Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 29 страница




10. О создании национального парка «Браславские озера» и некоторых других вопросах деятельности этого парка: Постановление Каб. Министров Респ. Беларусь, 10 августа 1995 г., № 440 // Збор указаў Прэзідэнта і пастаноў Каб. Міністраў Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 23. – Ст. 553.

11. Положение о Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике: утв. Приказом М-ва по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 5 авг. 1995 г., № 39 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.

12. Об учреждении Книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений БССР – Красной книги БССР: Постановление Совета Министров БССР, 28 июня 1979 г., № 201 // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений и распоряжений Совета Министров БССР. – 1979. – Ст. 329.

13. Об утверждении правил подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 10 мая 2001 г., № 7 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 53. – 8/6135.

14. Об утверждении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 9 июня 2004 г., № 14 (с изм. и доп. от 23 авг. 2006 г., № 54) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 104. – 8/11122; 2006. – №148. – 8/14967.

15. О некоторых вопросах изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 июня 2005 г., № 32 (с изм. и доп. от 26 окт. 2006 г., № 61) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 108. – 8/12827; 2006. – № 185. – 8/15244.

16. О некоторых вопросах выявления, передачи под охрану и учета мест произрастания дикорастущих растений и мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 2 апр. 2007 г., № 28 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 119. – 8/16363.

17. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1973 г.: утв. Постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь, 20 дек. 1994 г.,
№ 3462-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

18. Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств–участников СНГ, 23 июня 1995 г. // Сб. нормативных док. по вопросам охраны окружающей среды / Белорус. науч.-исслед. центр «Экология»; сост. Р.К. Кожевникова, А.Н. Рачевский. – Минск, 1997. – Вып.16. Ч. ІІ. – С.14–17.

19. Порядок выдачи разрешений на перемещение через таможенную границу Республики Беларусь видов животных и растений, их частей или производных от них, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС: утв. Приказом М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 12 июня 1998 г., № 177 (с изм. и доп. от
13 февр. 2006 г., № 4) // Бюл. норматив.-правовой информ. – 1998. – № 15. – С. 70–85; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 36. – 8/13979.

20. Положение о курортах: утв. Постановлением Совета Министров СССР, 5 сент. 1973 г., № 654 // Собр. постановлений Правительства СССР. – 1973. – № 20. – Ст. 112.

ГЛАВА XX. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности в процессе хозяйственной
и иной деятельности

§ 1. Понятие правового обеспечения экологической
безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности

Экологическая безопасность как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отражает такое состояние окружающей среды, которое объективно благоприятно для человека как биологического вида и социального индивида. Окружающая среда – это среда обитания человека, в таком качестве она включает в себя факторы как природного (атмосферный воздух, вода, почва, растительный и животный мир), так и социального (питьевая вода, продовольственные и промышленные товары, условия труда, быта, жилище, места отдыха, транспортные средства, обучения и воспитания) характера. Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены все названные выше факторы. В то же время благоприятная окружающая среда объективно обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие населения, т. е. такое состояние здоровья населения, при котором отсутствует неблагоприятное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и создаются благоприятные условия для жизнедеятельности людей.

Основой благоприятного состояния окружающей среды как для человека, так и для иных живых организмов является устойчивое функционирование естественных экологических систем, объединяющих в себе все компоненты природной среды. Под устойчивым функционированием понимается такое воздействие на экологические системы, которое даже при длительном и интенсивном его характере не влечет необратимых изменений в окружающей среде. С целью обеспечения устойчивого (неистощительного) развития экологические системы и входящие в них компоненты природной среды необходимо поддерживать комплексом мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Выполнение мероприятий по охране окружающей среды возлагается на субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, влияющую на состояние окружающей среды, в виде требований экологической безопасности. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» под экологическими требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. Такие требования определены главой 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по всем основным направлениям экономиче­ской деятельности:

• архитектурная, градостроительная и иная строительная деятельность;

• эксплуатация объектов энергетики;

• сельскохозяйственная деятельность;

• мелиорация;

• добыча, переработка, транспортировка нефти и газа;

• производство опасных химических веществ и обращение с ними;

• обращение с источниками радиоактивного излучения;

• деятельность, оказывающая вредное биологическое воздействие, в том числе и использование генно-инженерных организмов;

• обращение с отходами и др.

Экологические требования детализируются в специальном законодательстве. Например, порядок обращения с отходами установлен Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» и принятыми в его развитие иными актами законодательства. Взаимодействие с окружающей средой объектов генно-инженерной деятельности регламентируется Законом «О безопасности генно-инженерной деятельности». Правовое регулирование транспортировки нефти и газа установлено Законом Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» и т. д. Согласно ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля, устанавливаются также техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.Последние разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил
и стандартов.

Природоресурсное законодательство также устанавливает обязанности лиц, осуществляющих природопользование, в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Например, согласно ст. 70–71 ВК юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.

§ 2. Экологические требования при осуществлении
архитектурной, градостроительной и иной
строительной деятельности

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает экологические требования при размещении, разработке проектов, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов (ст. 32–37). Мерами обеспечения экологической безопасности признаются:

• сохранение, восстановление и (или) оздоровление окружающей среды;

• снижение (предотвращение) вредного воздействия на окружающую среду;

• применение малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

• рациональное использование природных ресурсов;

• предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

• материальные, финансовые и иные средства на компенсацию возможного вреда окружающей среде;

• финансовые гарантии выполнения планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные требования распространяются в первую очередь на деятельность субъектов, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность в соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельно­сти в Республике Беларусь». В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с:

• исключением вредного воздействия строительных работ на окружающую среду;

• определением места (площадки) или специального объекта для размещения (захоронения) отходов;

• снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении строительных работ;

• рекультивацией земель; принятием иных мер по охране окружающей среды.

Согласно Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» разработка проектной документации на строительство осуществляется на основании следующей разрешительной документации: решения местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании места размещения объекта строительства и разрешении проведения проектно-изыскательских работ; архитектурно-планировочного задания; заключений согласующих организаций; технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на уменьшение стоимости либо исключение из проектных работ и утвержденного проекта планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов, что является важной предпосылкой экологизации процесса проектирования в строительстве.

Строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденному проекту при наличии положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов принимаются все предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды, благоустройству территории, охране памятников истории и культуры, сбору и иному обращению с отходами
и другие меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду. В ходе строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов осуществляется государственный, ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектом работ по охране окружающей среды, благоустройству территорий. При этом запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных приборами учета и контроля, техническими средствами по очистке, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использованию или обезвреживанию отходов, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Приемка законченных строительством объектов производится в соответствии с требованиями СНБ 1.03.04-2000 «Приемка законченных строительством объектов», утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. №596. В соответствии с указанными строительными нормами Беларуси (СНБ) не допускается приемка в эксплуатацию объектов, выполненных с отступлениями от утвержденной проектной документации, не отвечающих требованиям эксплуатационной надежности и безопасности, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и правил. Очистные сооружения принимаемых объектов должны быть комплексно опробованы (не менее трех суток) под нагрузкой на чистой или сточной воде при взаимодействии в работе всех блоков, систем и установок сооружений. Наладка технологического процесса биологической очистки должна быть завершена согласно требованиям проектной и нормативно-технической документации. Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных приборами учета и контроля, техническими средствами по очистке, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использованию или обезвреживанию отходов, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды, запрещается.

Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственного санитарного надзора, государственного строительного надзора, а также Государственной автомобильной инспекции (при приемке улиц, дорог и дорожных сооружений) и иных контролирующих органов118.

§ 3. Экологические требования в отношении
объектов энергетики

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает ряд требований, относящихся к обеспечению экологической безопасности объектов энергетики, в том числе тепловых, гидро- и атомных электростанций. Указанные требования предусматривают:

• оснащение объектов энергетики средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды;

• использование экологически безопасных видов топлива;

• безопасное размещение отходов производства;

• мероприятия по снижению образования выбросов в окружающую среду газов, оказывающих влияние на климат.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны также учитываться особенности рельефа местности, предусматриваться меры по максимальному сохранению водных объектов, водосборов, земель (включая почвы), лесов, населенных пунктов, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение типичных и редких природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий, а также приниматься меры по своевременной заготовке и вывозу древесины, снятию плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению отрицательных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

В соответствии с положениями КоЗ при использовании земель под нужды энергетики вокруг объектов энергетики устанавливаются зоны с особыми условиями пользования (охранные, санитарные, защитные и другие зоны). Установление санитарно-защитных зон вокруг объектов, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ, предусмотрено и Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Названный закон предусматривает согласование мест строительства, проектов строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Водное законодательство устанавливает порядок пользования водными объектами для нужд гидроэнергетики. Этот вид хозяйственной деятельности осуществляется с учетом интересов других водопользователей и населения территорий, прилегающих к гидроэнергетическим объектам. Гидроэнергетические предприятия, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, в соответствии с ВК обязаны обеспечить режим сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребностей рыбного хозяйства.

Порядок размещения и строительства ядерных установок энергетики в общем виде урегулирован Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения». На основании названного закона в целях предупреждения аварий и катастроф техногенного характера, сохранения здоровья и жизни персонала и населения, обеспечения готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на производственных объектах республики установлено обязательное декларирование безопасности производственных объектов, деятельность которых связана с химически-, ядерно-, радиационно- и взрывоопасными производствами и технологиями
и представляет повышенную угрозу для жизни и здоровья их персонала и населения.

С целью охраны окружающей среды от объектов ядерной энергетики установлен ряд общих мер, обеспечивающих радиационную безопасность и основанных на гарантиях МАГАТЭ, включая ведение радиационного мониторинга в районах, прилегающих
к действующим атомным электростанциям, учет и контроль ядерных материалов, обеспечение физической защиты ядерных материалов при их использовании, хранении и транспортировании, установление санитарных правил обеспечения радиационной безопасности и др.119

§ 4. Экологические требования в отношении
нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа

Согласно ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарными, противопожарными
и иными требованиями законодательства. При осуществлении названных видов деятельности должны предусматриваться меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и попутных вод, рекультивации земель, снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства
и (или) эксплуатации указанных объектов.

Транспортировка нефти и газа по территории Республики Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте». Названный закон устанавливает меры обеспечения безопасности при создании магистральных трубопроводов, эксплуатации магистральных трубопроводов, выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, включая:

• требования по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;

• проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по созданию и функционированию магистральных трубопроводов;

• выбор трассы с учетом природных особенностей территории, расположения населенных мест, коррозийной активности грунтов, залегания торфяников, а также транспортных путей и коммуникаций, которые могут оказать негативное влияние на магистральный трубопровод;

• разработку мер по обеспечению промышленной, пожарной
и экологической безопасности, сохранению особо охраняемых природных территорий, других территорий, которые подлежат специальной охране;

• охрану памятников историко-культурного наследия;

• проведению производственного мониторинга окружающей среды.

Не допускается размещение магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, заповедников, заповедных зон национальных парков, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в опасных геологических условиях, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано экологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.

Названный закон предусматривает, что при невозможности реализации природоохранных мероприятий в полном объеме в предплановой и проектной документации на создание магистральных трубопроводов должны предусматриваться компенсационные мероприятия по возмещению причиненного вреда окружающей среде.

С целью обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов и кабелей технологической связи устанавливаются охранные зоны, размеры которых определены Правилами охраны магистральных трубопроводов.

Требования по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности в области газоснабжения установлены Законом Республики Беларусь «О газоснабжении», согласно которому собственник объектов системы газоснабжения и (или) уполномоченное им лицо обязаны: проводить контроль за техническим состоянием объектов системы газоснабжения; проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды, пожарно-профилактические работы на объектах системы газоснабжения; разрабатывать мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации возможных аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, а также планы действий в чрезвычайных ситуациях и др.

Процесс ликвидации объектов нефтегазодобывающих производств также осуществляется с соблюдением требований экологической безопасности. При ликвидации магистрального трубопровода или его объектов производятся демонтаж оборудования, снос или перепрофилирование производственных зданий и сооружений, а также проводятся мероприятия по восстановлению окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель. При невозможности восстановления окружающей среды в первоначальном состоянии проводятся компенсационные мероприятия по возмещению причиненного вреда окружающей среде и гражданам вследствие изменения состояния окружающей среды в период создания и эксплуатации магистральных трубопроводов. Мероприятия по восстановлению окружающей среды при выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода проводятся за счет средств оператора и согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь120.

§ 5. Правовое обеспечение экологической безопасности
транспортных средств

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, в том числе и экологической. В соответствии со ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при проектировании, производстве, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании передвижных источников лица, осуществляющие названные виды деятельности, обязаны разрабатывать
и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности отработанных газов, очистке или обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, переходу на менее токсичные виды топлива и иные меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Производство и (или) эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах
и уровни иных вредных физических воздействий на окружающую среду превышают установленные нормативы, запрещаются. Законодательство, регулирующее эксплуатацию транспортных средств на различных видах транспорта (автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, водного, воздушного), также устанавливает требования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Безопасность трубопроводного транспорта обеспечивается на основании экологических требований, установленных ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а также Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О магистральном трубопроводном транспорте» (см. § 4).

Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»* устанавливаются требования к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включая требования в области охраны окружающей среды, которым должны соответствовать габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств. С целью обеспечения мер по охране окружающей среды автомобильные транспортные средства и деятельность на автомобильном транспорте подлежат сертификации на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности грузов и имущества граждан, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» обязанность обеспечения безопасных условий выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов и иных мер по обеспечению безопасности деятельности на автомобильном транспорте, а также охраны окружающей среды возлагается на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок.

Обеспечение экологической безопасности на железнодорожном транспорте гарантируется Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», согласно которому для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель. Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.

Обязанности по охране окружающей среды на водном транспорте установлены Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь. Названные обязанности возложены на судовладельцев, которые обязуются обеспечивать экологическую безопасность судоходства, недопущение загрязнения с судов водной среды хозяйственно-бытовыми водами и отходами, нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей и животного мира водоемов. Оборудование судов соответствующими техническими средствами осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. При отсутствии оборудования, устройств по приему, переработке и очистке хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод и отходов, а также по сбору с поверхности воды нефтепродуктов в случае аварийных разливов их с судов судовладелец заключает договор на выполнение этих работ со специализированными организациями.

Воздушный кодекс Республики Беларусь устанавливает требования по защите граждан и охране окружающей среды от вредного воздействия полетов воздушных судов. Для соблюдения названных требований гражданское воздушное судно, эксплуатируемое в Республике Беларусь, должно иметь сертификаты, установленные авиационными правилами, которые определяют уровень шумов на местности, связанных с эксплуатацией воздушного судна, а также выбросов загрязняющих веществ авиационными двигателями. Владельцы аэродромов, эксплуатанты воздушных судов, командиры и члены экипажей воздушных судов обязаны принимать меры по снижению уровня шумов при эксплуатации воздушных судов на земле и в воздухе. В целях защиты граждан и охраны окружающей среды на территориях, прилегающих к аэродромам гражданской авиации, на которых расположены объекты, являющиеся источниками выбросов или сбросов загрязняющих веществ и иного вредного воздействия на окружающую среду, в соответствии с законодательством устанавливаются санитарно-защитные зоны. Для предупреждения вредного воздействия полетов воздушных судов на граждан и объекты окружающей среды в определенных районах может устанавливаться минимальная высота полета воздушных судов.

Особое внимание в законодательстве уделено безопасности перевозки опасных грузов. Согласно Закону Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» опасные грузы представляют собой вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва
и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде. Лица, осуществляющие транспортные работы и услуги, с целью обеспечения их безопасности обязаны принимать меры по защите жизни и здоровья населения, окружающей среды в случае аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов. Одной из мер охраны окружающей среды при перевозке опасных грузов является страхование риска гражданской ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.