Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый контроль




А В

0 СтН СтН

оптим макс

 

где ДБ – доходы бюджета;

ДБ макс – максимальные доходы бюджета;

СтН – налоговая ставка;

СтН макс – максимальная налоговая ставка;

СтН оптим – оптимальная налоговая ставка.

 

Рисунок 2 - Кривая Лаффера

 

Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков.

Именно Лаффер обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост доходов в бюджет в этом случае осуществляется не за счёт нагнетания налогового бремени, а за счёт стимулирования увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы.

Отсюда следует сделать вывод, что снижение налогового бремени сразу не приводит к росту производства. Здесь необходим лаг времени даже при существенном снижении ставок.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера, показывая зависимость доходов бюджета от налоговой нагрузки, не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени ее уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния экономики этой страны в целом и устанавливается эмпирически.

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30 - 40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Величина нагрузки в 40 % представляет собой «налоговою ловушку», то есть если ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40 – 50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. «Налоговая ловушка» создает в экономике ситуацию резкого сокращения налогооблагаемой базы и приводит не только к торможению инвестиционного процесса, но и прямому уменьшению суммы собираемых налогов.

В мировой налоговой практике налоговую нагрузку на экономику рассматривают как долю налогов в ВВП. То есть в масштабах государства для расчета нагрузки используются макроэкономические показатели – отношение совокупности проступающих в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов и сборов к ВВП.

Данная методология исчисления налоговой нагрузки достаточно проста, понятна и широко используется и в России и зарубежными странами.

Для конкретного налогоплательщика более правильно соотносить сумму уплачиваемых налогов с показателем, который был бы всеобщим единым источником для всех налогов.

Таким показателем многие ученые и практики считают объем реализованной продукции, работ и услуг, учитываемый предприятиями при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Отдельные экономисты при расчете налоговой нагрузки конкретного предприятия предлагают брать за основу или добавленную стоимость, или же вновь созданную стоимость. Все эти показатели, с которыми соизмеряется величина уплачиваемых предприятием налогов, используются в практике налогового планирования, анализа и подготовки предложений по совершенствованию налоговой системы.

В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровни налогообложения в разных отраслях народного хозяйства /17, с. 26/. При этом нужно определить, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность.

Ученых давно волнует вопрос об оптимальном, научно обоснованном размере налогового бремени. Рассмотрим некоторые методики расчета налогового бремени.

Для определения налоговой нагрузки на предприятие Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ разработана соответствующая методика.

Тяжесть налогового бремени, по этой методологии, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации по формуле (1).

 

НБ = ∑Н / ВР х 100 %, (1)

 

где НБ – налоговое бремя;

∑Н – сумма всех, уплачиваемых налогов;

ВР – выручка от реализации продукции и прочего имущества.

Другой метод предлагает Е.А. Кирова. Она также отмечает, что применять выручку от реализации продукции как базу для исчисления налоговой нагрузки на предприятие недостаточно корректно, так как при этом не учитывается различие структуры затрат в себестоимости продукции у различных хозяйствующих субъектов, поскольку налоговые платежи соотносятся с материальными затратами, не имеющими непосредственного отношения к налоговой нагрузке /21, с. 23/.

Она предлагает различать абсолютную и относительную нагрузку.

Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды. В расчёт абсолютной налоговой нагрузки не включается налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог, уплачиваемый субъектами предпринимательства, является обязательным платежом и поэтому учитываются при исчислении налогового бремени.

Однако абсолютная налоговая нагрузка не отражает напряженности налоговых обязательств, поэтому Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки. Под ним понимается отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости.

Источником уплаты налоговых платежей признаётся добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это стоимость товаров и услуг за вычетом потребления ради последующего производства. В состав добавленной стоимости включается амортизационные отчисления.

С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки фискальные изъятия соизмеряют с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость определяется путём вычета из добавленной стоимости амортизации.

На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость Е.А. Кирова предлагает исчислять следующим образом по формуле (3):

ВСС = В – МЗ – А + ВД - ВР, (3)

 

где ВСС – вновь созданная стоимость;

В – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

МЗ – материальные затраты;

А – амортизация;

ВР – внереализационные расходы;

ВД – внереализационные доходы

Относительную налоговую нагрузку (ДН) можно определить по следующей формуле (5):

 

ДН = (НП+СО) / ВСС х 100 % (5)

 

Достоинство данной методики заключается в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности. Во-первых, налоговые платежи соотносятся именно со вновь созданной стоимостью, т.е. налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налога. Во-вторых, на формирование величины вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги.

Следующий метод количественной оценки налоговой нагрузки предлагается М.И. Литвиным /7, с. 29/.

Показатель налоговой нагрузки он связывает с числом налогов и других обязательных платежей, структурой налогов на предприятии, механизмом взимания налогов и предлагает рассчитывать по формуле (6):

 

Т = ST / TV ґ 100 %, (6)

 

где ST – сумма налогов;

TV – сумма источника для уплаты.

 

В общую сумму налогов включаются все уплачиваемые налоги: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и так далее. Источником для уплаты налогов может быть только доход предприятия в различных его формах, а именно:

- выручка от реализации продукции, работ, услуг (для НДС, акцизов);

- себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации (для земельного и ЕСН);

- прибыль предприятия в процессе её формирования (для налога на имущество);

- прибыль предприятия в процессе её распределения (для налога на прибыль).

Также М. И. Литвин наряду с общим показателем налоговой нагрузки предлагает использовать частные показатели и рассматривать их соотношение по названным группам доходов.

Общим показателем М.И. Литвин предлагает использовать добавленную стоимость, рассчитанную по формуле (7):

 

ДС = ВД + МЗ = ЗП + АМ + П + Нал, (7)

 

где ДС – добавленная стоимость;

ВД – валовой доход;

МЗ – материальные затраты;

ЗП – заработная плата;

АМ – амортизация;

П – прибыль;

Нал – налоги.

Этот показатель сопоставим с ВВП, на основе которого исчисляется макроэкономическая нагрузка.

Подобный анализ даёт практически ценные сведения. Видно, какая часть доставленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на налоги.

Однако в расчёт налоговой нагрузки включается налог на доходы с физических лиц.

 

По тем организациям, специфика деятельности которых не позволяет определить показатели вновь созданной стоимости, применяются иные показатели. В частности, по банкам при расчёте налогового бремени сумма уплаченных налогов соотносится с суммой разницы между полученными операционными доходами и уплаченными по привлеченным средствам процентами.

Одновременно с использованием показателей налоговой нагрузки, государственные органы, отвечающие в стране за формирование налоговой политики, а также контролирующие исполнение налогоплательщиками налогового законодательства, в целях изучения влияния налогового процесса на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, проводят дополнительные обследования широкого круга налогоплательщиков.

При таком обследовании предприятия и организации – налогоплательщики группируются по однородным признакам, гарантирующим их отношение к налогообложению.

Наиболее характерная группировка – по видам деятельности, так как разные отрасли различаются по отношению к налогообложению, и налогоплательщики по этому признаку объединяются в разные исследуемые группы.

На основе такого обследования определяется степень налоговой нагрузки на налогоплательщиков различных групп, и делаются выводы о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в налоговую систему страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.