Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий




Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн).

Предприятие имеет собственное название, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, то есть является юридическим лицом.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Это зависит от многих обстоятельств: правильного определения желаний покупателей, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности, уровня организации производства и труда, степени конкуренции.

Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.

 

После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо - это организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:

- имеет обособленное имущество;

- отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

- имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

- может являться истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

Группировка предприятий носит условный характер, т.к. одно и то же предприятие относится к различным группам. Предприятия различаются:

1. по сфере деятельности: а) материального; б) нематериального производства.

2. по отраслевой принадлежности: а ) промышленности; б)с/х.

3. по экономическому назначению: а) производство средств производства; б) производство предметов потребления.

4. по характеру воздействия на предметы труда: а) добывающие (угольные, газодобыча); б) перерабатывающие (обрабатывающие - станкостроение, машиностроение).

5. по типу производства: а) единичного (характеризующиеся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий - судостроение, прокатный стан, др. уникальное оборудование); б) серийного (изготовление ограниченного ассортимента продукции - пищевые, химические, компрессорные предприятия); в) массового производства (изготовление отдельных видов продукции в больших количествах - обувные фабрики, моторные заводы).

6. по количеству видов производимой продукции: а). специализированные - выпускающие ограниченное число товаров; б). многопрофильные - производящие разные товары- комбинаты.

7. по уровню специализации: а). узкоспециализированные (специализация предметная - тракторный завод; подетальная – производство подшипников; технологическая- производство кислот в химической промышленности); б). многопрофильные – металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты.

8. в зависимости от размеров (размер предприятия определяется численностью занятых на нем работников): а). крупный бизнес (от 1000 чел.); б). средний бизнес (100-1000 чел); в). малый бизнес (до 100 чел); г). предприятия-монополии.

Именно малый бизнес (или малые предприятия) играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. В чем преимущества малого бизнеса: гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

В странах с рыночной экономикой доля крупных предприятий невелика 20-25%, но их доля в ВНП 70-80%. Крупные предприятияимеют ряд преимуществ:

1. больше преимуществ для разделения труда, что обеспечивает качество и производительность труда;

2. наличие научно-технических подразделений в составе лишь таких предприятий (в предприятиях других размеров это отсутствует);

3. Крупные предприятия имеют возможность вкладывать средства в НИОКР, что снижает издержки производства, повышает качество, а следовательно и прибыль.

4. возможность снижать затраты на производство продукции за счет массового производства.

К недостаткам крупных предприятий можно отнести следующее:

- большое загрязнение окружающей среды;

- трудности управления из-за размеров;

- сложности в связи с переходом на выпуск новой продукции.

Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям на рынке, он оперативнее реагирует на изменение потребительского спроса, эффективно управляется из-за малых размеров. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. Выживают те предприятия, которые действуют эффективно. Малые предприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.

Недостатками малого бизнеса являются:

- неустойчивость в условиях рынка;

- возможность контроля со стороны криминальных структур;

9. по степени механизации автоматизированные;комплексной механизации;частично-механизированные;машиноручные и ручные производства (художественные промыслы).

10. по степени прерывности - с прерывным режимом работы;с непрерывным режимом (сталелитейное производство).

 

Механизм функционирования организации в условиях рыночной экономики

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации, работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров, где и как их реализовывать, и как распределять полученный доход.

Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику.

В условиях рыночных отношений при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций деятельность предприятий невозможна без рисков.

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, и отвечает за последствия принимаемых решений. Фактор риска заставляет предприятие экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать внимание на расчет эффективности новых проектов, коммерческих сделок. Фактор риска особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, дорогими кредитами.

Риск это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.

В хозяйственной практике необходимо руководствоваться основными принципами снижения риска:

- не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал.

- нет забывать о последствиях риска,

- не рисковать многим ради малого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.