Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования законодательства РФ в области организации и обеспечения защиты населения и территорий от ЧС

Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы

Тема 1.3 Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени

Основополагающими законодательными актами области организации и обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:

1.Основной закон РФ – Конституция РФ от 12.12.93. Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.ст. 56 и 58 Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных её местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости для ликвидации ЧС ВС РФ, других войск и воинских формирований. Ст. 72. В совместном ведении РФ находятся: з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. 2.Закон РФ «О безопасности» (в редакции закона РФ от 25.12.92. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93. № 2288, ФЗ от 25.07.02. № 116-ФЗ, от 07.03.05. №15 -ФЗ, от 25.07.06. № 128-ФЗ, от 02.03.07. № 24-ФЗ, от 26.06.08. № 103-ФЗ). Настоящий ФЗ закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Ст.1. Понятие безопасности и её объекты. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – её права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Ст.2. Субъекты обеспечения безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебных властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Гражданам РФ, находящимся за её пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, с законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Ст.4. Обеспечение безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватным угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого условия защищенности объектов безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Ст.5. Принципы обеспечения безопасности. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно-важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности. Ст.6. Законодательные основы обеспечения безопасности. Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные и признанные Российской Федерацией. Ст.12. Силы и средства обеспечения безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в РФ в соответствии с решениями Верховного Совета РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Службы ФСБ, МВД РФ, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. 3. ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). Настоящий ФЗ устанавливает общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон определяет основные задачи и принцип построения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, права и обязанности граждан в области защиты от ЧС. Закон разграничивает полномочия органов власти. В связи с этим финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с настоящим ФЗ, является расходным обязательством соответственно РФ, субъекта РФ и муниципального образования. В гл. I «Общие положения» закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС. Гл. II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ. Гл. III посвящена принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Гл. IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС. Гл. V связана с подготовкой населения к ЧС. Гл. VI связана с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Гл. VII связана с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области. Гл. VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС. 4.ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98. «О гражданской обороне» (в ред. от 19.10.02. № 123-ФЗ, от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ, от 19.06.07. № 103-ФЗ.). Настоящий ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО. 5.ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. 6.ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта 2009 г.). Настоящий ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. 7.ФЗ РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. (в ред. от 22.08.04. № 12-ФЗ). Настоящий ФЗ определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера и членов их семей. 8.Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. № 794, (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.05г. №335). Постановление принято во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.). Указанным постановлением утверждено положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС это государственная организационно-правовая структура, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. 9.Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г. № 1094. Постановление утверждает Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера, которое предназначено для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них.

Многие важные вопросы предупреждения и ликвидации ЧС регулируются ФЗ РФ «О ведомственной охране», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О борьбе с терроризмом», целым рядом постановлений Правительства РФ и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и с учетом специфики конкретных регионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы управления РСЧС и ГО. Органы управления, силы и средства РСЧС и ГО РФ | Основные понятия и определения в области безопасности в ЧС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.