Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по этике

4.

3.

2.

1.

В психологических исследованиях давно доказано, что для социальных работников недостаточно восприятия и понимания лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как социальных работников высокого уровня продуктивности отличает отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения клиентов, объективность оценочных суждений.

Социальная перцепция – это компонент общения, отражающий способы понимания поведения другого человека, обмен эмоциями и впечатлениями в процессе общения. Данный компонент общения должен быть обязательно изучен и освоен социальным работником, а также применим в различных сферах его профессиональной деятельности.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. При идентификации состояние другого человека рационально осмысливается и социальный работник меняет свое поведения в соответствии с этим состоянием. Хотя чувства социального работника в этот момент могут «молчать». Т.е. состояние клиента при идентификации продумывается, а не прочувствуется. Установлена тесная связь между идентификацией и другими, близкими по содержанию явлениями, например эмпатией. Эмпатия- это тоже способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при идентификации, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, причем менять стратегию поведения не обязательно.

Эмпатия – это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями, чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей не одинакова. Выделяют три уровня развития эмпатии: первый уровень- низкий, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к его состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень- по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях. но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Рефлексия – это логическая форма познания личностных особенностей другого человека. Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке. рефлексия- это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Т.е. рефлексия это обратное отражение. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает Вас.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданные установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание воспринимающего на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как первый раз увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные качества и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой- то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого человека через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто- то жалуется, какие все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая, услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будите первичную информацию. На восприятие человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например из- за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно «положительно настроится на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. то есть однажды сформированные мнение о человеке н меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежнее мнение о нем.

К механизмам межличностного восприятия относится, прежде всего, проецирование.

Проецирование означает неосознанную склонность приписывать свои собственные мотивы, переживания и качества.

Децентрация - способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека.

Идентификация - неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка самого себя на место другого.

Эмпатия-постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Стереотипизация – представляет собой одно из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно от самого человека. Можно выделить 6 групп социально- перцептивных стереотипов (А. Рейн):

§ антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от способностей его физического облика;

§ этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, «темпераментный южанин», «немец Поволжья», «Русский эмигрант»);

§ социально- статусные стереотипы состоят в зависимости от оценки личностных качеств человека, от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек);

§ социально- ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного);

§ экспрессивно- эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными качествами он наделяется);

§ вербально- поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних обстоятельств (эмоциональность, особенности речи, мимики, пантомимики).

В межличностном восприятии стереотипы играют негативную роль, если социальный работник жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Прибегать к стереотипам возможно и оправдано лишь в следующих случаях: если социальный работник при помощи стереотипов дает лишь вероятностную оценку личности клиента («Возможно он доставит мне много хлопот»); если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.

 

 

 

Вместо аннотации

 

Каждому преподавателю хорошо известно состояние радости или огорчения, которое возникает, когда знакомишься с теми или иными учебниками по своему предмету. В советское время с учебниками по этике положение было близкое к катастрофическому, то есть огорчение было скорее от «безрыбья»; зато на протяжении последних лет картина резко улучшилась, появился целый ряд интересных, содержательных и объективно написанных учебных пособий. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что этика – дисциплина особая, отмеченная трепетностью и интимностью изучаемых ею проблем: добра и зла, совести, справедливости, счастья. Здесь, пожалуй, как нигде значим момент личностно-неповторимого жизнеотношения. Может, именно в силу этой специфики статус этики до сих пор всерьёз не утверждён Минвузом. Но сама жизнь показывает, что специалисту с высшим образованием, и тем более педагогическим, грех не знать, что такое законопослушание и порядочность, чем отличаются страх, стыд, совесть, как объяснить детям сущность справедливости и как воспитать в них патриотизм, отзывчивость, достоинство. В предлагаемой подборке лекций собран материал, основу которого составили лекции, читанные в течение нескольких лет в Российском Государственном педагогическом университете. Автор стремился к тому, чтобы тексты объединила интонация – не отстранённо-академическая или высокопарно-назидательная, но доверительно-рассуждающая, которая, как представляется, едва ли не наиболее уместна в преподавании этики.

 

Лекция 1

ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Этика есть безграничная ответственность

за всё, что живёт

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.8 Социальная перцепция | Ф. Честерфилд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.