Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сократ, Платон, Аристотель

Софисты – первоначально их понимали как мудрецов, позже слово стало синонимом утонченного, но вводящего в заблуждение суждения.

Протагор (481-411 гг. до н.э.) заметил, что о всяком предмете «можно сказать двояко и противоположным образом». Это искусство говорить «двояким образом» приносило прибыль. В них нуждались политики, купцы.

Горгий говорил: «Серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же серьезностью».

Пример: Горгий: «5» - четное или нечетное число? Купец: - Нечетное. Горгий: - Неправильно! Т.к. 5 состоит из 2 и 3, значит, 5 – это и четное и нечетное число!

 

Постепенно внимание начинает приковываться не к Богам, и не к природе, а к человеку и познанию.

 

Эта проблематика проявляется у софистов, так называемых платных учителей мудрости. Они пользовались софизмами.

Софизмы – это замаскированная ложь. Суть их – в нарушении правил логики (тогда она еще не была развита, разовьет ее Аристотель и объяснит, почему из правильных суждений получается неправильное умозаключение).

Софисты считали, что истины нет, у каждого свое мнение (кто-то считает субстанцией воду, кто-то огонь и т.д. А кто прав? – не понятно /практика была неразвита, чтобы всё проверить/. А значит, решили они, истина – это то, что мне выгодно. (В ХХ в. Эти мысли развивает прагматизм. Он особенно распространен в США).

Наиболее известно изречение софиста Протогора: «Человек есть мера всех вещей».

 

Сократ (469-399 гг. до н.э.) критиковал софистов. Он внес большой вклад в развитие теории познания. Известен его девиз: « Познай самого себя ». Это означало, что познавая себя, мы познаем в себе общее с другими людьми, т.е. познаем «человека вообще». И тут он задумался о понятиях, которые и выражают общее. Как существуют общие понятия, где они? Ведь они есть! Возможно, есть какой-то особый мир понятий… Он впервые вводит понятие «знания о незнании» – это противоречие толкает вперед познание.

Сократу характерен этический рационализм, те.: он считал, что для того, чтобы делать добро, надо знать, что такое добро (опять речь идет об общих понятиях). Потом Аристотель будет критиковать его, отмечая, что многие знают, что такое хорошо, но поступают плохо, т.е. знания и ценности никогда полностью не совпадают.

Классический период древнегреческой философии. Платон. Аристотель.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – первым осознал различие материализма и идеализма. Сам он был объективным идеалистом. Первичным считал сверхъестественный мир идей-понятий.

Душа пребывала в мире идей пока не отпала от него и не обрела материальную оболочку. Нет смысла познавать неподлинный, меняющийся мир вещей, надо припомнить идеи, которые душа раньше знала, т.е. нужно рассуждение, иначе говоря, умозрение: «Мышление – разговор души самой с собой о былых встречах с богом». Его теория познания – это теория припоминания.

Его интересовали и социальные явления. Так, он написал утопию «Государство». Там он рисует якобы идеальное общество, но оно скорее напоминает некий казарменный коммунизм…

Платон впервые выделяет в обществе социальные слои. Есть правители. Им присуща мудрость. У них наиболее развит разум как одна из 3-х частей души. Далее, есть воины. Им присущи храбрость, мужество. У них развита такая часть души как воля и благородные желания. И есть земледельцы и ремесленники. В их душе преобладают чувственные влечения и у них надо воспитывать благоразумие и умеренность. Главное – дать образование правителям и воинам. Им надо давать: - гимнастику для тела; обучать чтению, письму, музыке, этике; научить арифметике, геометрии, астрономии, теории музыки; а правителей учить еще и философии.

Его школа называлась Академией…

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Вслед за своим учителем Платоном, Аристотель считал, что идеи есть и они – причина вещей. Но идеи в самих вещах, а не в каком-то ином мире. Идеи – это общее в вещах.

(Каждая единичная вещь содержит идею как субстанцию, и содержит субстрат как материальное начало).

Идеи – это форма, а материальное начало – содержание. (Например, медный шар: шар – форма, медь – содержание). Главное, по Аристотелю, - форма.

Какие выводы следуют отсюда? мир един. Он – духовно-материальный, реально существующий, и надо изучать именно его. Эти взгляды позволили развиться науке.

Сам он стал основоположником множества наук, основал формальную логику. (Был учителем Александра Македонского).

Его можно считать дуалистом.

Его школа называлась Лицей. Их еще называли перипатетиками, т.к. рассуждали прогуливаясь…

По Аристотелю, наилучшие формы государства: монархия, аристократия, умеренная демократия. А худшие: тирания, олигархия, охлократия.

3 рода душ: разумные (человек), чувственные (животные) и растительные. Человек – общественное животное…

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалистические тенденции в древнегреческой философии | Философия эпохи эллинизма. 4-3-й в. до н.э. – начало кризиса рабовладельческой демократии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.