Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В сфере социальной ответственности

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели – исходная точка планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; цели - база для мотивирования; в соответствии с целями оцениваются результаты труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

Цели делятся на краткосрочные и долгосрочные. Критерий – продолжительность производственного цикла. Но на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение 1-2 лет, долгосрочными – 3-5 лет.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Однако существует четыре общие для всех сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

- Доходы организации;

- Работа с клиентами;

- Потребности и благосостояние сотрудников;

- Социальная ответственность.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

1. В сфере доходов:

- Прибыльность (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию);

- Положение на рынке (доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.);

- Производительность труда, материалоемкость, капиталоемкость продукции;

- Финансовые ресурсы (структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала);

- Мощности органзации (размер организации, кол-во единиц техники и т.п.);

- Разработка и производство продукта, обновление технологии (величина затрат на НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта на рынок, качество продукта и т.д).

2. В сфере работы с клиентами:

- Работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.)

3. В сфере работы с сотрудниками:

- изменения в организации и управлении (сроки организационных изменений);

- человеческие ресурсы (кол-во пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.);

- Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.).

 

Одними из важных для стратегического управления являются цели роста организации Данные цели отражают соотношение между темпами изменения объема продаж и прибыли организации и отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или наблюдаться сокращение.

Цель быстрого роста – организация должна развиваться быстрее отрасли. Организация в данном случае должна иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста - предполагает, что организация развивается такими же темпами, как и отрасль. В данном случае организация не стремится расширять свою долю на рынке, а предпочитает оставить ее неизменной.

Цель сокращения – организация по ряду причин развивается более медленными темпами, чем отрасль. Это, однако, не означает, что в организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения.

По отношению к целям в бизнесе существует ряд принципов.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Во-вторых, они должны быть гибкими (оставлять возможность корректировки).В-третьих, цели должны быть измеримыми, т.е. их надо формулировать таким образом, чтобы их можно было количественно измерить. В-четвертых, цели должны быть конкретными (знать, в каком направлении двигаться, какой результат необходимо получить). В-пятых, цели должны быть совместимыми, т.е долгосрочные цели соответствуют мисси, а краткосрочные цели соответствуют долгосрочным.

 

4. ФОРМЫ И СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

 

Процесс установления целей состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй – выработка соответствующей миссии, на третьей – вырабатываются непосредственно цели организации.

Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:

· Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении

· Установление целей для организации в целом;

· Построение иерархии целей;

· Установление индивидуальных целей;

Первая фаза – выявление и анализ тенденций в окружении. На данном этапе влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также очень сильно зависят от состояния среды. Поэтому очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники, хотя невозможно все правильно предусмотреть.

Вторая фаза – установление целей для организации в целом. На данном этапе из широкого круга возможных характеристик деятельности организации выделяются основные цели организации, а затем выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации.

Третья фаза – построение иерархии целей. Это предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным целям, так и по краткосрочным.

Четвертая фаза – установление индивидуальных целей. На данном этапе цели должны быть доведены до каждого отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важнейших условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в данном случае получают представление о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели имеют для организации статус закона. Однако, возможно корректирование целей. При этом процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

Формы принятия решений по установлению целей разделяются на две большие группы.

Первая группа – цели базируются на индивидуальной ответственности за принятое решение.

Вторая группа – цели основываются на коллективном решении и коллективной ответственности.

Можно выделить следующие формы индивидуального решения:

· Авторитарная;

· Коллегиальная;

· Партисипативная;

· «снизу - вверх».

Авторитарная форма установления целей предполагает, что решение принимается индивидуально руководителем на основе имеющейся у него информации. Обычно к подготовке информации привлекаются специалисты, они могут готовить и варианты решения.

Коллегиальная предполагает обсуждение вопроса на заседании коллегии, которая обычно состоит из ответственных лиц организации. Однако решение принимается индивидуально руководителем.

Партисипативная (принятие участия) форма принятия решения по целям предполагает установление такой процедуры подготовки и обсуждения вариантов решения по целям, при которой к этой деятельности привлекаются те сотрудники, которым в дальнейшем непосредственно предстоит выполнять решение. Принятие же решение осуществляет руководство.

Процедура решения по целям «сверху - вниз» предполагает следующую схему (используется в японских компаниях). Решение принимает исполнитель, направляет принятое им решение на согласование во все подразделения организации, которые будут причастны к выполнению этого решения. Каждый из согласующих решение высказывает либо согласие, либо несогласие. После этого в случае несогласия решение возвращается вниз, назад, к исполнителю. В случае же согласия идет на следующее согласование и в конце концов одобряется руководителем.

Установленные цели определяют, куда должна двигаться организация. Вместе с тем очень важны не только выбор цели, но и то, как двигаться к данной цели. Другими словами, следующий важный шаг – определение стратегии организации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие миссии, факторы выработки миссии | Определение и вычисление тройного интеграла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.