Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность нравственной культуры и нравственного сознания учителя

План

ЛЕКЦИЯ 4. Нравственная культура и сознание учителя

 

1. Сущность нравственной культуры учителя.

2. Структура нравственного сознания учителя.

3. Нравственный мир детства, его содержание изучение.

4. Диагностика и интерпретация поведения детей.

5. Методы решения проблем поведения детей.

Литература:

I вариант - 49, 141, 132, 44, 54, 136, 110, 276, 247, 248, 268.

II вариант – 1,42,16,31,62,44,72,57, 13, 95,94, 8,96, 103.

Нравственная культура личности учителя. Можно стать умелым педагогом, способным профессионально решать самые сложные задачи, но при этом не достигнуть оптимального результата. Многое определяется в деятельности педагога сформированность его нравственных качеств как любовь к детям, терпимость, справедливость, тактичность и т. д., которые проявляются в процессе педагогической деятельности и свидетельствуют об уровне сформированности его нравственной культуры. Тим образом, нравственная культура личности учителя - это характеристика уровня усвоенных им моральных ценностей и его участие в их создании. Нравственная культура представляет целую систему элементов, охватывающая:

* Культуру этического мышления (способность морального суждения, способность пользоваться этическими и эстетическими знаниями, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике);

* Культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию)

* Культуру поведения (характеризует конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступков);

* Этикет - уровень приверженности учителя правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон его общения и т.д.

Нравственная характеристика личности учителя в трудах отечественных и зарубежных мыслителей, педагогов прошлого и настоящего. В сочинении «О воспитании оратора» Квинтилиан (римский теоретик ораторского искусства) дает перечень профессиональных качеств, необходимых учителю. Это образованность, умение изучать индивидуальные особенности и способности детей, любовь к детям, умение быть сдержанным.

Ценные мысли о нравственном сознании учителя представлены в педагогическом наследии чешского педагога Я.А. Коменского. Для великого педагога профессия учителя почетна. Он разрабатывает своеобразный кодекс учителя: учитель должен быть честным, добродетельным, трудолюбивым, образованным. Основой воспитания детей, по его утверждению, является положительный пример воспитателя - «живой пример добродетелей».

Обращался к рассмотрению нравственных качеств учителя и немецкий педагог Дистервег. По его мнению, воспитатель может направлять подрастающее поколение к истинной жизни, побуждать в нем стремление к истине и добру, добиваться высшего развития их способностей и сил, если эти качества он развивает, прежде всего, в самом себе. Учитель должен быть живым поучительным примером, поэтому Дистервег горячо выступал за поднятие нравственного уровня учителя, указывал, что он должен любить свою профессию и детей, быть строгим, требовательным и в то же время справедливым. Он считал, что счастлив тот, кого судьба привела, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.

Дмитрий Лихачев. « Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру… Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она – эта любовь – может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век».

По мнению педагога-новатора Т.И.Гончаровой педагог без любви – все равно, что певец без голоса, музыкант без голоса, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей».

Школа М.Щетинина. «Центр комплексного формирования личности детей и подростков». Здесь ставят три проблемы: физическое здоровье детей, пробуждение и развитие в ученике искателя, чтобы он покидал школу «голодным» к знаниям мировой культуры, нравственное здоровье ребёнка, юноши.

Как важную черту нравственности каждого учителя рассматривает В.А. Сухомлинский гуманное начало в воспитании, которое проявляется, прежде всего, в любви к детям, научить которой нельзя, это чувство развивается в процессе взаимодействия с детьми. Истинная гуманность означает справедливость, она является основой доверия ребенка к воспитателю. Гуманность - это чуткое, неравнодушное отношение учителя к индивидуальному, духовному миру каждого ребенка.

К.Д. Ушинский: « Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную сил у, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников" (К.Д. Ушинский, 1939, С. 15-16).

Как показывает анализ идей, сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с учащимися, родителями, коллегами укрепляют в детях веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим профессиональным обязанностям или детям - нравственному развитию детей наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП) | Структура нравственного сознания учителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.