определенной работы на определенный срок); 8. специалисты по планированию потребности в кадрах (разработка методик и их выбор); 9. менеджеры, занимающиеся вопросами планирования и развития карьеры. Количественный состав по каждому из пунктов определяется с учетом конкретной специфики предприятия и сферы её деятельности. Система управления персоналом, как и любая другая система имеет центральное ядро, которым в данном случае является функциональная подсистема, базирующаяся на четырех обеспечивающих подсистемах. В систему управления включают: · Информационную подсистему; · социально-психологическую подсистему; · финансовую подсистему; · правовую подсистему. Функциональная подсистема СУП предназначена для эффективного управления персоналом с учетом создания благоприятных социально-психологических и эргономических условий труда. Для лучшего понимания работы функциональной подсистемы рассмотрим ее структуру с точки зрения эффективного управления персоналом.Для этого выделим ее основные функции: · главная функция- эффективное управление персоналом; · второстепенная функция- создание благоприятных условий для работы персонала. Главная функция функциональной системы СУП реализует следующие задачи: 1. управление подготовкой и комплектованием кадров: · комплектование; · подготовка; · оценка и изучение; 2. управление расстановкой и движением кадров: · расстановка по рабочим местам; · внутрифирменная перестановка без изменения профессии; · организация профессионально-квалифицированного движения кадров; · управление профессиональной адаптацией; 3. управление использованием персонала: · управление научно-техническим потенциалом; · научная организация труда; · экономика труда; 4. управление социально-психологическими факторами: · предупреждение и устранение конфликтов; · обеспечение психологической совместимости в рабочих группах; · воспитательная работа менеджера. Второстепенная функция реализует следующие задачи: · охрана труда; · медицинское обслуживание; · социальные и культурные мероприятия. На предприятии существуют два основных -типа финансирования кадровой деятельности. Первый формируется на базе себестоимости, второй - на базе прибыли. К основным составляющим себестоимости, связанным с управлением персоналом, относятся: · заработная плата основных работников; · заработная плата управленческого персонала (менеджеров по персоналу); · отчисления в фонд занятости; · отчисления на социальное и медицинское страхование и др. Социально-психологическая подсистема СУП предназначена для обеспечения социально-психологической поддержки функций управления (мотивация, адаптация, создание благоприятного климата в коллективе, формирование рабочих групп, управление конфликтами). В задачу этой подсистемы, в частности, входит оценка сотрудников по психологической совместимости при формировании рабочих групп. Правовая подсистема СУП предназначена для обеспечения соответствия действий кадровых менеджеров и всей кадровой системы в целом требованиям и условиям законодательно- право вой базы. Различают два уровня правовой подсистемы: 1) государственный, на котором главным законодателем является само государство в лице правительства или парламента и различные государственные службы. На этом уровне правовая база включает в себя совокупность важнейших постановлений Правительства РФ и законов Российской Федерации, в том числе: · КЗоТ РФ; · Гражданский кодекс РФ; · Закон РФ о коллективных договорах и соглашениях; · Закон РФ об образовании; · Закон РФ о пенсиях; · Закон РФ об основах налоговой системы РФ и многие другие; 2) уровень предприятия, на котором правовые основы формируются учредителями предприятия или его руководством. Определяется следующими правовыми документами: · уставом предприятия; · учредительным договором; · контрактом с администрацией. Уровень предприятия подчиняется государственному уровню и формируется в заданных им рамках. Следовательно, для анализа правовой подсистемы СУП важны именно государственная правовая база и задаваемые ею нормы. В России, например, главные положения, определяющие отношения между работником и нанимателем, указаны в КЗоТ. Они регулируют, в частности, следующие основные вопросы: · порядок заключения коллективных договоров; · обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд; · время работы и отдыха; заработную плату; · гарантии и компенсации; трудовую дисциплину; · труд женщин и молодежи; · льготы различным категориям работников; · трудовые споры; · профсоюзы; · полномочия трудовых коллективов; · государственное социальное страхование. Контрольные вопросы 1) Перечислите ряд типовых вариантов в кадровых подразделениях? 2) Каков профессиональный состав в кадровой службе предприятия? 3) Из чего состоит система управления персоналом? 4) Какие функции и задачи выполняет функциональная система? 5) В чем состоит основное значение правовой подсистемы? Тестовые задания
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |