Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов




Николаева

Планирование — важнейшая функция экономического управле­ния предприятием в рыночной экономике.

Развитие рынка способствует постепенному росту понимания важности планирования в условиях острой конкуренции, нестабиль­ности и необходимости определения направленной долгосрочной пер­спективы развития торгового предприятия. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование коммерческой орга­низации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предпри­ятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнориро­вание или некомпетентное осуществление зачастую приводят к боль­шим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Многогранность задач и функций торговли отражается в неодноз­начности определения сущности планирования торгового предприятия как хозяйствующего субъекта рыночной экономики.

Суть всех рассуждений сводится к следующему.

Планирование — это:

1) естественная часть менеджмента, состоящая в умении увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;

2) важнейший способ управления экономикой, сознательное ре­гулирование темпов и пропорций ее развития;

3) комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.

Планирование в торговле — экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.

Планирование на уровне предприятия — это разработка и кор­ректировка планов, включающая

  • предвидение,
  • обоснование,
  • конкре­тизацию,
  • описание деятельности хозяйственного субъекта на ближай­шую и отдаленную перспективу.

Планированию на уровне торгового предприятия присущи следу­ющие основные функции:

1) выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию соци­альных и рыночных процессов;

2) определение параметров, темпов и пропорций хозяйственных процессов на торговых предприятиях, адекватных рыночной конъюн­ктуре;

3) планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения об­щей и частных целей хозяйствующего субъекта.

Таким образом, планирование — это способ достижения страте­гических и тактических целей предприятия на основе сбалансирован­ности и последовательности выполнения всех хозяйственных операций.

В качестве эффективности планирования выступает его полезность, а вклад в эффективность оценивается по предполагаемо­му качеству принимаемых решений. Это вытекает из сущности планиро­вания, проявляющейся в том, что:

■ оно базируется на выборе из множества возможных альтерна­тив развития фирмы в будущем;

■ планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достиже­ния; разрабатываются, детализируются и увязываются планы, отража­ющие различные стороны ведения экономики фирмы;

■ отправной точкой планирования прибыли является достиже­ние цели фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высо­ких результатов ее хозяйственной деятельности.

Планирование выступает как система последовательных управ­ленческих решений, направленных на определение:

■ конечных и промежуточных целей;

■ задач, решение которых необходимо для достижения намечен-

■ средств и способов их решения;

■ требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

Таким образом, планирование представляется в виде взаимосвязан­ных шагов по преодолению соответствующих проблем торговой едини­цы и состоит из поиска, анализа, синтеза, измерения, прогнозирования, оценки, обсуждения, сравнения и выбора оптимального управленче­ского решения.

Алгоритм планирования на торговом предприятии можно пред­ставить системой связанных между собой логикой управления фир­мой стадий планирования, представленных на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Этапы планирования деятельности фирмы

Суть планирования на торговом предприятии раскрывается че­рез его задачи:

1) обоснование и определение основных направлений, пропорций развития предприятия;

2) конкретизация целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период;

3) определение хозяйственных задач, средств их достижения, сро­ков и последовательности реализации;

4) выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач;

5) максимальное использование внутренних резервов хозяйству­ющего субъекта в рыночной деятельности.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заранее учитывать по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нор­мального функционирования и развития торгового предприятия.

Результатом вышеназванных управленческих решений служит конкретный план, соответствующим образом отраженный в приказах, распоряжениях и других документах и являющийся обязательным для исполнения (рис. 2.4).

Итак, планирование помогает ответить на многие важные вопро­сы: какова экономическая позиция предприятия, как характеризуют­ся итоги и условия его деятельности, как и при помощи каких ресур­сов будут реализованы цели предприятия?

Рис. 2.4. Схема исполнения плана торгового предприятия

 

Общую систему планов торгового предприятия можно представить в виде схемы (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Общая система планов торгового предприятия

Планирование предпринимательской деятельности в торговле в зарубежной и современной отечественной практике основано на биз­нес-плане (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Бизнес-план коммерческого предприятия

Бизнес-план — это документ, описывающий все основные аспек­ты будущего коммерческого мероприятия и анализирующий пробле­мы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их ре­шения.

Бизнес-план начинается с резюме, которое открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним. Объем резюме не дол­жен превышать 3—4 машинописных страниц, а само изложение долж­но быть простым, лаконичным и доступным. Максимальное внимание следует уделять разъяснению назначения нового товара, торговой ус­луги или вновь образуемого предприятия, характеристике их отличи­тельных особенностей и обстоятельств, привлекающих потребителей. Здесь же выделяют сроки и источники финансирования проекта, а на последних страницах резюме указывают финансовые результаты, ожи­даемые от проекта. После этого излагают основные разделы бизнес-плана. Охарактеризуем их типовую для торговых субъектов структуру.

В первом разделе, как правило, описываются товар, услуга, ради производства которых задумывался весь проект. В этом разделе биз­нес-плана должны быть зафиксированы: наглядные данные будущего продукта или услуги (описание, модели, фотографии, проекты и т.д.), сведения о круге потенциальных потребителей; описание целевых рынков и места фирмы на них.

Во втором разделе оценивается рынок сбыта товара. Здесь про­водится исследование товарного рынка, на котором будет действовать предприятие. Основное внимание уделяется изучению тенденций раз­вития спроса, его соответствия товарному предложению и прогнози­рованию емкости товарного рынка. В этом же разделе изучается рабо­чая среда, анализируется информация о возможных конкурентах: их товар, качество продукции, примерные цены и условия продажи.

В третьем разделе приводится план маркетинга. Он представля­ет собой самостоятельный, чрезвычайно важный документ для внут­рифирменного пользования. К основным элементам плана маркетин­га относятся: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продажи, организация послепродаж­ного обслуживания покупателей, формирование общественного мне­ния о предприятии и его товарах.

В четвертом разделе рассматривается план (программа) дей­ствий, связанных с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией товаров и обслуживанием покупателей. Здесь описываются ос­новные технологии, на которых строится реализация проекта. Глав­ная задача раздела — доказать, что предприятие в состоянии прода­вать нужное количество товаров надлежащего качества.

Пятый раздел — план по труду, включающий организационные меры, которые призваны способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана. Это способы управления реализацией проекта, работа организационных структур управления им, методы координации дей­ствий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров, учета, контроля и т.д. Таким образом, в разделе рассматривается, кем будет организовано новое дело на предприятии, как планируется наладить работу персонала и в какой мере персонал соответствует поставлен­ным целям.

Шестой раздел — юридический план. В нем рассматриваются правовые аспекты предприятия, в частности организационно-право­вые формы хозяйствования.

В седьмом разделе освещаются оценка, прогнозирование и управ­ление разного рода рисками (рыночными, инвестиционными, коммер­ческими и т.п.), т.е. определяется, что необходимо предпринять, чтобы свести риски к минимуму.

В восьмом разделе рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в сто­имостном выражении (прогноз объема реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица расходов и затрат, баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности).

Девятый раздел, завершающий бизнес-план, представляет стра­тегию финансирования бизнес-проекта и характеризует его эффектив­ность. Здесь определяются средства, необходимые для финансирова­ния идеи, источников их получения, срок окупаемости затрат. В числе основных сводных показателей эффективности — прибыль и рента­бельность проекта. В этом же разделе учитывается социальная эффек­тивность бизнес-плана, анализируются долговременные последствия бизнес-проекта.

3. Капитал предприятия: структура. формирование. показатели эффективности использования.

Ерохина

Имущество можно классифицировать по ряду признаков.

1. Имущество, находящееся в собственности (владении) или в оперативном управлении предприятий, организаций и учреждений, подразделяется:

— на движимое;

— недвижимое.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, обо­собленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назна­чению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, зда­ния, сооружения. Сюда же относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимое имущество составляют вещи, не относящиеся к недви­жимым, включая деньги и ценные бумаги.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

2. По физической форме, роли и месту в торгово-технологическом процессе, по влиянию на экономику предприятия имущество последнего подразделяется:

— на внеоборотные активы (рис. 2.1);

— оборотные активы.

 

Рис. 2.1. Состав внеоборотных активов предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения

 

Общим признаком внеоборотных активов является длительный жизненный цикл — не менее одного года. Он обусловливает длитель­ность процесса амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название - внеоборотные, или низкооборотные, активы. Их также

называют иммобилизованными фондами. Состав и структура внеобо­ротных активов могут существенно различаться. Однако главной со­ставляющей для большинства предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения, являются длительно иммобилизован­ные фонды, а среди них — основные фонды. Длительно иммобили­зованными считаются реальные ценности и нематериальные активы, используемые предприятием на протяжении определенного аморти­зационного периода, превышающего один год.

Имущество предприятий, функционирующих в сфере товарно­го обращения,— это материально-вещественные ценности торгового и неторгового назначения, необходимые для выполнения своих функ­ций, или долгосрочные, нематериальные и текущие активы.

К долгосрочным активам относятся основные средства, вложен­ные в здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочие сред­ства долгосрочного характера. Они называются недвижимым имуще­ством, или недвижимостью. Сюда же относятся долгосрочные (на срок более одного года) инвестиции предприятия в акции и другие цен­ные бумаги, в уставные капиталы других предприятий.

Нематериальными являются активы, не имеющие материально-вещественной основы и используемые в течение длительного време­ни. К ним относятся права пользования природными ресурсами, зда­ниями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии, репутация предприятия, круг постоянных клиентов, фирменное название и ис­пользуемые товарные знаки, ноу-хау и др.

К текущим активам предприятия относятся производственные запасы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, товарные запасы, денежные средства, краткосрочные (не более одного года) фи­нансовые вложения в ценные бумаги и т.п., дебиторская задолжен­ность и прочие активы. Текущие активы составляют оборотные сред­ства предприятия.

Капитал — это средства, которыми располагает субъект хозяй­ствования для осуществления своей деятельности в целях получения прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.