Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: ответственность за нарушение бюджетного законодательства




План.

1.Осуществление контроля как предпосылка формирования ответственности за бюджетные правонарушения.

2.Виды и условия привлечения к ответственности.

3.Характеристика финансовой ответственности

 

1. В Бюджетном кодексе вопросы ответственности за исполнение бюджетного законодательства вынесены в отдельный раздел. В главе 17 сформулированы функциональные обязанности органов государственной власти по осуществлению контроля за бюджетным законодательством.

Бюджетный кодекс как и ранее Закон Украины «О бюджетной системе» не закрепляет формы проведения контроля. Основной упор сделан на определения полномочия различных структур. Бюджетным кодексом определены полномочия не только органов государственной исполнительной власти и исполнительных органов местных советов народных депутатов, Верховной Рады Украины, Министерства финансов, но и:

- комитета Верховной Рады по вопросам бюджета (ст. 109);

- счетной палаты (ст.110);

- Государственного казначейства (ст.112);

- Контрольно-ревизионное управление(ст.113).

В функциях контроля различных органов предусматривается реализация положений ст. 19 Бюджетного кодекса («Стадии бюджетного процесса»).

Особое внимание сосредоточено на механизме организации исполнительной дисциплины. – От составления проекта Государственного бюджета до возвращения кредитных ресурсов. Сформулированные полномочия максимально приближены к функциональным обязанностям каждого из органов.

Важным является закрепление контроля за:

а) финансированием делегированных полномочий;

б) использованием средств резервного средства;

в) целевым использование и возвращением кредита

 

Таким образом, в отличие от Закона Украины «О бюджетной системе Украины» в Бюджетном кодексе полномочия различных государственных структур сформулированы таким образом, что позволяют не только определить, но и усилить ответственность этих органов за выполнение дилегированных полномочий.

2. В Бюджетном кодексе в статье 116 дано определение бюджетного правонарушения.

Бюджетное правонарушение – невыполнение положений Бюджетного кодекса и других нормативно-правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс.

Статья 112 определяет основные виды ответственности, к которым могут быть привлечены лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства:

· гражданская (в статье 39 закона Украины – отсутствовал);

· дисциплинарная;

· административная;

· криминальная

Условия для привлечения к ответственности разделены на 2 группы:

1) Определяет привлечение к ответственности распорядителей и получателей бюджетных средств (то есть руководителей и других ответственных лиц в зависимости от характера деятельности).

2) Определяет привлечение к гражданско-правовой ответственности лиц государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций закону Украины и независимо от наложения взыскания на распорядителя.

Исходным при установлении ответственности является положение о том, что:

Þ исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи (доказательства, в котором устанавливается распределение доходов, финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главными распорядителями средств в соответствии со сроками и бюджетной классификацией);

Þ главные распорядители средств несут ответственность за своевременность, достоверность и содержание бюджетных запросов (согласно полномочий, установленных на основе статьи 22 и реализуемых с использованием бюджетных назначений – статья 23);

Þ распорядители бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными средствами только в рамках бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Этим законодательно закрепляется возможность привлечения к ответственности всех причастных к тому или иному правонарушению в области бюджетных средств. В отличие от статьи 39 закона Украины «О бюджетной системе» в Бюджетном кодексе конкретизированы условия привлечения к ответственности:

· Статья 119 определяет содержание нецелевого использования бюджетных средств (использование на цели, не соответствующие бюджетным назначениям и ведущие к сокращению ассигнований по отдельным статьям);

· Статья 122 определяет ответственность органов местного самоуправления за нарушение бюджетного планирования в части делегированных полномочий;

· Статья 123 определяет ответственность органов Государственного казначейства за не выполнение требований по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а руководители этой структуры несут персональную ответственность за нарушение требований казначейского обслуживания бюджетов.

В бюджетном кодексе отсутствует положение, которое было сформулировано в ст.38 закона Украины «О бюджетной системе». Оно касается персональной ответственности Министра финансов Украины перед Верховной Радой за выполнение закона «О гос. бюджете».

Согласно бюджетному кодексу, МинФин отвечает за формирование гос. бюджета, за соответствие бюджетной росписи и бюджетных назначений (персонально – Министр финансов), осуществляет общую организацию и управление использованием бюджетных средств (прогнозирование и анализ доходов).

На КабМин Украины возложена обязанность исполнения бюджета, так как согласно ст. 35 п.2 именно КабМин рассматривает гос. бюджет и подает его в Верховную Раду.

 

3. Финансовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства связана с применением штрафов. Финансовая ответственность предполагает наказание уполномоченным органом за нарушение норм в бюджетном законодательстве в порядке, установленном финансово-правовыми нормами.

Применение норм финансовой ответственности упирается на использование механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность связана с наступлением для нарушителя неблагоприятных последствий, предусмотренных санкцией правовой нормы.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие 4-х условий:

1) противоправное действие;

2) наличие ущерба;

3) причинная связь между противоправным действием и наступающим ущербом;

4) вина нарушителя.

В бюджетном кодексе предусмотрено применение к лицам, виновным в бюджетных правонарушениях мер административного воздействия (ст.118) и уголовного (ст.119).

В административном и уголовном праве финансовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства – штраф. Наряду с этим видом наказания применяются и другие виды, связанные с лишением свободы, ограничением свободы, лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность.

Возможно совмещение финансовой ответственности с другими видами ответственности.

Ст.118 бюджетного кодекса п.2 подчеркивает, что наложение взыскания другими нормативными документами не освобождает от возмещения материального ущерба.

Административная ответственность наступает при совершении лицом административного проступка. Административный проступок – противоправное, умышленное или неосторожное действие или бездействие, посягающее на установленный порядок управления на государственный, общественный порядок, на государственную или коммунальную собственность, на права и свободы граждан (административный проступок не равен дисциплинарному проступку и неравен преступлению).

Основной финансовой санкцией за административные нарушения, связанные с установленным порядком управления, имеют форму штрафа, который взыскивается в доход государства.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня нарушения, перечень органов, налагающих взыскание в связи с нарушением бюджетного законодательства, содержится в ст.118 бюджетного кодекса п.1. Штраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня вручения постановления о его назначении.

В главе 15 административного кодекса ст.184 прим.1 неправомерное использование гос. имущества предусматривает наложение штрафа от 2,5 до 5 НМДГ, если должностное лицо в личных или других неслужебных целях использовало гос. средства на сумму, которая не превышает 5 НМДГ.

Ст.186 «Самоуправление», то есть самовольное изменение своего действительного права, связанного с исполнением положения и не приведшего к серьезным последствиям в жизни гос. структур, влечет за собой либо предупреждение, либо наложение штрафа на должностное лицо в размере 4 до 7 НМДГ.

В уголовном кодексе уголовная ответственность наступает при совершении гражданами уголовного преступления против государства или общества.

Уголовное наказание осуществляется только по приговору судебных органов. Наряду с финансовыми санкциями уголовная ответственность предусматривает и другие меры воздействия.

Объектом правонарушений в уголовной ответственности является правовой статус лица, совершившего преступление. Уголовная ответственность как правонарушение возникает между государством и преступником по поводу его личных или имущественных прав с момента совершения преступления.

Единственным основанием уголовной ответственности является общественно – опасное виновное деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренное уголовным законом. Различают фактическое и юридическое основание уголовной ответственности. Фактическое основание – определенная форма поведения человека, совершение общественно – опасного деяния, то есть уголовная ответственность возникает одновременно с фактом совершения лицом указанного в законе деяния. Юридическое основание - является наличие в указанном деянии состава преступления.

В соответствии со ст. 3 уголовного кодекса злоупотребление как основа бюджетных нарушений определяется только уголовным кодексом. Это означает, что никакие другие нормативные документы не могут определить понятие и содержание злоупотреблений.

В уголовном кодексе выделено в разделе 7 преступление в сфере хозяйственной деятельности - ст. 210 – нарушение законодательства о бюджетной системе Украины. Ее действие связано с нецелевым использованием бюджетных средств, превышением утвержденных бюджетным законодательством пределов использования бюджетных средств; несоблюдением требований бюджетного законодательства по поводу пропорционального сокращения расходов бюджета или финансирования расходов бюджета.

Уголовная ответственность наступает, если предметом всех перечисленных деяний являются бюджетные средства в крупном размере (в 1000 и более раз превышающие НМДГ). Карается штрафом от 100 до 300 НМДГ или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет с лишением права заниматься определенной работой, занимать определенную должность – до 3–х лет. Если эти же самые действия совершены в особо крупных размерах (в 3000 раз и более НМДГ) – срок от 2 до 5 лет или лишение свободы от 2 до 8 лет с лишением права заниматься определенной работой, занимать определенную должность – до 3–х лет.

В уголовном кодексе выделена ст.211 «Издание нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета, вопреки установленных законом порядков».

Субъектами преступления являются:

- служебные лица (ст. 21, 22 бюджетного кодекса Украины), то есть лица осуществляющие функции представителя власти (лицо, постоянно или временно находящееся на службе в органах государственной власти и осуществляющее их функции). К ним относят: депутаты местных советов, руководители гос. администраций, прокуроры, следователи, работники милиции, инспекторы и т.п.

- лица, занимающиеся на предприятиях вопросами, связанными с исполнением организационно-распорядительных или административно – хозяйственных обязанностей.

Объективная сторона преступления - это издание нормативно-правовых или распорядительных актов.

В отличие от ст. 80 прим. 4 старого уголовного кодекса к объективной стороне преступления относится издание не только нормативно-правовых актов, но и распорядительных актов.

Распорядительные акты – акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенный служебному лицу государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распорядительный акт адресован.

1. Ст. 211 Уголовного кодекса предусматривает ответственность в случае, если предметом преступления были бюджетные средства, превышающий НМДГ в 1000 раз и более.

2. Ст. предусматривает наказание в 3000 и более раз НМДГ, если преступление совершено в особо крупном размере.

1. Наказываются вышеуказанные действия штрафом от 100 до 400 НМДГ или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничениям свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности, либо заниматься определенной деятельностью на срок до3-х лет.

Эти же действия в особо крупном размере или совершенные повторно финансовые санкции не предусматривают и караются лишением свободы на срок от 3-х до 10 лет с лишением права занимать определенные должности, либо заниматься определенной деятельностью на срок до3-х лет.

Кроме этих ст. в разделе 17 «Преступления в сфере служебной деятельности» выделены несколько ст., в определенной мере сопряженные со ст. 210.

Так, в ст. 364 «злоупотребление властью или служебным полномочием» предусмотрено наказание исправительными работами на срок до 2-х лет или арест на срок до 6 мес., или ограничение свободы до 3-х лет лишением права занимать определенные должности, либо заниматься определенной деятельностью на срок до3-х лет.

Если эти действия, направленные против интересов государства, граждан, интересов предприятий, учреждений вызвали тяжелые последствия, то срок лишения свободы увеличивается от 5 до 8 лет, с лишением права занимать определенные должности, либо заниматься определенной деятельностью на срок до3-х лет.

Преступления в этой ст. можно рассматривать как специфический вид злоупотреблений, которые могут совершать только служебные лица.

Ст. 365, 366, 367 содержат санкции, связанные с превышением власти или полномочий, служебными подделками или служебной недобросовестностью.

 

В Бюджетном кодексе закреплена дисциплинарная ответственность. Существует в виде специальной ответственности, которая касается приостановления бюджетных ассигнований, операций с бюджетными средствами или возвращение средств в соответствующие бюджеты.

Должностные лица, привлекавшиеся к дисциплинарной или административной ответственности, налагаемой соответствующими органами (ст. 117 Бюджетного кодекса).

Дисциплинарная ответственность (ст. 147 Кодекса Законов о труде) предполагает применение выговора или увольнения за нарушение трудовой дисциплины.

К государственным служащим кроме общих видов дисциплинарной ответственности применяются:

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- задержка до 1 года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность.

Дисциплинарное воздействие применяется не позднее1 месяца со дня обнаружения нарушения и не может быть наложено по истечению 6 месяцев со дня совершения преступления (ст. 148 Кодекса Законов о труде).

Что бы применить дисциплинарное воздействие необходимо потребовать от нарушителя письменное объяснение. Отказ от него не освобождает от ответственности.

Если бюджетное правонарушение связано с гражданско-правовой ответственностью, то основу наложения взыскания составляет протокол о бюджетном правонарушении.

Порядок наложения взыскания определен ст. 124 Бюджетного кодекса. Обжаловать решение можно в течении 10 дней, но без приостановления действия решения.

Государство – основной субъект права. Оно является носителем политической власти и юридическим лицом не является.

Свою правосубъектность государство реализует через систему государственных органов. Государство, будучи собственником государственной собственности, большую часть ее закрепляет за государственными предприятиями на правах постоянного хозяйственного ведения и за государственными учреждениями на правах оперативного управления.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.