Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция ПРАНЫ

В ревних рукописях брольшое внимание уделяется вопросу об «опоре» человека. Т.е. что представляет сосбой тто свойство человека, лишаясь которого, он не может существовать?

Прана (санскр., буквально – дыхание), в древнеиндийской философии это дыхание, как жизненный принцип, жизнь, как одушевляющее начало и общемировой процесс. Нередко под праной понимают органы чувств, жизненные силы и т.п. (в частности к пране относят речь, обоняние, глаз, ухо, манас (ум), познание (виджняна), кожу, семя и т.п.). Понятие прана известно уже в "Ригведе" и "Брахмане", где намечается отход от обожествления сил и явлений природы. Постепенно предметом поклонения становится то, что стоит "за" явлениями природы, т.е. составляет их основу, "опору". В одном из сборников брахман, Шатапатха-брахмане, авторы высказываются о связи между мыслью и словом, между мыслью и чувствами человека. чувственный процесс и мышление имеют общую основу – дыхание. "Если человека последовательно лишать зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания, он будет жить: если же его лишить дыхания, он гибнет, умирает." Отсюда делался вывод: "опора" человека – дыхание; тело есть лишь оболочка, скрывающая нечто живое и дышащее – прану. Прана – это "дыхание жизни", жизнь, жизненная сила. Подробную разработку понятие "Прана" получило в Упанишадах, где оформилась классификация типов дыхания и была сформулирована теория о превосходстве жизненного дыхания над другими органами жизнедеятельности.

В Чхандогья-упанишаде впервые дана классификация пран ("дыханий"). Точных данных о том, как представляли себе древние индийцы все эти праны до сих пор нет. Существует много разных, порой противоречивых мнений. Ниже приводится толкование пран, в основном соответствующее интерпретации, данной немецким санскритологом П.Дойсеном.

Прана (в единственном числе) отождествляется с понятием "душа" (атман). Праны (во множественном числе) рассматриваются как "органы души": дыхание, речь, зрение, слух и мышление. Наконец, праны – это виды дыхания:

*прана – дыхание вообще или вдыхание;

*апана – выдыхание или дыхание, направляющее струю воздуха вниз

*вьяна – промежуточное дыхание, промежуточный момент между

выдыханием и вдыханием;

*удана – дыхание, направляющее струю воздуха вверх;

*самана – внутреннее дыхание, объединяющее все другие виды

дыхания.

Позднее, используя эту классификацию, строили свое учение о дыхании йоги.

Подавляющее большинство древнеиндийской философов, признавали, что материя составляет важную характеристику феноменального мира, но считали ее недостаточной для объяснения явления жизни, причиной которой объясняли Праной. Прана это не только психофизиологическое понятие, связанное с жизнью, с человеком, но и некий космический принцип, объединяющий микрокосмос и макрокосмос (учение о Пране имеет многочисленные аналогии с концепциями мировой души, жизненного духа).

Всеобщее начало энергии или силы, которое называется словом " Прана ", означает " Абсолютную энергию ". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой его проявления. Прана – это начало энергии, которая проявляется в каждом живом существе и отличается от всего безжизненного. Она всепроникает собой, находится во всем, имеющем жизнь. А так как по учению философии йоги жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме – видимая безжизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни, - то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем. "Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны."

Под "праной" йоги также подразумевают всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно не проявлялось – в силе притяжения (гравитации), во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа Силы и Энергии во всех их проявлениях, - начало, которое вызывает проявления, называемые "жизнью".

Это начало присутствует во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть в воздухе, но оно не воздух. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, но оно не кислород. Прана – это "дух жизни". "Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный "праной", и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. Прана извлекается из воздуха нервной системой также как кислород кровью. И, как насыщенная кислородом кровь проводится системой кровообращения по всему телу, строя его и возрождая, так и прана проходит по всем частям нервной системы, наполняя ее новой жизненностью и силой.".

Согласно учениям йогов, существует два тока праны (Пингала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обеим сторонам канала спино-мозговой колонны (Сусумны). В нижнем конце Сусумны находится треугольник тонкого вещества, содержащий в себе запас скрытой силы (Кундалини). Если Кундалини поднимется по Сусумне и достигнет мозга, то душа освободится от оков материи, а йог станет сверхчеловеком.

Пингала – это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сусумны, Ида – вдоль левой. Сусумна со скрытой силой Кундалини является чрезвычайно сильным источником психической энергии, которую можно привести в действие и регулировать при помощи приемов дыхания, которым учат йоги. Ритмическое дыхание пробуждает скрытые силы Кундалини. Пробужденная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские аспекты йоги | Хатха-йога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.