Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 26 страница




Охрана озонового слоя относится к глобальным экологиче­ским проблемам, а участие Республики Беларусь в ее решении закреплено в качестве самостоятельного принципа государственной политики в области охраны окружающей среды.

§ 2. Государственное регулирование деятельности
в области охраны озонового слоя

Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:

• правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокол), и других международных договоров Республики Беларусь об охране озонового слоя;

• уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола, и ратифицированными Республикой Беларусь;

• введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;

• определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами;

• лицензирование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;

• обеспечение контроля за соблюдением государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;

• применение мер ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;

• осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.

Одним из способов обеспечения охраны озонового слоя является организация наблюдения, учета и контроля изменения его состояния под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

Государственный контроль в области охраны озонового слоя является составной частью контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами посредством контроля за потреблением озоноразрушающих веществ (ОРВ), а также за разработкой и выполнением мероприятий по своевременному сбору
и хранению в герметичной таре остаточного количества ОРВ
в целях рециклинга и обезвреживания.

Учет потребления ОРВ и осуществление отчетности по обращению с ними проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с ОРВ в соответствии с Инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Названные субъекты ведут специальный журнал учета поступления, расхода, сбора бывших
в употреблении для повторного использования, рециклинга
и передачи на регенерацию ОРВ. На основании данных учета юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно отчитываются о деятельности, связанной с обращением с ОРВ, и о результатах выполнения мероприятий по снижению использования ОРВ по установленным формам. Отчеты представляются в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а обобщенная указанными органами информация – непосредственно в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Следует отметить, что в данный республиканский орган государственного управления поступает и информация о ввозе в Республику Беларусь либо вывозе за ее пределы ОРВ. Обязанность предоставления такой информации возложена на Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. На основе всей полученной информации Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подготавливает и представляет ежегодный отчет в Секретариат Венской конвенции и Монреальского протокола и Секретариат Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде.

Мониторинг озонового слоя является составной частью мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений за состоянием озонового слоя, а также оценку и прогнозирование его изменений в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов. Объектом наблюдений является слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере.

Мониторинг озонового слоя проводится в целях:

• своевременного выявления вредного воздействия природных и антропогенных факторов на состояние озонового слоя;

• определения эффективности мероприятий, направленных на его охрану;

• представления государственным органам, организациям
и гражданам информации о состоянии озонового слоя и прогнозе его изменения.

Организация проведения мониторинга озонового слоя осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Мониторинг озонового слоя над территорией Республики Беларусь проводится учреждением Белорусского государственного университета «Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы». Порядок проведения мониторинга озонового слоя установлен Советом Министров Республики Беларусь.

§ 3. Правовые меры охраны озонового слоя

Охрана озонового слоя представляет собой систему мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя.

Правовая охрана озонового слоя осуществляется в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя; Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой; Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об охране озонового слоя»; принятыми в их развитие иными актами законодательства. Требования в области охраны озонового слоя закреплены также в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Венская конвенция об охране озонового слоя содержит общие обязательства государств принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются результатом человеческой деятельности, изменяющей состояние озонового слоя (ст. 2 п.1 Конвенции). С этой целью государства сотрудничают в систематических наблюдениях и исследованиях, обмене информацией по воздействию человеческой деятельности на озоновый слой, в разработке согласованных мер, процедур и стандартов, принимают на национальном уровне законодательные и административные меры по охране озонового слоя Земли. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, содержит требования по ограничению с последующим изъятием из производственных процессов озоноразрушающих веществ.

Положения данных международно-правовых актов имплементированы в национальное законодательство Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 55 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя от экологически опасного изменения его состояния обеспечивается:

• организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

• ограничением или полным прекращением потребления веществ, разрушающих озоновый слой;

• применением экономического механизма охраны озонового слоя;

• применением мер ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.

Следует отметить, что, несмотря на исчерпывающий характер данного перечня, анализ законодательства позволяет сделать вывод, что к мерам охраны озонового слоя возможно также отнести определение порядка обращения с ОРВ в Республике Беларусь, лицензирование деятельности, связанной с обращением с ОРВ, и др.

Под обращением с ОРВ понимается производство, купля (продажа), транспортировка, хранение, импорт, экспорт, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием ОРВ.

В целях охраны озонового слоя в Республике Беларусь осуществляется регулирование потребления и перемещения ОРВ. Под потреблением ОРВ понимается общее количество произведенных в Республике Беларусь и импортированных из других государств ОРВ, за исключением ОРВ, экспортированных в другие государства. Перечень ОРВ, ограниченных или запрещенных для потребления в Республике Беларусь, а также сроки сокращения либо прекращения потребления таких веществ утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Так, потребление (производство, импорт, экспорт) ОРВ, включенных в группы I и II Приложений А
и В к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, прекращено в Республике Беларусь с 1 января 2000 г. На республиканские органы государственного управления, субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, возложена обязанность принять необходимые меры по определению альтернативных заменителей ОРВ, технологий и обеспечить своевременное их внедрение. Следует отметить, что импорт в Республику Беларусь таких веществ допускается только для лабораторных исследований и иных аналитических целей по квотам, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей, допускаются только при наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разового разрешения. Порядок выдачи разовых разрешений установлен Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которое и осуществляет их выдачу.

Выдача разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы продукции, содержащей ОРВ, не требуется в случаях:

• если данная продукция является неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;

• если такая продукция является перевозимым личным имуществом граждан и ее количество не превышает норм, установленных законодательством Республики Беларусь;

• транзитной перевозки ОРВ и продукции, их содержащей, через территорию Республики Беларусь.

Следует отметить, что не допускается выдача разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей, из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г., № 261 при ввозе на территорию Республики Беларусь ОРВ, в том числе содержащихся в продукции, взимается республиканский сбор за предоставление права ввоза этих веществ. Плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участ­ники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, ввозящие на территорию Республики Беларусь данные вещества.

Одной из мер правового регулирования, направленных на охрану озонового слоя, является лицензирование деятельности, связанной с обращением с ОРВ. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г., № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Согласно Положению о лицензировании данного вида деятельности в него включается в качестве работ и услуг обращение с ОРВ. Лицензии могут выдаваться юридиче­ским лицам и индивидуальным предпринимателям сроком на 5 лет. Выдача лицензий производится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для получения лицензии соискатель лицензии наряду с документами, определенными Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности», представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь справку о целях и объемах использования ОРВ, наличии оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение заявленных работ и услуг на условиях, определяемых нормативными правовыми актами, иными нормами и правилами.

К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, при осуществлении обращения с ОРВ относятся:

• осуществление деятельности, связанной с обращением с ОРВ, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, государственными стандартами, техническими условиями, инструкциями, правилами по обращению с ОРВ;

• наличие и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и оказание услуг, связанных с обращением с ОРВ;

• соблюдение установленных объемов потребления ОРВ;

• ведение учета потребления ОРВ и осуществление отчетности по обращению с ними в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

§ 4. Ответственность за нарушение законодательства
об охране озонового слоя

За нарушение законодательства об охране озонового слоя установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Примерный перечень правонарушений в данной области предусмотрен ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя». К ним относятся:

• производство, импорт и (или) экспорт ОРВ, запрещенных для потребления в Республике Беларусь;

• осуществление деятельности, связанной с обращением с ОРВ, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, указанных в специальном разрешении (лицензии), если в соответствии с законодательством Республики Беларусь наличие такого специального разрешения (лицензии) необходимо;

• незаконный ввоз на территорию Республики Беларусь и (или) вывоз за ее пределы ОРВ и продукции, их содержащей;

• выброс в атмосферный воздух ОРВ;

• нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ОРВ;

• непринятие мер по своевременному сбору ОРВ и их хранению в герметичной таре в целях рециклинга или обезвреживания.

Отраслевым законодательством предусмотрена только административная ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя (ст. 15.62 КоАП).
В уголовном законодательстве отсутствуют составы правонарушений в данной сфере.

§ 5. Климат как объект правовой охраны

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» климат рассматривается как объект отношений в области охраны окружающей среды. Климат (от греческого «klima» – наклон) – многолетний режим погоды в той или иной местности, определяемый географическими условиями этой местности; результат климатообразующих процессов, непрерывно протекающих в атмосфере: приток, преобразование, отдача и перенос тепловой, кинетической и других форм энергии, испарение, конденсация и перенос влаги и т. д.

Уже не предположение, а научный, достоверно установленный факт, то, что климат на Земле меняется, существенную негативную роль в этом процессе играют антропогенные факторы, т. е. связанные с деятельностью человека. Механизм этих изменений не вполне ясен (парниковая модель остается лишь одной из гипотез и не претендует на объяснение всех феноменов), но очевидно, что климатическая система разбалансирована, происходят глобальное потепление и нарастание (по частоте и силе) погодно-климатических аномалий – наводнений, засух, ураганов и т. п.108. Неблагоприятное антропогенное воздействие на климат происходит в результате развития производства и связанного с этим увеличения выбросов парниковых газов (углекислого газа, метана и др.), а также уничтожения лесов и болот, загрязнения Мирового океана, что приводит к снижению их способности естественным образом поглощать (абсорбировать) парниковые газы. Негативные изменения климата могут привести к значительным вредным последствиям для здоровья человека, состава, восстановительной способности и продуктивности экосистем, а также для материалов, используемых
в хозяйственной деятельности. В этой связи разработка организационных, экономических, правовых мер регулирования воздействия на климат является одной из важнейших задач современной экологической политики всех государств и Республики Беларусь в частности.

Согласно ст. 57 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность, последствия которой вызывают или могут вызвать изменение климата, долж­на осуществляться с соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Осуществление мероприятий по регулированию воздействия на климат не должно приводить
к вредному воздействию на окружающую среду. Меры охраны климата закрепляются также Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии со ст. 43 которого действия, направленные на искусственное изменение состояния атмосферы
и атмосферных явлений в хозяйственной и иной деятельности, могут осуществляться республиканскими органами государственного управления, субъектами хозяйствования только по разрешению республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат.

Основой для совершенствования правового регулирования отношений в области воздействия на климат выступают международные договоры. Важнейшими международными документами в данной области отношений являются Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. и Киотский протокол к данной Конвенции от 11 декабря 1997 г.

Стороны Конвенции приняли обязательства защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений, при этом ведущую роль в этом призваны играть индустриально развитые страны. Целью совместных действий Сторон Конвенции об изменении климата является смягчение отрицательных последствий изменения климата, которые должны обеспечиваться прогнозированием, предотвращением или сведением к минимуму отдельных отрицательных факторов. Конвенция налагает на государства также целый ряд обязанностей, таких как оказание содействия и сотрудничество в разработке технологий, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов, обмен информацией социально-экономического, научного, технологического и правового характера в данной области. Важнейшую роль в решении проблемы ограничения выбросов парниковых газов Конвенция отводит экономическому фактору – внедрению свободно регулируемого рынка эмиссионных квот на выбросы парниковых газов.

Киотский протокол содержит обязательства Сторон уменьшать к 2008–2012 гг. выбросы парниковых газов в атмосферу. Эталонным годом отсчета при определении объемов сокращения выбросов принят 1990 год. Приложение «В» к Киотскому протоколу содержит процентные доли, на которые должны сократиться объемы выбросов
в каждом конкретном государстве-участнике по сравнению с этим годом. Данный документ открыт для подписания и ратификации всем странам мира, в нем в общем виде определены права и обязанности ведущих индустриальных государств, а также развивающихся стран относительно уровня выброса в атмосферу парниковых газов и механизма торговли предоставляемыми каждому государству квотами на выброс этих газов. Действие Протокола распространяется на 6 основных парниковых газов, самыми распространенными из которых являются диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2O). В развитие Киотского протокола были приняты иные рамочные документы, которые более подробно регламентировали его отдельные положения, например, Марракешские договоренности 2001 г.

Следует отметить, что Республика Беларусь также выступает стороной Соглашения государств–участников СНГ о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 г., в котором одним из основных направлений сотрудничества определено проведение исследований глобального изменения климата.

§ 6. Правовое регулирование воздействия на климат

Механизмы регулирования воздействия на климат установлены Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В данном международном документе установлены:

• количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов;

• механизмы контроля над выполнением этих обязательств;

• экономические «механизмы гибкости».

Киотский протокол предполагает использование трех экономических механизмов. Предполагается, что полученный от участия в экономических механизмах доход создаст реальный источник прямых иностранных инвестиций для разработки и реализации проектов по охране окружающей среды, внедрению энергосберегающих технологий и замещению ископаемого топлива возобновляемыми энергоисточниками, что охватывает три приоритетных направления устойчивого развития страны.

Механизм «международной торговли выбросами парниковых газов» предполагает передачу (продажу) избыточных единиц установленного количества выбросов парниковых газов (далее – ЕУК) одной страны другой стране в обмен на финансирование или другие экономические выгоды. Право на продажу ЕУК принадлежит государству, которое является Стороной Конвенции об изменении климата. Возможность торговли выбросами на уровне предприятий возможна в случае распределения квот на выбросы парниковых газов внутри страны. Поскольку в Республике Беларусь отсутствует внутренняя система распределения квот на выбросы парниковых газов, то международная торговля выбросами может осуществляться только государством. При этом средства от торговли могут поступать непосредственно в государственную казну или в специальный фонд. Дальше других в регулировании рынка квот на выбросы парниковых газов пошли страны Евросоюза. С 1 января 2005 г. здесь действует Схема торговли выбросами (EU ETS), в рамках которой предприятиям и компаниям-эмитентам устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа в виде квот (сертификатов-разрешений на выбросы). При этом эмитентам разрешается свободно продавать и покупать квоты на рынке, а также инвестировать средства в проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов в других странах–участницах Киотского протокола, засчитывая полученные по этим проектам сокращения выбросов (увеличения стоков) в счет выполнения своих обязательств. Эта система охватывает более 15 тыс. предприятий и компаний в 23 странах. Аналогичные схемы регулирования парниковых выбросов внедряются и в странах, не присоединившихся
к Киотскому протоколу. Например, в 25 штатах США реализуются программы ограничения выбросов парниковых газов, а в Чикаго еще в 2003 г. начала работу первая в мире климатическая биржа (Chicago climate exchange). Соответствующая программа принята и в Австралии.

Второй механизм – «совместного осуществления» – ориентирован на передачу образовавшихся единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ) иностранному инвестору. Участие в данном механизме могут принимать страны из списка Приложения I Киот­ского протокола, в который входит и Республика Беларусь. В данном механизме государство уполномочивает предприятие, на котором реализуется проект совместного осуществления, передать ЕСВ по договору иностранному инвестору, принимающему участие в финансировании проекта совместного осуществления. Участвовать
в механизме «совместного осуществления» имеют право отдельные предприятия разной формы собственности при условии прохождения проекта через независимую международную экспертизу и получения одобрения от государства. Средства от продажи ЕСВ могут поступать непосредственно на счет предприятия, которое реализует проект совместного осуществления.

Третий механизм – «чистого развития» – аналогичен механизму «совместного осуществления». В нем Республика Беларусь или ее предприятия выступают в качестве инвестора в проекты по сокращению выбросов (или повышению стоков) парниковых газов в странах из списка Приложения II к Конвенции об изменении климата,
в который входят развивающиеся страны. В этом случае Республика Беларусь как страна Приложения I к Конвенции сама может выступать в качестве покупателя углеродных единиц сертифицированных сокращений выбросов.

Сегодня Республика Беларусь не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов и, следовательно, теоретически может принимать участие в установленных Киотским протоколом рыночных механизмах по передаче квот на выбросы (ст. 6 и 17) в качестве продавца. Однако реально реализовать свое право продавца квот на выбросы парниковых газов Республика Беларусь сможет после определения национальной квоты на выбросы.

На основе международно-правовых документов в Республике Беларусь ведется активная нормотворческая деятельность в области правового обеспечения использования механизмов Конвенции об изменении климата и Киотского протокола. В частности, утверждены программные документы: Стратегия снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007–2012 годы, План мероприятий по реализации положений Киотского протокола на 2005–2012 годы. Создана и действует Государственная комиссия по проблемам изменения климата, учрежден Национальный реестр углеродных единиц Республики Беларусь. Разработаны и приняты положение о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, положение
о национальной системе инвентаризации парниковых газов, положение о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления. Постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждены Инструкция о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь, Инструкция о порядке проведения комплексной оценки предложений о реализации проектов совместного осуществления, Инструкция о порядке ведения учета предложений о реализации проектов совместного осуществления.

Важнейшим условием реализации положений международных соглашений в области охраны климата является сбор информации о состоянии климатических ресурсов, в рамках которого формируется государственный климатический кадастр. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» государственный климатический кадастр представляет собой систематизированный свод данных, основанный на гидрометеорологической информации о совокупности атмосферных условий (температура воздуха, облачность, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков и т. п.), характерных для определенной территории в силу ее географического положения, меняющихся в течение года, варьирующих в определенных границах от года к году, но незначительно меняющихся от одного многолетнего периода к другому. Порядок ведения государственного климатического кадастра, а также состав его данных и порядок их предо­ставления определяет Совет Министров Республики Беларусь. Ведение государственного климатического кадастра относится к работам общегосударственного значения в области гидрометеорологической деятельности, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный климатический кадастр включает в себя систематизированную совокупность значений климатических характеристик, статистически полученных из многолетнего ряда метеорологических наблюдений, проводимых на стационарных пунктах гидрометеорологических наблюдений. На основании анализа значений климатических характеристик, составляющих государственный климатический кадастр, проводится оценка климата, в том числе выявление климатических особенностей.

Данные государственного климатического кадастра используются для:

• учета значений климатических характеристик при планировании деятельности отраслей экономики и рационального размещения производительных сил;

• агроклиматического районирования, размещения сельскохозяйственных культур, планирования агротехнических меро­приятий;

• промышленного, транспортного, энергетического, водохозяйственного и гражданского строительного проектирования, планировки и застройки населенных пунктов;

• разработки государственных стандартов на технические изделия, спецодежду, нормы топлива и других государственных и ведомственных нормативов;

• проектирования оздоровительных учреждений, биоклиматического обоснования зон отдыха и туризма;

• разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения и по оздоровлению окружающей среды;

• оценки изменений климата, в том числе и под влиянием антропогенных факторов;

• ведения других государственных кадастров природных ресурсов;

• иных нужд в случаях, предусмотренных законодательством.

Данные государственного климатического кадастра относятся к гидрометеорологической информации общего назначения.

В целях выполнения обязательств Республики Беларусь по ежегодной разработке и представлению отчетности по Рамочной конвенции ООН об изменении климата ведется государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (государственный кадастр парниковых газов), который представляет собой систематизированный свод документально подтвержденных сведений об источниках выбросов, а также поглотителях парниковых газов, отражающий их динамику. Государственный кадастр парниковых газов предназначен для анализа и прогнозирования выбросов и поглощения парниковых газов, организации системы государственного контроля за выбросами и поглощением парниковых газов. Данный кадастр содержит информацию о выбросах и поглощении парниковых газов с прямым и косвенным парниковым эффектом, а также о любых других газах, решение по которым принято на Конференции Сторон Конвенции об изменении климата и позволяет учитывать источники выбросов парниковых газов, от которых они поступают в атмосферный воздух. Сведения государственного кадастра парниковых газов основаны на данных инвентаризации парниковых газов, которая представляет собой сбор, обработку, хранение и анализ данных, необходимых для оценки, расчета или измерения фактических выбросов и поглощения парниковых газов. Организацию и координацию функционирования системы инвентаризации парниковых газов и ведения государственного кадастра парниковых газов осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.