Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пластичные смазки

Виды трансмиссионных масел

Класс вязкости SAE Россия ГОСТ 174792-85 ν, мм2/c
мин. макс.
70w, 75w   4,1 ---
80w, 85w     ---
    13,5  
       

По стандарту маслозаводы выпускают следующие виды трансмиссионных масел (табл. 6.4)

 

Таблица 6.4

Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости Группа по эксплуатационным свойствам
ТМ-1 ТМ-2 ТМ-3 ТМ-4 ТМ-5
  --- ТМ-2-9 ТМ-3-9 ТМ-4-9 ТМ-5-9
  --- ТМ-2-12 ТМ-3-12 ТМ-4-12 ТМ-5-12
  ТМ-1-18 ТМ-2-18 ТМ-3-18 ТМ-4-18 ТМ-5-18
  ТМ-1-34 ТМ-2-34 ТМ-3-34 ТМ-4-34 ТМ-5-34

 

В трасмиссионных маслах применяют следующие виды присадок:

1) противоизносные ЭФО – экстракт финальной очистки (фосфора – 1,4 %; цинка – 1,1 %; бария,– 2 %);

2) противозадирные ПЗ – 309/2 (серы – 1,7 %; хлора – 2,7 %;

фосфора – 1 %).

 

Отечественная маркировка трансмиссионных масел: А – автомобильное; Т – трансмиссионное; Д – долгоработающее; С – селективной очистки; З – загущенное; К – для автомобиля КамАЗ;

Э – присадка ЭФО (экстракт фенольной очистки); ГИП – для гипоидных передач;

В – из волгоградских нефтей.

Зарубежная маркировка масел:

W – зимнее; GL – главная смазка; 90 – класс вязкости (номер масла);

API – Американский институт нефти; SAE – Общество американских инженеров.

Например, ТМ-5-18 – трансмиссионное масло, 5-й группы, вязкостью 18 мм2/с (сСт) при 100 оС.

API GL-5, SAE 70W/90 – трансмиссионное масло, 5-й группы, всесезонное, вязкостью 14–25 мм2/с при 100 оС.

Пластичные (консистентные) смазки – это высоковязкие мази, применяемые для смазки узлов автомобилей (подшипники ступиц передних и задних колес, рессоры, резьбовые соединения, гибкие валы, шаровые опоры, игольчатые подшипники и т.д.).

Технология изготовления: в качестве загустителя используют парафин (вазелин) и мыла, которые приготавливают, используя щёлочно - земельные металлы: Са, Li, Ва. Наполнителем является масло.

В основу мыла входит растительный или животный жир и щёлочи.

Жир + щёлочь = мыло.

Жир + едкий кальций = кальциевое мыло.

Мыло + минеральное масло = пластичная смазка (ПС).

Все солидолы (плотная смазка) выпускают на основе кальциевого мыла.

Простейшая модель «ПС» – вата, смоченная маслом.

Пластичная смазка состоит из 80 – 90 % маслянистой основы и

10 – 20 % загустителя мыла. Пластичные смазки часто называют консистентными (от лат. - густею)

Промышленность России выпускает:

1. Антифрикционные ПС – для снижения трения в сопряженных деталях.

2. Защитные или консервационные – для предотвращения коррозии металлов при хранении и эксплуатации.

3. Канатные – для смазки и предотвращения коррозии стальных канатов.

4. Уплотнительные – для герметичности соединений запорной арматуры.

Маркировка ПС:

1. Антифрикционные:

С – среднеплавкие, t плавления до 70 °С;

О – общего назначения с t плавления до 110 °С;

М – многоцелевая, t от 30 до 130 °C;

Х – химически стойкие;

Н – низкостойкие (морозостойкие), ниже – 40 °C;

Ж – жаростойкие (термостойкие), более 150 °C;

П – приборные.

2. Уплотнительные:

А – арматурные;

Р – резьбовые;

В – вакуумные.

3.К – канатные, З – защитные.

В обозначении указывается тип загустителя, например;

Ка – кальциевые; Ли – литиевые; На – натриевые.

Рекомендованный температурный диапазон указывается дробью. Число, уменьшенное в 10 раз в числителе без знака минус, минимально допускаемая отрицательная температура, в знаменателе максимальная положительная. Затем указывается класс густоты или консистенции. Например: М Ли 3/13 - 4 – многоцелевая пластичная смазка, приготовлена на литиевом мыле, t – 30 до 130 °C, класс густоты – 4.

Современные пластичные смазки должны быть стабильными, водостойкими, с хорошими смазывающими свойствами, иметь широкий температурный диапазон применения, обладать оптимальным классом густоты (2 – 4).

Классы консистенции пластичных смазок приведены в табл. 7.1.

 

Таблица 7.1

Классы консистенции пластичных смазок

Класс консистенции Диапазон пенетрации, мм•0,1 Густота
  445-475 Очень мягкая
  400-430 Очень мягкая
  335-385 Мягкая
  310-340 Мягкая
  265-295 Вазелинообразная
  220-250 Почти твердая
  175-205 Твердая
  130-160 Твердая
  85-115 Очень твердая
  До 70 Сверхтвердая

 

Класс консистенции определяют при помощи прибора пенетрометра (рис. 7.1).

Работа по определению класса консистенции выполняется в следующей последовательности.

Чаша с ПС нагревается до 25 °С. Конус подводят к поверхности смазки и опускают в течение 5 с. Индикатором 4 определяют число пенетрации. Например, число пенетрации 270, класс консистенции (густоты) – 2 (см. табл. 7.1.).

Рис. 7.1. Схема пенетрометра: 1 – чаша, наполняемая ПС; 2 – конус массой 150 г; 3 – тормоз; 4 – шкала с делением 0,1 мм

 

Основной характеристикой ПС является температура каплепадения. В современном автомобиле с дисковыми тормозами температура передней ступицы может достигать 150 °С. Поэтому солидолы с низкой температурой плавления не применяют, а используют литолы. Температуру каплепадения определяют на приборе Уббелоде (рис. 7.2). Капсуль 3 наполняется пластичной смазкой, соединяется с термометром 1 и устанавливается в пробирку 2. При падении первой капли отмечают температуру каплепадения.

Температура каплепадения должна превышать на 15 – 20 ºС температуру трущихся деталей.

Пластичные смазки должны быть водостойкими. Если в мензурку с водой поместить кусочек пластичной смазки и кипятить в течение часа или поместить на 24 часа в воду при 20 0С, то:

1. Пластичная смазка водостойкая, если смазка сохранила внешний вид и форму.

2. Неводостойкая, если произошел полный или частичный распад куска пластичной смазки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Область применения трансмиссионных масел | Сжиженные газы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.