КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ремонтное оборудование
Разборочно-сборочное оборудование. Конвейеры. Тележки. Подъемно - транспортное оборудование. Структура подъемно-транспортного оборудования в системе ТО и ремонта автомобилей представлена на блок-схеме: Подъемно-транспортное оборудование
Домкраты предназначены для вывешивания колес и частей кузова автомобиля. В основном применяются на мелких СТО при проведении ремонта подвески и шиномонтажных работах. По устройству различаются на винтовые, реечные, гидравлические, телескопические и гидравлические подкатные. Наибольшее распространение получил последний тип домкратов. Грузоподъемность этих устройств от 1,5 до 3,5 т.; высота подъема до 0,55 м. Тали предназначены для поднятия и опускания частей автомобиля, узлов или агрегатов в пределах рабочего места или поста. Бывают ручные и электрические, стационарные и съемные. Наиболее часто применяются на постах замены агрегатов на участках по ремонту агрегатов (моторный, КПП и т. д.). Грузоподъемность составляет от 0,5 до 10 000 кг.
Краны предназначены для поднятия, опускания, перемещения и укладывания агрегатов, узлов, запасных частей автомобиля, как в пределах рабочего места, так и по цеху, зоне, складу и т. д. Краны подразделяются на: - консольные краны (консоли); - мостовые краны; - кран-балки; - краны-штабелеры. Консольные краны, как правило, применяют на участках по ремонту агрегатов для их поднятия и перемещения в пределах рабочего места. Бывают свободностоящими (колонными) и пристенными поворотными. Наиболее часто работают совместно со стендами для разборки-сборки агрегатов и моечными установками. Грузоподъемность консольных кранов зависит от вылета стрелы:
Кран-балки применяются для поднятия, опускания и транспортировки автомобилей и их агрегатов в пределах производственного корпуса, зоны или участка. Кран-балками, как правило, оборудуются зоны текущего ремонта АТП, зоны ТО-2, корпуса крупных СТО и АРП.
Краны-штабеллеры используются для обслуживания складов с многоярусными стеллажами. Бывают подвесными и опорными. Имеют электромеханический привод и перемещаются, как правило, по рельсам.
Подъемники предназначены для вывешивания автомобиля или его составных частей. Применяются в зонах технического обслуживания и текущего ремонта АТП, СТО. Номенклатура применяющихся в настоящее время подъемников достаточно широкая и включает в себя изделия российского и зарубежного производства. Наиболее известные российские марки: ГАРО, ФОРМЗ, АСО, АТС. Наиболее известные зарубежные марки: ОМА, ОМСN, RAV – Италия; NUSSBAUM, Gruber & Stein – Германия. Грузоподъемность “П” для легковых автомобилей составляет, как правило, от 3 до 5 тонн; для грузовых автомобилей – от 5 до 24 тонн (из расчета до 4-х тонн на 1 стойку). По типу подъемники могут быть стационарными и передвижными. По характеру выполняемых на “П” работ и месторасположению могут быть: а) напольными, б) канавными, в) вмонтированными на уровень поля.
По типу подъемного механизма: а) винтовые и реечные (с электромеханическим приводом), б) рычажные, в) плунжерные, г) цепные.
По типу привода: - с электромеханическим приводом, - с гидравлическим приводом, - с пневматическим приводом. По способу подъема автомобиля (агрегата): - с универсальными подхватами, - с подхватами под колеса, - со специальными подхватами под агрегаты, - площадочные. Все подъемники в обязательном порядке должны оснащаться страховочными элементами. Наиболее распространенными из них являются: а) страховочные гайки на подъемниках с винтовым типом подъемного механизма; б) гидрозамки на гидравлических плунжерных подъемниках; в) храповые механизмы и защелки на реечных и цепных подъемниках;
г) подставки, механические распорки.
Тележки предназначены для транспортировки агрегатов и узлов автомобиля в пределах зоны или участка при выполнении вспомогательных операций технологического процесса. Применяются чаще всего в зонах ТО-2 и ТР автотранспортных предприятий и СТО, а также на специализированных ремонтных участках АРП и АТП. В сфере ТО и Р автомобилей применяются следующие виды тележек: - инструментальные; - универсальные для перевозки узлов и агрегатов: с подъемным шасси, с подъемным столом, обычные; - специальные для отдельных узлов: обычные с подъемным механизмом. Примеры: тележка для снятия колес, тележка для перевозки АКБ. В РФ наибольшее распространение нашли тележки ГАРО и “Сорокинструмент”. Грузоподъемность – до 500 кг; нагрузка на полку – до 45 кг. Предназначены для непрерывного или периодического перемещения автомобиля или его агрегата, узла, детали в процессе проведения ТО или выполнения ремонтных работ. Применяются: - на линиях ТО крупных АТП для перемещения автомобилей по постам ТО-1, ТО-2; бывают: несущие пластинчатые и тросовые (цепные) грузоведущие - специализированных ремонтных участках АТП и АРП для транспортирования агрегатов и деталей между участками или отдельными операциями, в основном при разборочно-сборочных и малярных работах. Это, как правило, бывают подвесные пути.
Разборочно-сборочное оборудование предназначено для механизации разборочных и сборочных операций (переходов) при проведении ремонтных работ автомобиля, его узла или агрегата. Применяются в зонах ТО-2 и ТР АТП и СТО, а также практически на всех специализированных ремонтных участках и цехах, в которых производится ремонт агрегатов и узлов автомобиля. Разборочно-сборочные работы занимают важное место при ремонте автомобиля, например, доля разборочных работ в общей трудоемкости КР автомобиля достигает 12%, а сборочных – до 29%. При этом правильная организация разборочно-сборочных работ и применение эффективных средств механизации позволяют исключить многие возможные дефекты деталей (трещины, обломы, погнутость, срыв резьбы) и обеспечить возможность повторного использования до 70% деталей. Тем самым снижается себестоимость ремонта на 6-8%. Структура разборочно-сборочного оборудования в сфере ТО и ремонта автомобилей представлена на блок-схеме:
Большинство ремонтируемых агрегатов автомобиля и некоторые узлы имеют большую массу и габариты. Поэтому при разборке и сборке возникает необходимость их установки и надежного закрепления. Эта задача решается применением специальных разборочно-сборочных стендов. Многообразие стендов определяется номенклатурой ремонтируемых агрегатов. Стенды бывают: - стационарные и передвижные; - с ручным, механическим, электромеханическим, гидравлическим, пневматическим приводом; - с числом степеней свободы объекта разборки-сборки “0”, “1”, “2” и “3”. Примеры 1) стационарный стенд для разборки двигателей с электромеханическим приводом, 3 степени свободы
2) передвижной стенд для разборки двигателей с механическим приводом, 3 степени свободы. Как правило, стенды оснащаются поддонами для сбора масла, ящиками для метизов, подвесами для гайковертов и инструмента, а некоторые стационарные стенды вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием: консолями, рольгангами, тележками. Для разборки-сборки узлов автомобиля, например, сцеплений, рулевых тяг, ГУРа, компрессоров и т.д. используются приспособления, закрепляемые на специальных верстаках или специальных столах. Также как и стенды приспособления решают задачу закрепления узлов во время разборки-сборки, однако с несколько иной целью, а именно: а) обеспечить удобство разборки-сборки путем возможности доступа к узлу с разных сторон; б) удержать узел при приложении к нему усилий для разборки-сборки резьбовых или прессовых соединений. Приспособления также могут иметь различные типы приводов (механический, электромеханический, гидравлический, пневматический), и, как правило, обеспечивают объекту р/с до 2-х степеней свободы. Некоторые приспособления совмещают функцию закрепления узла с возможностью выполнения каких-либо других разборочно-сборочных или вспомогательных операций.
Резьбовые соединения составляют до 60-70% всех соединений в автомобиле, поэтому операции по их разборке-сборке подлежат механизации в первую очередь. С этой целью применяются гайковерты. Гайковерты делятся на: - стационарные, передвижные и подвесные; - по типу привода: пневматические, гидравлические, электромеханические; - по характеру действия: обычные и ударного действия; - по количеству точек приложения Мкр: одно- и многошпиндельные. Основной характеристикой гайковерта является развиваемый им крутящий момент Мкр Н*м (кг*м). “Г” оснащаются ограничителями Мкр: фрикционные или зубчатые муфты; реле нагрузки на электродвигателе; редукционные пневмо- и гидроклапана. Ввиду большого веса гайковертов используются специальные подвески: при Мкр ≤10 кгс*м – эластичные; при Мкр >10 кгс*м – жесткие. При больших Мкр применяют стационарные или передвижные гайковерты, которые могут иметь несколько шпиндельных головок. Передвижные гайковерты, предназначенные для разборки отдельных резьбовых соединений на автомобиле, имеют специальные тележки с подъемным механизмом: гайковерт для гаек колес; гайковерт для гаек стремянок рессор.
Для разборки прессовых соединений, которых в автомобиле насчитывается до 30% от общего числа соединений, используются, в основном, прессы. Прессы бывают: - стационарные и настольные (до 3 т.с.); - по типу привода: ручного действия, пневматические, электрогидравлические; - по назначению: универсальные и специализированные для разборки одного типа соединений; - по конструкции: траверсные, консольные, штоковые, пуансонные и т.д. Прессы ручного действия делятся на: реечные, винтовые, эксцентриковые и гидравлические с усилием соответственно до 15кН, 50кН, 10кН, 50кН. Чаще всего это настольные (верстачные) прессы универсального и специального назначения. Например, пресс для разборки форсунок. Пневматические прессы широко распространены из-за простоты конструкции и высокой производительности. Рmax ≤ 50кН. Используются как стационарные либо верстачные устройства в основном специального назначения. Например: пресс для сборки ШПУ. Электрогидравлические прессы характеризуются большим развиваемым усилием до 60 т.с. и более (600 кН). Как правило, они бывают траверсные, стационарные универсального назначения. Основные производители прессов: РФ – ГАРО, АСО; Италия – ОМА.
Разборка-сборка клепочных соединений производится при ремонте рам автомобилей, дисков сцепления, тормозных колодок. Работы по клепке достаточно трудоемки и требуют механизации. Для этих целей применяют скобы пневматические и гидравлические, а также пневматические стенды на наклепки дисков сцепления и тормозных колодок. По способу образования замыкающей головки клепка может быть ударной (до Ø6мм) и клепка давлением (до Ø25 мм). Кроме того, диаметр заклепок определяет выбор типа устройства: ≤ 8 мм – пневматические и гидравлические; > 8 мм – только гидравлические. В качестве вспомогательного оборудования для скоб используются подвесы и консоли.
Ремонтное оборудование предназначено для выполнения операций и переходов, связанных с восстановлением агрегатов, узлов и деталей автомобиля в ходе проведения их ремонта. Ремонтное оборудование применяется на специализированных ремонтных участках (цехах) АТП, СТО, АРП. Функционально-технологическая классификация “Р” оборудования представлена на блок-схеме:
Классификация ремонтного оборудования производится также по ремонтируемым агрегатам, узлам и системам автомобиля, а именно: а) кузов; б) двигатель, включая ЦПГ, КШМ, ГРМ, систему питания, смазки, охлаждения; в) сцепление; г) КПП и ГМП; д) карданные передачи; е) главная передача; ж) передние и задние мосты (оси); з) приборы тормозной системы и механизмы; и) рулевое управление; к) приборы электрооборудования; л) колеса и шины; м) узлы подвески. Разборочно-сборочные операции являются основными в технологическом процессе ремонта любого узла или агрегата. При этом помимо типового разборочно-сборочного оборудования (см. п.2.6) очень часто используется разборочно-сборочное оборудование, учитывающее специфические конструктивные особенности узла или агрегата. Например: стенд для разборки-сборки стоек типа “Мак-ферсон”; установка для перепрессовки втулок распредвала; установка для отвертывания гаек шатунов. Особое положение в этом ряду занимают установки для монтажа-демонтажа шин колес автомобиля, чаще всего называемые шиномонтажными стендами. Основное назначение “ШС” – отбортовка шин и снятие шин с диска колеса. Как правило, это стационарные устройства, которые могут быть: по типу привода: - гидравлические; - пневматические; - электромеханические; - комбинированные. по типу отбортовочного устройства: - с отжимными лопатками (клинами); - вращающиеся с отжимными роликами; - вращающиеся с фигурной лопаткой. Для грузовых автомобилей чаще всего используются гидравлические, пневматические или комбинированные стенды с отжимными лопатками или роликами:
а) с отжимными лопатками; б) комбинированный с отжимными роликами. Преимуществом варианта “б” является лучшая сохранность бортов шины при разбортовке. Подобные стенды в РФ выпускают заводы ГАРО, например, модель Ш515, масса 800 кг, усилие до 25 т.с., производительность 10 шин/час. Для колёс легковых автомобилей применяются в основном электромеханические стенды с фигурной лопаткой, и как опция к ним добавляется устройство с одной отжимной лопаткой, имеющее пневматический привод. Такие стенды выпускаются в РФ как заводами ГАРО (мод. Ш514), так и специализированными фирмами: Сивик г.Омск; АСО. Иностранные фирмы: - Giuliano (Италия); - Beissbarth (Германия); - Sapiens (Италия). Масса 200 кг; усилие отжима до 1,5 т.с.; диапазон ремонтируемых колёс 10”-20”. Для осуществления при ремонте узлов и деталей автомобиля операций правки используются прессы (см. п.2.6) и специальные стенды (установки). Наиболее типичными объектами правки в автомобиле являются: коленчатый и распределительный валы ДВС; шатуны ДВС; балки передних осей грузовых автомобилей и автобусов; диски колёс легковых автомобилей; листы рессор г/а и автобусов; кузова легковых автомобилей и кабины г/а. Наибольший интерес в этом ряду представляют стенды для ремонта кузовов легковых автомобилей. Данные стенды состоят из: - жесткой усиленной рамы (стапеля), предназначенного для надежного закрепления кузова во время ремонта. Крепление кузова чаще всего осуществляется за отбортовку порогов, реже – за прочие конструктивные элементы кузова. Стапель может устанавливаться на полу неподвижно, либо на специальном подъемнике и оборудуется трапами; - одного или нескольких силовых элементов – растяжек, оборудованных гидравлическим ручным, реже – механическим приводами; - набора крепежных стоек; - набора контрольных подвесок; - набора специальной оснастки для обеспечения выравнивания (вытягивания) различных элементов кузова. Стенды по ремонту кузовов получили широкое распространение на СТО в РФ. Выпускаются заводами ГАРО (модель Р620) и специализированными фирмами, например, “Сивик” (модели “Мастер” и “Профессионал”). Из импортного оборудования в РФ распространены стенды: OMCN - Италия, AUTOROBOT- Финляндия, CAR BENCH - Германия. Эти устройства имеют до 3-х силовых устройств с усилием до 10 т.с. Импортные стенды оснащаются компьютеризированной системой активного контроля за процессом правки кузова по пространственным координатам. Контрольная точка выводится в нормальное местоположение с помощью силового элемента и закрепляется в пространстве относительно “выставленного” основания. Этим самым освобождается рабочий и силовые приспособления для дальнейшей работы по кузову.
Оборудование для механической обработки деталей представлено широкой гаммой специализированных станков и установок. Наиболее типичные конструкции – станок для расточки гильз цилиндров, установки для расточки отверстий под пастели коренных подшипников, установки для расточки втулок распредвала, установки для шлифовки фасок клапанов, установки для проточки тормозных барабанов, дисков и тормозных колодок, установки для высверливания шпилек и т.д. В основном данные станки и установки имеют электромеханический привод. При этом механическая часть обеспечивает получение различных параметров работы выходного звена, что в свою очередь обеспечивает различные режимы механической обработки. В установках может применяться как универсальный, так и специальный режущий инструмент: сверла, резцы, шлифовальные круги или бруски, фрезы. Ряд ремонтных работ, связанных с механической обработкой деталей, выполняется на универсальных станках. При этом применяются станочные приспособления. Примеры: - расточка тормозных барабанов на токарно-винторезном станке; - фрезерование ГБЦ на фрезерном станке; - высверливание обломанных шпилек на сверлильном станке.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |