Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация. Учет в бюджетных учреждениях




Учет в бюджетных учреждениях

К бюджетным относятся такие учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. ‡ 107н, Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 17 февраля 1999 г. ‡ 15н, Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. ‡ 54н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 10 сентября 2001 г. ‡ 73н) и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях являясь составной частью единой системы хозяйственного учета, осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, для которых должна возрастать в результате коммерческой деятельности. Бюджетное финансирование способно не только восполнить нехватку средств от платных услуг и реализации, но и обеспечивать достижение целей, которые сложно увязать с критерием коммерческого успеха. Вот почему поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований на содержание учреждений непроизводственной сферы.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация.

Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об исполнении бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.

Статьи в классификации имеют единую порядковую нумерацию. Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется типовой перечень статей. По этим статьям выделяются и учитываются расходы в росписях бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских, поселковых и сельских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Смета расходов — основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей:

в первой указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

во второй отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;

в третьей приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы — это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т.д.).

Суммы расходов по смете на планируемый год рассчитываются, исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом его развития, и фактического исполнения плана за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на народное образование, здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионам страны. Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней.

Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по группам однотипных учреждений (школ, училищ, детских яслей и садов, больниц и др.).

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения — отчетный документ, в котором обобщены и отражены в денежной оценке на определенную дату средства бюджетного учреждения по видам и использованию, а также по источникам их образования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс по исполнению сметы доходов и расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей — актива и пассива. В активе отражаются средства, которыми располагает учреждение, и их размещение: основные средства, материальные запасы, малоценные предметы, готовая продукция, средства учреждений, расчеты, расходы, доходы, прибыли, убытки, расходы на капитальное строительство.

В пассиве — источники образования средств: финансирование из бюджета, фонды и средства целевого назначения, расчеты, доходы, прибыли (убытки), финансирование капитального строительства.

Актив и пассив баланса бюджетного учреждения состоят из статей, каждая из которых содержит наименование отдельных видов средств и источников. Однородные по экономическому содержанию статьи баланса исполнения сметы расходов объединены в разделы.

Формы 1 «Баланс исполнения сметы доходов и расходов» и 1-1 «Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» заполняются учреждениями на основании Книги «Журнал-главная» (форма 308). При этом в форме 1 отражаются показатели в целом по всем субсчетам плана счетов бухгалтерского учета в учреждениях как по исполнению сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, так и по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а в форме 1-1 отражаются показатели только субсчетов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Раздел — Основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения

На субсчетах 010-019, 030, 031 (по строкам 0010, 0020, 0030) этого раздела соответственно показываются: наличие основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, за счет целевых средств и безвозмездных поступлений и средств, полученных от предпринимательской деятельности; полученных безвозмездно или в качестве дара; долгосрочные финансовые вложения на срок более одного года в ценные бумаги, в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ на вере, в процентные облигации государственных и местных займов, производимых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности; нематериальные активы. Основные средства показываются в балансе по первоначальной (восстановительной) стоимости, т. е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, а объекты, которые подвергались переоценке — по восстановительной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Расходы по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных средств не относятся.

Раздел — Материальные запасы

На субсчетах 043, 044, 050, 060 — 069 (по строкам 0040, 0050, 0060, 0070) этого раздела отражается стоимость принадлежащих учреждению материалов длительного использования для научных исследований и на лабораторном испытании, спецоборудования для научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками, молодняка животных на откорме, материалов для учебных, научных и других целей, продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, топлива, горючего и смазочных материалов, специальных (военных) материалов, тары, кормов и фуража, запасных частей к машинам и оборудованию по фактической стоимости (сумма фактических расходов учреждения на их приобретение).

Раздел — Малоценные предметы

На субсчетах 070, 071, 072, 073 (по строкам 0080, 0090) этого раздела показывается стоимость принадлежащих учреждению малоценных предметов, белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, включая и находящиеся на складе по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение.

Раздел — Готовая продукция

На субсчете 080 (по строке 0100) этого раздела показывается стоимость изготовленной в учреждениях и их подразделениях (в том числе производственных (учебных) мастерских, подсобных (учебных) сельских хозяйствах) продукции и изделий по фактической стоимости, определенной по данным фактических расходов на ее изготовление, стоимость остатка продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств — по плановой стоимости в течение года, а на конец года с учетом произведенной корректировки плановой стоимости до фактической, а также продуктов питания и товаров для реализации — по цене реализации.

Раздел — Средства учреждений

На субсчетах этого раздела показываются остатки бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, на лицевых счетах в органах федерального казначейства или на счетах в кредитных организациях, в кассе, а также в прочих денежных документах.

На субсчете 090 «Средства федерального бюджета «для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» (по строке ОНО) — остатки нераспределенного объема финансирования на лицевых счетах главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в органах федерального казначейства.

На субсчете 091 «Средства федерального бюджета на расходы учреждения» (по строке 0120) — остатки неиспользованного объема финансирования на лицевых счетах получателей бюджетных средств.

На субсчете 097 «Средства федерального бюджета в иностранной валюте» (по строке 0130) — остаток валютных средств учреждения на валютном счете в кредитной организации в пересчете на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату.

На субсчете 100 «Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» (по строке 0140) — нераспределенные остатки средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на счетах в кредитных организациях (органах федерального казначейства) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

На субсчете 101 «Средства на расходы учреждения» (по строке 0150) — неиспользованные остатки средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учреждения на счете в кредитной организации (в органе федерального казначейства) учреждения.

На субсчете 102 «Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте» (по строке 0160) — остатки средств учреждения в иностранной валюте на счете в кредитной организации в перерасчете на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату.

На субсчете ПО «Целевые средства и безвозмездные поступления» (по строке 0170) — остатки целевых средств и безвозмездных поступлений;

на субсчете 111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»» (по строке 0180) — остатки средств на счетах в кредитных организациях или органах федерального казначейства по средствам, полученным от предпринимательской деятельности;

на субсчете 114 «Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения» (по строке 0190) — остатки средств, поступивших во временное распоряжение учреждения;

на субсчете 115 «Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов» (по строке 0200) — остатки средств, полученных от государственных внебюджетных фондов;

на субсчете 118 «Средства в иностранной валюте» (по строке 0210) — остатки средств в иностранной валюте на валютных счетах в кредитных организациях в перерасчете на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации.

На субсчете 120 «Касса» (по строке 0220) — остаток наличных денег в кассе учреждения, в том числе в иностранной валюте в перерасчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на отчетную дату в пределах лимитов, установленных кредитными организациями по согласованию с руководителями этих учреждений.

На субсчетах «Прочие средства» (по строке 0230) — остатки денежных средств, находящихся в аккредитивах, лимитированных чековых книжках и других денежных документах. Остатки средств по аккредитивам и лимитированным чековым книжкам зачисляются на счет учреждения в кредитной организации или органе федерального казначейства как восстановление кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

На субсчете 133 «Средства в пути» (по строке 0240) — денежные средства, перечисленные вышестоящими распорядителями, но полученные учреждениями в следующем месяце.

На субсчете 134 «Краткосрочные финансовые вложения» (по строке 0250) — суммы краткосрочных финансовых вложений учреждения сроком до 1 года, производимые за счет средств, полученных из внебюджетных источников в депозиты кредитных организаций, ценные бумаги и др.

Раздел — Расчеты

На субсчетах этого раздела показываются суммы дебиторской или кредиторской задолженности: с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги; с подотчетными лицами; с разными дебиторами и кредиторами; по оплате труда и стипендиям; по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения. Все незаконченные к концу года расчеты показываются в балансе раздельно: в активе — дебиторская, а в пассиве — кредиторская задолженность.

На субсчете 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» (по строкам 0260, 0770) показываются суммы задолженности с покупателями и заказчиками за выполненные для них работы, оказанные услуги, изготовленную продукцию.

На субсчете 155 «Расчеты по авансам полученным» (по строке 0780) — суммы авансов, полученных от покупателей и заказчиков в счет выполняемых учреждением для них работ, услуг, изготовления продукции.

На субсчете 156 «Расчеты с исполнителями за выполненные работы» (по строкам 0270 и 0790) — суммы задолженности по расчетам с исполнителями и соисполнителями, привлеченными для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по договорам, заключенным учреждением с заказчиками.

На субсчете 157 «Расчеты по авансам выданным» (по строке 0280) — суммы авансов, выданных учреждением исполнителям и соисполнителям, привлеченным для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам, заключенным учреждением с заказчиками, а также выданные по другим работам.

На субсчете 160 «Расчеты с подотчетными лицами» (по строкам 0290, 0800) — суммы задолженности подотчетных лиц по выданным им авансам в российской и иностранной валюте в соответствии с установленным порядком.

На субсчете 170 «Расчеты по недостачам» (по строке 0300) — суммы задолженности по недостачам и хищениям денежных средств, материальных ценностей, а также суммы потерь от порчи материальных ценностей, отнесенные на виновных лиц, и другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;

на субсчете 171 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам «(по строке 0310) — сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет;

на субсчете 172 «Расчеты по специальным видам платежей» (по строкам 0320 и 0810) — суммы дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за содержание воспитанников в школах-интернатах, за питание детей в интернатах при школах, за обучение детей в музыкальных школах, с работниками за питание, получаемое ими по месту работы, с работниками за форменную одежду.

На субсчете 173 «Расчеты по платежам в бюджет» (по строкам 0330 и 0820) — суммы задолженности по начисленным и удержанным налогам из заработной платы, налогам и платежам, установленным налоговым законодательством.

На субсчете 174 «Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения» (по строке 0830) — суммы кредиторской задолженности по суммам, поступившим во временное распоряжение учреждения и подлежащим при наступлении определенных условий возврату.

На субсчете 175 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения «(по строкам 0340 и 0840) — суммы дебиторской и кредиторской задолженности по начисленным суммам платежей от физических и юридических лиц, а также задолженность учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений за пользование общежитием, по расчетам с арендаторами за пользование недвижимым имуществом, принадлежащим учреждению.

На субсчете 177 «Расчеты с депонентами» (по строке 0850) — суммы заработной платы и стипендий, не полученные в установленный срок.

На субсчете 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» (по строкам 0350 и 0860) — суммы дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами.

На субсчете 180 «Расчеты по оплате труда» (по строке 0870) — суммы начисленных и не выплаченных: заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий по уходу за ребенком и других пособий, материальной помощи и других выплат.

На субсчете 181 «Расчеты со стипендиатами» (по строке 0880) — суммы начисленных и не выплаченных стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам.

На субсчетах 183-187 «Расчеты с работниками по безналичным перечислениям» (по строкам 0360 и 0890) — задолженность по удержаниям из заработной платы работников: сумм по вкладам в кредитные организации, взносов по договорам добровольного страхования, сумм членских профсоюзных взносов, суммы, удержанные по исполнительным листам и другим документам.

На субсчете 189 «Другие расчеты за выполненные работы» (по строке 0910) — суммы начисленных и не выплаченных гонораров нештатному составу (композиторам, артистам, авторам).

На субсчете 191 «Расчеты за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов» (по строкам 0370 и 0920) — задолженность по средствам, полученным от государственных внебюджетных фондов.

На субсчете 192 «Расчеты по взысканию переплат пенсий и пособий» (по строке 0380) — расчеты по взысканию переплат с получателей пенсий и пособий.

На субсчете 193 «Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации» (по строкам 0390 и 0930) — суммы задолженности по расчетам с Фондом социального страхования Российской Федерации.

На субсчете 194 «Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации» (по строкам 0400 и 0940) — суммы задолженности по расчетам с Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

На субсчете 195 «Расчеты по оказанию социальной помощи населению» (по строке 0950) — задолженность учреждения населению по социальным компенсациям, пособиям, субсидиям и т. д.

На субсчете 198 «Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации» (по строкам 0410 и 0960) — суммы задолженности по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Раздел — Расходы

На субсчете 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» (по строке 0430) показываются суммы фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования за отчетный период. По окончании года расходы с кредита субсчета 200 списываются в дебет субсчета 140.

На субсчете 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования» (по строке 0440) показываются фактические расходы, произведенные учреждениями за счет средств, полученных из дополнительных источников бюджетного финансирования по утвержденной системе доходов и расходов данного учреждения за отчетный период. По окончании года расходы с кредита субсчета 201 списываются в дебет субсчета 141. Остатки несписанных расходов по этому субсчету на 1 января не допускаются.

На субсчете 210 «Расходы к распределению» (по строке 0450) отражаются суммы остатков расходов будущих периодов.

На субсчетах 220 «Расходы по предпринимательской деятельности» (по строкам 0460), 221 «Расходы по изготовлению экспериментальных устройств» (по строкам 0470), 222 «Расходы по изготовлению и переработке материалов» (по строкам 0480) на конец отчетного периода показываются суммы остатков расходов незавершенного производства только по продукции, находящейся в процессе производства, незавершенным работам и услугам, по субсчету 223 «Расходы за счет средств, формируемых из прибыли» (по строке 0490) на конец отчетного периода показываются фактически произведенные расходы за счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты, средств на содержание и развитие материально-технической базы.

На субсчетах 225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия» (по строкам 0500), 227 «Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения» (по строкам 0510), 228 «Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов» (по строкам 0520) на конец отчетного периода показываются суммы произведенных расходов. На конец отчетного года остатков по этим субсчетам быть не должно.

Раздел — Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги

На субсчете 280 МВыполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги» (по строке 0530) по фактической стоимости показывается сданная заказчикам произведенная продукция, выполненные работы, услуги и неоплаченные ими на отчетную дату.

Раздел — Доходы, прибыли (убытки)

На субсчете 401 «Доходы будущих периодов» (по строкам 0540, 0980) отражаются: суммы, начисленные заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами (счетами) за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги (с включением в установленном порядке налога на добавленную стоимость); суммы курсовых разниц, возникшие в связи с предварительной оплатой работ, услуг в иностранной валюте.

На субсчете 410 «Прибыли и убытки» (по строкам 0550, 0990) показываются результаты (превышение доходов над фактическими расходами или фактических расходов над доходами), полученные от реализации продукции, работ и услуг; продажи в установленном порядке неиспользуемых имущественно материальных ценностей; сдачи в аренду и субаренду имущества в соответствии с действующим законодательством (не относящегося к федеральной собственности); суммы разниц финансовых вложений учреждений в депозиты, ценные бумаги организаций, процентные облигации государственных и местных займов и др. По состоянию на 1 января по субсчету 410 остатка прибыли не должно быть.

Раздел — Расходы на капитальное строительство

На субсчете 040 «Оборудование к установке «(по строке 0560) показывается сумма остатков готовых к установке строительных конструкций и деталей, а также отечественного и импортного оборудования, требующего монтажа, предназначенного для установки.

На субсчете 041 «Строительные материалы для капитального строительства» (по строке 0570) — сумма остатков строительных материалов, приобретенных за счет средств, предназначенных на капитальное строительство.

На субсчете 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по строке 0580) в активе баланса — дебиторская задолженность, образовавшаяся по расчетам с поставщиками и подрядчиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование для установки и т.д., приобретаемые за счет средств, выделенных на капитальные вложения.

На субсчете 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» (по строке 0590) — расходы за счет средств бюджета по незаконченным объектам нового строительства и реконструкции зданий и сооружений, а также расходы по законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции.

На субсчете 224 «Расходы на капитальное строительство за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы» (по строке 0600) — расходы на капитальное строительство и реконструкцию, производимые за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы (субсчет 241) по незаконченным и не сданным в эксплуатацию объектам.

На субсчете 225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия» (по строке 0610) — расходы в части капитального строительства и реконструкции, производимые за счет целевых средств (субсчет 270) по незаконченным и не сданным в эксплуатацию объектам.

Раздел — Финансирование из бюджета

На субсчете 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» (по строке 0650) учреждением отражаются объемы финансирования, полученного от главного распорядителя и распорядителя средств бюджета.

На субсчете 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения» (по строке 0660) — объемы полученного дополнительного бюджетного финансирования.

На субсчетах 230 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» (по строке 0630) и 231 «Дополнительные источники бюджетного финансирования (по строке 0640) — объемы финансирования, доведенные до главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств на конец отчетного периода.

Перед составлением сводного баланса главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств должны быть выверены внутриведомственные расчеты по финансированию с учреждениями, находящимися в их ведении.

Остатки по счетам расчетов по финансированию подведомственных учреждений в активе баланса вышестоящего учреждения должны соответствовать остатки по счетам расчетов по финансированию в пассиве баланса подведомственных учреждений. Остатки по этим счетам в активе и пассиве сводного баланса взаимно исключаются.

Раздел — Фонды и средства целевого назначения

На субсчете 240 «Средства на материальное поощрение и социальные выплаты» (по строке 0670) показывается остаток средств, направленный из прибыли по финансовым результатам за квартал на оказание материальной помощи, выплату премий, медицинское обслуживание, приобретение путевок, улучшение жилищных условий и др.

На субсчете 241 «Средства на содержание и развитие материально-технической базы» (по строке 0680) — остаток средств, направленный из прибыли по финансовым результатам за квартал на содержание и развитие материально-технической базы, объектов социальной сферы, на капитальное строительство, на покрытие расходов, связанных с начислением штрафных санкций, пени, доначислением сумм налогов и платежей и др.

На субсчете 250 «Фонд в основных средствах» (по строке 0690) показывается сумма вложений в фонд основных средств (с учетом износа), находящихся в распоряжении учреждения.

На субсчете 251 «Фонд в нематериальных активах» (по строке 0700) — сумма, равная стоимости нематериальных активов, находящихся в распоряжении учреждения.

На субсчете 260 «Фонд в малоценных предметах» (по строке 0710) — сумма, равная стоимости малоценных предметов, находящихся в распоряжении учреждения.

На субсчете 270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» (по строке 0720) на отчетную дату показываются суммы, поступившие от других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц; средства, поступившие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на цели, связанные с выполнением их основной деятельности (в том числе поступления от разрешенных видов деятельности учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации); средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений.

На субсчете 272 «Средства родителей на содержание детского учреждения» (по строке 0730) отражаются средства, начисленные родителям за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в детских музыкальных школах и прочих детских учреждениях на отчетную дату.

На субсчете 273 «Заемные средства» (по строке 0740) на отчетную дату показываются суммы непогашенных заемных средств, полученных от кредитных и других организаций для осуществления предпринимательской деятельности.

На субсчете 274 «Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов» (по строке 0750) на отчетную дату показываются средства, полученные учреждениями социальной защиты населения от региональных отделений Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий; учреждениями здравоохранения от Фонда обязательного медицинского страхования РФ на медицинское обслуживание населения, а также на другие мероприятия социальной защиты населения, предусмотренные действующим законодательством.

На субсчете 020 «Износ основных средств» (по строке 0760) отражается общая сумма износа объектов основных средств.

Раздел — Финансирование капитального строительства

На субсчете 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по строке 1000) в пассиве баланса показывается кредиторская задолженность, образовавшаяся по расчетам с поставщиками и подрядчиками за строительные материалы, конструкции, детали и оборудование для установки, выполненные работы и т.п., приобретаемые за счет средств, выделенных на капитальное строительство.

На субсчете 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство» (по строке 1010) отражается остаток неиспользованного объема финансирования по объектам строительства.

На субсчете 241 «Средства на содержание и развитие материально-технической базы» (по строке 1020) показывается остаток средств, направленных из прибыли по финансовым результатам за квартал на капитальное строительство.

На субсчете 270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» (по строке 1030) на отчетную дату показывается остаток средств, поступивших от других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц на капитальное строительство.

Справка о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230, 231 (140, 141, 143)

Справка к балансу о движении сумм финансирования из бюджета составляется на 1 июля, на 1 октября и на 1 января.

Эта справка предназначена для сверки сумм бюджетного финансирования, показанных в балансе, с данными вышестоящего распорядителя бюджетных средств.

В графе 3 и 4 (дебет) справки показываются:

по строкам 1060 и 1070 «Списано безнадежных долгов» и «Списано недостач материалов, принятых за счет учреждения» — суммы безнадежных долгов и недостач материалов, списанных за счет учреждения;

по строке 1080 «Возврат средств в бюджет» — суммы, не использованные учреждением в отчетном периоде и возвращенные в бюджет в случаях, установленных действующим законодательством;

по строке 1090 «Списано расходов по законченными сданным в эксплуатацию объектам строительства «— суммы расходов по законченным и сданным в эксплуатацию объектам нового строительства и реконструкции;

по строке 1100 «Списано расходов за счет финансирования из бюджета в отчетном году» — сумма фактических расходов по исполнению сметы доходов и расходов, списанных в конце года, с учетом остатка расходов на начало года, отраженных по субсчету 200;

по строке 1110 «Списано расходов за счет дополнительных источников финансирования из бюджета «— сумма фактических расходов по исполнению сметы доходов и расходов, списанных в конце года, отраженных по субсчету 201;

по строке 1120 «Списано расходов за счет финансирования от других главных распорядителей (распорядителей) «— сумма фактических расходов, произведенных за счет полученного финансирования от других главных распорядителей (распорядителей);

по строке ИЗО «Передано финансирование другим главным распределителям (распределителям)» — суммы финансирования, переданные в установленном порядке другим главным распорядителям (распорядителям);

по строке 1190 «Курсовая разница» — суммы отрицательной курсовой разницы;

по свободным строкам 1140 — 1180 — расшифровка дополнительных записей по дебету;

по строке 1200 «Всего» — сумма по дебету.

В графах 7 и 8 (кредит) справки показываются:

по строке 1210 «Остаток на начало года» — остаток средств по субсчетам 230 и 231 (140, 141 и 143) на начало года;

по строке 1220 «Финансирование из бюджета за отчетный период с учетом отозванных средств» — суммы полученных бюджетных средств в течение отчетного периода за минусом сумм, отозванных в отчетном году по распоряжению вышестоящего или финансового органа;

по строке 1230 «Финансирование от других главных распорядителей (распорядителей)» — финансирование, полученное в установленном порядке, от других главных распорядителей (распорядителей);

по строке 1260 «Дополнительные источники финансирования из бюджета» — объемы дополнительных источников бюджетного финансирования, определенные в соответствии с законами (решениями) о бюджете.

   

Все учреждения и организации, финансируемые из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (независимо от ведомственной подчиненности), а также централизованные бухгалтерии пользуется Планом счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. ‡ 107н.

Действующий План счетов состоит из 12 глав, которые объединяют счета первого порядка (основные или синтетические) и счета второго порядка (субсчета), являющиеся подразделением счетов первого порядка. Содержание глав плана счетов соответствует экономической группировки имущества, его источников и процессов. Каждому синтетическому счету (счету первого порядка) присвоен двухзначный номер (условное числовое обозначение), а каждому субсчету (второго порядка) — трехзначный номер.

В плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности; списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми, поэтому учет средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их возврате — по кредиту.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. ‡ 34н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. ‡ 107н). В организациях, как правило, создаются бухгалтерские службы, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями. Кроме того, успешно функционируют централизованные бухгалтерии для обслуживания учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, профтехобразования.

Централизованная бухгалтерия — не механическое соединение разрозненного по учреждениям учетного персонала, это более высокая ступень организации учета и труда, позволяющая поднять достоверность, объективность и аналитичность бухгалтерского учета на основе его комплексной механизации и автоматизации.

Выделяют следующие организационные формы централизованных бухгалтерий:

при управлениях или отделах районных, городских, областных и краевых администраций;

при министерствах и ведомствах автономных республик;

при министерствах и ведомствах Российской Федерации;

при администрациях городов, районов и сел;

при учреждениях и организациях;

независимые, самостоятельные бухгалтерские фирмы, обслуживающие предприятия и учреждения на договорных началах.

Централизованные бухгалтерии создаются как самостоятельные структуры подразделения министерств, ведомств, управлений и других организаций. Они осуществляют бухгалтерский учет обслуживаемых организаций, включая и организацию, при которой создана централизованная бухгалтерия, а также учет операций, связанных с финансированием подведомственных организаций, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно.

В процессе дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях возникают новые, более совершенные формы его организации. Так, особое внимание уделяется межотраслевой (территориальной) централизации бухгалтерского учета. Министерство финансов РФ по согласованию с министерствами и ведомствами утвердило Положение о межотраслевой централизованной бухгалтерии и централизованной бухгалтерии сельской и городской администрации.

Благодаря централизации бухгалтерского учета усиливается контроль за соблюдением сметно-финансовой дисциплины, уменьшается количество текущих счетов в учреждениях банков, сокращается число банковских операций; концентрируются на едином счете бюджетные средства, ранее распыленные по многим учреждениям; сокращаются документооборот и количество регистров бухгалтерского учета; упрощается планирование и составление смет, так как по мелким однотипным и отдельным крупным учреждениям, при условии создания групп хозяйственного обслуживания, составляются общие сметы, и ведется учет в целом по параграфу бюджетной классификации.

Централизация бухгалтерского учета облегчает свод периодической и годовой отчетности об исполнении индивидуальных смет и контрольно-ревизионную работу. В централизованных бухгалтериях создаются условия для совершенствования организации труда бухгалтеров, внедрения научной организации труда и образцовой постановки учета, его автоматизации, повышения квалификации кадров и сокращения штатов.

Достоинством централизованной бухгалтерии является также то, что, концентрируя всю учетную информацию учреждений, она обеспечивает такую организацию учета, при которой имеются объективные условия для контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью и управления ими. Сосредоточением учетной информации в централизованных бухгалтериях создаются крупные информационные системы, которые позволяют рационально организовать документооборот, унифицировать формы первичной документации, регистры бухгалтерского учета, упразднить параллелизм и дублирование записей в учете, снизить затраты на обработку информации, повысить оперативность и достоверность учета, обеспечить руководящих и оперативных работников своевременной, достаточно полной экономической информацией.

Важным организационным началом в деятельности централизованных бухгалтерий является формирование научно обоснованных структур. Структура — ключевой элемент в организации работы централизованной бухгалтерии. Ошибки в структуре централизованной бухгалтерии не только усложняют процесс обработки учетной информации, но и приводят к экономическим потерям из-за непроизводительного расходования времени работников централизованной бухгалтерии и обслуживаемых ею учреждений.

Организационные формы бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы, отражая специфическую сущность отдельных отраслей (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение и др.), должны в то же время основываться на общих закономерностях и принципах организации. Признаком организационной структуры бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы является определенная упорядоченность организационных отношений и связей между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми ею учреждениями. Организационные отношения выражаются в следующем:

функциональное руководство учетом, характеризующееся тем, что главный бухгалтер (начальник) централизованной бухгалтерии в пределах своих компетенций руководит организацией учета в обслуживаемых учреждениях и его указания в части оформления финансово-хозяйственных операций первичными документами обязательны для работников обслуживаемых учреждений;

методическое руководство учетом, состоящее в указании способов учета финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в обслуживаемых учреждениях;

контроль как воздействие за сохранностью и эффективным использованием материальных и денежных ценностей руководителями обслуживаемых учреждений;

согласование (принятие совместных решений) о назначении, увольнении и перемещении материально ответственных лиц; о заключении договоров, соглашений на получение или отпуск товарно-материальных ценностей, выполнение работ, услуг, а также приказов, распоряжений и других документов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Этот тип отношений подчеркивает равноправие главного бухгалтера централизованной бухгалтерии и руководителя обслуживаемого учреждения. Совместная деятельность по принятию решений осуществляется на всех стадиях организации учета, кроме утверждения решений, не предусмотренных Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Например, тарификация учителей средних школ и преподавателей средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ оформляется протоколом заседания тарификационной комиссии учреждения.

Организационная структура централизованной бухгалтерии определяется количеством и характером структурных подразделений обслуживаемых учреждений, их территориальным размещением, а также степенью механизации учета.

Распределение служебных обязанностей производится по функциональному признаку; за каждой группой работников (отдельными работниками) закрепляется определенный участок. В централизованных бухгалтериях могут выделяться следующие отделы (примерная схема централизованной бухгалтерии представлена): плановый, финансовый, контроля и внутреннего аудита, организации и методологии учета, механизации и автоматизации учета, сводной отчетности и анализа хозяйственной деятельности, хозяйственного обслуживания, учета расчетов с рабочими и служащими, учета материальных ценностей и расчетов с поставщиками, учета основных средств и капитальных вложений, учета внебюджетных средств. В зависимости от объема работ могут создаваться и другие самостоятельные группы: оперативной финансовой работы, учета питания и расчетов с родителями, учета медикаментов, перевязочных средств и др.

При организации централизованной бухгалтерии в обслуживаемых учреждениях могут организовываться учетно-контрольные группы, на правах подразделений централизованной бухгалтерии. Руководители групп подчиняются главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии и руководителю учреждения. Эти группы осуществляют в учреждениях предварительный и последующий контроль за хозяйственными операциями; обеспечивают оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения; направляют документацию в централизованную бухгалтерию для обработки; проводят контроль за сохранностью материальных и других ценностей, находящихся у материально ответственных лиц и т.п.

Работники централизованной бухгалтерии должны оказывать помощь обслуживаемым учреждениям в совершении хозяйственных операций; предоставлять документы отчетности по обеспечению рационального и эффективного использования выделенных ассигнований, оказывать помощь в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности учреждений с целью выявления и использования резервов.

При централизованном учете за руководителями учреждений сохраняются права распорядителей кредитов: заключать договоры на поставку товаров, оказание услуг и трудовые соглашения (договоры и трудовые соглашения должны визироваться главным бухгалтером централизованной бухгалтерии); получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материальные ценности на нужды организации; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедшего в негодность инвентаря; получать от централизованных бухгалтерий сведения и справки об исполнении сметы расходов, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к финансовой деятельности учреждения.

В свою очередь, все обслуживаемые централизованной бухгалтерией учреждения должны представлять ей необходимые документы для ведения бухгалтерского учета и контроля: выписки из приказов и распоряжений, сметы расходов, а также всякого рода договоры, нормативы и другие документы.

Важным условием эффективной работы централизованной бухгалтерии являются четкое разделение функций отдельных групп, количество работников в них, организация рациональной системы информации и делопроизводства, организация труда работников. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в бюджетных учреждениях стоимость основных средств, масштабы деятельности в целом, а также суммы финансирования. Это, в свою очередь, требует более четкой организации бухгалтерского учета и его информационной базы.

Так, практика показала, что при централизации учета материальных ценностей увеличение номенклатуры товарно-материальных ценностей и объема приходных и расходных документов вызывает дополнительные трудности в организации аналитического учета. В то же время повторяемость большинства операций, увеличение их объема и однотипность открывают большие возможности для комплексной автоматизации материального учета.

Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканских и местных бюджетов.

Основным принципом бюджетного финансирования является предоставление средств безвозвратно, так как бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств.

Второй принцип бюджетного финансирования заключается в том, что бюджетные учреждения получают средства не под план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выданных средств, например, учреждения здравоохранения финансируются исходя из фактического наличия больниц, числа коек и т.д.

Третий принцип — строго целевое использование бюджетных средств для финансирования определенных затрат, предусмотренных планом деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств позволяет систематически контролировать деятельность каждого из них.

При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании государственных средств.

Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов. По объему предоставленных им прав они подразделяются на главных и нижестоящих.

Главные распорядители кредитов — министры и руководители организаций и ведомств федерального значения, а также руководители, начальники управлений (отделов) местных администраций. Министры и руководители федеральных ведомств могут передавать свои права по распоряжению кредитами начальникам самостоятельных управлений и отделов. Так, в Министерстве здравоохранения РФ главными распорядителями кредитов являются: по федеральному бюджету — министр здравоохранения РФ, по республиканским бюджетам — министры здравоохранения республик, по местным бюджетам — начальники (заведующие) краевыми, областными, городскими и районными управлениями (отделами) здравоохранения.

Нижестоящие распорядители кредитов — руководители учреждений и организаций, подведомственных соответствующим министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) местной администрации. По объему предоставленных прав их можно подразделить на две группы:

руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от главных распорядителей кредитов на расходы данного учреждения и для распределения между подведомственными учреждениями и организациями;

руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от вышестоящих распорядителей кредитов только на расходы данного учреждения.

Главные распорядители кредитов постоянно проверяют законность и эффективность расходования бюджетных средств. Они полностью отвечают за выполнение сметы расходов не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им учреждений, а также контролируют за состояние учета и отчетности в этих учреждениях.

Главным распорядителям кредитов по республиканским и местным бюджетам в учреждениях банков открываются отдельные лицевые счета на расходы учреждения (организации), на расходы учреждений и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией; для перевода средств подведомственным учреждениям и организациям, бухгалтерский учет которых не централизован; на расходы по централизованным мероприятиям, а также на финансирование капитальных вложений.

Остатки средств на лицевых счетах учреждений на конец года не отзываются со счетов, а переходят на следующий год и засчитываются при дальнейшем финансировании из бюджета. Сэкономленные денежные средства остаются в распоряжении этих учреждений и расходуются ими на социальные и производственные нужды (при условии выполнения показателей деятельности).

Сумма экономии — разница между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год (за исключением экономии по расходам на питание и медикаменты).

Для учета наличия, поступления и расходования средств учреждениями, состоящими на федеральном бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах в главе 5 «Средства учреждений» Плана счетов предусмотрены счета 09 «Средства федерального бюджета» и 10 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Эти счета в зависимости от целевого назначения средств подразделяются на субсчета:

Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя) и на другие мероприятия — 090

Средства федерального бюджета на расходы учреждения — 091

Средства федерального бюджета в иностранной валюте — 097

Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия —100

Средства на расходы учреждения — 101

Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте — 102

На счете 09 «Средства федерального бюджета» учитывают объемы финансирования расходов федерального бюджета, выделяемым им главными распорядителями или распорядителями и доведенные Министерством финансов РФ через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета на лицевых счетах учреждений ведется в накопительной ведомости по движению средств на бюджетных счетах ф. 381 (мемориальный ордер ‡ 2) на основании документов, приложенных к выписке из лицевого счета.

На счете 10 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» учитываются средства, направленные учреждениям на текущие капитальные расходы по смете доходов и расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Главный распорядитель (распорядитель) направляет средства учреждениям, находящимся в их ведении, платежными поручениями по формам, утвержденным в установленном порядке. Отзыв средств производится платежными поручениями тех же форм.

Остатки средств по счету 10 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» должны соответствовать остаткам на счетах в кредитных организациях.

Учет финансирования главными распорядителями (распорядителями) кредитов ведется на счете 23 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия». В соответствии с назначением средств и их источниками этот счет подразделяется на субсчета:

Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия — 230

Дополнительные источники бюджетного финансирования — 231

В кредит субсчетов 230 и 231 записываются: объемы доведенного финансирования главному распорядителю (распорядителю). В дебет субсчетов 230, 231 — суммы отозванных средств и суммы расходов, списываемых по окончании года на основании годовых отчетов получателей. Аналитический учет по субсчетам 230, 231 ведется в многографных карточках ф. 283 или ф. 0512026 в разрезе показателей, предусмотренных в «Справке о движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения сметы доходов и расходов ф.1.

Бюджетные учреждения в процессе исполнения сметы доходов и расходов обязаны строго соблюдать финансово-бюджетную дисциплину, укреплять режим экономии. На практике при исполнении смет доходов и расходов различают кассовые и фактические расходы.

Кассовые расходы — суммы, выданные банком с лицевых счетов бюджетных учреждений на их расходы. Эти суммы могут выдаваться как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены (заработная плата, суммы, причитающиеся кредиторам за выполненные работы, и др.). Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета по отдельным сметам подразделений, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую дату.

В учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, учет кассовых расходов ведется на счете 09 «Средства федерального бюджета». Учреждения, состоящие на бюджетах Российской Федерации или местных бюджетах, отражают эти расходы на счете 10 «Средства бюджетных субъектов». Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое расходование бюджетных средств.

Фактические расходы — это действительные затраты учреждений по исполнению сметы, оформленные соответствующими документами. К ним относятся и расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.

Учет фактических расходов ведется на активных счетах 20 «Расходы по бюджету» и 21 «Расходы к распределению».

Счет 20 «Расходы по бюджету» подразделяется на субсчета:

Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия — 200

Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования — 201

Расходы по бюджету на капитальное строительство — 203

На субсчете 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» учитываются фактически производственные расходы.

По окончании года субсчет 200 «Расходы по бюджету» у получателей бюджетных средств закрывается путем списания произведенных в течение года расходов в дебет субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия».

Если сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по субсчету 140, расходы списываются в сумме, равной остатку по этому субсчету.

Учет фактических расходов ведется в ведомости аналитического учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и фактических расходов получателей бюджетных средств ф. 309.

Субсчет 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования» служит для учета фактически произведенных учреждениями расходов по утвержденной смете за счет дополнительных источников бюджетного финансирования, определенных в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, с законом о бюджете субсчета Российской Федерации, правовыми актами территориальных органов местного самоуправления на очередной финансовый год.

По окончании года расходы с субсчета 201 «Расчеты за счет дополнительных источников бюджетного финансирования» списываются в дебет субсчета 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения».

Фактические расходы не могут превышать суммы финансирования по субсчету 141.

Аналитический учет по субсчету 201 «Расчеты за счет дополнительных источников бюджетного финансирования» ведется по ф. 309 в порядке, предусмотренном для субсчета 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия».

Субсчет 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» отражает расходы на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений за счет средств бюджета. При хозяйственном способе ведения строительно-монтажных работ в дебет этого субсчета записываются суммы произведенных затрат, а кредитуются субсчета по учету денежных средств расчетов, строительных материалов и оборудования к установке, расчетов с поставщиками и подрядчиками.

При подрядном способе на дебете субсчета 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» отражаются суммы принятых к оплате счетов подрядчиков за выполненные работы, при этом кредитуется субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции переходят по субсчету 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» на баланс следующего года.

Аналитический учет расходов на субсчете 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» на строительство, осуществляемое хозяйственным способом, ведется в ф. 309 по каждому объекту в порядке, предусмотренном по субсчету 200 «Расходы по бюджету».

В целях усиления стимулирующей роли заработной платы Правительство РФ 14 октября 1992 г. приняло постановление ‡ 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Напомним, что постановлением Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 6 ноября 2001 г. ‡ 775 с 1 декабря 2001 г. были введены тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы:

Разряды оплаты труда Тарифные коэффициенты Разряды оплаты труда Тарифные коэффициенты 1
  1,11   2,68
  1,23   2,89
  1,36   3,12
  1,51   3,36
  1,67   3,62
  1,84   3,9
  2,02 17. 4,2  
  2,22   4,5

Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов: для рабочих — с первого по восьмой, для служащих — со второго по восемнадцатый, что видно из вышеприведенной таблицы.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Умножая на этот коэффициент ставку (оклад) первого разряда, определяют заработную плату по определенной должности. Чем выше разряд, тем больше коэффициент, а, следовательно, и заработная плата.

Для определения фонда средств на оплату труда необходимо суммировать тарифный фонд оплаты труда, доплаты и надбавки. При определении потребности в бюджетных средствах на оплату труда необходимо помнить, что вместе с изменением этой суммы изменяется величина средств, требуемых для отчисления в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд обязательного медицинского страхования.

Большая часть средств, отпускаемых из бюджета на содержание бюджетных учреждений, расходуется на заработную плату.

Расчеты с работниками учреждения по заработной плате, пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности, родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством, расчеты со студентами, аспирантами и учащимися по стипендиям, а также другим выплатам учитываются на пассивном счете 18 «Расчеты по оплате труда и стипендиям», который подразделяется на субсчета:

Расчеты по оплате труда — 180

Расчеты со стипендиатами — 181

Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации — 183

Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования — 184

Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов — 185

Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты — 187

Расчеты с военнослужащими по денежному довольствию и прочим выплатам — 188

Другие расчеты за выполненные работы — 189

По кредиту счета записываются суммы начисленной заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также суммы стипендий учащимся, студентам и аспирантам и другим видам начисленного дохода.

По дебету — суммы выданной заработной платы, суммы удержанных налогов, произведенных удержаний (по исполнительным листам, за товары, купленные в кредит, по ссудам банка, по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования, по членским профсоюзным взносам, по безналичным перечислениям на счета по вкладам в учреждения сберегательного банка), а также суммы депонированной заработной платы, не полученной в течение трех дней со дня ее выдачи.

При наличии данных, которые влекут уголовную или административную ответственность за нарушение законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, по мотивированному постановлению компетентного должностного лица правоохранительного органа организуются проверки, ревизии или инвентаризации материальных ценностей. первой среди этих мероприятий проводят внезапную инвента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.218 сек.