Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-правовой контроль на гражданской службе

Гражданское общество в России и гражданская служба

Цели и задачи изучения темы: получить представление о типах, видах и принципах социально-правового контроля; иметь представление о проблемах, связанных с бюрократизмом и коррупцией на государственной службе, и путях их решения; получить представление об оптимизации взаимодействия гражданского общества и государства.

 

Процесс демократизации социальной жизни затрагивает и вопросы превращения гражданской службы в открытую для населения структуру. Демократизация гражданской службы – это деятельность по расширению и усилению открытости государственного аппарата управления для окружения. Важнейшие ее направления: непосредственное участие населения в выработке, принятии и выполнении государственных правовых актов; совершенствование самоуправления; передача управленческих функций полномочий сверху вниз; соблюдение руководителями прав трудовых коллективов; обеспечение подотчетности аппарата управления выборным органам; создание подчиненной выборным органам власти единой системы общественно-государственного контроля; постоянное информирование общества о результатах своей деятельности.

Согласно доктрине дихотомии (двойственности) государственная власть делится на политическую и административную (гражданская служба). Стороны властной дихотомии находятся не только в единстве, но и в постоянной борьбе. Политическая власть является определяющей в государственном управлении, тогда как административная власть – определяемой. Вместе с тем административная власть имеет постоянное стремление к захвату все больших полномочий в государстве. Для того чтобы гражданская служба не трансформировалась в администрократию, необходим повсеместный социально-правовой контроль – внутренний и внешний. Внутренний контроль, проводимый государственными структурами, предполагает постоянно совершенствующиеся императивы эффективности и рентабельности. Внешний контроль направлен на мобилизацию демократических институтов гражданского общества к соучастию в разрешении проблем и нужд государства и общества.

Как можно совместить в современных условиях качественную политику и профессиональную гражданскую службу?

Решение данной проблемы состоит в том, чтобы обеспечить ответственность гражданских служащих за свои действия по следующим направлениям:

- надо отбирать и обучать гражданских служащих таким образом, чтобы они действовали в соответствии с профессиональными стандартами и соблюдали профессиональный этический кодекс, который следует как можно быстрее разработать и принять;

- гражданские служащие должны быть подотчетны выборным и назначаемым политическим должностным лицам и контролируемыми ими;

- надо также усилить контроль со стороны судов за деятельностью гражданской службы, особенно по защите прав и свобод личности и собственности от неправильных действий гражданских служащих;

- следует продумать формы социального контроля за деятельностью гражданских служащих, гражданское общество должно иметь возможности для непосредственного воздействия на улучшение качества гражданской службы.

Социально-правовой контроль – повседневная функция государственного или социального (существующего в гражданском обществе) управления, предполагающая наличие специальных контрольных служб. Следует отметить, что в советском государстве органы контроля сочетали государственную и общественную проверку исполнения и образовывали единую систему, возглавляемую союзно-республиканским органом – комитетом народного контроля. Он имел широкие права, в т.ч. право налагать на виновных должностных лиц взыскания, проводить денежные начеты, отстранять от занимаемой должности и др. однако органы народного контроля несколько ограниченно реализовывали функции финансового контроля.

В целом контрольная функция советского государства на всех этапах считалась наивысшей задачей государственного строительства. Вместе с тем на определенном этапе советской истории система контроля начала проявлять сбои. В процессе ликвидации советской власти были ликвидированы прежние системы государственного, партийного и народного контроля. Это способствовало нарастанию в государстве и других органах бюрократизма, фактов коррупции и вовлечению работников в мафиозные и другие криминальные структуры. Для преодоления данных явлений стоит задача в возможно сжатые сроки создать заново систему государственного контроля.

Государственный и социальный контроль необходим обществу, т.к. позволяет проверять эффективность принимаемых государственных решений с точки зрения общественных интересов. Он является одним из необходимых условий оптимальности государственно-социального управления в целом.

Государственный контроль осуществляется государством и его органами и направлен на обнаружение нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов для принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности, получения компенсации за причиненный ущерб или осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Социальный контроль (общественный, негосударственный) осуществляется гражданским обществом и его органами. Причем общественный контроль за деятельностью политических руководителей и гражданских служащих должен быть легитимным.

Оба типа контроля могут иметь шесть видов: представительный и фактический, внутренний и внешний, формальный и исполнительский. В свою очередь, государственный контроль также имеет две формы: общий (общероссийский) и отраслевой. Общий контроль осуществляют два государственных органа - Генеральная прокуратура РФ и Счетная палата РФ, а отраслевой - федеральные министерства. Всего в структуре федеральных министерств насчитывается 14 контрольных и надзорных служб.

Генеральная прокуратура РФ есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор (контроль) за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории России.

Особенности прокурорского надзора:

- распространяется на исполнение Конституции РФ и всех нормативных правовых актов, обладающих юридической силой закона;

- не уполномочен надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и соответственно высшими должностными лицами государства;

- осуществляется по четырем отраслям: общего надзора; надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия; надзора за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказание.

Счетная палата – единственный конституционный орган, внешний по отношению к исполнительной власти, который от имени общества должен осуществлять контроль за деятельностью власти в сфере распоряжениям государственными финансами и имуществом, относящимся к ведению РФ. Она уполномочена не только наблюдать за деятельностью государственных органов и фиксировать финансовые недостатки, но и принуждать их к исполнению закона. Ее предписания обязательны для всех должностных лиц, в т.ч. и для руководителей органов исполнительной власти.

Согласно № 79-ФЗ государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства РФ о гражданской службе РФ осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Средством государственного надзора должна быть возможность применения административных наказаний к руководителям государственных органов за нарушение законодательства.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ о ГГС РФ в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ. Он представляет собой проверку законности деятельности вышестоящими органами ведомственно подчиненных субъектов. Средством воздействия при обнаружении нарушений законности выступают дисциплинарные санкции, предусмотренные законодательством о ГС.

Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о ГГС РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Предметом надзора Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров является единство применения законодательства РФ о ГГС и абсолютная определенность в толковании понятий, прав, обязанностей, ответственности.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о ГГС РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.

Наличие большого числа специализированных контрольных органов или органов, для которых контроль является составной частью их компетенции, не обеспечивает само по себе эффективности государственного контроля. Больше того, обилие контрольных инстанций нередко снижает эффективность деятельности проверяемых органов, учреждений, предприятий, не принося ощутимого результата.

Одна из задач административной реформы и состоит в том, чтобы создать мобильную и эффективную систему государственного контроля. Некоторые основные черты этой модели следующие:

1. Определение функциональных рамок государственной контрольной деятельности (государственного контроля). Задачами государственного контроля должны являться:

- контрольная деятельность с целью профилактики нарушений разных типов;

- установление (выявление) фактов нарушений;

- реагирование на выявляемые факты нарушений (от информирования соответствующих государственных органов для привлечения к ответственности до непосредственного применения ответственности самой контрольной инстанцией, если это входит в круг ее полномочий);

- анализ состояния дел в подконтрольной сфере и информирование высших органов государственной власти и общества.

2. Установление четкой классификации государственных органов, учреждений и должностных лиц (относящихся к разным ветвям и институтам государственной власти), выполняющих контрольные функции. Задача классификации: упорядочить систему контролирующих инстанций, создать основу для их согласованной работы; ввести четкие критерии обоснованного создания или упразднения контрольных инстанций.

Классификация должна быть построена на основе следующих критериев.

По видам государственных структур:

- структуры, специализирующиеся полностью или частично на осуществлении контроля (органы прокуратуры, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, федеральные надзоры, органы налоговой полиции, специализированные инспекции и т.д.);

- структуры, осуществляющие контрольную функцию для проверки выполнения собственных решений (Правительство РФ, министерства, иные органы исполнительной власти и т.д.);

- структуры, для которых контрольные полномочия являются вспомогательными при реализации основных задач (налоговые инспекции, органы внутренних дел, юстиции и т.д.).

По направлениям контрольной деятельности:

- контроль за законностью (проверка соответствия решений и действий Конституции РФ и федеральным нормативным актам);

- контроль за своевременностью и качеством исполнения решений государственных органов (в случаях, если это не связано с нарушением законодательства);

- финансовый контроль (проверка использования государственных средств, соответствующее реагирование на нарушения);

- контроль специализированных ведомств (специализированных подразделений в ведомствах) за соблюдением установленных правил, стандартов и т.п. в определенных государством сферах (обеспечение эпидемиологического благополучия, противопожарная безопасность, ядерная безопасность, трудовые права, качество продуктов и т.д.).

3. Создание высшего контрольного органа, смысл которого, однако, не в поглощении всех иных контролирующих инстанций, не вторжение в их компетенцию, а координация, главным образом:

- действий контролирующих органов на важнейших направлениях реформ;

- контроля за целевым расходованием бюджетных средств, за деятельностью любых структур, использующих средства федерального бюджета;

- деятельности по анализу социально-экономической ситуации в стране.

Таким высшим органом может стать Контрольно-наблюдательный совет при Президенте РФ, а его рабочим аппаратом - нынешнее Главное контрольное управление Президента РФ.

Государственная роль в развитии общественного контроля состоит в расширении прав, организационной и технической инфраструктуры, обеспечивающих реальное осуществление и развитие общественного контроля.

Речь идет о:

- государственной поддержке проводимых СМИ, общественными объединениями и гражданами мероприятий по сбору и широкому распространению информации о текущем состоянии и перспективах разрешения различных вопросов государственной и общественной жизни;

- внесении, принятии и реализации законодательных инициатив, обеспечивающих экономическую, социальную и правовую защиту и поддержку общественных интересов; воздействии иными легитимными способами на деятельность органов власти в процессе принятия и выполнения решений, затрагивающих общественные интересы.

Предполагаются следующие меры реализации и развития общественного контроля:

- предоставление общественным объединениями права осуществления ряда контрольных функций по профилю их уставной деятельности наряду или совместно с органами государственного контроля, в частности законодательное закрепление за объединениями потребителей права участия в работе государственных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

- законодательное обеспечение общественной экспертизы проектов законов, решений иных государственных органов;

- расширение функции профсоюзного контроля, распространение права такого контроля за пределы непосредственных трудовых отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для повторения | Гражданское общество в России и гражданская служба
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.