КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативное регулирование финансового бухгалтерского учета
Финансовый бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также другими нормативными документами, раскрывающими правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Разработчиком нормативных документов по финансовому бухгалтерскому учету в России является Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, в компетенции которого находится круг основополагающих вопросов методологии финансового бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Система нормативного регулирования финансового бухгалтерского учета имеет четыре уровня (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Система нормативно-правового регулирования финансового бухгалтерского учета в РФ
Законодательный уровень включает Конституцию РФ, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления правительства. В документах этого уровня регламентируются основные задачи, принципы и методы финансового бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Российской Федерации. В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором устанавливаются единые основы организации и ведения финансового бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности всеми хозяйствующими субъектами России. Отдельные аспекты финансового бухгалтерского учета регулируются Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, о государственной регистрации юридических лиц, о лицензировании отдельных видов деятельности, о лизинге и т. д. Методологический уровень представлен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и положениями по бухгалтерскому учету. Необходимость создания в России системы раскрытия финансовой информации по стандартам, признаваемым в экономически развитых странах, послужила причиной реформирования отечественной системы финансового бухгалтерского учета. В 1998 г. была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями МСФО. Результатом исполнения указанной Программы является введение в практику учетных стандартов по бухгалтерскому учету (ПБУ). Стандарты финансового бухгалтерского учета и финансовой отчетности Российской Федерации регламентируют принципы и правила формирования учетной политики, фактов хозяйственно-финансовой деятельности, расходов, доходов, имущественных и других учетных объектов, отвечающие нормам российского законодательства и приемлемым в российской хозяйственной практике положениям МСФО. Разъяснительный уровень представлен документами рекомендательного характера, которые подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти и профессиональными объединениями бухгалтеров. К таким документам относятся методические указания, рекомендации, в которых приводятся возможные варианты постановки учета в зависимости от отраслевых особенностей (инструкции, письма, обзор практики разрешения споров Высшим Арбитражным Судом РФ и т.п.), разрабатываемые и вводимые в действие в соответствии с документами первого и второго уровней регулирования бухгалтерского учета. Внутрихозяйственные документы представляют собой документы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые последним при формировании учетной политики и определяющие способы ведения учета, учитывающие особенности хозяйствования, отраслевую принадлежность и другие существенные факторы. Они включают приказы, распоряжения руководства, должностные инструкции, положения (о коммерческой политике, оплате труда, премировании работников и т.п.).
Международный бухгалтерский учет В каждой стране в зависимости от исторически сложившейся экономической среды сформировались национальные представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. В настоящее время в международной практике лидирует двойная бухгалтерия, однако интерпретируется и применяется она по-разному, находясь целиком в зависимости от экономической жизни общества, в которой он функционирует. Континентальная модель. Получила свое название в связи с происхождением из стран континентальной Европы и Японии. На эту модель оказали влияние жесткое законодательное регулирование, тесная связь с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ее характерными особенностями являются ориентация учета на государственные нужды и консерватизм учетной практики. Россию правомерно отнести к континентальной модели бухгалтерского учета, на которую определенное влияние оказали Германия и Франция. В Европе эту модель используют Австрия, Дания, Испания, Италия, Швейцария и др. Южноамериканская модель. Исследователи отмечают ключевое воздействие на становление бухгалтерского финансового учета в южноамериканских странах инфляционных процессов, поэтому отличительной характеристикой эт ой модели является широкое использование принципа корректировки показателей отчетности на изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (в первую очередь в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчетности ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджете. Южноамериканская модель применяется в странах Латинской Америке, Боливии, Бразилии, Перу, Эквадоре. Существование различных систем учета затрудняет общение предприятий на международном уровне. Возможно несколько вариантов преодоления этих сложностей: 1) подготовка удобного перевода на язык пользователя без изменения валюты и принципов учета (такие отчеты часто представлялись финскими компаниями для переговоров с российскими контрагентами; 2) отчетность не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход характерен для японских компаний); 3) составление частично пересчитанного отчета с переводом, пересчетом валюты и частичным пересчетом отдельных элементов финансового отчета в соответствии с принципами учета страны- пользователя. Информация предоставляется как приложение к различным формам отчета (таким способом пользуется, например, автомобильная компания «Вольво»); 4) использование дублирующего финансового отчета. В этом случае делается перевод, пересчет валюты и пересчет всех показателей отчетности в соответствии с учетными принципами пользователя- самый дорогой вариант, хотя и наиболее полезный для пользователя (такой подход имеет место практически на всех предприятиях с иностранными инвестициями на российском рынке); 5) подготовка финансового отчета в соответствии с международными стандартами учета или GAАР. Последний вариант считается наиболее предпочтительным: он лишен условностей, неполноты и ограничений, присущих в той или иной степени первым трем вариантам, менее трудоемок по сравнению с четвертым. Таким образом, международные стандарты учета представляют собой методологические рекомендательные документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств и операций предприятий. Международные стандарты учета не являются обязательными и носят рекомендательный характер, однако в силу объективных обстоятельств приобретают все большее значение как средство «общения» между предприятиями различных стран. Разработка международных стандартов осуществляется специально созданным для этих целей Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), который является независимой организацией частного сектора экономики. Он был создан в 1973 г. для согласования принципов бухгалтерского учета, которые коммерческие и иного профиля предприятия в разных странах используют для подготовки финансовой отчетности, и получил статус ведущей организации по разработке единых международных учетных стандартов. Стандарты КМСФО были выбраны в России в качестве основы для создания новых российских учетных стандартов. Комитет был основан в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании и Ирландии, а также США. С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Структура Совета состоит из пяти уровней: правление, консультативная группа, консультативный совет по стандартам, постоянный комитет Деятельность КМСФО осуществляется правлением, состоящим из представителей бухгалтерских организаций 13 стран (или комбинаций
Рис. 1.9. Структура Совета по Международным стандартам финансовой отчетности Правление КМСФО учредило международную консультативную группу, которая включает представителей международных организаций- составителей, пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. Группа также включает представителей или наблюдателей от агентств развития, организаций устанавливающих стандарты, межправительственных организаций- составителей. В настоящее время членами консультативной группы являются: - Международная федерация ценных бумаг и финансов; - Международная ассоциация развития бухгалтерского образования и исследований; - Международные банковские ассоциации; - Международная ассоциация адвокатов. В структуру КМСФО входит консультативный (или попечительский) совет по стандартам. Основной задачей его является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСФО. Консультативный совет выполняет следующие функции: • подготовку годового отчета об эффективности работы предприятия по достижению поставленных целей и выполнению своих обязанностей; • пропаганду участия в работе КМСФО и ее признания бухгалтерами, деловыми кругами, пользователями финансовых отчетов и другими заинтересованными сторонами; • поиск иполучение финансирования для работы КМСФО таким образом, чтобы это не нарушало независимость КМСФО; • проверку бюджета и финансовых отчетов СМСФО. Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |