Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 32 страница




Согласно ст. 32 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» атмосферный воздух населенных пунктов, мест отдыха населения, а также воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам. Гигиенические нормативы атмосферного воздуха и вредных воздействий на него утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь. Государственные органы, иные организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов, воздуха в местах постоянного и временного пребывания людей вредными веществами, воздействия на воздух физических факторов и ликвидацию такого за­грязнения.

Требования по охране атмосферного воздуха от вредных воздействий в населенных пунктах предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха и прогноз его изменения. Размещение и развитие населенных пунктов проводится на основании санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по охране атмосферного воздуха. Выбор территорий и площадок для строительства городов, населенных пунктов и жилых объектов согласовывается с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. С целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физиче­ских и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и вредные физические и иные воздействия на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать действующих в Республике Беларусь нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических и иных воздействий на него.

Проекты санитарно-защитных зон промышленных объектов, зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения, объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры населенных пунктов подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе.

В целях создания благоприятной среды обитания человека местные исполнительные и распорядительные органы могут ограничивать въезд передвижных источников в населенные пункты, места отдыха, туризма и другие специальные зоны. Запрещается несанкционированное складирование в населенных пунктах производственных, бытовых и иных отходов, являющихся источниками за­грязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными и другими веществами, сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок и соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О растительном мире» градостроительное планирование, зонирование и развитие населенных пунктов должно осуществляться с учетом интересов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Градо­строительная документация должна предусматривать мероприятия по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира, обеспечивающие благоприятную для граждан среду обитания. Удаление древесных или кустарниковых объектов растительного мира в населенных пунктах путем вырубки допускается только в случае, если при их пересадке невозможно обеспечить сохранение жизнедеятельности этих объектов растительного мира.

Нормативные правовые акты

1. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г., № 300-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З; 29 июня 2006 г., № 134-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 109. – 2/1049; 2006. – № 78. – 2/1214; № 106. – 2/1233; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

2. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З: в ред. Закона Респ. Беларусь, 23 нояб. 2005 г., № 62-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – № 19. – Ст. 214; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 188. – 2/1159.

3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 617-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь: 16 июня 2000 г., № 399-З; 9 окт. 2000 г., № 428-З; 16 мая 2001 г., № 22-З; 5 янв. 2004 г., № 263-З; 1 нояб. 2004 г., № 340-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 8. – 2/137; № 59. – 2/174; № 100. – 2/203; 2001. – № 50. – 2/765; 2004. – № 4. – 2/1012; № 189. – 2/1089.

4. О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2000 г., № 410-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 11 дек. 2000 г., № 450-З; от 5 янв. 2004 г., № 263-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 67. – 2/185;№ 116. – 2/225; 2004. – № 4. – 2/1012.

5. О развитии исторического центра г. Минска: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2004 г., № 330 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 110. – 1/5676.

6. О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 февр. 2006 г., № 72 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь от 16 нояб. 2006 г., № 676, 2 июня 2006 г., № 368) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 24. – 1/7249;№ 189. – 1/8097; № 89. – 1/7643.

7. О некоторых вопросах государственной градостроительной политики: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 янв. 2007 г., № 19 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 15. – 1/8258.

8. О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строи­тельной деятельности: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 февр. 2007 г., № 223 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 56. – 5/24788.

9. Об утверждении перечня документов, представляемых заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, и перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 окт. 2006 г., № 1387 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 183. – 5/24122.

10. Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и строительных проектов: утв. Постановлением Каб. Министров Респ. Беларусь, 4 июня 1996 г., № 362 (с изм. и доп.: 30 марта 1998 г.,
№ 497, от 29 дек. 2000 г., № 2017, от 15 марта 2003 г., № 345, от 31 мая 2004 г., № 644) // Собр. указов Президента и постановлений Каб. Министров Респ. Беларусь. – 1996. – № 16. – Ст. 403; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 4. – 5/4933; 2003. – № 34. – 5/12143; 2004. – № 103. – 5/14418.

11. Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 авг. 1998 г., № 1238 (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

12. О государственном градостроительном кадастре: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13 нояб. 1998 г., № 1743 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1998. – № 32. – Ст. 822.

13. Инструкция по установлению границ административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь: утв. Постановлением Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респ. Беларусь, 15 нояб. 2000 г., № 13 (с изм. и доп.: 27 июля 2006 г., № 15) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 3. – 8/4494; 2006. – № 129. – 8/14810.

14. О некоторых вопросах кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства: Постановление Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь, 31 мая 2007 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 148. – 8/16626.

ГЛАВА XХII. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

§ 1. Основания объявления территорий
экологически неблагополучными

Под воздействием антропогенных либо природных факторов на определенной территории может складываться экологически неблагополучная (неблагоприятная) ситуация. Она характеризуется отрицательным изменением состояния окружающей среды, обусловленным им ухудшением здоровья населения либо возможностью возникновения факта такого ухудшения, а также необходимостью применения специальных восстановительных мер со стороны государства. Такая ситуация возникает на ограниченной территории, в связи с чем в законодательстве предусматривается установление специального правового режима экологически неблагополучной территории с целью недопущения дальнейшего вредного воздействия на окружающую среду, проведения мероприятий по ее восстановлению и в конечном итоге обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Экологически неблагополучную ситуацию следует отграничивать от чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, повлекших за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (либо создающих такую угрозу). Территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация, объявляется зоной чрезвычайной ситуации. Отношения в данной области, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, регулируются специальным Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Неблагополучная экологическая ситуация в отличие от чрезвычайной может сложиться не только в результате аварии или катастрофы, но также и в результате длительного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Более того, после ликвидации чрезвычайной ситуации с территории снимается статус зоны чрезвычайной ситуации, однако в случае наступления при этом последствий, определенных в законодательстве (например, наличие устойчивых отрицательных изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам), ситуация из разряда чрезвычайной переходит в разряд экологиче­ски неблагополучной. Соответственно территории, на которой она наблюдается, присваивается уже иной статус (например, зоны экологического кризиса). Необходимо отметить, что для ликвидации чрезвычайной ситуации принимаются экстренные меры, а для ликвидации экологически неблагополучной ситуации таких мер недостаточно, так как с целью восстановления окружающей среды
(в случае, когда это возможно) существенно ограничивается хозяйственная деятельность, в первую очередь связанная с природопользованием.

В связи с вышесказанным следует признать обоснованной точку зрения, высказанную в научной литературе, о целесообразности отказа от термина «чрезвычайная ситуация» применительно к экологически неблагополучным территориям, что позволит разграничить последние с зонами чрезвычайных ситуаций122. Данный подход прослеживается в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» 2002 года, в соответствии с главой 10 которого к экологически неблагополучным территориям относятся зоны экологического риска, зоны экологического кризиса и зоны экологического бедствия. Следует отметить, что в соответствии со
ст. 38 первой редакции указанного Закона зонами чрезвычайной эко­логической ситуации могли быть объявлены участки территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду. В соответствии с действующими нормами такие территории могут быть объявлены зонами экологического кризиса. Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в отдельных нормативных правовых актах Республики Беларусь употребляется термин чрезвычайная экологическая ситуация. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» к основаниям введения чрезвычайного положения относятся: чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Следует отметить, что понятие «чрезвычайная экологиче­ская ситуация» в законодательстве не раскрывается, а из анализа приведенной выше нормы следует, что оно отлично от чрезвычайной ситуации природного характера. В то же время в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, определенной Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, под чрезвычайной ситуацией природного характера понимаются опасные геологические, метеорологические, гидрологические явления, деградация грунтов или недр, природные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сель­скохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы.

Таким образом, чрезвычайная ситуация в отдельных случаях может являться причиной возникновения экологически неблагополучной ситуации, однако после ее устранения экологическое неблагополучие может сохраняться. Зона чрезвычайной ситуации объявляется для ее непосредственной ликвидации и соответственно не является категорией экологически неблагополучных территорий.

Экологически неблагополучная ситуация представляет собой сложившуюся по различным причинам (хозяйственная деятельность, последствия чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и др.) на определенной территории обстановку, которая характеризуется началом происхождения либо наличием устойчивых отрицательных изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам либо фактом необратимых изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан и влекущих нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды.

В зависимости от степени изменения окружающей среды в законодательстве выделяют различные виды экологически неблагополучных территорий. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при определении вида экологиче­ски неблагополучных территорий употребляется термин «зоны». Отдельные участки территории Республики Беларусь могут объявляться зонами экологического риска, зонами экологического кризиса и зонами экологического бедствия.

§ 2. Понятие и виды экологически неблагополучных
территорий

Важнейшим признаком экологически неблагополучных территорий является наличие отрицательных изменений в окружающей среде, которые произошли вследствие воздействия хозяйственной и иной деятельности (в некоторых случаях достаточно длительного) либо чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Как отмечалось выше, на такой территории складывается экологически неблагоприятная ситуация, ликвидация которой требует введения определенных правовых ограничений.

Виды экологически неблагополучных территорий определяются в зависимости от степени и характера отрицательных изменений окружающей среды. В соответствии с главой 10 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отдельные участки территории Республики Беларусь могут объявляться зонами:

• экологического риска;

• экологического кризиса;

• экологического бедствия.

Статус зоны экологического риска присваивается территории, на которой в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам.
В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.

Зонами экологического кризиса объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам. В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:

• приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;

• ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов;

• производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;

• проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.

Необходимо отметить, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует подробный порядок объявления территорий экологически неблагополучными, а также основания снятия данного режима. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зоны экологического кризиса и экологического риска объявляются Советом Министров Республики Беларусь. Не урегулированным остается вопрос, какой орган государственного управления должен инициировать придание определенной территории указанного статуса. На наш взгляд, объявление таких зон возможно по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. К решению целесообразно прилагать Проект выхода из состояния экологического риска или экологического кризиса. Данный документ должен являться объектом государственной экологической экспертизы. Необходимо законодательно урегулировать и порядок снятия с определенной территории статуса экологически неблагополучной. Представляется, что данное решение должен принимать тот же орган государственного управления, который налагает на определенную территорию статус зоны экологического риска или экологического кризиса, т. е. в отношении указанных зон – Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 67 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды. В зоне экологического бедствия:

• приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на территории этой зоны граждан);

• запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологиче­ского бедствия;

• ограничивается природопользование;

• принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.

Отдельные участки территории Республики Беларусь объявляются зонами экологического бедствия Президентом Республики Беларусь.

Финансирование мероприятий по оздоровлению экологиче­ски неблагополучных территорий производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет республиканского и местных бюджетов
и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

§ 3. Защита территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

Экологически неблагополучная ситуация, являющаяся основанием для присвоения отдельной территории статуса зоны экологического кризиса либо зоны экологического бедствия, может возникать не только в результате длящегося негативного воздействия на окружающую среду, но также и вследствие аварии, катастрофы, стихийного бедствия, иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств. Правовую основу регулирования отношений, возникающих в данной области, составляет Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей чрезвычайные ситуации подразделяются на:

• локальные;

• местные;

• региональные;

• республиканские (государственные);

• трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет свыше сорока, но не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

Территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация, объявляется зоной чрезвычайной ситуации. Границы указанных зон определяются назначенными руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций и по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

§ 4. Правовой режим территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС

В результате крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы – аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году возникла опасная радиационная обстановка. В зоне радиоактивного загрязнения оказалась почти четверть территории страны, пострадал каждый пятый житель Республики Беларусь.

Отсутствие на момент чернобыльской катастрофы специальных нормативных правовых актов, характер последствий требовали принятия законов, регулирующих соответствующие отношения. Д.М. Демичев отмечает, что чернобыльская катастрофа высветила перед законодательными органами бывшего Союза и пострадавших республик целый спектр проблем, необходимость принципиальной перестройки нормативно-правовой базы, выработки новых законов, других нормативных актов, направленных на социальную защиту всех категорий людей, пострадавших в результате аварии, правовое решение иных проблем экономического, медицинского, научно-технического, интеллектуального, психологического, демографического характера123.

В научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой зоны радиоактивного загрязнения должны иметь правовой режим, отличный от режима экологически неблагополучных территорий124, что обусловлено воздействием на территорию только одного фактора – радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» территории в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население подразделяются на зоны, имеющие различный правовой режим:

• зона эвакуации (отчуждения);

• зона первоочередного отселения;

• зона последующего отселения;

• зона с правом на отселение;

• зона проживания с периодическим радиационным контролем.

Зона эвакуации (отчуждения) представляет собой территорию вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240 выше 0,1 Ки/кв. км). В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники. В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей; несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса; привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия; вывоз без специального разрешения Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или особо уполномоченных им органов строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Зона первоочередного отселения. В данной зоне научная и хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением санитарных правил и норм радиационной безопасности с учетом специально разработанных технологий и методик, направленных на обеспечение производства продукции и товаров, содержание радионуклидов в которых не превышает республиканских допустимых уровней. В зоне первоочередного отселения не допускается любая деятельность, не санкционированная Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или уполномоченными им органами. Например, без специального разрешения запрещается: вывоз древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых; все виды лесопользования, в том числе заготовка древесины, кормов, грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля, все виды водопользования, за исключением пожаротушения; прогон и выпас домашних животных; проезд всех видов транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также сплав леса; вход и въезд на территорию лиц, чья деятельность непосредственно не связана с выполнением работ на ней, и др. На территории зоны первоочередного отселения допускается пребывание людей только по специальному разрешению. Контрольно-пропускной режим
и порядок допуска лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.