Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета




Задачи бухгалтерского учета

Лекция 3. Метод бухгалтерского учета

1. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами.

2. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета.

Элементы метода бухгалтерского учета представлены на рис. 3.1.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами является наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию.

Первоочередное требование к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации.

 

 
 

 


Документация   Инвентаризация   Счета   Двойная запись   Баланс   Отчетность   Оценка   Калькуляция

 

Рис. 3.1. Метод бухгалтерского учета

 

Инвентаризация – как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельных счет.

Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные – для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению.

Строение счетов, независимо от их вида, одинаково – это таблица двусторонней формы (рис. 3.2), левая сторона которой есть дебет, а правая – кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и на конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту.

СХЕМА АКТИВНОГО СЧЕТА

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало месяца    
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+) хозяйственных средств в отчетном месяце   Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (–) хозяйственных средств в отчетном месяце
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц   Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц
Остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту      

СХЕМА ПАССИВНОГО СЧЕТА

Дебет Кредит
  Остаток (сальдо) источника хозяйственных средств на начало месяца  
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (–) источниковхозяйственных средств   Хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+) источников хозяйственных средств в отчетном месяце  
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц   Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц  
  Остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца плюс оборот по кредиту минус оборот по дебету

Рис. 3.2. Строение счетов

Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах.

Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Совокупность всех используемых бухгалтерских счетов составляет план счетов.

План счетов содержит девять разделов.

1. Основные средства и другие долгосрочные вложения.

2. Производственные запасы.

3. Затраты на производство.

4. Готовая продукция, товары и реализация.

5. Денежные средства.

6. Расчеты.

7. Финансовые результаты и использование прибыли.

8. Капитал и резервы.

9. Кредиты и финансирование.

Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. По своему строению он представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой – актив – отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая – пассив – источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятий, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Так, установлено, что основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т. е. в сумме затрат на их изготовление, приобретение, сооружение, а все виды оборотных средств – по фактической себестоимости. Под калькулированием себестоимости продукции (работ услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции.

Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные задачи бухгалтерского учета.

2. В чем заключается метод бухгалтерского учета? Из каких элементов он состоит?

3. Что такое бухгалтерский счет? Для чего служат активные и пассивные счета?

4. Объясните суть двойной записи. Какие преимущества она дает?

5. Что такое корреспонденция счетов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.