Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая динамика. Группы в системе управления

 

1. Краткий обзор социально-психологических исследований групп.

2. Понятие малой группы.

3. Классификация малых групп.

4. Факторы образования и развития малой группы.

5. Нормативное поведение в группе.

 

 

1. КРАТКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МАЛЫХ ГРУПП.

 

Психология малой группы является сравнительно новой областью в системе психологических наук. Ее становление относится к 20-30-м годам ХХ века. Первым исследовал и описал психологию масс, к которым относил коллективы и группы - Густав Лебон. Главным признаком массы, по его мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения и особая внушаемость.

Зарождавшаяся психология малых групп имела сильные социально-экономические корни. Психология стала необходимым элементом научной организации труда и управления при решении важных организационных задач. Первостепенное значение при этом придавалось проблеме малых групп, в которых и посредством которых можно было эффективно влиять на человека, на его установки и социальное поведение.

В настоящее время в зарубежной психологии выделяют 9 крупных подходов в развитии групповой психологии: теорию поля, интеракционистскую концепцию, теорию систем, социометрическое направление, психоаналитическую ориентацию, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельных подход, теорию подкрепления. Дадим краткую характеристику каждому из вышеназванных направлений.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ. Это теоретическое направление берет свое начало в работах К. Левина. Основное положение этой теории заключается в том, что поведение личности – продукт поля взаимозависимых детерминант социального пространства личности.

Интеракционистская теория. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

Теория систем. Этот подход очень близок к предыдущему, поскольку в нем развивается представление о группе как системе. В обоих теоретических направлениях содержится попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов. Главное различиемежду интеракционистской теорией и теорией систем заключается в используемых элементах анализа. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

Социометрическое направление. Стимулировало множество эмпирических исследований внутригрупповых отношений. Принципы социометрии предполагают, во-первых, выявление внутренних влечений между людьми, взаимных или односторонних их симпатий, антипатий или индифферентных отношений, и, во-вторых, на основе этих психологических данных подбор в общность наиболее подходящих индивидов, имея в виду достижение максимального сотрудничества, уменьшение конфликтов и психического напряжения. Это направление наиболее широко известно нашему читателю.

Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях З. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. З. Фрейд первый включил идею психоанализа в групповой подтекст.

Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, познавательные процессы, мотивация.

Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу, основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формироваться априорно.

ФОРМАЛЬНО – МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового поведения, используя математический аппарат.Но, некоторые зарубежные авторы отмечают, что представители этого подхода часто больше интересуются внутренней стройностью своих моделей, чем степенью их соответствия поведению в естественных ситуациях.

ТЕОРИЯ ПОДКРЕПЛЕНИЯ. Это направление исследований базируется наскиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно представителям данного подхода, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений и наказаний.

Далее перейдем к отечественным разработкам этой проблемы. Как показывает работа Е. А. Будиловой (1983), становление социальной психологии и изучение поведения в малых группах имеет давнюю традицию. Одной из первых автор называет работу журналиста и этнографа Н. М. Ядринцева, более чем за 50 лет до В. Уайта применившего метод включенного наблюдения и собравшего богатый эмпирический материал, характеризующий групповое поведение людей в ссылке и в боевых условиях.

Основоположником научной социальной психологии стал В. М. Бехтерев, сформулировав в 1910 году предмет и задачи этой науки и разработав ее некоторые теоретические положения: возникновение «соборного ума», влияющего на индивидуальную творческую активность членов коллектива; о повышении мотивации совместной трудовой деятельности путем введения в нее соревновательного момента; о факторе согласования индивидуальных действий – взаимоподражании, взаимовнушении.

На сегодня в групповой психологии можно выделить 4 крупных исследовательских подхода: деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическую концепцию и организационно-управленческий подход. Кратко изложим суть каждого из них.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД анализирует преобразование психического отражения в процессе деятельности. Этот принцип сказался на построении теории групповой активности, на изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции, эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Как и в зарубежной психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к этому направлению. Так как наши специалисты в конкретной эмпирической работе часто используют в качестве основных средств те или иные результаты социометрических тестов.

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ. Создателем этого подхода является Л. И. Уманский. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально – психологических параметров (организационных, эмоциональных и динамических).

ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. Относящиеся к данному подходу многочисленные исследования групп носят выраженный прикладной характер. Эти исследования ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

 

2. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество дефиниций, часто весьма различающихся между собой.

Ш. Бюлер выделяет 6 типичных особенностей группы.

1) взаимоотношения и взаимовлияниямежду ее членами, без чего группа не существует.

2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды;

3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных;

4) определенную общую цель, деятельность и организацию;

5) существование у членов организации чувства «мы», единства группы.

6) сплоченность, чья степень зависит с одной стороны от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой – от интереса, вызванного деятельностью в группе.

Большинство психологов и социологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, а является функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг от друга одну и ту же задачу, то это еще не группа. Представление о группе означает, что семь человек совместно ищут решение поставленной проблемы. Группа является социальным образованием, существующим в конкретно-исторической системе социальных отношений, элементом, выполняющим строго определенные функции в этой системе.

Малые группы являются частью социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Я. Л. Коломинский пишет, что в самом общем виде группой можно назвать такое объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении (Я. Л. Коломинский, 1971, с. 103).

В. А. Гаврилов(1968) выделяет относительно устойчивые основные признаки малой группы:

1. Относительно устойчивое социальное образование, определенная система социального взаимодействия;

2. Форма социального объединения, при которой его члены взаимодействуют лично;

3. Это такое социальное взаимодействие между индивидами в группе, которому присущи общность целей, интересов, мотивов поведения, социально – психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповые действия.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства, однородности группы, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнения, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы.

Итак, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично в большей или меньшей степени присущималой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы является непосредственность общения между ее членами.

Выбор определения малой группы также связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими учеными (Андреева Г. М., Коломинский Я. Л., Обозов Н. Н., Петровский Л. В., Уманский Л. Н.). Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства исследований, малая группа «начинается» с пары, хотя при этом справедливо обращается внимание на усеченный характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности, не отражающей всей полноты межличностных связей, наблюдающихся в больших по объему малых групп.

Что же касается верхнего количественного предела малой группы, то с максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

В современной социальной психологии и социологии верхняя граница варьируется в довольно большом диапазоне от 3 до 35-40 человек (по Д. Джеймсу, К. К. Платонову и представителям социометрии). Я Л. Коломенский перемещает верхнюю границу еще дальше: если группа насчитывает 40-45 человек, то он по величине считает ее малой. Итак, по мнению различных психологов, максимальное число членов малой группы может быть от 3 до 45 человек.

При рассмотрении величины группы возникает вопрос об оптимальном числе составляющих ее членов, между тем это важный вопрос, обнаруживающий свое значение при анализе эффективности групповой деятельности. З. Иванова считает, что «четырехчленная группа может служить моделью для изучения эффективности взаимосвязей в малой группе» (З. Иванова, 1972, с. 245). Этот вывод, сделанный на основе изучения труда оператора, имеет значение для психологии труда, однако он не может быть прямо и безусловно отнесен в другие сферы, например, психологию спорта, педагогическую психологию.

Ряд западных социологов и психологов полагает, что число членов малой группы не должно превышать 10 человек. Согласно О. Томасу и К. Финксу, большинство людей предпочитают принадлежать к сравнительно малым группам из 5-6 человек, так как в них они могут говоритьпочти столько, сколько хотят, оказывать влияние на других, и такая группа обладает значительным разнообразием личностей и талантов, необходимых для решения общих задач или достижения чисто социальных целей. Такое ограничение рамок малой группы определяется в зависимости от целей и задач конкретной группы, от характера и содержания специфической групповой деятельности.

На наш взгляд, абсолютно правы исследователи, которые при рассмотрении обсуждаемого вопроса делают акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в различных сферах социально практики, т. е. на соответствие объема группы требованиям реализации и основной общественной функции, справедливо полагая, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» (Андреева Г. М., 1988, с. 231).

Я. Л. Коломинский, исходя из результатов, полученных им при специальных социально-психологических исследованиях школьного класса, полагает, что наиболее рационально создание первичных групп, величина которых не превышает 10 человек. К. К. Платонов намечает несколько более широкие рамки для определения эффективного размера групп, что вполне правомерно в сложных современных условиях жизни и работы. Он считает, что учебная или экскурсионная группы более эффективны для работы, если состоят из 20-25 человек; оптимальное число членов группы ученых, находящихся по роду работы в тесном контакте друг с другом и их руководителем - 5-7 человек, группы по изучению иностранного языка 3-5 человек. Наблюдаемые здесь различия и отклонения зависят от конкретной цели, характера и специфического содержания характера групповой деятельности. Следовательно, по вопросу о числе членов малой группы существуют различные точки зрения, отсутствует одно единое, всеми приемлемое положение. В известной степени это естественно, если иметь в виду, что число членов малой группы является не постоянной, а изменяющейся величиной, хотя и в рамках определенных границ. Последние определяются видом и специфическим характером данной конкретной группы, ее предназначением и местом в системе более крупных социальных объединений.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП

 

Остановимся на классификации малых групп. Группы классифицируют по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому признаку.

Первыми выделим лабораторные и естественные группы (по другим классификациям условные и реальные). К ЛАБОРАТОРНЫМ относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. К ЕСТЕСТВЕННЫМ – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное отличие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, об укомплектованных случайными лицами на время эксперимента (реальные личности, включаемые в подобную группу, имеют лишь косвенные объективные взаимоотношения, поскольку никогда не встречались друг с другом) и с его окончанием прекращают свое существование, по выражению М. Шоу, это «пятидесятиминутные» группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, это группы людей, реально существующие как общности и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями и межличностными отношениями.

Это различие не следует, однако, абсолютизировать в том смысле, что чисто функционально в роли лабораторной группы может оказаться и реальная группа. В то же время вновь создаваемая реальная группа на каком то раннем этапе своего существования порой напоминает типичную лабораторную группу, особенно если комплектуется из незнакомых между собой ранее людей.

Другая интересующая нас классификация: формальные (по другим источникам – организованные, официальные) - неформальные (или спонтанные, неофициальные) группы. Те и другие относятся к категории естественных групп. Формальные – представляют собой элементарные ячейки социально организации, им присущи: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, которые определяются соответствующими правилами. Неформальные зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных (формальных) групп, так и вне их. В процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений. В таких группах отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы. Подчеркнем, однако, что в данной классификации различие между группами обоих типов характеризуется известной относительностью. Так, при определенных обстоятельствах неформальная группа может приобрести статус организованной, доказательством чему служит история возникновения и последующего институционального оформления научных школ. В то же время, изучая процесс группообразования, исследователи выделяют в нем стадию, на которой обоюдное эмоциональное тяготение индивидов становится преобладающим, в подобные моменты, хотя и кратковременные, организованная группа выступает, по крайней мере, для наблюдателей, как прежде всего неофициальная общность.

В основание следующей классификации положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей среды. Это открытые и закрытые группы. В современном мире практически любая малая группа является открытой. Тем не менее, время от времени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых в следствии их вырванности из мира людей, например, семья старообрядцев Лыковых.

Далее малые группы можно расклассифицировать так же, исходя из фактора продолжительности их существования, на стационарные (постоянные) и временные. Г. М. Андреева упоминает еще первичные и вторичные. Первичные – семья, вторичные – профессиональные, трудовые, учебные, политические, религиозные группы.

Одна из наиболее часто встречающихся классификаций – это группы членства и референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок и ценностных ориентаций. Так, группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций. В таком случае речь идет всего лишь о группе членства. Возможно, однако, существование группы иного типа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотносит с ней свои установки. Причем делает это независимо от членства в данной конкретной группе. Здесь мы говорим о референтной группе. Понятие «референтная группа», которому в социальной психологии малых групп уделяется большое внимание, употребляется в четырех основных значениях: 1) группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях; 2) группа, которая служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа, в которую индивид стремится вступить, т.е. группа, в деятельности которой данное лицо хочет участвовать; 4) группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразной мерой сравнения, социальной «рамкой соотнесения» для индивида, который не является непосредственно ее членом.

Теоретический анализ обсуждаемых типов групп, как правило, обращен к референтным группам, что вполне объяснимо, учитывая их роль в формировании личности, ее поведения в группе. При этом одним из наиболее интересных является вопрос о функциях референтных групп. Г. Келли (1952) выделяет две функции: сравнительную и нормативную. Суть первой из них состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, установки выступают для индивида в качестве неких образцов, «систем отсчета», на которые он опирается в своих решениях и оценках. По мнению специалистов, эта функция несет в себе элемент социального влияния. Что же касается нормативной функции, то она позволяет выяснить, в какой мере поведение индивида соответствует нормам группы. Роль этой функции весьма существенна в плане регуляции группового поведения в производственных условиях, в особенности когда действия отдельных индивидов отклоняются от принятия групповых стандартов.

 

4. ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

 

Итак, какие же факторы лежат в основе образования малой социальной группы? Обратимся к работе Г. М. Андреевой (1988), где отмечено, что «причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе» (Андреева Г. М., 1988, с. 248). Следовательно, возникновение малой группы надо интерпретировать как обусловленное запросами общественно – экономического характера, рожденными в недрах социальных институтов и организаций. Иными словами, необходимость решения последними определенных социальных задач порождает потребность в создании внутри них элементарных функциональных подразделений типа малых групп, специально на эти задачи ориентированных.

Из выше приведенного можно сделать вывод, что появление малой социальной группы в организационной структуре не зависит, как мы выяснили, от составляющих группу индивидов. Однако, правомерно ли считать, что от каждого конкретного человека не зависит наполнение той или иной малой группы? Можем ли мы дать адекватное объяснение феномену возникновения малой группы, исключая из проводимого нами анализа момент личного предпочтения индивида, базирующийся на ряде факторов социального и психологического характера.

Из числа первых назовем такой фактор, как престижность профессии в обществе, существенно влияющий на индивидуальный выбор профессии. Что же касается преимущественно психологических детерминант хождения в определенную социальную группу, то наиболее демонстративным их примером может служить стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа выступает как своеобразная микросреда общения, в которой индивид находит источник удовлетворения соответствующих потребностей.

Разумеется, деление факторов личного предпочтения индивидом той или иной группы на социальные и психологические оказывается во многих случаях весьма относительными, и, конечно же, не сугубо психологические моменты оказываются, как правило, доминирующими в выборе индивидом той или иной организованной малой группы, тем не менее учет всех названных выше обстоятельств является, на наш взгляд, весьма существенными в целях получения более содержательного объяснения реально возникающего процесса. При этом необходимо подчеркивать, что факторы, побуждающие индивида. К вхождению в группу, не исчерпываются только системой его потребностей и ценностей, но включают в себя к ряду других факторов, например, социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством.

Таким образом, возникновение организованной малой группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении её в качестве формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в наполнении её конкретными индивидами, способными квалифицированно решать поставленные задачи. Что касается первого из указанных этапов возникновения группы, то он полностью детерминирован предписаниями организационной структуры и не зависит от входящих в группу индивидов. Что же касается второго этапа, то он обусловлен не только предписаниями, т.е. активностью организационной структуры, но зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов.

Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Как будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности? Существуют различные точки зрения на характер развития малой группы. Остановимся подробно на наиболее значительных подходах.

Параметрический подход к исследованию группы, предложен Л.И.Уманским. В основу потенциальной схемы Л.И.Уманского положено представление о социально-психологических параметрах группы. К числу таких параметров относятся: нравственная направленность группы – интегративное единство её целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационное единство группы; групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В зависимости от выраженности каждого из параметров, группа проходит путь от группы «конгломерат» через номинальную группу и группу – ассоциация к группе – «кооперация».

Подходы к этапам развития группы во многом зависит от исследователя, его видения картины разворачивающегося группового процесса. Существует теория двухмерного рассмотрения группы, предполагающие выделение двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной).

Одна из них, наиболее глубоко разработанная, предложена Б.Такменом (1965). Это двухмерная или двухфакторная модель группового развития. Б.Такмен описывает динамику группового развития, исходя из учета условий, в которых формируется группа, наличия двух сфер групповой активности – деловой и межличностной; положение группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов.

В сфере межличностной активности к ним относятся:

1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредствам постепенной гармонизации отношений, исчезновение межличностных конфликтов;

4) стадия «фунционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», по средствам которого «проигрывается» групповая задача.

В сфере деловой активности Б.Такмен выделяет:

1) стадию «ориентировка в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решение задачи;

2) стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи в следствия несовпадения личных намерений индивидов предписаниям последней;

3) стадию «открытого обмена приватными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4) стадия «принятие решений» - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

При рассмотрении развития структуры малой группы, обращает на себя внимание нормативно-ролевой аспект групповой структуры, относя нормы и роли к числу базовых характеристик малой группы. Н.Обер (1977), изучая формирование нормативно-ролевой системы в инструментальной и экспрессивной сферах групповой активности, сконструировал модель процесса развития малой группы, предполагающую следующие четыре стадии группообразования:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей (иерархическое состояние группы);

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);

3) формирование инструментальных норм (ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров в группе);

4) выполнение (этап образования функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).

И.П.Волков (1971) разработал собственно эмоциональную динамику группообразования. Она представляет собой последовательность фаз развития межличностного контакта, основана на материалах работ в области межличностного общения, социальной перцепции и групповых отношений. Схема группообразования, предложенная И.П.Волковым, содержит наиболее детальный анализ развития эмоциональных отношений в малой группе:

1) фаза первичного восприятия и опознания, имеющая результатом формирование первого впечатления о партнере;

2) фаза сближения, направленная на формирование оценки и самооценки, развития рефлексивных отношений, актуализацию установки на совместное действие;

3) фаза совместного действия, ведущая к принятию межличностных ролей и определению статуса в общении;

4) фаза сцепления, характеризующаяся укреплением чувства общности «МЫ», формированием норм общения и включением механизмов взаимовлияния.

Ответив на вопрос, как происходит процесс группообразования, мы переходим к вопросу по средствам чего он происходит, каковы механизмы группообразования. Это наиболее малоизученная сторона проблемы. Основываясь на имеющихся литературных материалах, мы можем выделить три таких механизма:

1. Решение внутригрупповых противоречий.

2. «Идиосинкразический кредит».

3. Психологический обмен.

Разрешение внутренних противоречий. А.Г.Кирпичник (1980) в своем исследовании выделил два типа противоречий: во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы к её актуальной деятельности, во-вторых, между растущими определениями членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включение личности в групповую структуру, интеллигенции её с группой. В исследованиях психоаналитиков развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие разногласия поведения лидера с ожиданиями, связываемыми с его действиями коллегами.

Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки у её членов общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.

«Идиосинкразический кредит». Название этому феномену дал Е.Холландер (1964). Суть вопроса заключается в следующем. Предполагается, вопреки традиционным представлениями, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы, а привносит в её жизнь некоторые новшества, хотя бы ценою отхода от престижных норм, способствуя тем самым более эффективному достижению группой цели и переводит группу на иной, более высокий уровень формирования. При чем согласно модели члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижении групповых целей, вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразический кредит», представляющий собой своеобразное разрешение группы на девиантное поведение. Таким образом, феномен «идиосинкразический кредит», как он описывается Е.Холландером, выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элемента инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности.

Психологический обмен. Что бы лучше раскрыть суть психологического обмена обратимся к конкретному примеру. В последствии И.Олтменом и Д.Тейлором (1973), чтобы точнее объяснить открытые типы межличностного поведения в социальном взаимодействии и внутренние субъективные процессы психологического обмена, был введен термин «социальное проникновение», характеризующий экстенсивность (широту) и интенсивность (глубину) развития межличностных отношений в диадическом общении.

В серии исследований, в одних случаях носивших характер кратковременного лабораторного экспериментирования, а в других – проводившихся в условиях многодневной изоляции испытуемых, было показано, что развертывание процесса социального проникновения есть следствие обоюдности действий членов диады, репрезентирующихся наблюдателю в виде разнообразных вербальных и невербальных проявлений, взаимных пространственных положений, жестов, и т.д. Прослеживая динамику социального проникновения, исследователи выделяют ряд деловых этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения, а именно стадии:

- ориентации (отношения носят характер ограниченных поверхностных контактов);

- пробного эмоционального обмена (контакты часты, но поверхностны);

- полного эмоционального обмена (контакты глубоки, но охватывают ограниченные области воздействия);

- установившегося обмена (контакты охватывают разнообразные личностные области общающихся и развертываются как на интимном, так и на поверхностном уровне).

По мере прохождения этих стадий отношения в малой группе все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными типами поведения. Таким образом, процесс психологического обмена выступает в качестве существенного условия развития и построение системы межличностных отношений.

 

5. НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ.

 

Существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения связанного с реализацией групповых норм.

Анализ многообразия групповых норм, порождаемый системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний позволяет дать следующую общую характеристику функционирования норм в малой группе. Во-первых, нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые более крупной социальной общностью (например, производственной). Во-вторых, группа не устанавливает норм для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы. В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролями, а могут реализовать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения. В-четвертых, формы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми её членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе. В-пятых, нормы различаются также по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующими диапазону применяемых санкций.

Изучение нормативного поведения в малой группе, ведется уже многие десятилетия, что позволило накопить огромный эмпирический материал, который можно разделить на несколько тематических блоков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геометрические характеристики эвольвентного | Исследования нормативного влияния группового большинства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.