КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Принципы производственного обучения
Принципы ПО — это главные правила, которыми должны руководствоваться мастера ПО при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся. Принципы находят свое выражение и применение на всех этапах ПО в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Основными принципами являются: 1. Гуманизация и демократизация. Эти принципы за последние годы получают большое развитие в условиях обновления нашего общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей. Мастера ПО и учащиеся коренным образом изменяют свои взаимоотношения, взаимопонимание, взаимную требовательность с обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных задач и целей, совместным анализом процесса их решения и достигнутых результатов. Мастеру ПО обеспечиваются условия самостоятельного ведения педагогической деятельности, он избавлен от мелочной опеки и принуждения, а также изменены его отношения с учащимися. Демократизация обучения — это взгляд на перестройку со стороны отношений между педагогами и учащимися, между руководителями и педагогами. Процесс демократизации сложный, но учиться ему предстоит в ходе перестройки профессионального образования. 2. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Эти три взаимосвязанные функции учебного процесса характерны для ПО. Они реализуются мастерами ПО в формах, методах и средствах обучения. Образовательная функция ПО проявляется в формировании у учащихся навыков выполнения трудового процесса, который включает операции, приемы, действия; конечной целью является формирование у учащихся профессионального мастерства. Воспитательная функция проявляется в формировании у учащихся коллективизма, нравственности, морали — это процесс формирования личности. Развивающая функция заключается в развитии у учащихся познавательных способностей, формировании рациональных приемов мышления, интересов, самостоятельности, выносливости. 3. Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных требований в учебно-воспитательной работе. Производительный труд создает благоприятные условия для воспитания у учащихся личностных качеств для всестороннего развития. На основе выпуска сложной продукции, товаров народного потребления, изучения, новой техники и современной технологии у учащихся формируются самостоятельность, производственная инициатива и экономический эффект, особенно в связи с рыночной экономикой и переходом училищ на.частный хозяйственный расчет. Участие учащихся в производительном труде порождает у них потребности в глубоких знаниях. Учащиеся осмысливают технологические процессы, учатся их планировать и анализировать, овладевать основами экономики, Применять знания на практике. 4. Самостоятельность. Сознательность и активность. Эти принципы ПО взаимосвязаны. Профессиональная самостоятельность проявляется в;привычке учащихся самостоятельно разбираться в работе, планировании трудового процесса, пользоваться технической документацией, литературой; в умении самостоятельно устранять неполадки, контролировать результаты и ход труда, а также брать на себя ответственность. Самостоятельность не приходит сама по себе, она не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать и воспитывать в течение всего ПО. Сознательность и активность исключает у учащихся механическое воспроизведение показанных мастером приемов работы. 5. Доступность и посильность. Этот принцип ПО предусматривает строгое соблюдение норм, нагрузки, правильного сочетания труда и отдыха, учет индивидуальных особенностей учащихся, их умственного и физического развития. Как говорил К. Д. Ушинский, «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Однако доступность не означает устранение всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости. Излишне трудная работа может вызвать у учащихся снижение интереса к выбранной профессии, неверие в свои силы и явится одной из причин ухудшения успеваемости и даже желания переменить профессию. Поэтому должен быть индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его особенностей. 6. Наглядность обучения. Принцип наглядности применяется при изучении учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимся процессов, способов действия, их изображений. Необходимо демонстрировать учащимися образцы изделий, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, механизмов, машин, моделей, макетов. Включать различные виды восприятий: слуховые, зрительные, осязательные. Наглядность повышает интерес, внимание, содействует глубокому пониманию и осмыслению изучаемого материала. Применяя принцип наглядности ПО, необходимо соблюдать меру в применении наглядных средств при проведении демонстраций и показов, чтобы не перегружать чересчур большим количеством пособий, деталей; не делать обучение слишком легким и доступным, а с другой стороны — не ставить перед учащимися непосильные для восприятия и понимания задачи. 7. Систематичность и последовательность в формировании умений и навыков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается учащимися в строгом логическом порядке, с опорой на ранее усвоенные знания и умения. Только при этом условии и знания, и умения будут усваиваться в определенной системе. Систематичность в обучении предполагает правильный подход к составлению квалификационных характеристик, в которых должны быть определены трудовые приемы, операции, процессы, умения и навыки по профессии. Важнейшим требованием этого принципа является тесная взаимосвязь теории и практики обучения. Необходимо соблюдать четкую последовательность этапов ПО, переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, а затем к выполнению учебно-производственных работ по профессии. Важно соблюдать основные условия и факторы успешного формирования системы профессиональных знаний, умений, навыков: четкое понимание учащимися целей, задач ПО, эффективность инструктирования учащихся мастером, достаточное количество упражнений, своевременность и объективность оценки деятельности учащихся. 8. Прочность усвоения учащимися знаний, формирование умений и навыков. Производственное обучение должно производиться так, чтобы учащиеся не утрачивали усвоенных ими знаний, умений и навыков, а прочно удерживали их в памяти, могли уверенно, безошибочно, с достаточной полнотой и скоростью воспроизвести их в производственной деятельности. Без этого учащиеся не смогут успешно выполнять последующие задания и применять полученные умения и навыки в работе. В программе ПО на каждую операцию и вид работы отводится время, необходимое для проведения упражнений. В программе предусмотрено также систематическое повторение изучаемых операций и видов учебно-производственных работ в различных сочетаниях. Все это содействует прочности усвоения учебного материала и формированию умений и навыков. Прочность усвоения во многом зависит от того, насколько ярки и доходчивы показ и объяснения мастером трудовых действий, насколько систематически связывает он новый учебный материал с ранее пройденным. Весьма важен продуманный подбор учебно-производственных работ, достаточное число повторений трудовых действий, целесообразное распределение их во времени. Учебный материал будет усваиваться тем прочнее, чем выше активность и самостоятельность учащихся в процессе выполнения работ. Важное значение в достижении прочности имеет учет и контроль знаний, умений и навыков. В.А. Федоровым отмечены следующие закономерности (тенденции) развития профессионально-педагогического образования: • функционирование и развитие системы профессионально-педагогического образования осуществлялось преимущественно на эмпирической основе; • развитие профессионально-педагогического образования определялось изменениями и потребностями в цепи «государство - производство - начальное профессиональное образование - профессионально-педагогическое образование»; • оно развивалось с определенным отставанием от потребностей системы начального профессионального образования в обучающем персонале; • развитие профессионально-педагогического образования происходило в системе связей и отношений, не учитывающих потребности и интересы личности; • на различных этапах развития системы профессионально-педагогического образования разработка организационно-педагогических основ позволяла преодолевать возникающие проблемы и противоречия, обеспечивая его переход на новый уровень. Принципы, раскрывающие идею гуманизации профессионально-педагогического образования, которые в силу своей универсальности пригодны и для раскрытия идеи гуманизации профессионального образования в целом, выделены А. М. Новиковым и формулируются как принцип гуманитаризации, принцип фундаментализации, и принцип деятельностной направленности. Принцип гуманитаризации предполагает гуманитаризацию, прежде всего, содержания профессионально-педагогического образования. Под этим подразумевается не только изменение удельного веса гуманитарных дисциплин в учебных планах. Действующие учебные планы и программы необходимо ориентировать на формирование у педагога профессионального обучения системы знаний и умений, необходимых специалисту для успешного выполнения социальных и профессиональных функций. Этическое обучение и воспитание как одно из условий реализации принципа гуманитаризации профессионально-педагогического образования подразумевает формирование у будущих специалистов духовности, осознания себя хозяином своей судьбы, своей личности своей самости. Необходимо, чтобы воспитательные, формирующие личность специалиста воздействия не проявлялись эпизодически, в зависимости от мастерства преподавателя, так сказать, рядом с изучаемой дисциплиной, а раскрывались в ее содержании. Такие изменения создадут возможность для реального объединения учебных и воспитательных целей в подготовке педагогов профессионального обучения и для совмещения их с образовательными потребностями студентов. В результате повысится вероятность более раннего осознания будущими выпускниками своего предназначения и призвания, необходимости активного формирования своей личности и судьбы, в том числе личной траектории в системе профессионально-педагогического образования и в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. В данном контексте коммуникативное воспитание в подготовке профессионально-педагогических работников следует рассматривать не только как средство повышения общей культуры человека, но и как развитие профессионально важных качеств. Эстетическое обучение и воспитание будущих работников системы профессионального образования помимо направленности на ознакомление с искусством, технической эстетикой, эстетикой рабочей зоны и т. д. предполагает также познание прекрасного в себе, в своем профессиональном занятии. В связи с этим в процессе подготовки педагогов профессионального обучения необходимо способствовать осознанию студентами эстетической ценности в содержании и организации их будущей профессионально-педагогической деятельности. Особенно это важно для межличностного общения и совместной деятельности в коллективе студентов и работников профессиональных образовательных учреждений. Рыночная экономика определила необходимость и важность экономического компонента в любой профессиональной деятельности. Поэтому решение задачи подготовки профессионально-педагогических работников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях должны обеспечивать экономическое обучение и воспитание. При организации учебно-воспитательного процесса в предстоящей профессионально-педагогической деятельности новой потребностью будущих специалистов должен стать учет человеческого фактора, принципов природосообразности, необходимости укрепления и развития здоровья каждого участника такого процесса. Это условие реализует функция экологического обучения и воспитания, которые, помимо преподавания специальных экологических дисциплин, должны прививать будущим педагогам профессионального обучения высокую степень ответственности за принимаемые решения и действия, вырабатывать умение предвидеть их экологические последствия. В современной общественной ситуации в контексте гуманитаризации профессионально-педагогического образования востребована подготовка специалиста к жизни и деятельности в условиях изменяющихся форм собственности, ужесточения налоговой политики, усложнения трудовых отношений в учебных заведениях, на предприятиях и в государстве в целом. В данном аспекте необходимо создавать условия для правового обучения и воспитания. Данные условия можно реализовать путем введения в образовательные программы специальных дисциплин, касающихся, в частности, образовательного права и права в образовании. Принцип фундаментализации, также развивающий идею гуманизации профессионально-педагогического образования, регулирует соотношение теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения и расширение профиля их профессиональной и технологической подготовки. Его реализация связана с отбором содержания по каждому виду подготовки и структурированием его организации для осуществления образовательного процесса по ступеням профессионально-педагогического образования. Развивая идею гуманизации, принцип деятельностной направленности позволяет обеспечивать формирование способностей педагога профессионального обучения к активной профессионально-педагогической деятельности во всех ее формах. Значение знаний как важнейшей цели образования, сформированной в рамках гностического подхода, не отменяется, но они становятся одним из компонентов, обеспечивающих формирование деятельности. Эффективность выполнения будущей работы определятся опытом продуктивной деятельности, приобретенным специалистом за время обучения. Поэтому образовательный процесс необходимо ориентировать на подготовку педагога профессионального обучения к выполнению именно реальной профессионально-педагогической деятельности. С учетом отмеченной специфики профессионально-педагогической деятельности условия реализации принципа деятельностной направленности при подготовке педагогов профессионального обучения предполагают следующее: • построение системы знаний, определяющих профессионально-педагогическую деятельностную направленность, и расширение их применения в практической деятельности студентов в процессе обучения с учетом потребности и ценностных ориентации каждого обучающегося; • формирование умений творческой профессиональной деятельности. Идея демократизации профессионально-педагогического образования дополняет идею гуманизации и предполагает, прежде всего, установление нормальных отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями и профессорско-преподавательским составом, между преподавателями и студентами, а также между студентами. Подразделяя управление профессионально-педагогическим образованием с позиций учебного заведения на внутреннее и внешнее, целесообразно выделить два принципа, развивающих данную идею. Это принцип самоорганизации образовательной деятельности, определяющий внутреннее управление в учебном заведении, и принцип общественно-государственного управления, подразумевающий внешние по отношению к профессионально-педагогическому учебному заведению влияния и управление. Условием реализации принципа самоорганизации образовательной деятельности профессионально-педагогического учебного заведения является развитие самоуправления, самообразования и самообучения субъектов образовательного процесса всех уровней. Педагога профессионального обучения можно сформировать как личность только в условиях демократически организованного учебно-воспитательного процесса. Из этого вытекает необходимость интенсификации процессов, направленных на изменение учебно-профессиональной позиции студента: из объекта педагогического процесса он должен превратиться в субъекта социального и профессионального становления. Следовательно, студентам необходимо предоставить больше возможностей для участия в определении содержания обучения и в выборе вариантов профессиональной подготовки с учетом своих индивидуальных психологических особенностей. Ведущей формой в данной ситуации становится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. При этом превалирует направленность на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. идея непрерывности профессионально-педагогических образования. В целом непрерывное образование, по мнению П. Н. Новикова, «в качестве важнейшей своей особенности имеет, прежде всего, направленность на постоянное развитие личностных возможностей и способностей каждого человека к непрерывному пополнению знаний за счет "определенного характера" содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики. Поэтому непрерывное профессиональное образование способствует развертыванию опережающего профессионального образования (как свойства образования) во времени в плане приращения нового знания человека, его мировоззренческой позиции, наконец, его адаптационных способностей с учетом изменяющейся среды (сред) его развития; опережающее профессиональное образование выражается прежде всего в ядре ("достаточном минимуме") знаний, специфичном для каждого уровня непрерывного образования, которое и обеспечивает постоянное расширение (или сужение) самой траектории ("оболочки") непрерывного профессионального образования» [238]. идею непрерывности профессионально-педагогического образования можно конкретизировать в таких принципах, как принцип соответствия содержания этапов непрерывного профессионально-педагогического образования основным стадиям профессионального становления личности педагога профессионального обучения, принцип преемственности образовательных программ, принцип разнообразия образовательных структур и принцип развертывания опережающего профессионального образования. Таким образом, рассмотренные организационно-педагогические идеи и принципы профессионально-педагогического образования и условия их реализации составляют комплексную характеристику его основных сторон и аспектов. Подобное научное осмысление позволяет усовершенствовать концепцию профессионально-педагогического образования и представляет интерес для формирования политики Министерства образования Российской Федерации в области развития профессионально-педагогического образования, а кроме того, является методологической основой планирования и проведения исследований по проблемам развития профессионально-педагогического образования и реализации полученных результатов в практике образования.
Таблица 2.1
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |