Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие бухгалтерского и управленческого учета




Классификация информационных систем производственного предприятия

Схема управления предприятием. Информация для управления.

Лекция 1. Место бухгалтерского учета в информационных системах предприятия

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Конспект лекций

Автоматизированный бухучет

Борисенко И.Н.

 

 

Омск 2006
УДК

ББК

Б

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

 

  Абдулин С.Ф., докт. техн. наук, проф.,  
  Григорьев В.А.,   канд. техн. наук, доцент, зам. ген. директора по экономике и финансам Производственной корпорации «Омский завод консервированной продукции».
      Борисенко И.Н.  
Б Автоматизированный бухучет: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 54 с.

 

В работе изложен материал о классических основах бухгалтерского учета, о способах отражения в бухгалтерском учете основных хозяйственных операций производственного предприятия, о направлениях автоматизации бухгалтерских процедур.

Информация представлена в виде конспекта лекций. Каждая лекция сопровождается контрольными вопросами, что позволяет использовать конспект для самостоятельной проработки лекционного материала.

Конспект лекций предназначен для студентов студентами очной, вечерней и заочной форм обучения специальности 220301 – Автоматизация технологических процессов и производств, изучающих дисциплину «Автоматизированный бухучет». Написан в соответствии с программой этой учебной дисциплины.

 

УДК

ББК

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

 

© И.Н. Борисенко, 2006.

© Омский государственный технический университет, 2006.


Элемент управления присутствует в деятельности любых предприятий, но если на небольших предприятиях управленческие решения могут прини­маться интуитивно, основываясь на анализе небольшого количества инфор­мации, то на крупном предприятии для принятия верного решения порой необходимо проанализировать огромное количество факторов. Соответст­венно возрастает тяжесть последствий от неверно принятых управленче­ских решений. Задача управления является чрезвычайно сложной. Проблема состоит в том, что принятие управленческих решений не поддается строгой мате­матической интерпретации. Тем не менее, решать эту задачу приходится, и в последние деся­тилетия появилось большое количество методов, направленных на под­держку принятия управленческих решений.

Составляющими успешного управления предприятием является, с од­ной стороны, использование современных методов планирования, анали­за и управления, с другой стороны — опыт работы, интуиция, знание рынка и степень информированности руководителей разных уровней, ответствен­ных за принятие управленческих решений.

На рис. 1.1 изображена общая схема процесса управления предприятием. В этой схеме можно четко выделить две составляющие: прямая цепочка пла­нирование — объект управления — результаты деятельности и обратная связь, обеспечивающая возможности анализа и корректировки принятия решения.

 


Рис.1.1. Схема управления предприятием

 

На первом этапе осуществляется планирование деятельности предпри­ятия на основе некоторых исходных данных. По результатам планирования вырабатывается вектор плановых параметров Хпл, который является вход­ным для формирования конкретных управляющих воздействий Хр на этапе регулирования. В качестве объекта управления выступает предприятие, а также любая составляющая хозяйственной деятельности предприятия — финансы, качество и т. д. Помимо регулирующих параметров объ­ект управления подвергается воздействию и незапла­нированных внешних факторов. В результате вектор фактических выход­ных параметров работы объекта Хф может отличаться, и довольно сущест­венно, от вектора плановых параметров. Данные проходят стадию учета и контроля и попадают на стадию анализа, где выясняются причины, по кото­рым произошло рассогласование плановых и фактических параметров, и принимается решение по исправлению ситуации. Результаты анализа могут быть использованы при следующем планировании либо корректировке текущих плановых показателей. Действие управляющих воздействий Хр на объект упра­вления должно приводить к тому, чтобы вектор фактических параметров стремился к вектору плановых параметров:

Хф à Хпл.

Результаты деятельности предприятия, например, реализация товаров и услуг, являются конечным этапом прямой цепочки управления. Результаты также анализируются и используются при регулировании и планировании.

Структура информации, необходимой для управления производственным предприятием, представлена на рис. 1.2.

 
 

 

 


Рис.1.2. Информация для управления предприятием

В общем случае под информационной системой будем понимать комплекс методов, алгоритмов, программных и аппаратных средств, предназначенных для решения задач сбора, хранения и обработки информации.

Спектр информационных систем и технологий довольно широк; в него входят:

- ERP-системы;

- CRM-системы;

- бухгалтерские и финансовые системы;

- системы документационного обеспечения управления (ДОУ);

- DSS - системы поддержки принятия решений (системы бизнес-анализа и анализа текстовой информации);

- автоматизированные банковские системы;

- CALS - системы автоматизации менеджмента качества;

- системы управления торговлей.

Информационные системы, предназначенные для управления предприятием, называют еще корпоративными информационными системами (рис.1.3).

Material Requirements Planning (MRP) - планирование материальных ресурсов. MRP - системы появились еще в середине 70-х годов. Основная задача MRP - планирование потребностей в материалах на основании данных о запасах на складе и о составе выпускаемых изделий. Возникшая на основе MRP методология планирования производств (в основном сборочных) была призвана решить проблему формирования заказа на комплектующие и "сборки" (узлы), опираясь на потребности - данные объемно-календарного плана производства.

Manufacturing Resources Planning (MRP II) - планирование производственных ресурсов. Этот стандарт позволяет планировать не только потребности в материалах, но и производственные ресурсы предприятия (загрузку производственных мощностей, стоимость рабочей силы и т. д.). В настоящее время MRP II является наиболее распространенным мировым стандартом для построения систем управления производством.

Системы, построенные на основе MRP II, позволяют сократить расходы и сроки изготовления продукции, запасы незавершенного производства и повысить прибыльность производства. Они помогают компании организовать своевременную доставку продукции и гибко реагировать на изменение рыночного спроса.

SCM (Supply Chain Management) - управление цепочками поставок. С их помощью решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг конечным потребителям.

Enterprise Resources Planning (ERP) - планирование ресурсов предприятия. В ERP-системах интегрируется управление всеми ресурсами предприятия, в том числе заказами, финансами и т.д. Таким образом, различие между концепциями MRP II и ERP заключается в том, что первая ориентирована на производство, а вторая - на бизнес. Например, в поле зрения ERP попадают такие аспекты, как условия кредитования заказчика по отгрузке готовой продукции.

CRM (Customer Relationship Management) - "управления взаимоотношениями с клиентами".

Согласно статистическим данным, около 60 % стоимости продукта определяют процессы, происходящие за пределами предприятия. Это - одна из объективных предпосылок, объясняющих, почему компании переключают внимание на взаимоотношения с потребителями и поставщиками как наиболее перспективный источник повышения прибыльности и сокращения затрат.

Документационное обеспечение управления - процесс производства, передачи и переработки документной информации, необходимой для эффективного функционирования предприятия.

Организация работы с документами является важной частью процессов управления предприятием, поскольку оказывает существенное влияние на оперативность и качество подготовки, принятия и исполнения управленческих решений.

DSS (Decision Support System) - системы информационной поддержки принятия решений призваны решать в первую очередь вопрос обеспечения прозрачного доступа сотрудников предприятия к корпоративной информации. Доступ к данным на языке конечного пользователя, который в большинстве случаев не владеет языками программирования и не знает структур баз данных, с которыми приходится работать.

CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) - системы непрерывного информационного обеспечения данными об изделиях, связанными с ними процессами и средой. Реализующие ее CALS-технологии предполагают такое применение информационных технологий, при котором автоматизированные системы управления, используемые на разных стадиях жизненного цикла изделия, объединяются в одно целое.

CALS представляет собой современную организацию процессов разработки, производства, послепродажного сервиса, эксплуатации изделий путем информационной поддержки процессов их жизненного цикла

Системы управления торговлей - системы для оптовой и розничной торговли. Эти системы не только обеспечивают автоматизацию выполнения бухгалтерских задач, но и помогают осуществлять оперативное управление деятельностью торговой организации, использовать в рамках единого информационного пространства разнообразное торговое оборудование, обеспечивать учет и контроль на удаленных складах и в обособленных филиалах.

В настоящее время в нашей стране существует достаточно четкая грань между учетом бухгалтерским и управленческим.

Бухгалтерский учет – система сбора и хранения информации о хозяйственно-финансовых операциях с целью получения фискальной отчетности.

Фискальная отчетность – регламентированная государством и его структурами отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, используемая для исчисления налогов и сборов этими инстанциями с данного предприятия.

Управленческий учет – система сбора и хранения первичных данных о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, используемая для получения информации, необходимой для принятия менеджерами управленческих решений (для управления предприятием).

 

Контрольные вопросы:

1. Почему с ростом предприятия им становится сложнее управлять?

2. Назовите основные элементы системы управления предприятием. Объясните их значение.

3. Какие виды информации используются для управления предприятием?

4. Что такое информационная система? Что такое корпоративная информационная система? Какие они бывают?

5. В чем заключается отличие бухгалтерского и управленческого учета? Почему данные бухгалтерского учета сложно использовать для управления предприятием?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.