Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под хозяйственным учетом понимается система сбора информации об объектах учета в целях контроля и управления ими

Хозяйственный учет представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых четырех видов учета (Рисунок 1). Каждый из них имеет свою специфику, круг наблюдаемых явлений, задачи и методы наблюдения. Дополняя друг друга, они составляют единую систему хозяйственного учета в Российской федерации.

 

 

 


Рисунок 1- Виды хозяйственного учета

Оперативный учет ведется непосредственно на месте совершения хозяйственных операций (в бригаде, цехе, складе, отделе и др.).

Информация оперативного учета регистрируется в книгах, журналах, карточках, ведомостях или передается устно, по телефону, телеграфу, факсу, системы компьютерной связи и др. способами.

Отличительной его особенностью является быстрота получения данных (оперативность), т.е. обеспечение данными менеджеров предприятия для оперативного руководства непосредственно в момент совершения хозяйственных операций. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и управления предприятием

Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета. Для сбора информации использует свои особые приемы сбора данных: наблюдение, группировка, сравнение, индексы, средние величины и др.

Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, экономического региона и страны. Данные статистического учета обобщаются в периодической отчетности организации, которая представляется установленные сроки государственным органам статистики.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного и статистического:

1) является документально обоснованным учетом;

2) непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату всех изменений,

происходящих в финансово – хозяйственной деятельности организации;

3) применяет особые, только ему присущие способы обработки информации (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.);

4) в бухгалтерском учете все объекты обязательно отражаются в денежном выражении.

В процессе своего развития бухгалтерский учет разделился на две отрасли:

- финансовый учет – ориентирован на внешних пользователей, которым предоставляется обобщенная информация о деятельности предприятия;

- управленческий учет - ориентирован на внутренних пользователей, которым предоставляется информация, необходимая для обоснования и принятия управленческих решений.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика финансового и управленческого

учета

№ п/п Признак Финансовый учет Управленческий учет
А Б В
1. Цель ведения учета Обязателен по закону «О бухгалтерском учете» № 129 -ФЗ По закону не обязателен, необходим для управленческих целей
2. Цели ведения учета Составление отчетов для внешних пользователей Обеспечение управленческого персонала фирмы информацией, необходимой для планирования, управления, контроля
3. Степень открытости информации Отчетность публична, может заверяться аудитором В основном формируется конфиденциальная информация
4. Степень регламентации Требования к ведению учёта и составлению отчетности, установлены законодательно (закон № 129-ФЗ, ПБУ, приказы Минфина РФ.) Порядок ведения учёта и составления отчётности зависит от воли администрации предприятия
5. Ответственность Административная Дисциплинарная
6. Методы ведения учёта. Документация, инвентаризация. Баланс, система счётов, двойная запись, оценка, калькулирование, отчётность. Любые полезные методы – из финансового учёта, экономического анализа, статистики.

Продолжение таблицы 1

7. А Б В
Используемые измерители. Денежный Денежные, натуральные, трудовые и т.д.  
8. Источники информации Документы о совершённых хозяйственных операциях Помимо документов могут использоваться данные исследований, рынка, аналитические данные прогнозы, слухи
9. Степень надёжности информации Информация носит объективный характер, подтверждена документами, может быть проверена аудиторам Значительная часть информации носит расчётный. вероятностный и субъективный характер
10. Периодичность составления отчётности По закону – ежеквартально, ежегодно. По мере необходимости с учетом целесообразности.
11. Основной объект учёта. Хозяйственная деятельность предприятия в целом Деятельность отдельных центров ответственности, отдельная управленческая задача.
12. Группировка затрат. По экономическим элементам По носителям затрат в разрезе статей калькуляции

 

Взаимосвязь существующих видов учета представлена на рисунке 2.

 

         
 
Регулирующие органы
   
 
 
Потребители
 
   
Виды учета
 

 

 

 


Рисунок 2 – Взаимосвязь видов хозяйственного учета в РФ

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, которые сгруппированы в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Цель налогового учета – формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиков в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Основными функциями налогового учета являются:

1) сбор и фиксирование первичной информации, необходимой для правильного определения налоговых обязательств плательщика;

2) своевременное отражение первичной налоговой информации в бухгалтерских и налоговых регистрах и на счетах бухгалтерского учета;

3) правильное определение величины налогового обязательства

налогоплательщика;

4) формирование достоверной налоговой отчетности;

5) контроль за формированием налоговой информации и налоговой

отчетности.

 

1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике определяет то, что информация в системе бухгалтерского учета формируется для внешних и внутренних пользователей.

Цель бухгалтерского учета в отношении информации для внешних пользователей состоит в формировании данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Цель бухгалтерского учета в отношении информации для внутренних пользователей состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» в процессе бухгалтерского учета решаются следующие задачи:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, участникам и собственникам активов экономического субъекта, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением активов и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

Решение поставленных задач позволит системе бухгалтерского учета обеспечить реализацию вышеуказанных целей.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основные из которых представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Функции бухгалтерского учета

Информационная фун­кция. Учет является важнейшим источником, «поставщиком» фактичес­кой информации различным объектам управления (внутренним и внешним пользователям), которые, исполь­зуя эту информацию, вырабатывают и прини­мают соответствующие управленческие решения.

Контрольная функция. В процессе сбора и регистрации информации о фактах хозяйственной деятельности в системе бухгалтерского учета одновременно производится контроль законности совершенных операций, правильности документального оформления, логический и арифметический контроль.

С помощью специальных приемов и способов осуществляют три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Различаются они только време­нем проведения:

- предварительный контроль проводится до со­вершения хозяйственной операции;

- текущий - во время осуществления операции;

- последующий (заключительный) - после ее совершения.

Функция обратной связи. Эта функция учета обеспечивает эффективность всей системы управления организацией, так как именно в бухгалтерском учете формируется отчетная информация, полученная после реализации того или иного управленческого решения.

Эта функция позволяет контролировать соблюдение смет бюджетов, выявлять «узкие» места хозяйственной деятельности и скрытые резервы. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской инфор­мации осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стан­дартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного исполь­зования всех видов ресурсов, устанавливают различные недо­статки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современных условиях хозяйствования | Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.