Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет денежных и расчетных операций




В соответствии с действующим законодательством все организации должны хранить временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установленного лимита) в банках. Организации самостоятельно заключают договоры кредитно-расчетного обслуживания на все виды банковских операций в одном или нескольких банках. Они вправе открыть несколько расчетных и специальных текущих счетов в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Банки открывают организациям (клиентам) расчетные, текущие, валютные и другие счета. Расчетные счета предназначены, как правило, для обслуживания расчетов по основной деятельности; текущие — для финансирования текущих расходов (заработная плата, хозяйственные нужды); специальные — это валютные, ссудные, счета со средствами целевого назначения и др.

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в кредитных учреждениях. Нарушение установленного срока влечет штраф (ст. 118 НК РФ).

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором расчетного (текущего) счета. По этому договору банк обязуется открыть организации (клиенту) расчетный и другие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по поручению клиента (а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, и без такого поручения) списывать соответствующие суммы со счета организации для зачисления их на счета кредиторов, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др.

Для открытия расчетного счета клиент представляет в учреждение банка следующие документы:

заявление на открытие счета (типовая форма ‡ 0401025);

копию устава предприятия, заверенную нотариально;

копию регистрационного свидетельства, заверенную нотариально или в регистрационной палате;

протокол собрания учредителей с решением о создании данного предприятия и избрания директора;

два экземпляра карточки с образцами подписей руководителя предприятия (его заместителя), главного бухгалтера (его заместителя) и оттиска печати, заверенные нотариально;

справку из налоговой инспекции о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

справку о регистрации в качестве плательщика в Пенсионный фонд России;

справку о регистрации предприятия в качестве плательщика обязательных платежей в фонд социального страхования;

справку о регистрации предприятия в качестве плательщика обязательных платежей в фонды обязательного медицинского страхования.

Заявление об открытии счета подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета. Если в штатном расписании учреждения не предусмотрено должности главного бухгалтера, заявление подписывает только руководитель. Оттиск печати на заявлении должен по цвету и форме соответствовать оттиску печати на карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Свидетельство о государственной регистрации предприятия выдается в регистрационной палате по месту его нахождения. Вновь создаваемым предприятиям вначале выдается временное свидетельство. По нему в банке открывается расчетный (текущий) счет. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его регистрации.

Копия устава, представляемая в учреждение банка, заверяется органом, издавшим (утвердившим) устав, либо нотариально.

Все финансово-расчетные документы составляются за двумя подписями (первой и второй). Право первой подписи принадлежит руководителю организации, которой открывается счет. Первую подпись могут ставить также должностные лица, уполномоченные руководителем, если такое передоверие полномочий не запрещено уставом либо вышестоящей организацией. В тех случаях, когда передоверие права первой подписи запрещено, об этом делается специальная оговорка в справке о полномочиях. Отсутствие такой отговорки означает право на передоверие.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру; он санкционирует законность проводимых операций. При отсутствии в штате организации должности главного бухгалтера право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру или другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и отчетности.

В централизованных бухгалтериях банковские документы (чек и платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и расчетно-платежные ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются руководителями этих учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати служит подтверждением полномочий конкретных должностных лиц организации на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счетах в банке.

Предоставление права подписи документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по организации. Если в организации вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным наименованием (финансовый директор, начальник финансового отдела и т.д.), владелец счета должен сделать об этом отметку в карточке с образцами подписей и оттиском печати. Если в штате нет должности главного бухгалтера, то карточку подписывает только руководитель. При временном отсутствии печати у вновь создаваемой организации, а также в связи с реорганизацией, сменой наименования или утерей печати руководитель банка может предоставить владельцу счета необходимый срок для ее изготовления. В этот период банк принимает документы без оттиска печати.

В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи представляется новая карточка с образцами подписей и оттиска печати.

При временном предоставлении лицу права первой и второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных руководителем или главным бухгалтером, новая карточка не составляется, а дополнительно представляется карточка с образцами подписи этих лиц, заверенные в установленном порядке.

После открытия расчетного счета клиент в соответствии с договором обязан иметь в течение операционного года средний остаток по счету не менее суммы, определенной договором.

Зачисление денег на расчетный счет и списание средств с этого счета оформляется соответствующими документами (денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное требование-поручение).

Ежедневно или в другие установленные сроки банк выдает владельцу счета выписки из расчетного (текущего) счета, в которых указываются обороты и остатки. К выписке прилагаются первичные оправдательные документы. При обработке выписки в бухгалтерии рекомендуется пронумеровать все указанные в ней операции и эти номера проставить на соответствующих документах, подтверждающих данные операции; против каждой суммы следует поставить номер корреспондирующего счета.

В бесспорном порядке со счетов их владельцев производится списание сумм платежей, не внесенных в государственный бюджет в соответствующий срок, а также сумм обязательных платежей во внебюджетные фонды («пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования), сумм платежей по исполнительным документам и в других случаях, определенных законодательством.

Для учета операций по расчетным счетам в бухгалтерии организации открывают активный синтетический счет 51 «Расчетные счета». По дебету отражаются остатки и поступления денег на расчетный счет, по кредиту — их списание. Основанием для записей по счету 51 служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке и спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с даты получения выписки.

Учет операций по специальным счетам банка ведется на одноименном активном синтетическом счете 55, который имеет субсчета:

55-1 «Аккредитивы»

55-2 «Чековые книжки»

55-3 «Депозитные счета»

Зачисление денежных средств на специальные счета отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 55 «Специальные счета в банках»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» или 56 «Расчет по краткосрочным кредитам и займам»

Неиспользованные средства возвращаются в тот же банк, с которого они были перечислены и оформляются бухгалтерской записью:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 55 «Специальные счета в банках»

Организации наряду с безналичными расчетами осуществляют операции с наличными деньгами (выдача заработной платы работникам, выдача авансов подотчетным лицам и др.) Операции, производимые учреждениями наличными деньгами, принято называть кассовыми.

Перед работниками бухгалтерии стоят следующие задачи по учету кассовых операций: своевременность и полнота оприходования наличных денег в кассу; постоянный и строгий контроль за сохранностью наличных денег в кассе; своевременность и полнота сдачи денежных средств в учреждение банка.

Оформление и учет кассовых операций должны осуществляться в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным приказом ‡ 18 Центрального банка РФ от 04 октября 1993 г. Организации могут иметь наличные деньги в кассе в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями учреждений. При необходимости лимиты остатков пересматриваются. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе учреждения обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с банком. Организации имеют право хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не выше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Все кассовые операции ведет кассир, назначаемый на эту должность приказом руководителя организации. Кассир дает обязательство о полной материальной ответственности, которое хранится в его личном деле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.