Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Принципы производственного обучения

Принципы ПО — это главные правила, которыми должны руковод­ствоваться мастера ПО при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся. Принципы находят свое выражение и применение на всех этапах ПО в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Основными принципами являются:

1. Гуманизация и демократизация. Эти принципы за последние годы получают большое развитие в условиях обновления нашего общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей. Мастера ПО и учащиеся коренным образом изменяют свои взаимоотношения, взаимопонимание, взаимную требовательность с обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных задач и целей, совместным анализом процесса их решения и достигнутых результатов. Мастеру ПО обеспечиваются усло­вия самостоятельного ведения педагогической деятельности, он избавлен от мелочной опеки и принуждения, а также изменены его отношения с учащимися. Демократизация обучения — это взгляд на перестройку со стороны отношений между педагогами и учащимися, между руководителями и педагогами. Процесс демократизации сложный, но учиться ему предстоит в ходе перестройки профессионального образования.

2. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Эти три взаимосвязанные функции учебного процесса характерны для ПО. Они реализуются мастерами ПО в формах, методах и средствах обу­чения. Образовательная функция ПО проявляется в формировании у учащихся навыков выполнения трудового процесса, который включает операции, приемы, действия; конечной целью является формирование у учащихся профессионального мастерства.

Воспитательная функция проявляется в формировании у учащихся коллективизма, нравственности, морали — это процесс формирования личности. Развивающая функция заключается в развитии у учащихся познавательных способностей, формировании рациональных приемов мышления, интересов, самостоятельности, выносливости.

3. Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных требований в учебно-воспитательной работе. Произ­водительный труд создает благоприятные условия для воспитания у уча­щихся личностных качеств для всестороннего развития. На основе вы­пуска сложной продукции, товаров народного потребления, изучения, новой техники и современной технологии у учащихся формируются самостоятельность, производственная инициатива и экономический эффект, особенно в связи с рыночной экономикой и переходом училищ на.частный хозяйственный расчет.

Участие учащихся в производительном труде порождает у них по­требности в глубоких знаниях. Учащиеся осмысливают технологические процессы, учатся их планировать и анализировать, овладевать основами экономики, Применять знания на практике.

4. Самостоятельность. Сознательность и активность. Эти принципы ПО взаимосвязаны. Профессиональная самостоятельность проявляется в;привычке учащихся самостоятельно разбираться в работе, планировании трудового процесса, пользоваться технической документацией, литерату­рой; в умении самостоятельно устранять неполадки, контролировать ре­зультаты и ход труда, а также брать на себя ответственность. Самостоятельность не приходит сама по себе, она не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать и воспитывать в течение всего ПО. Сознательность и активность исключает у учащихся механическое воспроизведение показанных мастером приемов работы.

5. Доступность и посильность. Этот принцип ПО предусматривает строгое соблюдение норм, нагрузки, правильного сочетания труда и отдыха, учет индивидуальных особенностей учащихся, их умственного и физического развития. Как говорил К. Д. Ушинский, «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Однако доступность не означает устранение всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости.

Излишне трудная работа может вызвать у учащихся снижение инте­реса к выбранной профессии, неверие в свои силы и явится одной из причин ухудшения успеваемости и даже желания переменить профес­сию. Поэтому должен быть индивидуальный подход к каждому учаще­муся с учетом его особенностей.

6. Наглядность обучения. Принцип наглядности применяется при изучении учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимся процессов, способов действия, их изображений. Необходимо демонстрировать учащимися образцы изделий, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, механизмов, машин, моде­лей, макетов. Включать различные виды восприятий: слуховые, зритель­ные, осязательные. Наглядность повышает интерес, внимание, содейст­вует глубокому пониманию и осмыслению изучаемого материала.

Применяя принцип наглядности ПО, необходимо соблюдать меру в применении наглядных средств при проведении демонстраций и пока­зов, чтобы не перегружать чересчур большим количеством пособий, де­талей; не делать обучение слишком легким и доступным, а с другой сто­роны — не ставить перед учащимися непосильные для восприятия и понимания задачи.

7. Систематичность и последовательность в формировании умений и на­выков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в строгом логическом порядке, с опорой на ранее усвоенные знания и умения. Только при этом усло­вии и знания, и умения будут усваиваться в определенной системе. Сис­тематичность в обучении предполагает правильный подход к составлению квалификационных характеристик, в которых должны быть определены трудовые приемы, операции, процессы, умения и навыки по профессии. Важнейшим требованием этого принципа является тесная взаимосвязь теории и практики обучения. Необходимо соблюдать четкую последова­тельность этапов ПО, переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, а затем к выполнению учебно-производственных работ по профессии.

Важно соблюдать основные условия и факторы успешного формиро­вания системы профессиональных знаний, умений, навыков: четкое по­нимание учащимися целей, задач ПО, эффективность инструктирования учащихся мастером, достаточное количество упражнений, своевремен­ность и объективность оценки деятельности учащихся.

8. Прочность усвоения учащимися знаний, формирование умений и на­выков. Производственное обучение должно производиться так, чтобы учащиеся не утрачивали усвоенных ими знаний, умений и навыков, а прочно удерживали их в памяти, могли уверенно, безошибочно, с доста­точной полнотой и скоростью воспроизвести их в производственной деятельности. Без этого учащиеся не смогут успешно выполнять после­дующие задания и применять полученные умения и навыки в работе. В программе ПО на каждую операцию и вид работы отводится время, необходимое для проведения упражнений.

В программе предусмотрено также систематическое повторение изу­чаемых операций и видов учебно-производственных работ в различных сочетаниях. Все это содействует прочности усвоения учебного материала и формированию умений и навыков. Прочность усвоения во многом за­висит от того, насколько ярки и доходчивы показ и объяснения масте­ром трудовых действий, насколько систематически связывает он новый учебный материал с ранее пройденным.

Весьма важен продуманный подбор учебно-производственных работ, достаточное число повторений трудовых действий, целесообразное рас­пределение их во времени. Учебный материал будет усваиваться тем прочнее, чем выше активность и самостоятельность учащихся в процессе выполнения работ. Важное значение в достижении прочности имеет учет и контроль знаний, умений и навыков.


В.А. Федоровым отмечены следующие закономерности (тенденции) развития профессионально-педагогического образования:

• функционирование и развитие системы профессионально-педа­гогического образования осуществлялось преимущественно на эмпи­рической основе;

• развитие профессионально-педагогического образования опре­делялось изменениями и потребностями в цепи «государство - произ­водство - начальное профессиональное образование - профессио­нально-педагогическое образование»;

• оно развивалось с определенным отставанием от потребностей системы начального профессионального образования в обучающем персонале;

• развитие профессионально-педагогического образования про­исходило в системе связей и отношений, не учитывающих потребно­сти и интересы личности;

• на различных этапах развития системы профессионально-педа­гогического образования разработка организационно-педагогических основ позволяла преодолевать возникающие проблемы и противоре­чия, обеспечивая его переход на новый уровень.

Принципы, раскрывающие идею гуманизации профессионально-педагогического образования, которые в силу своей универсальности пригодны и для раскрытия идеи гуманизации профессионального об­разования в целом, выделены А. М. Новиковым и формулируются как принцип гуманитаризации, принцип фундаментализации, и принцип деятельностной направленности.

Принцип гуманитаризации предполагает гуманитаризацию, пре­жде всего, содержания профессионально-педагогического образова­ния. Под этим подразумевается не только изменение удельного веса гуманитарных дисциплин в учебных планах. Действующие учебные планы и программы необходимо ориентировать на формирование у педагога профессионального обучения системы знаний и умений, необходимых специалисту для успешного выполнения социальных и профессиональных функций.

Этическое обучение и воспитание как одно из условий реализа­ции принципа гуманитаризации профессионально-педагогического образования подразумевает формирование у будущих специалистов духовности, осознания себя хозяином своей судьбы, своей личности своей самости. Необходимо, чтобы воспитательные, формирующие личность спе­циалиста воздействия не проявлялись эпизодически, в зависимости от мастерства преподавателя, так сказать, рядом с изучаемой дисципли­ной, а раскрывались в ее содержании.

Такие изменения создадут возможность для реального объедине­ния учебных и воспитательных целей в подготовке педагогов профес­сионального обучения и для совмещения их с образовательными по­требностями студентов. В результате повысится вероятность более раннего осознания будущими выпускниками своего предназначения и призвания, необходимости активного формирования своей личности и судьбы, в том числе личной траектории в системе профессионально-педагогического образования и в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

В данном контексте коммуникативное воспитание в подготовке профессионально-педагогических работников следует рассматривать не только как средство повышения общей культуры человека, но и как развитие профессионально важных качеств.

Эстетическое обучение и воспитание будущих работников сис­темы профессионального образования помимо направленности на оз­накомление с искусством, технической эстетикой, эстетикой рабочей зоны и т. д. предполагает также познание прекрасного в себе, в своем профессиональном занятии. В связи с этим в процессе подготовки пе­дагогов профессионального обучения необходимо способствовать осознанию студентами эстетической ценности в содержании и орга­низации их будущей профессионально-педагогической деятельности. Особенно это важно для межличностного общения и совместной дея­тельности в коллективе студентов и работников профессиональных образовательных учреждений.

Рыночная экономика определила необходимость и важность эко­номического компонента в любой профессиональной деятельности. Поэтому решение задачи подготовки профессионально-педагогичес­ких работников к жизни и деятельности в новых социально-экономи­ческих условиях должны обеспечивать экономическое обучение и вос­питание.

При организации учебно-воспитательного процесса в предсто­ящей профессионально-педагогической деятельности новой потреб­ностью будущих специалистов должен стать учет человеческого фак­тора, принципов природосообразности, необходимости укрепления и развития здоровья каждого участника такого процесса. Это условие реализует функция экологического обучения и воспитания, которые, помимо преподавания специальных экологических дисциплин, долж­ны прививать будущим педагогам профессионального обучения вы­сокую степень ответственности за принимаемые решения и действия, вырабатывать умение предвидеть их экологические последствия.

В современной общественной ситуации в контексте гуманитари­зации профессионально-педагогического образования востребована подготовка специалиста к жизни и деятельности в условиях изме­няющихся форм собственности, ужесточения налоговой политики, усложнения трудовых отношений в учебных заведениях, на предпри­ятиях и в государстве в целом. В данном аспекте необходимо созда­вать условия для правового обучения и воспитания. Данные условия можно реализовать путем введения в образова­тельные программы специальных дисциплин, касающихся, в частнос­ти, образовательного права и права в образовании.

Принцип фундаментализации, также развивающий идею гумани­зации профессионально-педагогического образования, регулирует со­отношение теоретической, общеобразовательной, общенаучной, об­щепрофессиональной подготовки будущих педагогов профессиональ­ного обучения и расширение профиля их профессиональной и техно­логической подготовки. Его реализация связана с отбором содержа­ния по каждому виду подготовки и структурированием его организа­ции для осуществления образовательного процесса по ступеням про­фессионально-педагогического образования.

Развивая идею гуманизации, принцип деятельностной направ­ленности позволяет обеспечивать формирование способностей педа­гога профессионального обучения к активной профессионально-педа­гогической деятельности во всех ее формах. Значение знаний как важнейшей цели образования, сформированной в рамках гностиче­ского подхода, не отменяется, но они становятся одним из компонен­тов, обеспечивающих формирование деятельности. Эффективность выполнения будущей работы определятся опытом продуктивной дея­тельности, приобретенным специалистом за время обучения. Поэтому образовательный процесс необходимо ориентировать на подготовку педагога профессионального обучения к выполнению именно реаль­ной профессионально-педагогической деятельности.

С учетом отмеченной специфики профессионально-педагогичес­кой деятельности условия реализации принципа деятельностной на­правленности при подготовке педагогов профессионального обучения предполагают следующее:

• построение системы знаний, определяющих профессионально-педагогическую деятельностную направленность, и расширение их применения в практической деятельности студентов в процессе обу­чения с учетом потребности и ценностных ориентации каждого обу­чающегося;

• формирование умений творческой профессиональной деятель­ности.

Идея демократизации профессионально-педагогического обра­зования дополняет идею гуманизации и предполагает, прежде всего, установление нормальных отношений между обществом, государст­вом и учебными заведениями, между руководителями и профес­сорско-преподавательским составом, между преподавателями и сту­дентами, а также между студентами.

Подразделяя управление профессионально-педагогическим обра­зованием с позиций учебного заведения на внутреннее и внешнее, це­лесообразно выделить два принципа, развивающих данную идею. Это принцип самоорганизации образовательной деятельности, опреде­ляющий внутреннее управление в учебном заведении, и принцип об­щественно-государственного управления, подразумевающий внешние по отношению к профессионально-педагогическому учебному заве­дению влияния и управление.

Условием реализации принципа самоорганизации образователь­ной деятельности профессионально-педагогического учебного заведения является развитие самоуправления, самообразования и самообучения субъектов образовательного процесса всех уровней.

Педагога профессионального обучения можно сформировать как личность только в условиях демократически организованного учебно-воспитательного процесса. Из этого вытекает необходимость интен­сификации процессов, направленных на изменение учебно-професси­ональной позиции студента: из объекта педагогического процесса он должен превратиться в субъекта социального и профессионального становления. Следовательно, студентам необходимо предоставить больше возможностей для участия в определении содержания обуче­ния и в выборе вариантов профессиональной подготовки с учетом своих индивидуальных психологических особенностей. Ведущей формой в данной ситуации становится самостоятельная работа сту­дента, самоорганизация его учебной деятельности. При этом превали­рует направленность на индивидуализацию и дифференциацию обра­зовательного процесса.

идея непрерывности профессионально-педагогических образования. В целом непрерывное образование, по мнению П. Н. Новикова, «в качестве важнейшей своей особенности имеет, прежде всего, направленность на постоян­ное развитие личностных возможностей и способностей каждого че­ловека к непрерывному пополнению знаний за счет "определенного характера" содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики. Поэтому непре­рывное профессиональное образование способствует развертыванию опережающего профессионального образования (как свойства образо­вания) во времени в плане приращения нового знания человека, его мировоззренческой позиции, наконец, его адаптационных способно­стей с учетом изменяющейся среды (сред) его развития; опережающее профессиональное образование выражается прежде всего в ядре ("достаточном минимуме") знаний, специфичном для каждого уровня непрерывного образования, которое и обеспечивает постоянное рас­ширение (или сужение) самой траектории ("оболочки") непрерывного профессионального образования» [238].

идею непрерывно­сти профессионально-педагогического образования можно конкрети­зировать в таких принципах, как принцип соответствия содержания этапов непрерывного профессионально-педагогического образования основным стадиям профессионального становления личности педагога профессионального обучения, принцип преемственности образова­тельных программ, принцип разнообразия образовательных структур и принцип развертывания опережающего профессионального образо­вания.

Таким образом, рассмотренные организационно-педагогические идеи и принципы профессионально-педагогического образования и условия их реализации составляют комплексную характеристику его основных сторон и аспектов. Подобное научное осмысление позволя­ет усовершенствовать концепцию профессионально-педагогического образования и представляет интерес для формирования политики Министерства образования Российской Федерации в области разви­тия профессионально-педагогического образования, а кроме того, яв­ляется методологической основой планирования и проведения иссле­дований по проблемам развития профессионально-педагогического образования и реализации полученных результатов в практике обра­зования.

 

Таблица 2.1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Третья группа принципов — это требования, непосредственно относящиеся к организации педагогического процесса как взаимодействия педагога и учащихся | Организационно-педагогическая модель профессионально-педагогического образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.